Преимущества и недостатки рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:43, реферат

Краткое описание

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект.

Содержание

Введение……………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4
§1. История развития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9
§1. Общая характеристика и
преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9
§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13
Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18
Заключение……………………………………………………………… стр. 20
Библиография……………………………………………………………. стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

Преимущества и недостатки рыночного механизма.docx

— 130.07 Кб (Скачать файл)

Если же производители  сильнее реагируют на изменение  цены, чем предъявители спроса (в  этом случае кривая предложения более  пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с  нарастающей амплитудой (рис. 15.36 ), т. е. ценовые колебания будут усиливаться  и цена будет все больше удаляться  от равновесной. Такая ситуация говорит  о край­ней нестабильности положения  производителей отрасли. Усиление неус­тойчивости  рынка теоретически может привести к его разрушению.

Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению  цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает  равномерные колебания (рис. 15.3в), т. е. цена колеблется в оп­ределенном  коридоре, не останавливаясь на равновесном  значении. Поэто­му соотношение между  спросом и предложением выражается либо как из­быток (если цена выше равновесной  и движется к верхней границе  цено­вого коридора), либо как дефицит  товара (при движении.цены от равновес­ной к нижней границе ценового коридора).

Исследование паутинообразной  модели показывает, что, во-первых, ис­точником  ценовых колебаний является запаздывание реакции предложения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанав­ливаться автоматически. Однако на практике ситуация с усиливающимися колебаниями встречается сравнительно редко. В представленной паутино-образной модели не учитывается одно важное обстоятельство: экономичес­кие агенты учатся на своих ошибках. А поэтому  при переходе к следующе­му временному периоду они корректируют свои ценовые  ожидания (см. гл. 23, § 6 из раздела «Макроэкономика») и рынок функционирует более  или менее устойчиво, особенно в  конкурентной среде, не испытывающей нео­жиданных внешних потрясений.

Проблемы установления и устойчивости равновесия мы рассматривали  на примере рынка одного товара или  отрасли, т. е. говорили о частичном  равновесии. Однако в экономической  теории существует понятие общего равновесия, т. е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов),

С помощью модели общего экономического равновесия исследуется  вза­имосвязь всех рынков экономической  системы. Идеальным проводником  информации в условиях совершенной  конкуренции является ценовой сиг­нал, распространяющий сведения об изменении  рыночной ситуации по всем рынкам. Продвигаясь  от рынка к рынку, закодированные в цене све­дения корректируются, вбирая в себя все новые конъюнктурные  данные. Преобразованный ценовой  сигнал возвращается на рынок первичной  ин­формации и оказывает на него уже внешнее воздействие. Такое  явление называется эффектом обратной связи. Ценовые сигналы издают и  полу­чают все рынки одновременно, следовательно, эффект обратной связи  включает в себя многократные отражения  и преобразования ценовых сигналов в единицу времени.

Почему же рынки  товаров, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения друг к другу (ни взаимодополняемых, ни взаимозаменяемых, ни связанных технологической цепочкой), реагируют на взаимные ценовые сигналы? Что их объединяет в единую рыночную систему? В микроэконо­мическом  плане все товарные рынки связаны, с одной стороны, рынком ресурсов, а с другой стороны, - платежеспособным спросом на блага, про­изводимые  с помощью ресурсов. Действительно, рынок труда и платежес­пособный  спрос, как дно сообщающихся сосудов, связывают рынки това­ров и услуг: если увеличивается спрос на одну группу товаров, то может сократиться  спрос на другие товары в силу ограничения  его платежеспо­собности. Это относится  и к рынку ресурсов, а особенно к рынку труда, учитывая его сегментацию  по различным специальностям. С помощью  мо­дели общего равновесия рассмотрим, как отдельные рынки могут  повлиять друг на друга.

Возьмем четыре отдельных  рынка: два отраслевых рынка, не связанных  друг с другом технологически, например, рынок зданий и сооружений, рынок  автомобилей, а также два сегмента рынка рабочей силы соответствуй

ющих специальностей - строительных рабочих и авто сборщиков. Все рын­ки находятся в равновесии.

Допустим, в экономике  начался строительный бум: резко  повысился спрос на строительство  гостиниц, магазинов, коттеджей и  т. д., что требует значительного  расширения спроса на строительных и  ремонтных рабочих. Повышение спроса и рост цен на новые здания и  сооружения оттянут часть платежеспособного  спроса с рынка автомобилей. Это  ослабит спрос на труд авто сборщиков, которые частично перейдут на строительный рынок, привлеченные возросшими ставками заработной платы. Таким образом, на рассматриваемых рынках складывается промежуточное равновесие со следу­ющими  параметрами. На рынке жилых и  нежилых сооружений возрос спрос, и  возросли цены. В связи с этим повысился спрос на соответствующем  сегменте рынка труда, а значит, и  ставка заработной платы строительных и ремонтных рабочих. На рынке  автомобилей уменьшился спрос, и  снизилась равновесная цена. На рынке  труда автосборщиков снизился спрос  на их ус­луги, и установились более  низкие ставки заработной платы.

В новой ситуации под влиянием возросших цен предложение  строитель­ных фирм расширится. Увеличится и предложение услуг труда  строителей за счет увеличения рабочего времени и притока рабочей  силы из другой отрасли. Здесь мы исходим  из довольно сильного упрощения, предполага­ющего, что переквалификация работников происходит без существенных затрат. На автомобильном  рынке производители сократили  выпуск в соот­ветствие с более  низкой рыночной ценой. Таковы параметры  нового равно­весия на рассматриваемых  рынках. Оно будет поддерживаться до тех пор, пока повысившееся предложение  на рынке строительных услуг не насытит спрос, и цены (вслед за спросом) не начнут отклоняться от равновесных в сторону понижения. Напротив, на автомобильном рынке сократившееся предложение и низкие цены могут вызвать в следующем периоде повыше­ние спроса на его продукцию и, следовательно, рост цен на автомобили, что так же коснется и рынка труда авто сборщиков. В результате разбалан-сировки рассматриваемых рынков спрос, цена и предложение начнут изме­няться в обратном направлении до тех пор, пока снова не восстановится общее равновесие при новых параметрах.

Итак, мы рассмотрели  установление общего равновесия в условиях со­вершенной конкуренции при нулевых  трансакционных издержках. Однако в  реальной жизни поддержание устойчивости работы рынка осложняется наличием этих издержек (см. гл. 4, 9). Они затрудняют работу рыночного механизма, искажая  ценовую информацию, усложняют процесс  оптимиза­ции и не дают рынку работать идеально эффективно. Ликвидировать  трансакционные издержки нельзя, но можно  их минимизировать. Отчасти эту проблему решает государство, создавая четкую правовую основу дея-

тельности бизнеса, поддерживая адекватный социальный климат, развивает контрактную систему  и т. д. Но значительную часть трансакционных издер жек минимизируют сами предприниматели, стремясь к максимизации прибы ли. Прежде всего, бизнес заинтересован  в быстром предоставлении, получе нии и обработке наиболее полной и достоверной рыночной информации, ина че затрудняется минимизация  убытков и максимизация прибыли. Важнс преимущество рынка - отсутствие у экономических агентов (по крапней  мере, в долгосрочном плане) стимулов к искажению информации, стремле  ние к минимизации трансакционных издержек, связанных с ее поиском.

§ 2. Общественное благосостояние и эффективность

Примечательно, что  не только модель «аукциониста» Л.Вальраса, но действие «невидимой руки» А.Смита (идея разработана в 1776 году), от сывают силу, направляющую рынок к общему равновесию. Эта движущая сила - стремление к прибыли и конкуренция, которые  заставляют каждого отдельного предпринимателя  максимизировать свою прибыль, минимизи руя издержки. Оптимизируя частное  производство, предприниматели дей­ствуют в интересах всего общества. Однако, это возможно только при эф­фективном использовании ресурсов. Под эффективным  использованием ресурсов понимается достижение наибольшей отдачи в сфере оптимально­го  использования данных ресурсов, или, другими словами, отсутствие по­терь  в виде упущенной полезности.

Условием же эффективного производства является эффективное  распре­деление. Следовательно, именно конкуренция является естественным сти­мулом и организатором эффективного распределения.

Дальнейший шаг  в разработке идей А.Смита сделал итальянский эконо­мист Вильфредо  Парето. Он определил критерий эффективного распреде­ления: ресурсы можно считать  эффективно, а значит, оптимально распре деленными при заданном уровне возможностей, когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым по ложения  других. Такое распределение называется эффективным по Паре-то, или Парето-оптимальным  распределением. Если же существует можность хотя бы для одного участника рынка  улучшить свое положений не нанеся ущерба другим, то такое распределение  экономических благ оптимально. Итак, критерием рыночной эффективности  является Паретс оптимальность, и возможность ее достижения - серьезное преимущество рыночной системы по сравнению с командно-административной.

Очень важно, что  эффективность распределения по Парето предполага ет максимизацию общественной полезности, хотя и является социалы  нейтральным критерием. Поэтому  равноправное (об этом понятии подро

нее будет сказано  далее), но отнюдь не равное распределение  при достиже­нии наибольшей суммарной  полезности в рыночной системе корректирует­ся  через перераспределительную систему, т. е. с помощью государства.

Но как максимизируется  общественное благосостояние? Это один из главных вопросов неоклассической  теории экономики благосостояния, предметом  которой является создание модели экономического оптимума и решение проблемы соотношения  между эффективностью экономической  системы и справедливостью распределения. Отправным пунктом в иссле­довании  возможности максимизировать благосостояние является модель, называемая «ящик  Эджворта» (рис. 15.4). Данная модель представляет со­бой диаграмму полезностей двух контрагентов и помогает выявить  усло­вия достижения оптимального распределения  экономических благ, при об­мене  которыми достигается максимальная полезность участников обмена.

Рассмотрим модель обмена двумя товарами между двумя  потребителя­ми, например, Аней и Васей, которые олицетворяют две общественные группы. На рис. 15.4 изображены две системы  координат, повернутые друг к другу  так, что их оси составляют прямоугольник. Правый верхний угол прямоугольника - начало координат О4, в системе  которых расположена карта кривых безразличия Ани (сравните с аналогичными картами в гл. 5, § 9). Левый нижний угол - начало координат OBв системе  которых распо­ложена карта кривых безразличия Васи. По горизонтальной оси отмечено количество хлеба, по вертикальной - шоколада, в количестве 10 и 6 еди­ниц  соответственно. Пусть изначально блага  распределены в точке 1, т. е.

7 единиц хлеба  и 1 единица шоколада у Васи (поэтому он ценит Ш О К  О Л Е больше, чем хлеб). В  той же точке 1 мы видим, что  у Ани 3 единицы хлеба и 5 единиц шоколада1 (она, имея больше  шоколада, оценивает хлеб выше  чем Вася). В этой точке предельные  нормы замещения (MRS) участников  сделки не совпадают2: MRSA = 3, MRSB= 1 / 2 , что позволяет заключать вза­имовыгодные  сделки. Кривые безразличия UA1и  UB1соответствующие на­бору предпочтений  Ани и Васи, пересекаются в  точке 1, образуя облает взаимовыгодных  сделок (заштрихованная часть рисунка). Однако не при каждой взаимовыгодной  сделке распределение эффективно.  Например, точке 2 сделка взаимовыгодна  (Вася приобретет дополнительную  плитки шоколада, а Аня - еще  одну буханку хлеба, т. е.  то, что они больше ценят) Но  так как кривые безразличия  в этой точке пересекаются, предельные  но мы замещения (MRS) у контрагентов  не равны. Условием же эффективно  распределения является равенство  MRSучастников обмена, в результат  которого благосостояние контрагентов  нельзя улучшить, не ухудшив поло-жени  я одного из них, т. е. условие  Парето-эффективного распределения  Оно изображено на рис. 15.4 в  точках 3, 4 и 5, в которых кривые  безразли­чия касаются друг друга  и имеют в этих точках одинаковый  наклон. См довательно, MRSA = MRSB. Данное  правило распространяется и на  множе ство контрагентов, обменивающихся  множеством товаров: распределении  эффективно только в том случае, если MRSиюбой пары товаров одинако­вы  для всех участников обмена. Таким  образом, одновременное равновесии  участников обмена устанавливается  при заключении эффективной сделки

MRSA шок., хл.= (Р шок. / Р хл.) = MRSB шок., хл.                             (3)

Данная формула  отражает условие достижения равновесия на конкурен­тных рынках. Конкурентным равновесием экономисты называют равно­весие  по Вальрасу. Напомним, что в о  с н о в е достижения конкурентного pав-новесия лежит установление такого набора цен, при котором спрос  равен предложению на всех имеющихся  рынках в условиях конкуренции.

Вернемся к рис. 15.4. Кривая, проходящая из точки ОА в  точку ОB со­единяет все точки  касания кривых безразличия контрагентов Ани и Васи, которых их предельные нормы замещения равны. Такая  кривая, отражаю­щая все эффективные  сделки, т. е. все случаи эффективного распределений называется кривой контрактов. Именно кривая контрактов и служит гра­фическим изображением Парето-эффективного распределения между дву­мя агентами или двумя группами агентов, что  и отражено на рис. 15. 4. 
 
 

Рис. 15.5. Кривая достижимой (возможной) поле тост и

На рисунке 15.5 изображена кривая контрактов, вогнутая по отношению  к началу системы ко­ординат. Она  представляет собой известную нам  кривую из «ящика Эджворта» (рис. 15.4), получен­ную  при проведении линии через все  точки касания кривых безраз­личия (точки 4, 3, 5). Любая точка этой кривой представляет собой эффективное  распределение по Парето, максимизирующее  сум­марную полезность распределе­ния благ в обществе. Иначе гово­ря, это  кривая достижимой полез­ности  для  общества.  Допустим,

что все общество состоит из двух лиц, Ани и Васи, олицетворяющих две общественные группы. При продвижении из точки 3 в точку 4 полезность благ для одной группы общества, которую представляет Вася, уменьшает­ся. Напротив, полезность для  другой группы, которую олицетворяет Аня, возрастает. Но в какой точке  на кривой достижимой полезности максими­зируется общественное благосостояние? Ведь эффективное  по Парето рас­пределение не дает ответа на вопрос о распределении благосостояния меж­ду людьми с точки зрения его  желательности для общества. Даже самые крайние точки на кривой достижимой полезности, когда все  достается ка­кому-либо одному из субъектов (или одной общественной группе), Паре-то-оптимальны. 
 
 

Рис. 15.6. Максимизация общественного благосостояния 

Обратимся к рис. 15.6.

Кривая достижимой полезности (рис. 15.6) показывает все  варианты по­лезности, достижимой при  Парето-эффективном распределении  данного количества благ между двумя  членами общества (как в примере  с «ящиком Эджворта») или общественными  группами.

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма