Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа
Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84
Участникам алкогольного рынка и органам государственной власти стран Содружества:
Предприятиям и организациям алкогольного рынка стран Содружества:
1. Для того, чтобы упростить действующую систему регулирования импорта алкоголя, целесообразно перейти на выдачу генеральных лицензий. Главное отличие генеральной лицензии от разовой в том, что она выдается не под соответствующий внешнеторговый контракт, а под объем - сроком на год. На данный момент все лицензии на импорт алкоголя выдаются под объемы, определенные внешнеторговыми контрактами.
В результате введения генеральной лицензии не будет привязок ни к контракту, ни к странам. Импортер сможет физически ввезти продукцию из тех государств, из которых хочет, в тех объемах, которые заявлены в генеральной лицензии. В итоге существенно сократится объем получаемых лицензий.
Введение данной нормы позволит существенно сократить количество выдаваемых разрешительных документов в связи с тем, что генеральные лицензии будут выдаваться на общий объем импортируемой алкогольной продукции.
В отличие от разовой, генеральная лицензия выдается не под конкретный внешнеторговый контракт, а фактически на любые контракты, предусматривающие импорт такой продукции. При этом участник также не ограничен в отношении стран, из которых будут осуществляться поставки. То есть участник рынка будет определять на какие конкретные категории алкогольной продукции в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ему необходима лицензия и предполагаемый объем ее импорта.
2. Саморегулирование – это новая возможность решить существующую проблему неэффективного госрегулирования и контроля на алкогольном рынке. Саморегулирование предполагает, что бизнес-сообщество добровольно и инициативно возьмет на себя ответственность за решение проблем алкогольного рынка и часть государственных функций по регулированию деятельности участников этого рынка.
Передача государством ряда своих функций СРО влечет снижение необоснованного административного давления на участников рынка. При развитии саморегулирования рынка уже не государственные органы, а сами участники рынка профессионально определяют ряд правил своей деятельности, условия участия (вхождения) на рынок, условия выпуска на рынок продукции, работ, услуг. В первую очередь это касается регулирования взаимоотношений участников рынка с потребителем – вопросов стандартизации и контроля качества, информирования и удовлетворения претензий потребителей.
Переход алкогольного рынка от жесткого государственного регулирования к развитию саморегулирования предполагает снижение указанных административных издержек при повышении эффективности регулирования вопросов качества на рынке.
Делегирование ряда государственных функций СРО предполагает также освобождение участников СРО от соответствующих видов контроля, который будет осуществляется специализированными органами СРО. За государством при этом должны остаться функции контроля за соблюдением самых основных и «жизненноважных» вопросов регулирования рынка, а также функции надзора на рынке и контроля за самими СРО. СРО при этом отводится роль своеобразного «буфера» между государством и участниками рынка, обеспечивающим адекватное и эффективное проведение интересов участников рынка во взаимодействии с государством с одной стороны, и требований государства и потребителей к членам СРО, с другой стороны.
Снижение участия государства в рыночных отношениях взаимовыгодно и государству, и бизнес-сообществу: первое освобождается от «избыточных», неэффективно исполняемых функций, получает возможность высвобождения кадровых и финансовых ресурсов для решения иных задач; второе получает возможность снижения издержек своей деятельности и возможность сдвинуть с мертвой точки решение проблем алкогольной отрасли.
В отраслях, где институт саморегулирования уже успешно функционирует – оценка, аудит, арбитражное управление – государством на законодательном уровне уже ставятся и решаются вопросы передачи этим институтам ряда функций по регулированию соответствующей деятельности на рынке.
В алкогольной отрасли, которая всегда была для государства отраслью «стратегического» значения, говорить о делегировании обществу ряда госфункций по регулированию отрасли можно только в том случае, если институт саморегулирования не станет использоваться как очередная профанация, если устанавливаемые требования к продукции и участникам рынка, также органы контроля, создаваемые СРО, не превратятся в новую форму бюрократии.
Поэтому развитие настоящего, а не формального саморегулирования алкогольного рынка сейчас выгодно и государству, и бизнес-сообществу, и, конечно же, потребителю.
2) саморегулирование – как
Неэффективное госрегулирование рынка и отсутствие действенных мер по решению проблемы фальсификата создает препятствие развитию алкогольного бизнеса. Сегодня легальная продукция не выдерживает конкуренции с фальсификатом, который дешев, поэтому очень востребован определенной малоимущей частью населения. Развитие саморегулирования на алкогольном рынке дает возможность участникам рынка, заинтересованным в ведении добросовестного бизнеса, повлиять на проблему огромной доли фальсификата алкоголя на рынке и развивать свой бизнес не в ущерб государству и потребителю. Объединение усилий, направленных на поддержание должного уровня качества своей продукции, соответствующей по своим потребительским свойствам её наименованию, проведение мероприятий по защите своей продукции от контрафакта, по повышению потребительской культуры, по созданию служб взаимодействия с потребителем, усилий по продвижению СРО как коллективного бренда, способно создать защиту и преимущество легальному ведению бизнеса и способствовать вытеснению с рынка фальсифицированной продукции.
В то же время развитие саморегулирования не является само по себе панацеей: проблема теневого рынка требует принятия, в первую очередь, со стороны государства комплексных мер, направленных на то, что производить и продавать фальсификат будет экономически менее выгодно, чем заниматься легальным бизнесом, и социально более рискованно и наказуемо, чем на сегодняшний день. Здесь необходим взвешенный комплекс мер по снижению акзизов и пошлин на алкоголь, потребление которого социально предпочтительнее, при одновременном повышении эффективности контроля, увеличении размера административных и уголовных санкций как за изготовление и реализацию фальсификата, так и за нарушение должностных и служебных обязанностей государственными контролирующими органами.
3) участие в СРО - возможность
эффективного продвижения
Уже сейчас наблюдается огромная заинтересованность участия в СРО в таких отраслях, как строительство и ЖКХ, где доверие потребителя к участнику рынка имеет существенное значение для развития бизнеса.
Закон о СРО имеет потенциальную возможность стать для потребителя вторым кодексом его прав, наравне с Законом о защите прав потребителей, поскольку он распространяется на все отрасли предпринимательской и профессиональной деятельности. В связи с этим, продвижение услуг, товаров, работ участников СРО любой отрасли послужит фактором повышения информированности потребителя о СРО, о наличии стандартов качества СРО на различные товары, работы, услуги других отраслей. Таким образом, ФЗ «О СРО» закладывает предпосылку для формирования спроса потребителей на товары (работы, услуги) со знаком СРО.
4) активное вовлечение бизнес-
СРО могут выступать трибуной выражения интересов бизнес-сообщества в отношениях с госвластью для инициирования или обжалования в судах нормативных актов в соответствующей отрасли, а также для объективного учета при разработке нормативных актов консолидированного мнения бизнес-сообщества.
Закон наделяет саморегулируемые организации особым правовым статусом в сфере нормотворчества, предусматривая их привлечение к участию в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования СРО. Опираясь на опыт и профессионализм бизнес-сообщества, органы государственной власти не будут делать грубых ошибок при принятии тех или иных нормативных актов.
5) организация эффективного
Закон о СРО предусматривает ответственность, в том числе материальную ответственность бизнес сообщества в лице СРО, перед потребителями продукции, производимой членами СРО. В законе заложено развитие обратной связи «потребители – производители».
6) своевременное и активное участ
Необходимо предвидеть попытки использования чиновниками СРО как способа проведения своих личных интересов, и создания СРО, которые будут заниматься не проблемами регулирования, а выполнять функции очередных коррупционных административных барьеров.
Для предотвращения возникновения и укрепления таких СРО участники рынка не должны пассивно стоять в стороне от этого процесса а воспользоваться в собственных интересах правами и возможностями, предоставляемыми им законом о СРО, создавать и развивать свои СРО, которые можно будет противопоставить «карманному саморегулированию».
Заключение
С 2005-2006 гг. российские компании стали заявлять о своем серьезном выходе на мировой водочный рынок в сегменте премиум.
В числе факторов, мешающих продвижению российской водки на Запад, можно назвать невнимание руководства России к этому процессу. Но в целом успешное развитие сегмента российской премиальной водки — это попытка восстановить международную историческую справедливость, «выровнять» в цене и значении импортную водку, которую зачастую делают из непривычного сырья (в Англии — из свекольного спирта и т.д.), и российскую водку — классическую, приготовленную по традиционному рецепту из зернового спирта. Высокая цена водки на Западе объясняется, во-первых, более высоким уровнем жизни, а во-вторых, экзотичностью.
Следовательно, появление в России премиальной водки, которая, фактически, является продуктом имиджевым, — результат закономерного и реального развития рынка. Явление это при всех возникающих сложностях, безусловно, прогрессивное. И активное развитие российского премиального креатива позволит российским производителям реализовать современные маркетинговые стратегии на мировом уровне.
Сегодня рынок премиальной водки в России демонстрирует постоянный рост. При этом существует ряд особенностей, которые сильно отличают его от водочного премиума других стран.
Первая и главная — его «патриотичность». После появления водки «Русский стандарт», которую можно назвать безусловным лидером сегмента. В результате экспансии отечественной водки с прилавков почти исчезли западные премиальные бренды.
Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России