Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:43, реферат
Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект.
Введение……………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4
§1. История развития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9
§1. Общая характеристика и
преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9
§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13
Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18
Заключение……………………………………………………………… стр. 20
Библиография……………………………………………………………. стр.21
Если же производители
сильнее реагируют на изменение
цены, чем предъявители спроса (в
этом случае кривая предложения более
пологая, чем кривая спроса), то цена
будет колебаться во времени с
нарастающей амплитудой (рис. 15.36 ), т.
е. ценовые колебания будут
Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания (рис. 15.3в), т. е. цена колеблется в определенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэтому соотношение между спросом и предложением выражается либо как избыток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе ценового коридора), либо как дефицит товара (при движении.цены от равновесной к нижней границе ценового коридора).
Исследование паутинообразной
модели показывает, что, во-первых, источником
ценовых колебаний является запаздывание
реакции предложения на изменившийся
спрос. Во-вторых, равновесие не всегда
может восстанавливаться автоматически.
Однако на практике ситуация с усиливающимися
колебаниями встречается
Проблемы установления и устойчивости равновесия мы рассматривали на примере рынка одного товара или отрасли, т. е. говорили о частичном равновесии. Однако в экономической теории существует понятие общего равновесия, т. е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов),
С помощью модели
общего экономического равновесия исследуется
взаимосвязь всех рынков экономической
системы. Идеальным проводником
информации в условиях совершенной
конкуренции является ценовой сигнал,
распространяющий сведения об изменении
рыночной ситуации по всем рынкам. Продвигаясь
от рынка к рынку, закодированные
в цене сведения корректируются,
вбирая в себя все новые конъюнктурные
данные. Преобразованный ценовой
сигнал возвращается на рынок первичной
информации и оказывает на него
уже внешнее воздействие. Такое
явление называется эффектом обратной
связи. Ценовые сигналы издают и
получают все рынки
Почему же рынки
товаров, не имеющих, на первый взгляд,
никакого отношения друг к другу
(ни взаимодополняемых, ни взаимозаменяемых,
ни связанных технологической
Возьмем четыре отдельных рынка: два отраслевых рынка, не связанных друг с другом технологически, например, рынок зданий и сооружений, рынок автомобилей, а также два сегмента рынка рабочей силы соответствуй
ющих специальностей - строительных рабочих и авто сборщиков. Все рынки находятся в равновесии.
Допустим, в экономике
начался строительный бум: резко
повысился спрос на строительство
гостиниц, магазинов, коттеджей и
т. д., что требует значительного
расширения спроса на строительных и
ремонтных рабочих. Повышение спроса
и рост цен на новые здания и
сооружения оттянут часть
В новой ситуации под влиянием возросших цен предложение строительных фирм расширится. Увеличится и предложение услуг труда строителей за счет увеличения рабочего времени и притока рабочей силы из другой отрасли. Здесь мы исходим из довольно сильного упрощения, предполагающего, что переквалификация работников происходит без существенных затрат. На автомобильном рынке производители сократили выпуск в соответствие с более низкой рыночной ценой. Таковы параметры нового равновесия на рассматриваемых рынках. Оно будет поддерживаться до тех пор, пока повысившееся предложение на рынке строительных услуг не насытит спрос, и цены (вслед за спросом) не начнут отклоняться от равновесных в сторону понижения. Напротив, на автомобильном рынке сократившееся предложение и низкие цены могут вызвать в следующем периоде повышение спроса на его продукцию и, следовательно, рост цен на автомобили, что так же коснется и рынка труда авто сборщиков. В результате разбалан-сировки рассматриваемых рынков спрос, цена и предложение начнут изменяться в обратном направлении до тех пор, пока снова не восстановится общее равновесие при новых параметрах.
Итак, мы рассмотрели установление общего равновесия в условиях совершенной конкуренции при нулевых трансакционных издержках. Однако в реальной жизни поддержание устойчивости работы рынка осложняется наличием этих издержек (см. гл. 4, 9). Они затрудняют работу рыночного механизма, искажая ценовую информацию, усложняют процесс оптимизации и не дают рынку работать идеально эффективно. Ликвидировать трансакционные издержки нельзя, но можно их минимизировать. Отчасти эту проблему решает государство, создавая четкую правовую основу дея-
тельности бизнеса,
поддерживая адекватный социальный
климат, развивает контрактную систему
и т. д. Но значительную часть трансакционных
издер жек минимизируют сами предприниматели,
стремясь к максимизации прибы ли.
Прежде всего, бизнес заинтересован
в быстром предоставлении, получе
нии и обработке наиболее полной
и достоверной рыночной информации,
ина че затрудняется минимизация
убытков и максимизация прибыли.
Важнс преимущество рынка - отсутствие
у экономических агентов (по крапней
мере, в долгосрочном плане) стимулов
к искажению информации, стремле
ние к минимизации
§ 2. Общественное благосостояние и эффективность
Примечательно, что не только модель «аукциониста» Л.Вальраса, но действие «невидимой руки» А.Смита (идея разработана в 1776 году), от сывают силу, направляющую рынок к общему равновесию. Эта движущая сила - стремление к прибыли и конкуренция, которые заставляют каждого отдельного предпринимателя максимизировать свою прибыль, минимизи руя издержки. Оптимизируя частное производство, предприниматели действуют в интересах всего общества. Однако, это возможно только при эффективном использовании ресурсов. Под эффективным использованием ресурсов понимается достижение наибольшей отдачи в сфере оптимального использования данных ресурсов, или, другими словами, отсутствие потерь в виде упущенной полезности.
Условием же эффективного
производства является эффективное
распределение. Следовательно, именно
конкуренция является естественным
стимулом и организатором
Дальнейший шаг в разработке идей А.Смита сделал итальянский экономист Вильфредо Парето. Он определил критерий эффективного распределения: ресурсы можно считать эффективно, а значит, оптимально распре деленными при заданном уровне возможностей, когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым по ложения других. Такое распределение называется эффективным по Паре-то, или Парето-оптимальным распределением. Если же существует можность хотя бы для одного участника рынка улучшить свое положений не нанеся ущерба другим, то такое распределение экономических благ оптимально. Итак, критерием рыночной эффективности является Паретс оптимальность, и возможность ее достижения - серьезное преимущество рыночной системы по сравнению с командно-административной.
Очень важно, что эффективность распределения по Парето предполага ет максимизацию общественной полезности, хотя и является социалы нейтральным критерием. Поэтому равноправное (об этом понятии подро
нее будет сказано
далее), но отнюдь не равное распределение
при достижении наибольшей суммарной
полезности в рыночной системе корректируется
через перераспределительную
Но как максимизируется
общественное благосостояние? Это один
из главных вопросов неоклассической
теории экономики благосостояния, предметом
которой является создание модели экономического
оптимума и решение проблемы соотношения
между эффективностью экономической
системы и справедливостью
Рассмотрим модель
обмена двумя товарами между двумя
потребителями, например, Аней и Васей,
которые олицетворяют две общественные
группы. На рис. 15.4 изображены две системы
координат, повернутые друг к другу
так, что их оси составляют прямоугольник.
Правый верхний угол прямоугольника
- начало координат О4, в системе
которых расположена карта
7 единиц хлеба
и 1 единица шоколада у Васи
(поэтому он ценит Ш О К
О Л Е больше, чем хлеб). В
той же точке 1 мы видим, что
у Ани 3 единицы хлеба и 5
единиц шоколада1 (она, имея больше
шоколада, оценивает хлеб выше
чем Вася). В этой точке предельные
нормы замещения (MRS) участников
сделки не совпадают2: MRSA = 3, MRSB= 1 /
2 , что позволяет заключать вза
MRSA шок., хл.= (Р шок.
/ Р хл.) = MRSB шок., хл.
Данная формула отражает условие достижения равновесия на конкурентных рынках. Конкурентным равновесием экономисты называют равновесие по Вальрасу. Напомним, что в о с н о в е достижения конкурентного pав-новесия лежит установление такого набора цен, при котором спрос равен предложению на всех имеющихся рынках в условиях конкуренции.
Вернемся к рис.
15.4. Кривая, проходящая из точки ОА в
точку ОB соединяет все точки
касания кривых безразличия контрагентов
Ани и Васи, которых их предельные
нормы замещения равны. Такая
кривая, отражающая все эффективные
сделки, т. е. все случаи эффективного
распределений называется кривой контрактов.
Именно кривая контрактов и служит
графическим изображением Парето-эффективного
распределения между двумя агентами
или двумя группами агентов, что
и отражено на рис. 15. 4.
Рис. 15.5. Кривая достижимой (возможной) поле тост и
На рисунке 15.5 изображена кривая контрактов, вогнутая по отношению к началу системы координат. Она представляет собой известную нам кривую из «ящика Эджворта» (рис. 15.4), полученную при проведении линии через все точки касания кривых безразличия (точки 4, 3, 5). Любая точка этой кривой представляет собой эффективное распределение по Парето, максимизирующее суммарную полезность распределения благ в обществе. Иначе говоря, это кривая достижимой полезности для общества. Допустим,
что все общество
состоит из двух лиц, Ани и Васи,
олицетворяющих две общественные группы.
При продвижении из точки 3 в точку
4 полезность благ для одной группы
общества, которую представляет Вася,
уменьшается. Напротив, полезность для
другой группы, которую олицетворяет
Аня, возрастает. Но в какой точке
на кривой достижимой полезности максимизируется
общественное благосостояние? Ведь эффективное
по Парето распределение не дает ответа
на вопрос о распределении благосостояния
между людьми с точки зрения его
желательности для общества. Даже
самые крайние точки на кривой
достижимой полезности, когда все
достается какому-либо одному из субъектов
(или одной общественной группе),
Паре-то-оптимальны.
Рис. 15.6. Максимизация
общественного благосостояния
Обратимся к рис. 15.6.
Кривая достижимой
полезности (рис. 15.6) показывает все
варианты полезности, достижимой при
Парето-эффективном
Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма