Преимущества и недостатки рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект.

Содержание

Введение……………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4
§1. История развития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9
§1. Общая характеристика и
преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9
§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13
Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18
Заключение……………………………………………………………… стр. 20
Библиография……………………………………………………………. стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

Преимущества и недостатки рыночного механизма.docx

— 130.07 Кб (Скачать файл)

Важную роль в  рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производ-ство общественно  необходимых товаров. Конкуренция  непремен-но приводит к тому, что  ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они  устремляются в те отрасли, ко-торые  производят необходимую для потребителя  и рентабель-ную для товаропроизводителя  продукцию. Нерентабельные же предприятия  лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролиру-ющей силой  в рыночной экономике. 

Но так ли идеально действует рыночный механизм? Конеч-но, нет. Как у всякого явления, у  рынка есть свои преимущест-ва и  свои недостатки. 

К преимуществам  рынка западные экономисты относят: 

эффективное распределение  ресурсов - рынок направля-ет ресурсы  на производство необходимых обществу товаров; 

возможность его  успешного функционирования при  наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь дан-ные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством  молока, не нужно знать, сколько

потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращи-вают коров молочной породы, сколько денег  тратят на молоко,

а не на сахар. Ему  достаточно информации о ценах на молоко

и на корма, о затратах на различные породы скота, электро-энергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер смо-жет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей; 

гибкость, высокую  адаптивность к изменяющимся услови-ям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоно-сители, рынок ответил  на это разработкой альтернативных ис-точников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий,

введением режима жесткой  экономии энергоресурсов; 

оптимальное использование  результатов НТР. Стремясь,

получить максимально  высокую прибыль, товаропроизводители

идут на риск, разрабатывают  новые товары, вводят новейшие

технологии, что позволяет  им иметь временные преимущества

перед конкурентами; 

свободу выбора и  действий потребителей и предпринима-телей. Они независимы в принятии своих  решений, заключении

различных сделок, найме  рабочей силы и т. п.; 

способность к удовлетворению разнообразных потребно-стей, повышению  качества товаров и услуг, более  быстрой кор-ректировке неравновесия. 

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продук-ции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать каче-ство, снижать издержки и т. д. Если же в отрасли неправильно  оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно  отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка  пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев  будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев. 
 

Следует отметить, что  рыночный механизм характеризуется  ориентацией производителей па спрос  потребителей. Изменение спроса за-ставляет производителей перераспреде-лять ресурсы  между отраслями и видами производств, сокра-щать выпуск одних товаров  и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым  рыночная экономика вы-ступает как  механизм регулирования распределения  ресурсов, структуры экономики в  соответствии со структурой изменяю-щихся  в обществе потребностей 

В центре рыночного  хозяйства стоит потребитель. Без  вме-шательства извне участники  рыночного процесса решают во-прос о том, что производить, в каких  количествах. Длительный разрыв между  рыночным спросом и производством  здесь не-возможен, так как это  противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, ко-торыми располагает данная страна). 

Теперь рассмотрим, как справляется рыночный меха-низм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить  и для кого производить. 

На вопрос: что  производить -- рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить  деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплачен-ный  спрос и его нельзя смешивать  с потреблением, которое потенциально безгранично. Чтобы подчеркнуть  демократический характер рынка, в  западной литературе сравнивают спрос  с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует  про-изводителей, в каких товарах  нуждается рынок. Получив такую  информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или  производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства. 

В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает  денежная цена товара. Одна из важнейших  ее функций состо-ит в информировании участников рынка о ресурсах, произ-водственных  возможностях, потребностях и вкусах покупате-лей и т.п. Вторая функция  цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изы-сканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее  вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при  котором учи-тывались бы количество и качество труда, вложенного в про-изводство  товаров Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. С. 29. Как справедливо  подчеркивает американ-ский экономист  М.Фридмен, все эти функции следует  рассматривать в неразрывной  связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулиру-ют экономическую деятельность на рынке. Между тем суще-ствовали и до сих пор имеются попытки  заменить принцип рыночного распределения  дохода более совершенным, осно-ванным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стиму-лы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка. 

Таким образом, ценовой  механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует  производителям, какие товары в настоящее  время следует выпускать и  в каком коли-честве. Поскольку  производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что  заставляет производителей сокращать  его выпуск. Очевидно, что с помощью  механизма цен рынок реагирует  и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и  потребление. Ведь потребление ничем  не ограничено, а возможность производства всегда ог-раничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров  не согласовывают свои действия и  да-же противодействуют друг другу  в ходе конкуренции, тем не менее, механизм рынка заставляет их служить  общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому  функционирование рыночного механизма  уподобля-ют работе гигантского компьютера Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.,1996. С. 30, но, в отличие от последне-го, он без всяких программ и математического  обеспечения регулирует экономические  отношения между огромным чис-лом  производителей и потребителей, продавцов  и покупате-лей. Надежность рыночного  механизма, его способность к  коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался. 

На вопрос: как  производить -- рынок также дает однознач-ный  ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях  по техно-логии производства, которая  непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство оказывается  наиболее эффективным и поэтому  одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем  его выпуска, тем меньшую цену может на-значить продавец на рынке  и тем самым выиграть в конкуренции  с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять про-изводительность  труда, применить новые достижения науки, технологии и организации  производства, сократить непроиз-водительные  расходы и т.п. Одним словом, рынок  диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хо-зяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы. 

Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок недву-смысленно  отвечает: для тех потребителей, которые в состоя-нии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою  рынка, где каждый покупатель сво-им "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что  в первую очередь относится к  распределению товаров, ибо рынок  дает товар тому, кто в состоянии  запла-тить за него, а не тому, кто  в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все кри-тики рынка. Однако рынок как определенная структура орга-низации экономической деятельности и не строился для реа-лизации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, ор-ганизации эффективного обмена товарами. 

Что касается социальной справедливости, то она наи-лучшим образом  может быть достигнута государством и ор-ганами его управления. Налагая  определенные обязательст-ва на граждан  в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в  состоянии уменьшить разрыв между  доходами различных групп населения  и тем самым способ-ствовать утверждению  социальной справедливости. Рынок же ориентирован, прежде всего, на рациональную организа-цию хозяйства, оптимальное  использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для  умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить по-беду в конкурентной борьбе. 

Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики  и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется нали-чие  на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить  на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный  рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию  называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. 

На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремит  продать подороже и побольше, а  купить подешевле, то ни-какого порядка  и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров  между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперни-чество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены  считаться с неко-торой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723-- 1790), естественной ценой Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962. С.332. Этот результат  действия конкурен-ции А.Смит сравнивал  с действием "невидимой руки" по ре-гулированию рыночных цен. По его мнению, конкуренция че-рез  механизм цен информирует участников рынка о воз-можностях, которыми они могут воспользоваться для  эф-фективного применения тех ограниченных ресурсов, кото-рыми располагает общество. В то же время рынок способ-ствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и  могут быть использованы для производства товаров. 

§2. Недостатки рыночного  механизма. 

Говоря о достоинствах рынка, не следует забывать об его  негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе. 

Рыночная конкуренция  но самой своей природе порождает  тенденцию к монополизации. Из массы  мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью  овладеть рынком. Чтобы предотвратить  такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осу-ществлять за этим процессом  целенаправленный контроль. 

Монополизм порожден рынком Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной  И.Н. М.,1994. С. 261. О его существовании  можно судить по разрушению рыночных механизмов, тормо-жению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в  производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических  тенденций бывают мелкие и средние  предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт  изрядный потенциал монопо-лизма. Любая  мощная корпорация не прочь воспользоваться  выгодами своего положения в производстве, тяготеет к уста-новлению диктата  над рынком, рассматривая это как  один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность  вовсе не обязательно превращается в реальность. 

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма