Преимущества и недостатки рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект.

Содержание

Введение……………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4
§1. История развития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9
§1. Общая характеристика и
преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9
§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13
Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18
Заключение……………………………………………………………… стр. 20
Библиография……………………………………………………………. стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

Преимущества и недостатки рыночного механизма.docx

— 130.07 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Рынок. 

§1. История развития. 

Возникновение рынка  непосредственно связано с появле-нием общественного разделения труда. Уже  на заре цивилиза-ции произошло крупное  разделение труда между земледельче-скими  и скотоводческими племенами. Все  усиливающееся разделение труда, его  дифференциация и специализация  в конечном итоге привели не только к повышению производи-тельности  и эффективности общественного  производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался  от случайного обмена продуктами труда  первобытных племен до современ-ного рынка, где в качестве всеобщего  эквивалента стоимости выступают  деньги. 

Английский экономист  XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. С. 54. Современный американский экономист Ф.Котлер характе-ризует рынок как совокупность существующих и потенци-альных покупателей товара, подчеркивая особую роль поку-пателей. Британская энциклопедия трактует рынок как сово-купность инструментов, посредством которых осуществляет-ся обмен товарами и услугами в результате контактов поку-пателей и продавцов друг с другом. Контакт может осу-ществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелев-ской премии Ф.Хайек (1899--1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наиболь-шей полнотой и эффективностью использовать информа-цию, рассеянную среди бесчисленного множества индивиду-альных агентов. 

Итак, рынок -- это  взаимодействие продавцов и покупате-лей. Каждый из них самостоятелен в  своих действиях. При этом не обязательно  быть собственником покупаемого  или продаваемого товара, можно действовать  и по поручению. 

Покупателями могут  быть отдельные граждане, семьи, фир-мы, посредники, приобретающие товары для  последующей продажи (фирмы оптовой  и розничной торговли), государ-ственные учреждения. 

Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция  заставляет их снижать издержки производства, увеличивать разнообразие продуктов, повышать их качество. Для расширения рынков сбыта как традиционных, так  и новых товаров фирмы-изготовители изучают потенциальных потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Осо-бенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителями товаров: цена, качество, преимущества перед  существующими образцами, соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь такие потребительские  свой-ства, которыми бы она выгодно  отличалась от сходной про-дукции других конкурентов. На рынке побеждает  тот това-ропроизводитель, конкурентоспособность  продукции кото-рого выше. 

Современный рынок  все больше превращается в рынок  новинок, ибо новизна стала важнейшим  свойством товаров и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми счита-ются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улуч-шенные варианты или  модификации существующих. Рынок  интересуют любые новшества: в конструкции, обеспечиваю-щие более высокую  производительность, надежность и до-лговечность; в дизайне, делающие продукцию удобной  и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повыша-ющие рентабельность производства. Для современного рын-ка характерно стирание национальных границ, формирова-ние мировых рынков товаров, услуг, технологии, информа-ции, рабочей  силы, капиталов и валют. 

Роль рынка в  экономике определяется следующими мо-ментами. Во-первых, рынок через  механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Ф.Хайек определял конкуренцию  как процедуру открытия таких  факторов производства, которые без  обращения к ней оставались бы никому не известными или не используемыми  Хайек Ф. Конкуренция как процедура  открытия. МэиМО., 1989.-№12. С. 9. Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру  производства, приспосабливая его через  цены к платежеспособному спросу. В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных  предприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональ-ную  структуру потребления, соответствующую  его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономической  информации, сообщая о наличии  или отсут-ствии товаров, количестве и качестве, издержках их произ-водства, полезности для потребителя. 

§2. Классификация  рынков. 

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др. 

По объектам купли-продажи  различают рынок товаров, услуг  и информации, рынок капиталов  и рынок рабочей силы. 

Рынок товаров можно  представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и  товаров, предназначенных для личного  потребления (рынок предметов потребления). 

Рынок средств производства обычно рассматривают в от-раслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно  предста-вить в виде рынков: 1) топлива  и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного  сырья, продовольственных и лес-ных  товаров; 3) объектов промышленного  строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний. 

Для рынка машин  и оборудования характерна значительная монополизация производства (ограниченное число фирм-изготовителей) и мировых  рынков сбыта. Необходимыми условиями  конкурентоспособности на этом рынке  являются ускоренное обновление продукции  и ее техническое обслу-живание  после продажи, что сохраняет  высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры. Для сбыта  продукции используются поставки комплектного оборудова-ния, а также отдельных  узлов и деталей, торговля по заявкам  покупателей, сдача изделий в  аренду. 

На рынке научно-технических  знаний покупаются и прода-ются научно-технические  идеи, открытия, изобретения, зна-ния  и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством  страны, поэтому торго-вые сделки заключаются на основе патентов, авторских  сви-детельств, лицензий. 

Рынок предметов  потребления подразделяется на рынки  потребительских товаров длительного  и краткосрочного поль-зования. 

Поскольку услуги и  информация являются товарами, то соответствующие  рынки объединяются с рынком товаров. Рынок услуг -- это купля-продажа  услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-техничес-ких  и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах  в 50-е годы. Вначале поставщиками инфор-мации выступали академические  и научно-технические об-щества, государственные учреждения, учебные  заведения, затем возникли коммерческие организации. В 80-е годы объем продаж на мировом информационном рынке  оцени-вался в 50 млрд. долл. и увеличивался на 10% в год. Лидером на этом рынке  являются США, доля которых в мировом  предложении информационных услуг  составляет до 80%. Одновременно США  выступают главным покупателем  на мировом рынке информации, потребляя 40% средств и услуг телесвязи, 60% компьютеров и программного обеспечения (для сравнения - Япония потребляет 12--18% мировой ин-формационной продукции, Западная Европа - 25--30%). 

Рынок капиталов  в зависимости от объекта купли-прода-жи делится на рынок денег и рынок  ценных бумаг (акции, облигации и  др.). Акция ценная бумага, выпускаемая  корпорацией и делающая ее держателя  собственником части капитала. Владелец акции получает часть дохода корпора-ции, пропорциональную вложенному капиталу. Облигация -- ценная бумага, которая  приносит ее собственнику доход в  виде процента. Владелец облигации  выступает как кредитор, отдавая  свои деньги заемщику капитала во временное  поль-зование и взимая за это плату. Облигации выпускаются государством, муниципальными органами, корпорациями. Организационно рынок денег обслуживают  банки, рынок ценных бумаг - фондовые биржи. 

По типу конкуренции  различают: 1) рынок свободной (со-вершенной) конкуренции, где все продавцы и  покупатели имеют равные права и  возможности; 2) рынок несовершенной  конкуренции, который подразделяется на рынки чистой мо-нополии, олигополии и монополистической конкуренции. 

По территориальному признаку выделяются местные рын-ки, обусловленные особенностями территориально-админи-стративного  деления, национальные и мировые  рынки. 

§3. Признаки рынка. 

Существует по меньшей  мере пять признаков рынка, отличающих его от других типов организации  экономиче-ской деятельности. 

* Подлинный рынок  предполагает свободный доступ  в него и свободный выход  из него, поэтому число участников  рынка ничем не ограничивается. Более того, чем больше та-ких  участников, тем заметнее проявляются  рыночные законы. Вступление в  рынок и участие в нем можно  осуществить раз-ными

способами: открыть  свое дело (мастерскую, магазин,

ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силами своей

семьи или родственников; нанять рабочих и создать предпри-ятие

или фирму. Уча-ствовать в рыночной деятельности можно и  путем покупки

акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые

компании и другие финансовые учреждения. 

* Поскольку на  рынке участвует значительное  число

производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние  на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель  не может выбро-сить на рынок столько  товара, чтобы диктовать свою цену по-требителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов  с приблизительно равными возможностями  приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости. 

На рынке предполагается полная свобода в перемеще-нии

материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему

важно это условие? Да потому, что каждый стремится  к выигрышу,-

увеличению своего дохода, а для этого надо перемес-тить

ресурсы туда, где  они дадут наибольшую отдачу, где  ис-пользуются

новые мощности, осваиваются  более передовые

технологии, лучше  оплата труда, условия работы и т.п. 

Рынок должен обеспечить в принципе равные шансы для

всех его участников, поэтому признается право каждого  на

полную информированность  о предложении и спросе, о це-нах,

спецификации товаров  и др. Это позволяет каждому  уча-стнику сделать наилучший выбор  среди имеющихся возмож-ностей, хотя фактически о полной информированности  при-ходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей воз-можности сталкивается с еще большими трудностями. 

На свободном рынке  исключаются какие-либо привиле-гии  для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми  марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно  однородными, если они соответ-ствуют стандарту. Конечно, это условие  не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно

разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний,

в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей

репутацией, и даже реклама здесь не так важна. 

Важно всегда помнить, что рынок, который мы охарак-теризовали пятью основными признаками, является идеа-лизированным, основанным на свободной  конкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, и отличается -- порой значительно -- от рынка реального. 

Глава 2. Рыночный механизм 

§1. Общая характеристика и преимущества рыночного механизма. 

Индивидуальные решения  участников рынка мотивированы собственным  частным интересом и вовсе  не направлены на то, чтобы успешно  функционировала экономика в  целом. Коорди-нацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных  хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через  систему цен и конку-ренцию. Рыночный механизм сравнивают с непрерывным  рефе-рендумом, в котором «суверенные» потребители «голосуют» своими экономическими решениями в пользу определенного  «кандидата» - того или иного товара Рыночная экономика\ Максимова В.Ф., М. 1992. с.28-29.. Рыночный механизм «наводит порядок в потенциальном хаосе» прежде всего через це-ны. Цены выступают  сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для про-изводителей. Они  служат маяком, по которому хозяйст-вующие субъекты могут «сверять» свой выбор, преследуя част-ный интерес. Через  цены суммируются и балансируются  бесчис-ленные индивидуальные экономические  решения. Цены рассмат-риваются в западной экономической литературе организующей силой. 

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма