Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа
Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84
При этом стоит отметить, что наиболее активное увеличение объемов ввоза КСН в Россию пришлось на декабрь 2009 г., тогда как и в секторе вин, и в целом по рынку объемы декабря были несколько ниже двух предыдущих месяцев.
Таблица 2.6
Динамика импорта КСН (объем в литрах)
Год |
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Всего |
2007 |
6,1 |
8,3 |
8,8 |
8,8 |
7,0 |
4,4 |
7,9 |
7,9 |
8,9 |
11,8 |
15,5 |
15,4 |
110,9 |
2008 |
6,8 |
11,2 |
9,0 |
9,8 |
8,7 |
8,2 |
9,0 |
8,4 |
11,7 |
13,0 |
11,4 |
10,5 |
117,7 |
2009 |
4,9 |
6,3 |
7,3 |
6,1 |
5,0 |
4,6 |
5,7 |
6,1 |
8,9 |
9,5 |
9,8 |
11,8 |
85,9 |
Источник: www.customs.ru
Рис. 2.3. Динамика импорта КСН в Россию (млн. литров)
Таким образом, под влиянием мирового экономического кризиса в 2009 г. отмечается существенное снижение объемов импортируемой алкогольной продукции в Россию. При этом наиболее сильный спад (более 30%) приходится на первую половину года, тогда как к ноябрю-декабрю количество ввезенной продукции достигает уровня 2008 г., что в итоге дает в целом по году снижение примерно на 23%. Также необходимо отметить, что наиболее сильно пострадал сектор импортных КСН (падение на 27% по году).
Экономический кризис отразился и на таком показателе, как средняя стоимость импортируемой продукции: если на протяжении 2006-2008 гг. средняя инвойсная стоимость постоянно увеличивалась, то в 2009 г. наблюдается некоторое ее снижение (по всем категориям алкогольных напитков). Особенно заметным снижение было в категории КСН (с 12,62 долл./литр в 2008 г. до 10.94 долл./литр в 2009 г.). Данная тенденция обусловлена в первую очередь сокращением спроса на продукцию среднего ценового сегмента и увеличением импорта более дешевых алкогольных напитков.
Таблица 2.7
Средняя инвойсная стоимость импортируемой алкогольной продукции (долл./литр)
Категория |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Вино |
1,36 |
1,85 |
2,27 |
2,15 |
Водка |
2,17 |
2,69 |
2,51 |
2,37 |
Коньяки и бренди |
9,98 |
12,98 |
12,62 |
10,94 |
Источник: Шепелев А.Ф., Мхитарьян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров
2009 г. внес существенные изменения в географическую структуру импортных вин: если на протяжении 2007-2008 гг. лидером по экспорту вин в Россию являлась Болгария, то в 2009 г. она занимает всего лишь третье место (14% рынка вместо 20% в 2008 г.).
Лидерами по поставке вин в РФ в 2009 г. стали Италия (19,8%) и Франция (15,2%). При этом необходимо отметить, что доля Франции по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, а доля Италии выросла лишь на полтора процента. Снижение доли Болгарии компенсировалось суммарным увеличением долей Германии, Испании, Украины и Молдовы.
В отличие от сегмента вин в секторе КСН географическая структура не претерпела таких серьезных изменений – лидером по поставкам крепкого алкоголя (как и в 2007-2008 гг.) остается Украина (за счет экспорта водки), при этом доля ее выросла по сравнению с прошлым годом на 2%. Также на 2% увеличилась доля Великобритании.
А вот Армения и Франция не удержали своих позиций – их доля сократилась (для Франции – главным образом за счет отказа импортеров от ввоза дорогих коньяков).
Таблица 2.8
Вино: доли стран-экспортеров (млн. литров) в 2008-2009 гг. (суммарные данные за период январь-декабрь)
страна |
2008 год |
2009 год |
прирост, % | ||
кол-во |
доля, % |
кол-во |
доля, % | ||
Италия |
55,3 |
18,3 |
48,04 |
19,8 |
-13,14 |
Франция |
46,48 |
15,4 |
36,89 |
15,2 |
-20,65 |
Болгария |
62,86 |
20,8 |
33,66 |
13,9 |
-46,46 |
Молдова |
28,32 |
9,4 |
25,25 |
10,4 |
-10,86 |
Германия |
25,35 |
8,4 |
22,18 |
9,2 |
-12,51 |
Испания |
24,56 |
8,1 |
21,81 |
9,0 |
-11,22 |
Украина |
12,62 |
4,2 |
12,97 |
5,4 |
+2,8 |
Чили |
12,25 |
4,1 |
11,11 |
4,6 |
-9,27 |
Аргентина |
7,59 |
2,5 |
4,94 |
2,0 |
-34,9 |
Абхазия |
2,38 |
0,8 |
4,27 |
1,8 |
+79,8 |
Сербия |
1,76 |
0,6 |
3,17 |
1,3 |
+80,3 |
Литва |
0,77 |
0,3 |
2,79 |
1,2 |
В 3,6 раза |
США |
2,76 |
0,9 |
2,4 |
1,0 |
-13,06 |
Венгрия |
4,34 |
1,4 |
2,0 |
0,8 |
-53,93 |
ЮАР |
2,18 |
0,7 |
1,85 |
0,8 |
-15,16 |
Прочие |
12,79 |
4,2 |
8,79 |
3,6 |
-31,32 |
Всего |
302,32 |
100 |
242,12 |
100 |
-19,9 |
Источник: Шепелев А.Ф., Мхитарьян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров
Рис. 2.4. Доли стран-импортеров. Вина
Свою долю рынка по поставкам КСН в Россию на уровне 2008 г. удалось сохранить Молдове, в результате чего она вошла в пятерку основных стран-поставщиков КСН в РФ (в прошлом году Молдова занимала 6-е место).
По остальным странам-экспортерам существенных перемен не произошло.
Таблица 2.9
КСН: доли стран-экспортеров (млн. литров) в 2008-2009 гг. (суммарные данные за период январь-декабрь)
страна |
2008 год |
2009 год |
прирост, % | ||
кол-во |
доля, % |
кол-во |
доля, % | ||
Украина |
62,32 |
52,9 |
47,41 |
54,5 |
-23,93 |
Великобритания |
14,68 |
12,5 |
12,53 |
14,4 |
-14,65 |
Армения |
13,54 |
11,5 |
8,27 |
9,5 |
-38,9 |
Франция |
6,61 |
5,6 |
3,32 |
3,8 |
-49,84 |
Молдова |
3,65 |
3,1 |
2,84 |
3,3 |
-22,2 |
Ирландия |
3,75 |
3,2 |
2,01 |
2,3 |
-46,36 |
Финляндия |
2,27 |
1,9 |
2,01 |
2,3 |
-11,56 |
Мексика |
2,72 |
2,3 |
1,80 |
2,1 |
-33,9 |
Пуэрто-Рико |
1,53 |
1,3 |
1,24 |
1,4 |
18,99 |
США |
0,92 |
0,8 |
0,89 |
1,0 |
-3,5 |
Прочие |
5,74 |
4,9 |
4,61 |
5,3 |
-19,81 |
Всего |
117,74 |
100 |
86,92 |
100 |
-26,2 |
Источник: Шепелев А.Ф., Мхитарьян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров
Рис. 2.5. Доли стран-импортеров. КСН
Водкой класса «премиум» считается продукт, произведенный из улучшенного спирта, проходящего многочисленные очистки и имеющий мягкий вкус и гармоничный аромат. Дизайн упаковки должен быть дорогим и стильным. Водка класса «премиум» предназначена для потребителей среднего и выше среднего уровня достатка. В стоимостном выражении весь класс «премиум» занимает около 13% российского рынка алкоголя, по объему - около 6% (оценка экспертов российского рынка алкогольной продукции). В настоящее время существует различная сегментация водки по ценовому признаку. Мы используем следующую сегментацию:
Крепкий премиальный алкоголь (виски, французский коньяк, текила, джин, ликеры) – сегмент алкогольного рынка, демонстрировавший в России наиболее активный рост среди всех алкогольных напитков в течение пяти предкризисных лет.
Рис. 2.6. Рынок крепкого премиального алкоголя. Распределение долей категорий по стоимости, % 2009 год
В 2008 году размер рынка достиг своего максимума в 50 млрд. руб. (рост по сравнению с 2007 годом +45%). Тем не менее, это составляет лишь10% в стоимостном выражении от всего российского рынка крепкого алкоголя. В 2009 году потребление премиальных спиртов сократилось больше всего. Общий объем ввезенного в страну премиального импортного алкоголя по итогам 2009 года оказался практически на четверть ниже объемов импорта 2008 года.
По итогам 2009 года весь сегмент премиального алкоголя потерял 3% в стоимостном выражении (в рублях) по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а в долларах рынок элитного алкоголя сократился значительно сильнее.
Снизилось потребление практически всех категорий премиальных спиртов, за исключением рома. С 2003 года эта категория показывает наибольший прирост продаж среди всех сегментов рынка премиального алкоголя. Эксперты связываюь это, в первую очередь, с молодежной клубной культурой и ростом популярности давно полюбившихся на Западе коктейлей на основе рома – «Мохито», «Куба Либре». Наиболее популярной маркой рома остается Bacardi, которой принадлежит более 65% рынка в стоимостном выражении. В тройку самых популярных марок рома также входят Captain Morgan и Havana Club.
Самая крупная категория крепкого премиального алкоголя в натуральном выражении – виски. Как и в остальных категориях, на рынке виски в этом году наблюдается смещение покупательского спроса с более дорогих марок на более дешевые. И именно благодаря росту продаж марок недорогого виски категория в целом показала в 2009 году рост доли по стоимости на 4%.
Таблица 2.10.
Рынок виски. Доли ценовых сегментов в стоимостном выражении, %
Суперпремиальный (более 2500 руб./0,75л) |
8 |
Премиальный (1000-2500 руб./0,75 л) |
29 |
Стандартный (750-1000 руб. /0,75 л.) |
37 |
Среднеценовой (500-750 руб./0,75 л) |
25 |
Низкоценовой (менее 500 руб./0,75 л) |
1 |
Источник: Кузнецова А.И., Бычкова А.Т. Подходы к построению универсальной инфраструктурной среды для эффективной таможенной деятельности
Лидером рынка виски по-прежнему остается Johnnie Walker. В 2008 году его доля в стоимостном выражении превышала 26%, в прошлом году позиции этой марки немного ослабли. Среднеценовая марка White Horse (около 560 руб. за 0,75 л), в прошедшем году показала прирост доли по сравнению с 2008 годом, благодаря чему переместилась с третьего на второе место в категории по объемам продаж в рублях, сместив премиальные марки семейства Chivas Brothers (розничная цена самой крупной в натуральном выражении марки Chivas Regal 12 y.o. составляет порядка 2000 руб. за 0,75 л). В списке Top10 марок 2009 года, как и в 2008 году, присутствуют ирландский Jameson и американский Jack Daniel’s47.
Второе место по объему продаж в стоимостном выражении в сегменте премиальных спиртов принадлежит французским коньякам (провинция Cognac). По оценкам специалистов, в 2009 году доля этого сегмента на рынке крепкого премиального алкоголя составляла 27%. По итогам 2009 года эта категория сократилась в стоимостном выражении более чем на 3%%. Спад интереса покупателей к дорогим французским коньякам привело к перераспределению спроса, в первую очередь, в пользу недорогих виски и бренди.
Рынок коньяка довольно концентрирован – чуть более 80% российского рынка коньяка занимают пять ключевых марок – Hennessy, Martell, Remy Martin, Courvoisier, Otard (марки приведены в порядке занимаемых позиций). Важно отметить, что в 2009 году увеличила свою популярность марка Edouard III, что можно объяснить ценовой привлекательностью, которая очень актуальна для потребителя сегодня. Цена бутылки Edouard III емкостью 0,75 л составляет порядка 1500 рублей, что в несколько раз ниже средней розничной цены Hennessy и других марок-лидеров.
Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России