Преимущества и недостатки рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект.

Содержание

Введение……………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4
§1. История развития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9
§1. Общая характеристика и
преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9
§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13
Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18
Заключение……………………………………………………………… стр. 20
Библиография……………………………………………………………. стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

Преимущества и недостатки рыночного механизма.docx

— 130.07 Кб (Скачать файл)

Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерналий. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допустим, реку во взаимоисключаемых целях: один - для  сброса отходов, другой - для разве! дения рыбы. Неважно, кто из них  первым получил право на использование  реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот, кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб  другому. Тогда объемы выпуска размер прибыли обоих заводов скорректируются: загрязняющий реку заво сократит чрезмерное производство, компенсируя потери прибыли  постра­давшему рыбозаводу. Последний  же за счет компенсации сможет увеличит выпуск рыбной продукции по сравнению  с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы  Коуза заключается в том, что  внешние эффек­ты возникают только в случае размытости, неопределенности прав соб­ственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, пробле­ма внешних эффектов решается путем добровольных переговоров  о взаимо­выгодной купле-продаже  данных прав. В конце концов, права  достанутся тому, кто сумеет эффективнее  ими распорядиться. Роль государства  сводит­ся лишь к установлению «правил  игры» при обмене правами собственнос­ти на ресурсы.

Обратим внимание на то, что отмеченное ранее условие  выполнения теоремы Коуза (ограничение  количества участников величиной трансакци-онных  издержек проведения переговоров, которая  не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффектив­ной работы рыночного механизма. Оно дает возможность выявить  объем спроса и определить рыночную цену продукции, что всегда осуществимо

для частных товаров, когда продавец контактирует с каждым потребителем.

Однако существует такая категория товаров и  услуг, на которые выявить спрос  и определить оптимальную цену рыночным способом либо невоз­можно, либо невыгодно  из-за чрезвычайно высоких издержек такого выяв­ления (МС > MU). Речь идет об общественных товарах и услугах, или об­щественных благах. Общественными  называются такие блага, главной  характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления  и не­конкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, кото­рые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми обще­ственными благами. Классическим примером чистого  общественного бла­га является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т. д. Подробнее речь об обществен­ных  благах пойдет в гл. 17.

Неисключаемость из потребления означает, что сам  характер чистого общественного  блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие  блага неделимы (на­циональная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых  благ в нашей жизни встречается  достаточно много: театральный спектакль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает  проблемы «безбилетника», т. е. ситуации, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него. Вы не можете пройти на дискотеку, в метро или по­сетить театр, не купив билет. А вот свойство неисключаемости из потреб­ления говорит о том, что уже само создание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных товаров) порождает положительные зкетер-налии. Однако урегулировать рассматриваемую проблему путем перегово­ров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает проблему «безбилет­ника». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно.

Поясним наши рассуждения  следующим примером. Допустим, что  на­циональная оборона финансируется  группой неких частных лиц, стремя­щихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, на­пример, система  ПВО не может защищать только лиц, финансировавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем  спроса и подрывает рыночные стимулы  либо самого предоставления таких благ, либо их предоставления в общественно  оптимальном объеме.

Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага  для осталь-

ных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно мор­ское судно, не зависит  уменьшение полезности освещения для  других ко­раблей, и для каждого  дополнительно проходящего судна  не требуется воз­водить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество - край­ний случай проявления положительных  внешних эффектов.

Итак, для производства общественных благ в оптимальном  количестве нужно взимать плату  со всех граждан страны, что под  силу только государ­ству, обладающему  инструментами налогообложения  и механизмом пере­распределения в  виде государственного бюджета.

Рыночный механизм распределения беспристрастен, так  как в его осно­ве лежит  принцип равенства предельной производительности ресурса пре­дельному доходу от его  использования (см. гл. 10). Это механизм равно­правного распределения: равное право получить доход в соответствии со своей производительностью имеет  каждый участник рыночного распреде­ления. Однако рынок распределяет доход  только между теми, кто уча­ствует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто нахо­дится за его пределами: проигравших в  конкурентной борьбе и нетру­доспособное  население.

Среди экономистов  ведутся споры о том, справедливо  ли эффективное рыночное распределение? Ведь поляризация доходов в условиях рынка может быть огромной по сравнению  с уравнительным распределением в командно-административной системе. Да, рыночное распределение равно­правное, ко неравное. Его участники имеют  равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который  объективно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способности, стремление к труду и т. д. Под  равенством следует понимать равенство  возможностей (прав), а не равенство  результатов. В командной же экономике  под равен­ством в распределении  понимается получение одинакового  дохода, не за­висимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д. Какое  распределе­ние считать справедливым? Этот вопрос будет подробно рассмотрен в гл. 24, § 1, посвященной социальной политике государства. Однако следу­ет помнить, что рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находят­ся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому решение соци­альных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части насе­ления правами на достойное существование, а именно, получение опреде­ленного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, нерыночного механизма, которым обладает государство как инст­румент общественного регулирования.

Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, яв-ляется асимметричная информация в условиях несовершенной конкурен­ции. Под асимметричностью понимается неравномерное  распределение рыночной информации среди участников рынка и порождается  эта пробле­ма монополизацией рынков. Асимметричность информации не только по­вышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизвод­ству  одних товаров и к недопроизводству других. Если потребитель обла­дает  лишь частичной информацией о  товаре и его качестве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с рынка (вспомните «ры­нок  лимонов» из гл. 8), и, во-вторых, порождает  интсрналии. Термин ии-герналии означает выгоды или издержки участников сделки, не отражен­ные в договоре. Например, монополия производителя на информацию (производитель знает все о  своем товаре, а потребитель - только частично) дает возможность снизить  издержки производства за счет качества продук­ции и расширить выпуск экологически опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на потребителя  и они становятся «внутренни­ми» издержками потребителя, не предусмотренными условиями сделки, т. е. не отраженными  в цене. Так, купив зараженный радиоактивными эле­ментами продовольственный  товар, вы будете страдать от плохого  самочув­ствия, тратить деньги на покупку  лекарств и т. п. На величину интерналий уменьшается предельная полезность товара для покупателя. Государство  может способствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предостав­ляя  рыночную информацию, например, создавая информационные центры, а также устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой  информации о товаре (см. гл. 17).

Серьезной проблемой  рынка является цикличность его  развития: чере­дование кризисов и  экономических подъемов, т. е. движение от подъема к подъему через  кризисы. В период кризиса сфера  действия рыночного ме­ханизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, растут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рын­ки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государ­ство в критических  условиях как раз и должно протянуть  спасительную руку рынкам, помогая  им выжить, стабилизироваться и модернизировать  свою продукцию.

Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что  он эффек­тивен в тех сферах, на которые распространено действие механизма  свобод­ных цен, но рынок не действует  в «Зазеркалье», т. е. там, куда не может  про­никнуть. Поэтому совместно  с «невидимой рукой» А.Смита оказывается  не­обходимым и действие вполне видимой  руки государства. Тем самым мы хо­тим подчеркнуть, что государственное  регулирование дополняет рынок.

Но только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость эконо­мическому развитию страны. Существуют не только провалы, или фиаскорынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества - некомпетентное вмешательство государственных  органов в ситуации, связанные  с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном  вмешательстве там и тогда, где  и когда рынок не в состо­янии эффективно распределить ресурсы. Об этом пойдет речь в гл. 17. Про­блемы эффективного регулирования экономики - это уже сфера экономи­ческой политики государства, изучению которой всецело посвящен курс макроэкономики.

«Преимущества и  недостатки рыночного механизма». 

Выполнила: студентка  Новикова В.В. 

специальность: мировая  экономика 

г. Тула 1год обучения (3 года) 

Проверила: Каждан Г.С. 

Тула 2003 г. 

Оглавление: 

Введение………………………………………………………………  стр. 3 

Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4 

§1. История развития…………………………………………………. стр. 4 

§2. Классификация  рынков……………………………………………  стр. 5 

§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7 

Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9 

§1. Общая характеристика и 

преимущества рыночного  механизма………………………………….. стр. 9 

§2. Недостатки рыночного  механизма………………………………... стр. 13 

Глава 3. Современная  рыночная экономика………………………….. стр. 18 

Заключение………………………………………………………………  стр. 20 

Библиография……………………………………………………………. стр.21 

Введение. 

Любое общество для  удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной  проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и  для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие  услуги производить и в каком  объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации  предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует  учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены  общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные. 

При этом каждое десятилетие  выдвигает на первый план доминирующую проблему Рыночная экономика\ Максимова  В.Ф., М. 1992. С. 25.. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой  являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным  секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е  годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы- государственный  долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые  усилия на то, чтобы результативно  справиться с возникающими препятствиями 

Решая эти сложные  и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель- обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим. 

И в своей работе я хотела бы рассмотреть, что представляет собой рыночная экономика, ее механизмы, их преимущества и недостатки, а  так же то, насколько эффективно они способны решить поставленный проблемы. 

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма