Роль импортной продукции на алкогольном рынке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84

Вложенные файлы: 1 файл

диплом алкоголь.doc

— 616.00 Кб (Скачать файл)

Крупные игроки в сегменте крепкого импортного алкоголя старались продвигать свои самые бюджетные бренды, расширяли свой ассортимент за счет новых, относительно недорогих для своей ниши, продуктов.

Кризис еще раз показал, что на рынке выживают и крупные игроки, и те компании, которые ведут корректную политику развития, когда параметры, цены, качество и дистрибуция оптимально сбалансированы.

 

 

3. Перспективы развития импорта алкогольной продукции

 

    1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции

 

На мировом рынке все последние годы наблюдалась тенденция роста потребления крепкого алкоголя (пусть частично и в виде САН и коктейлей— эта культура и была создана производителями крепкого алкоголя дли приучения к крепкому алкоголю населения, но в чистом виде) при спаде потребления вина.

В России в 2011 году сохранится тенденция усиления государственного директивного регулирования алкогольного рынка, направленная, в том числе, на снижение потребления алкоголя. Создание в рамках этой стратегии Росалкогольрегулирование следует оценивать как положительный момент64.

Сохраниться в 2011 году и тенденция к консолидации алкогольного рынка. Локомотивом здесь выступит государство, которое продолжит консолидировать на базе Росспиртпрома как принадлежащие ему алкогольные активы (заводы и торговые марки), так и новые, которые, появятся в 2011 году. Что касается консолидации на уровне заводов, то она пока прекратиться, так как в условиях финансового кризиса и растущего государственного регулирования отрасли, доля свободных производственных мощностей для легального производства алкоголя будет только увеличиваться.

Есть еще ряд тенденций, но именно эти два системных фактора, будут определять главные направления развития отрасли в 2011 году.

Кризис 2008 года привел к сокращению количества игроков на алкогольном рынке, часть компаний закрылась, некоторые мелкие фирмы были поглощены более крупными. И эта тенденция наиболее ярко прослеживается в регионах. Ведущие московские и крупнейшие петербургские компании усилили свои позиции во всех сегментах рынка, он «расчистился», что само по себе дает преимущество стабильным компаниям.

В 2011 году эксперты ожидают рост коньячного рынка. Особенно заметен он будет у среднеценовых российских коньяков. Премиальный сегмент, который снизил объемы в 2008-2009 году, восстановит предкризисные позиции. Федеральные производители по-прежнему нацелены на продвижение продуктов в регионах, поэтому наращивать объемы продаж и развивать дистрибуцию будут на всем отечественном рынке большими темпами. Региональные же бренды пользуются популярностью и поддержкой у местных властей исключительно на региональном уровне.

Кризис дал реальную картину всех сильных и слабых сторон участников отечественного алкогольного рынка. В целом же ситуация имеет и свои плюсы, и минусы. С одной стороны, с рынка вывели вина молдавских и грузинских производителей. Однако в последнее время стало появляться все больше «вин Франции», созданных далеко не из французских виноматериалов, или «нечто новое» — продукция Нового Света, произведенная, например, в Германии. Эта негативная тенденция, с другой стороны, привела и к положительному результату: большинство участников алкогольного рынка стало предъявлять к поставщикам более жесткие требования по отношению к качеству продукции, а именно — к месту происхождения винограда.

Можно говорить о том, что российский рынок импортного алкоголя адаптировался к новым экономическим условиям и начал выходить из кризиса. В конце 2010 года была положительная динамика роста объемов продаж, состоялся так называемый «высокий сезон», сохранилась группа ведущих компаний - импортеров. В связи с этим можно прогнозировать дальнейший постепенный рост объемов импорта и возвращением к результатам 2008 года. Ориентированность импортеров сохранится на сегмент недорогой продукции (так называемая тенденция «снижения инвойсной стоимости»), и предпочтение будут отдаваться проверенным компаниям и маркам, многие откажутся от экспериментов по выводу на российский рынок новой продукции. Думаю сохраниться и тенденция изменения географии импорта в категории вин – уход Болгарии, и рост доли Италии и Франции.

Будут пользоваться наибольшим спросом вина Франции. За счет своего качества и отличного дизайна им смогут оказать достойную конкуренцию итальянские вина. Тот вакуум, который образовался после запрета молдавской и грузинской продукции, в большей степени заполнят вина Нового Света, прежде всего — Чили, Аргентины. Особо следует отметить вина ЮАР и Австралии, которые на сегодняшний день обладают максимальным потенциалом благодаря качеству и оптимальной цене65.

Среди трендов алкогольного направления стоит отметить моду на новосветские игристые вина, а также завоевание серьезных позиций винами Уругвая и выход новых для российского рынка вин азиатских стран, Индии и Греции. Условия работы на рынке в пост-кризисный период нельзя назвать совершенно новыми для компаний. Поэтому можно сказать, что все участники рынка теперь поставлены в равные условия, что, на наш взгляд, является позитивным фактором. В будущем рынок, как и ранее, будет активно развиваться в сторону увеличения доли вин по отношению к крепкоалкогольным напиткам, что связано с распространением привычки повседневного употребления вин. В нижнем ценовом сегменте на смену продукции Молдавии и Грузии пришел самый недорогой ассортимент вин всевозможного происхождения из-за рубежа, а также зарождающееся сословие «новых русских» вин с юга России, представляющих собой, по большей части, плод успешного маркетинга. Не исключено, что среди них в будущем появятся и достойного уровня качества. Сегменту элитного алкоголя можно предсказать дальнейший устойчивый рост.

Диверсификация становится показательным трендом: импортеры развивают свою розницу и наоборот, розничный бизнес пробует себя в импорте. Такой подход помогает успешно противостоять усилению конкурентной борьбы и позволяет распределять активы согласно рыночной ситуации. География и ассортимент представленных в России вин растет благодаря активной деятельности маркетинговых институтов различных стран. Потребитель уже не сторонится австрийских и новозеландских рислингов и эльзасского гевюрцтраминера или вин из автохтонных сортов винограда. Большой резонанс среди профессиональной публики имела биодинамическая дегустация прошлого года. По мнению специалистов, со временем этот интерес приведет и к хорошим коммерческим результатам66.

Отрицательным фактором, по-прежнему мешающим развитию рынка, является повсеместная практика «входных бюджетов», а профессиональным качествам винного байера (там, где он есть) далеко не всегда отводится важное место. Другой проблемой элитного сегмента рынка продолжает оставаться отсутствие внятной винной выставки, которая смогла бы объединить все винные силы как со стороны России, так и производителей из других стран, на одной профессиональной площадке. Главным направлением работы производителей это импорт и дистрибуция вин и крепкого алкоголя, занимающих верхние строчки мировых рейтингов, от признанных мастеров искусства виноделия.

Благодаря существенному изменению валютного курса евро по отношению к рублю, внутренний рынок отечественного производителя в 2009 году рос в основном за счет импортозамещения, а также за счет роста средне и низкоценового сегмента. Снижение уровня жизни населения и потребительских возможностей вызвал рост потребления российского коньяка за счет увеличения количества покупателей, которые раньше позволяли себе более дорогую продукцию. В ближайшее время ситуация будет изменяться благодаря постепенному наращиванию объемов продаж в премиальном сегменте.

Экспорт российского коньяка в настоящее время не является основной задачей производителей по развитию рынка сбыта продукции. Кроме того, конкуренция на мировом рынке значительно выше – прежде всего с французскими производителями. Поэтому развития в этом направлении в ближайшее время не ожидается.

Основная тенденция рынка, которая наблюдается в регионах, это изменения в структуре каналов распределения товара. После кризиса из-за проблем с импортом многие компании недопоставляют товар своим региональным партнерам, которые, в результате, недопоставляют его розничным клиентам, в том числе сетевым. Клиенты недополучают прибыль; понимая, что все это идет в первую очередь от импортера, а не от регионального дистрибьютора, они стали обращаться напрямую к импортерам и переходить на прямые поставки, минуя оптовое звено. Все это неизбежно приводит к тому, что розница все меньше нуждается в оптовом звене в регионах. В перспективе оптимальная структура товаропроводящей цепи — это: импортер — логистический распределительный центр — розница. Для импортеров это безусловный плюс, так как они получают выход на прямые продажи (условия входа в торговые точки при этом значительно смягчаются). При этом поставщик уже не зависит от воли региональных операторов. Сегодня очевидно, что винный рынок продолжает активно развиваться. Но по-прежнему заметен сильный разрыв в потребностях регионального и столичного секторов. В первом случае приобретают актуальность вина массового сегмента из Европы и Нового Света.

 

    1. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции

 

Необходимость и значение регулирования сектора алкогольной продукции на сегодняшний день для многих представляются очевидными. Это непосредственно связано с особыми биохимическими и иными свойствами алкоголя, а также со специфичной «ролью» алкогольной продукции в жизни современного общества.

Ученые часто обращают внимание на тот факт, что испокон веков и до недавнего времени алкогольная отрасль формировала значительную часть доходов казны (бюджета) нашей страны. В отдельные исторические периоды производство и оборот алкогольных напитков давали более четверти казенных (бюджетных) доходов67

Сейчас, особенно в последние несколько лет, доля акцизов от торговли и производства алкоголя в бюджете Российской Федерации колеблется в пределах 2%, однако это не означает сокращение рынка алкогольной продукции. В реальности мы наблюдаем ситуацию совершенно противоположную, т.е. постоянное увеличение его масштабов, а низкий уровень бюджетных поступлений объясняется тем, что, по приблизительным оценкам, более чем наполовину рынок алкогольной продукции в России является теневым68.

Масштабность, глубина, неоднозначность и многосторонний характер проблемы производства и оборота алкогольной продукции подчеркивают тот факт, что обязанность по ее урегулированию должна возлагаться преимущественно на государство. На современном этапе развития российского общества этот принцип неоспорим, прежде всего потому, что иные институты власти на сегодняшний день не способны в необходимой степени регламентировать вопросы производства и оборота алкогольных напитков.

Среди разнообразных инструментов государственного регулирования важное место принадлежит правовым средствам. При этом последние образуют основу для использования иных возможных средств управления, поэтому эффективностью правового регулирования во многом определяется эффективность деятельности государства в целом.

Основная причина живучести негативных явлений на алкогольном рынке заключается в том, что законодательные и исполнительные органы власти не имеют четких концепций совершенствования нормативной правовой базы и механизмов государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Существующий порядок лицензирования деятельности в сфере производства этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и спиртосодержащей продукции не учитывает уровень использования уже имеющихся производственных мощностей, наличие прогрессивных технологий производства продукции и переработки его отходов.

Отсутствуют достаточные финансовые источники для замены физически изношенного и морально устаревшего технологического оборудования спиртовых предприятий, не принимаются необходимые меры по восстановлению и развитию винодельческих отраслей и виноградарства. Имеющееся финансирование научно-технических разработок не обеспечивает в достаточной мере создания и внедрения новых видов оборудования и прогрессивных технологий для этих отраслей.

Изменения налогового законодательства в алкогольной сфере производятся без достаточного обоснования и имеют выраженную фискальную направленность, что недопустимо при производстве социально значимой продукции, существенно влияющей на состояние здоровья населения.

Отсутствуют современные единые государственные системы учета и статистической отчетности об объемах производства, внешнеторгового оборота и реализации алкогольной продукции и пива, что препятствует легализации алкогольного рынка.

Законодательные нормы, предусматривающие ответственность за производство и реализацию нелегальной, контрафактной или фальсифицированной алкогольной продукции, не соответствуют ущербу, который наносится при этом государству и населению.

Нереальность в обозримой перспективе полного вытеснения алкоголя из жизни значительной части населения требует официального признания обществом и государством принципа умеренности в потреблении алкоголя как основополагающего в решении проблем борьбы с пьянством. и алкоголизмом, предопределяет необходимость проведения гибкой политики, предусматривающей широкий спектр разнообразных по содержанию и направленности мер.

В целях дальнейшей легализации алкогольного рынка стран Содружества, повышения конкурентоспособности алкогольной продукции на мировом рынке, увеличения налоговых поступлений, создания и использования передовых технологий, можно рекомендовать:

Органам власти государственной власти стран Содружества:

    • координировать выработку алкогольной политики стран Содружества с целью радикально изменить общественное мнение относительно места и роли алкоголя в жизни людей, формировать культуру потребления, в результате которой будут преобладать качественные легкие напитки в умеренных количествах;
    • с учетом отмены Экономическим советом СНГ в 2007-2012 годах ограничений в торговле между странами-участницами и перспектив их вхождения в ВТО определить перечень мер переходного периода с целью не допустить нанесение ущерба ни одному из национальных рынков алкоголя. В этих целях сохранить в Российской Федерации институт лицензирования импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • согласовывать и проводить обоснованную акцизную политику с целью повышения уровня легальности производства и оборота, противодействия созданию значительных различий в ценах, контрабанде, чрезмерным размерам легальной приграничной торговли. Акцизную политику направлять на снижение потребления алкоголя молодежью;
    • в целях снижения уровня нелегального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации возложить обязанность по полной уплате акцизов за этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию на производителей этой продукции;
    • - для обеспечения полноты сбора акцизов ввести институт банковской гарантии уплаты акцизных платежей за этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
    • обеспечить единство экономического пространства национальных рынков алкоголя через экономическую незаинтересованность региональных властей только в продукции собственного производства. Направлять акцизы, уплачиваемые производителями, только в федеральный бюджет;
    • для ликвидации экономической основы производства и оборота алкогольных суррогатов и продукции «двойного назначения» установить единую ставку акциза на этиловый спирт, отдельные виды спиртосодержащей продукции и спиртных напитков;
    • содействовать гармонизации норм регулирования оборота алкогольной продукции в таможенных кодексах государств – участников СНГ. Обеспечить не дискриминационные условия оборота ввозимой и производимой на их территории алкогольной продукции;
    • скоординировать усилия по адекватному ответу экспансии крепких спиртных напитков крупнейших мировых производителей на алкогольном рынке государств – участников СНГ;
    • согласовывать разработку систем учета движения алкогольной продукции с целью снижения затрат и достижения близких уровней контроля оборота;
    • содействовать решению проблем спиртовой отрасли и направлению излишков спирта на производство высоко кислородных добавок к топливу для автомобильных двигателей. Скоординировать усилия в решении проблемы переработки отходов спиртового производства;
    • гармонизировать законодательство о винограде и вине государств – участников СНГ. Усилить борьбу с фальсификацией вина. Определиться с терминологией: ввести понятие вина, определить, что считается фальсификацией вина и ее разновидности, и установить адекватную ответственность за нарушение правил производства вина и его фальсификацию.

Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России