Преимущества и недостатки рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект.

Содержание

Введение……………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4
§1. История развития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9
§1. Общая характеристика и
преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9
§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13
Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18
Заключение……………………………………………………………… стр. 20
Библиография……………………………………………………………. стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

Преимущества и недостатки рыночного механизма.docx

— 130.07 Кб (Скачать файл)

Разрушение рынков монополиями не сулит экономике  ни-чего хорошего. Подавляя стимулы  к технологическим инно-вациям, монополии  делают экономику чрезвычайно расто-чительной, развивающейся главным образом  за счет привле-чения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конку-рентов не обязательно осваивать  эффективные технологии, снижать  затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут  продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В моно-полизированной экономике цены слабо реагируют  на коле-бания потребностей и спроса, а монополии заглушают им-пульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго  остаются наедине со своими потреб-ностями, без необходимых им товаров и  услуг. 

Рынок, конкуренция  всегда были антиподами монополиз-ма. В течение долгих лет их исторического  противостояния именно рынок являлся  той единственной реальной силой, которая  препятствовала тотальной монополизации  экономи-ки. Там, где рынок продолжал  работать, распространение монополизма  не зашло слишком далеко. Установилось зыб-кое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкурен-цией, сохранила  старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, пора-зил все  народное хозяйство. 

Механизм "невидимой  руки" рынка также не улавливает про-блему долгосрочного развития экономики Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред. Косовой  Р.А., Латовой Ю.В. Т., 1996. С. 65. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста череду-ются с периодами застоя. Интересы экономической  эффектив-ности требуют, чтобы эти  циклические колебания были макси-мально сглажены. Более того, в современных  условиях быст-рый экономический  рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения  нововведений нужны со-лидные ассигнования как на долгосрочные научные исследова-ния, так и на практическую реализацию их результатов. По-скольку рыночная саморегуляция но самой своей  природе эф-фективна лишь в краткосрочной  перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста. 

Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна  в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнанализирует  о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено  больше, чем требуется. Изме-нение  пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы  на создание излишней продукции. Цикли-ческое развитие производства сопровождается недоиспользова-нием ресурсов, включая  и трудовые. 

Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспо-собный спрос, рынок также не может уловить  те общественные потребности, которые  могут предоставляться не отдельным  покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетво-ряются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и  т. п.). 

Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на из-держках  производства ведет к загрязнению  окружающей среды и истощению  не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара 

Социальная ограниченность рынка заключается в том, что  он не может реализовать принцип  социальной справедливости. Вопрос о  том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший  доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в  рыночной экономике недоступ-ны семьям бедняков. Между тем современная  гуманистическая культура требует  обеспечить всем людям определенный жиз-ненный стандарт независимо от трудового  вклада Рыночный механизм "невидимой  руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи. 

Распределение доходов  в рыночной экономике не гарантирует  каждому человеку приемлемый уровень  дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической  деятельности. В этом состоит некая  социальная «несправед-ливость» рынка. 

Рыночное распределение  доходов социально «неспра-ведливо» по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство органи-зует перераспределение  доходов, которое должно осущест-вляться  в определенных пределах. На минимальную  границу влияет уровень жизни  в стране, текущее состояние экономи-ки и выбранная модель ее регулирования. Максимальная

граница обусловлена  допустимыми размерами социальных

выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые

могут деформировать  рынок рабочей силы и рыночный меха-низм в целом. 

Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции. 

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в 20-21 вв Введение в рыночную экономику.\ Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной  И.Н. М.,1994. С. 327. Ее грозные симптомы зафикси-рованы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной  сис-темой. 

Инфляция - обесценение  денег, происходящее из-за того, что  в экономике их становит-ся больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять  свои функции, обслуживать обраще-ние  товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается  там, а распространяется дальше, поражая  про-изводство и потребление. 

Инфляция в принципе неустранима, по-скольку современная  экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование - бессроч-ная, постоянная функция государства. Причины  инфляции обусловлены неправильной де-нежной политикой центрального банка; бюджетным дефи-цитом независимо от способа его устранения; инфляционны-ми эффектами милитаризации экономики; монополизацией

рынков, влияющей на интенсивность инфляционного про-цесса; внешнеэкономическими факторами. 

Открытая инфляция проявляется в росте цен. Она

деформирует, но не разрушает  механизм рынка. Адаптивные

инфляционные ожидания связаны с деформацией психоло-гии  потребителей и производителей в  условиях инфляции.

В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и

цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмер-ным  использованием факторов производства, особенно тру-да. Неверные действия государства  в сфере налогообложения

могут привести к  налоговой инфляции. Стремясь компенси-ровать будущие убытки, предприниматели  провоцируют ин-фляцию ценовой накидки. 

Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства  она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подав-ленная инфляция способствует развитию инфляции предло-жения, когда  на потребительском рынке к избытку  спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров. 

Социальные последствия  инфляции для потребителей

связаны с падением реальной ценности личных сбережений,

снижением текущих  реальных доходов. Неминуемо социаль-ное  расслоение и углубление имущественного неравенства населения. 

Для производителей социальные последствия инфля-ции  сказываются в утрате работниками  стимулов к труду при

подавленной инфляции; в отраслевых и региональных дис-пропорциях; в отрицательном влиянии на техническое  со-стояние производства; в общем  замедлении экономического развития. 

Цель антиинфляционной политики состоит в установ-лении  надежного контроля над инфляцией  и поддержании небольшого темпа  роста цен. Подавленную инфляцию следу-ет перевести в открытую, с  которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непос-редственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции. 

Глава 3. Современная  рыночная экономика. 

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью  то-варами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым  сложным запросам потребителей. Быстрая  реакция на спрос покупателей  привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонти-рованных вместе с видеомагнитофоном  в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с  пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радио-аппаратуры поступает более 700 новых моделей  и модификаций. В третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательс-кой деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособ-ности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат. 

В-четвертых, происходит изменение форм предприниматель-ской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике  ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта органи-зационная структура  оказалась довольно гибкой, мобильной  и чутко реагирующей на быструю  смену запросов потребителей, на необходимость  внедрения новых технологических  возможно-стей, на широкое использование  творческого потенциала отдель-ной  личности. Мелкий бизнес превратился  в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП  США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном  секто-ре. По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уло-женному на железнодорожное  полотно для поглощения грохота  проходящих поездов, способствует минимизации  уязвимости крупных корпораций при  потенциально катастрофических по-трясениях  в нестабильные времена и повышению  их эффектив-ности в более здоровые периоды» Рыночная экономика\ Максимова  В.Ф., М. 1992. С. 31-32. 

В последнее время  крупные корпорации идут на разукрупне-ние, создание субфирм, «центров прибыли», которые функциони-руют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняю-щуюся ситуацию на рынке. В  крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым  предоставляется пол-ная свобода  и инициатива в реализации какой-либо целенаправ-ленной идеи. 

В-пятых, в современных  условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделе-ния труда, повышения степени  информированности всех хозяй-ственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых  государством мер по сужению или  расширению конкуренции. 

В-шестых, в современной  рыночной экономике идет станов-ление  нового типа трудовых отношений, предполагающего  уча-стие наемных работников в управлении и в собственности фир-мы. Некоторые  экономисты, в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в  управление и в капитал реа-лизуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции  среди своих рабочих и служащих, поощряются различно-го рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в  акционерной собственности и  принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В 80-е годы отдельные компании полностью перешли  в собственность наемного персонала. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний. Американс-кие  специалисты считают, что в 2000-х годах свыше 20% фирм будут находиться в собственности наемных работников. 

Заключение. 

Таким образом, можно  сделать вывод, что рыночные отношения  характеризуют особый тип организации  народного хозяйства, при котором  между производителем и потре-бителем  не существует никаких промежуточных  управляющих, планирующих или других административных учреждений, регули-рующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она  внедряется как раз между потребителем и произво-дителем, диктуя им свои условия  и направляя их деятельность с  помощью управленческих команд и  директив. Непосредственно эти команды  относятся к производителям в  виде централизованных планов выпуска  продукции, а последние определяют поведение по-требителей. 

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма