Роль импортной продукции на алкогольном рынке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84

Вложенные файлы: 1 файл

диплом алкоголь.doc

— 616.00 Кб (Скачать файл)

Рынок импортных ликеров в 2009 году потерял 14% в стоимостном выражении (в рублях) в сравнении с 2008 г.48

Предпочтение потребителей сместились к ликерам российского производства, более доступным с точки зрения стоимости. Средняя розничная цена последних составляет около 280 руб. за 0,75 л, в то время как цена на полке импортных ликеров – около 800 руб. за 0,75 л. Лидером категории продолжает быть марка Bailey’s, второе место – у Sheridan’s.

Замыкают круг наиболее популярных в u1056 России элитных крепких алкогольных напитков – остающиеся «экзотическими» в России текила и джин.

В 2009 году рынок текилы также сократился – минус 9% в стоимостном выражении. Доля марки Olmeca в продажах категории составляет около 50% в стоимостном выражении. В 2009 году ее продажи в 2009 году выросли, в то время как у марок, занимающих второе и третье места, – Sauza и Camino Real – снизились.

Джин является самой небольшой категорией в рассматриваемом сегменте. Этот рынок в 2009 году сохранил свой объем по стоимости. По сути, рынок джинов в России – это рынок двух игроков: Beefeater (около половины рынка в 2009 году), и Gordon’s (чуть более 40% рынка в 2009 году). Наибольший прирост продажи за последний год продемонстрировала марка Manchester, которая примерно на 30% дешевле лидеров. Однако ее доля в категории остается все еще меньше 1%49.

За 10 месяцев 2010 года объём импорта алкогольной продукции составил 309,1 млн литров, на 23,4% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Такие цифры озвучили аналитики International Logistic Systems (ILS) в отчёте по результатам анализа рынка

Первое место в рейтинге стран – экспортёров алкогольной продукции в Россию занимает Италия, которая за 10 месяцев 2010 года увеличила объём экспорта на 44,4%. На второй строчке расположилась Франция (+44,0%). Замыкает тройку лидеров Болгария, которая за рассматриваемый период отправила в Россию на 9,7% меньше алкогольной продукции, чем в 2009 году. Рекордсменами по увеличению объёмов поставок алкоголя в РФ стали Литва (89,8%), Абхазия (52,5%) и Испания (45,3%)50.

 

    1. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции

 

Значительно возросло влияние государства на отрасль. Это выражается как в повышенном контроле со стороны недавно созданной федеральной службы - Росалкогольрегулирование, так и в растущем влиянии «Росспиртпрома» - созданной в 2009 году государственной водочной компании.

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены в Федеральном законе № 171-ФЗ51. Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимаются ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. В соответствии с п. 1 ст. 10.2 данного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

    • товарно-транспортной накладной (ТТН);
    • справки, прилагаемой к ТТН (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ)52;
    • справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции)53.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии перечисленных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (п. 2 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ). Также в силу п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещен оборот:

- этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции  без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Закона;

- алкогольной продукции без  сертификатов соответствия или декларации о соответствии, либо без маркировки согласно ст. 12 настоящего Закона, либо с маркировкой поддельными марками. Так, на основании положений п. 3 ст. 12 Федерального закона № 171-ФЗ федеральная специальная (для продукции российского производства) и акцизная (для импортной продукции) марки являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, а также документами осуществления контроля за уплатой налогов, носителями информации ЕГАИС (Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система) и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС;

- этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 данного Закона (например, требование о передаче информации в ЕГАИС не распространяется на учет розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции организациями-производителями на территории РФ и (или) ввоз на территорию РФ алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Порядок фиксации сведений об алкогольной продукции в ЕГАИС установлен Федеральным законом № 171-ФЗ, Постановлениями Правительства РФ № 52254 и № 87355. В п. 1 ст. 25 Федерального закона № 171-ФЗ отмечено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, на основании решений уполномоченных органов изымаются, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 настоящего Закона

Частью 4 ст. 14.17 КоАП РФ56 предусмотрена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией: штраф юридическому лицу в размере от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции разрешен только после фиксации информации о данной продукции в ЕГАИС, обязанность внесения необходимых сведений в ЕГАИС возложена на производителя соответствующей продукции. При этом, как способов проверки наличия необходимых сведений в ЕГАИС действующим законодательством не предусмотрено, также отсутствует и обязанность покупателя проверять указанные сведения. Соответственно, при наличии всех необходимых сопроводительных документов на алкогольную продукцию отсутствие сведений в ЕГАИС не является основанием для привлечения предприятия к административной ответственности, а также для изъятия у него данной продукции.

В соответствии со ст. 181 НК РФ спирт этиловый из всех видов сырья, спиртсодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов), пиво относятся к подакцизным товарам.

Федеральным законом от 27.11.2010 № 306-ФЗ57 внесены изменения в первую и вторую части Налогового кодекса, в том числе в гл. 22 «Акцизы». Закон вступил в силу с 01.01.2011, за исключением положений, для которых ст. 6 данного Закона установлены иные сроки. Большая часть поправок, направленных на повышение эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в РФ и производства этилового спирта, начнет действовать в иные сроки (с 1 июля 2011 г.) (Приложение 1). Список товаров, признаваемых подакцизными, приведен в п. 1 ст. 181 НК РФ

Ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации алкогольная продукция маркируется акцизными марками. Маркировка осуществляется в целях выпуска товаров для свободного обращения и контроля за их оборотом. Акцизная марка установленного образца изготавливается уполномоченными организациями-изготовителями и выдается согласно установленному порядку уполномоченными таможенными органами в целях подтверждения легальности ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара и его оборота на данной территории. Марка является документом государственной отчетности.

В соответствии с Приказом ФТС России от 29 января 2007 г. № 106 «Об утверждении формата нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»58 сведения о маркируемой продукции наносятся на акцизные марки на русском языке и виде двумерного штрихового кода. Маркировка ввозимой (импортируемой) на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции акцизными марками осуществляется до ее ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и после получения подтверждения о фиксации сведений об указанной алкогольной продукции, наносимых на акцизную марку, в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Акцизные марки приобретаются юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющим постоянное место нахождения на ее территории, а также физическим лицом, имеющим постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившим с иностранными лицами внешнеторговый договор, согласно которому подлежащие маркировке товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации.

Акцизные марки выдаются таможенными органами при условии предоставления лицом, приобретающим марки, обеспечения выполнения обязательства и совершения этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков:

    • ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в целях их реализации на территории Российской Федерации;
    • размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения;
    • возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;
    • представление отчета об использовании акцизных марок в установленном порядке.

В целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении указанной продукции таможенные органы применяют такие формы таможенного контроля, как проверка документов и сведений (ст. 367 ТК РФ59), таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ), таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ).

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизной алкогольной продукции, подлежащей маркировке, таможенный контроль в форме таможенного досмотра осуществляется в соответствии с профилями рисков, применяемыми в отношении указанной продукции и доводимыми до таможенных органов, как указано в письме ФТС России от 15 ноября 2007 г. № 01-06/4291, в электронном виде с использованием комплекса программных средств «Ведение базы данных профилей рисков» (КПС «ВБДПР»).

В таможенных органах таможенный досмотр маркированной алкогольной продукции производится независимо от случаев проведения таможенного досмотра такой продукции в местах прибытия, в целях обеспечения требований законодательства Российской Федерации и выпуска подакцизной алкогольной продукции, не маркированной акцизными марками в установленном порядке.

При процедуре декларирования маркированной алкогольной продукции с подачей ГТД применяются профили рисков в отношении таких подакцизных товаров.

При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный таможенным законодательством Российской Федерации, то сроки уплаты акцизов исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации. В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок уплаты акциза может быть перенесен на более поздний срок. Срок уплаты акциза может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы акциза либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму акциза.

В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров на территории Российской Федерации»60 и на основании ст. 125 Таможенного кодекса Российской Федерации

Приказ ФТС России от 25 мая 2009 г. № 931 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров и других определенных видов товаров»61 определил Перечень таможенных органов, осуществляющих обеспечение импортеров акцизными марками. К ним относятся такие специализированные таможенные органы, как Центральная акцизная таможня, Северо-Западный акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни, и другие таможни. В Сибирском федеральном округе только Новосибирская таможня обладает правом обеспечивать импортеров акцизными марками. Этим же Приказом установлен Перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, оборот которых подлежит лицензированию и (или) которые подлежат маркировке акцизными марками, а также виноматериалов, коньячных спиртов и пива (в том числе безалкогольного).

Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России