Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:43, реферат
Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект.
Введение……………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4
§1. История развития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9
§1. Общая характеристика и
преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9
§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13
Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18
Заключение……………………………………………………………… стр. 20
Библиография……………………………………………………………. стр.21
Выпуклыми по отношению к началу системы координат изображены новые для нас графики - общественные кривые безразличия, или кривые равного благосостояния. Общественная кривая безразличия, по аналогии с индивидуальной кривой безразличия (см. гл. 5, § 9), показывает все комбинации полезностей различных социальных групп, соответствующих одному и тому же уровню общественного благосостояния, а поэтому одинаково приемлемых (одинаково безразличных) для общества. Существует множество общественных кривых безразличия (карта общественных кривых безразличия), которые обозначают разные уровни благосостояния общества. Чем выше уровень благосостояния, тем дальше соответствующая ему общественная кривая безразличия расположена от начала координат. Однако самый высокий уровень благосостояния, которого общество может реально достичь при заданных возможностях, отражает та общественная кривая безразличия, которая имеет только одну общую точку (или общую касательную) с кривой достижимой полезности. Таким образом, распределение, максимизирующее общественное благосостояние, будет достигнуто в точке касания общественной кривой безразличия и кривой достижимой полезности.
Рассмотренный нами пример еще раз показывает универсальный характер аппарата известных нам кривых безразличия, используемый при анализе проблем выбора.
В связи с проблемой
максимизации общественного благосостояния
рассмотрим две теоремы
Вторая теорема
экономики благосостояния гласит, что
в определен-ных условиях1 при
Парето-эффективном размещении благ
может быть достигнуто конкурентное
равновесие. Иными словами, каждая точка
кривой контрактов - это случай конкурентного
равновесия. Данная теорема проводит
разграничение между
Однако для достижения
общей эффективности экономики
недостаточно эффективного распределения
благ среди потребителей. Необходимо,
чтобы и производители
Для рассмотрения условий
эффективного использования факторов
производства можно вновь
Набор изоквант показывает
уровни выпусков хлеба и шоколада
при различных комбинациях затрат
труда и капитала (рис. 15.7 ). Распределение
факторов производства эффективно, если
выпуск одного товара не может быть
увеличен без хотя бы минимального
сокращения производства другого товара.
В точке А, например, выпуск не эффективен,
так как варианты выпуска в
заштрихованной области дают лучшие
результаты. Точки В, С и D - пример
эффективного распределения затрат,
а значит, и производства. В этих
точках изокванты производителей хлеба
и шоколада имеют одинаковый
наклон и, следовательно, одинаковую предельную
норму технологического
MPL/ МРК = PL/ Рк(4)
Значит, факторы производства могут эффективно использоваться при
условии равенства:
Кривая, на которой
расположены все точки
Однако для эффективного выпуска необходимо, чтобы товары производились в таких количествах, которые соответствуют желанию потребителей заплатить за них. Поэтому необходимым условием эффективного выпуска является равенство предельной нормы замещения ~ предельной норме технологического замещения факторов производства:
MRS = MRTS(6)
Это и есть состояние оптимальности в экономике. Выполнение данного равенства для всех потребителей и производителей, т. е.
ZMRS= X MRTS(7)
называется первым наилучшим распределением, идеально оптимизирующим благосостояние всего общества. Однако оно труднодостижимо: современный рынок находится в условиях несовершенной конкуренции и претерпевает множество искажений.
Монополизм, асимметричность информации, нерациональность налогообложения и другие проблемы несовершенной конкуренции мешают оптимальному распределению ресурсов. Поэтому экономисты рассматривают
принцип «второго наилучшего»
(second-best principle), т. е. предлагаются варианты
такого распределения, которое было
бы наилучшим среди нео
Как можно воспрепятствовать
переливу ресурсов, нарушающему эффективный
объем производства товаров? Допустим,
государство вводит налог на хлеб,
нарушая конкурентное равновесие на
рынке хлебных изделий. Это вызовет
сокращение производства хлеба и
повышение его цены для потребителей.
Стремление рынка к восстановлению
общего равновесия с учетом налога
будет стимулировать перелив
части ресурсов производства хлеба
в шоколадную отрасль. Несмотря на монополизм,
производство шоколада сможет расшириться
и несколько снизится его цена.
В результате на обоих рынках установится
новое равновесное
§ 3. Проблемы фиаско (провалов) рынка
Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асимметричности информации и цикличности развития рынков.
Работа рыночного
механизма может порождать
экстерналии. Под
внешним эффектом подразумевается
воздействие сдел^ ки на третьи лица1,
не учтенное в договоре. Это воздействие
проявляется виде издержек или выгод,
не отраженных в рыночной цене. Экстерналии]
или внешние эффекты, делятся
на положительные, т. е. приносящие допол-^
нительные выгоды третьим лицам,
либо отрицательные, приносящие Tpej гьей
стороне дополнительные издержки. Например,
производство, нанося-^ щее ущерб
окружающей среде и другим производителям,
порождает отри] цательные экстерналии.
Услуги в области здравоохранения,
образования] орошение, озеленение и
др. порождают положительные
Экстерналии нарушают
эффективность работы рыночного
механизма! Отрицательные экстерналии
на конкурентном рынке порождают
перепрем изводство по сравнению
с общественно эффективным
MSU = MSC(8)
В случае отрицательных экстерналии (рис. 15.8а) предельные издержки отдельного производителя МС меньше предельных общественны; издержек MSC. Например, производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, переносит2 тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (МЕС). Вследствие этого объем выпуска Q1превышает общественно эффективный объем QE, а цена Р1 оказывается заниженной по сравнению с РЕ.
В случае положительных
экстерналии (рис. 15.8б) предельная полезность
товара или услуги MUниже предельной
общественной полезности MSU. Например,
при озеленении улиц обогащенный
воздух бесплатно приносит пользу
всем людям, а не только тем, кто посадил
деревья, порождая тем самым предельную
внешнюю полезность (MEU). Поэтому
цена
а) Oтрицательный внешний эффект б) положительный внешний эффект
Рис. 15.8. Внешние эффекты (экстерналии)
Как урегулировать
проблему неэффективности, создаваемую
внешними эффектами? Что компенсирует
обществу ущерб от отрицательных
экстер-налии, а создателю положительных
эффектов недополученную выгоду? Решение
этих проблем, как предполагалось до
широкого признания идей Р.Коуза, берет
на себя государство, используя свои
традиционные инструменты - налоги и
субсидии. Если для устранения отрицательных
экстерна-лии государство
Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии (S). Они выплачиваются в размере предельной внешней полезности и трансформируют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность MU производителя. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня. На графике (рис. 15.86) процесс интернализации положительных экстерналии выразится сдвигом кривой предельной индивидуальной полезности товара MU на величину субсидии, до уровня предельной общественной полезности MSU. В результате объем выпуска Q1 расширится до QE.
Однако, если права собственности на ресурсы будут четко определен! (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему зкстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав Такую идею выдвинул Р.Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь ученого. Теорема Коуза гласит внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой специ фикации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения пере говоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Проще говоря, количество участников переговоров не должно быть слишком велико. Представьте себе, что вы хотели бы договориться об обмене правами на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающими по шоссе возле вашего дома. Трансакционные издержки по проведению таких переговоров окажутся запретительно высокими.
Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма