Роль импортной продукции на алкогольном рынке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84

Вложенные файлы: 1 файл

диплом алкоголь.doc

— 616.00 Кб (Скачать файл)

Особыми считаются водки, при производстве которых использованы различные вкусовые и ароматические добавки, улучшающие вкус и запах, смягчающие жгучий вкус спирта.

В витаминизированные водки вводят витамины А, С, В1, В2 из расчета суточной потребности организма в данных компонентах и особенностей рецептуры.

 Вся алкогольная продукция подразделяется на произведенную в РФ и импортную. Для последней в ст. ст. 185, 186, 191 и 205 НК РФ, а также ст. ст. 164, 166, 167, 173, 187, 197, 209, 215, 234, 239, 243, 248, 252, 258, 264 и 269 Таможенного кодекса РФ установлены особенности налогообложения при ввозе и вывозе в зависимости от выбранного таможенного режима. Импортная алкогольная продукция маркируется не федеральными специальными марками, а акцизными марками (п. 2 ст. 12 Закона № 171-ФЗ).

В законодательстве некоторых стран установлены и иные основания классификации алкогольных напитков. Например, в Китае крепкие алкогольные напитки разделяются на произведенные из зерна и произведенные из сладкого картофеля. На первые ставка потребительского налога составляет 25%, а на вторые - 15%20

Крепкий алкоголь следует различать, прежде всего, по сырью, из которого он изготовлен.

Основу крепкого алкоголя в южной Европе всегда составляло вино, в странах с более холодным климатом - зерно или картофель. В Шотландии и Ирландии из ячменя научились делать виски, в Испании и Франции из винограда - бренди, в Польше и России из пшеницы - водку, а в Скандинавии из картофеля - аквавит21.

 В странах Карибского бассейна отлично прижился сахарный тростник, из которого практически по всей Латинской Америке стали делать алкогольный напиток, впоследствии названный ромом. В Мексике начали изготовлять дистиллят из пульке, который сначала назывался «виски из агавы» или «вода жизни из агавы», а позже стал известен миру как «текила» и «мескаль»22.

 Крепкий алкоголь также делится на выдержанный и невыдержанный. В процессе исторического развития были выработаны достаточно четкие правила, определявшие технологию производства и выдержки различных спиртных напитков. Так, например, минимальные сроки выдержки, определенные государственным законодательством для американского и канадского виски, составляют 2 года, для коньяка - 2,5, а для шотландского и ирландского виски - 3 года.

 Правда, человечество не стало выдерживать все спиртное в бочках - это дорого, да и не всем нравится. Водки, джины и граппы по традиции не выдерживаются, поступая к потребителю прозрачными и бесцветными. А некоторые крепкие спиртные напитки, в том числе ромы, текилы, виноградные и фруктовые бренди, аквавиты, производят как в выдержанном, так и в невыдержанном вариантах.

 Вообще же в мировой торговле крепкое спиртное грубо делится на white spirits (белые, как правило, невыдержанные спирты) и brown spirits (коричневые, то есть выдержанные спирты, хотя иногда темным цветом спиртное обязано не выдержке, а красителю - карамели).

 Основных потребительских крепких спиртных напитков в мире - пять: водка, виски, бренди, ром и джин. Хотя, конечно же, мир крепкого алкоголя значительно богаче и шире, чем список из этих пяти названий и деление их на white spirits и brown spirits.

 Итак, составим резюмируя вышесказанное, представим семейство современных крепких алкогольных напитков:

а) «чистые» спирты (без ароматических добавок) из винограда, фруктов, зерновых, сахарного тростника и сока агавы;

б) ароматизированные дистилляты из разного сырья (зерновые, виноградные, черная патока) - в первую очередь это джин, анис и аквавит;

в) напитки, приготовленные на различной спиртовой базе с применением большого числа ароматических и вкусовых добавок и сахара, - биттеры, ликеры, настойки и кремы23.

По данным статистики Сегодня более семи процентов жителей Москвы, а это около 400 000 человек, регулярно покупают дорогие спиртные напитки, которые в рознице стоят дороже чем 100-150 рублей за бутылку. По данным исследований РБК, московский рынок дорогих алкогольных напитков уже к концу 2010 года составил более 20 миллионов долларов ежемесячно24.

На рынке алкогольных напитков существует группа ведущих потребителей (около 30%), которые осуществляют почти 70% всех покупок на рынке. Другими словами, один ведущий потребителей тратит на спиртные напитки около 300 долларов в месяц. Это - сравнительно небольшая группа людей, порядка 100 000 человек, которые формируют основный рынок покупок дорогих спиртных напитков в Москве.

Максимальная же цифра затрат на спиртное отдельных жителей столицы достигает 2,000-2,500 долларов в месяц.

В целом, ведущие потребители покупают около 20 бутылок в месяц средней стоимостью 15 долларов за штуку. Остальная масса потребителей дорогого алкоголя, порядка 300-350 тысяч человек, покупает приблизительно 5 бутылок в месяц средней стоимостью около 5 долларов. Таким образом, складывается общая цифра объема продаж в 20,000,000 долларов и более25.

Покупательская корзина вин принципиально разная между ведущими и слабыми потребителями. Ведущие потребители покупают, прежде всего, французские вина (до 70% человек), а также испанские и итальянские вина (соответственно 20 и 30 процентов покупателей).

Слабые же потребители в покупках ориентируются на грузинские, молдавские и российские вина.

Покупка вин по странам-производителям:

Россия: сильный потребитель - 18% , слабый потребитель - 25%

Франция: сильный потребитель - 68% , слабый потребитель - 39%

Италия: сильный потребитель - 29%, слабый потребитель - 21%

Испания: сильный потребитель - 21%, слабый потребитель - 13%

Молдавия: сильный потребитель - 7%, слабый потребитель - 21%

Грузия: сильный потребитель - 25%, слабый потребитель - 48%

    1. Страновая структура производства алкогольной продукции

 

 

По прогнозам USDA-FAS, в сезоне 2010/11 производство вина в ЕС составит 156 млн. гектолитров, что на 3,5% меньше, чем было произведено в прошлом сезоне. Производство значительно сократится в Германии, Румынии и Венгрии; незначительно – во Франции, Италии и Испании. Рост производства ожидается в Португалии26.

Франция, несмотря на падение производства на 1,3% до 45,7 млн. гектолитров, останется крупнейшим производителем в мире с мировой долей в 17%. Италия и Испания займут 2-е и 3-е места по производству вина в ЕС с объемами производства соответственно 45,5 млн. гектолитров и почти 36 млн. гектолитров. Производство вина в Германии будет на четверть меньше прошлогоднего (6,9 млн. гектолитров). Производство в Португалии вырастет на 21,3% до 7,1 млн. гектолитров, а в Венгрии упадет на 30% и составит лишь 2,4 млн. гектолитров27.

По данным «Бизнес Аналитика», около 20% вина в мире производится в Италии, и половина от этого количества - в Сицилии. На урожайность итальянских виноградников благоприятное влияние оказали устойчивая солнечная погода и умеренное количество осадков.

В целом же, как утверждают специалисты, объем производимого в Италии вина в 2009 году достигли 4,5 млрд. литров.

При этом, как отмечают эксперты с 1998 года Италия последовательно сокращала площади своих виноградников, делая главный упор на повышение качества производимых вин.

Ранее значительная часть итальянского вина экспортировалась во Францию, где смешивалась с французскими винами с более низким содержанием алкоголя.

Франция считается мировым лидером в производстве вина в течение последнего десятилетия.

96% продукции Франция поставляется  за рубеж. В 2008 г. поставки коньяка сократились на 6,2%, а за финансовый год по конец апреля 2009 г. включительно – на 13%. Эксперты объясняют это тем, что оптовые и розничные предприятия уменьшили объемы своих запасов в связи с международным экономическим кризисом.

В 2008 г. объем поставок коньяка французского производственного сектора составил 148,2 млн. бутылок. Аналитики предполагают, что в связи с падением уровня жизни среднего класса в мире коньяк станет более богемным напитком и его выпуск сократится примерно на 15%.

Крупнейшими потребителями французского коньяка являются США, Сингапур, Китай, Великобритания и Германия, а французский рынок занимает всего шестое место.

Эти четыре компании контролируют около 70% общего объема производства коньяка.

Меньше всего в 2008 г. из них продал Courvoisier (1,2 млн. кейсов). Падение продаж было вызвано снижением спроса на его основных рынках сбыта: США, Великобритании и России. Продажи Pernod, второго по величине производителя алкогольной продукции в мире после Diageo, упали на 13% в первом квартале 2009 г., включая сбыт коньяка Martell. Доходы от продаж коньяка Remy за этот год по конец марта включительно снизились на 20%, поскольку объем сбыта уменьшился на 13,6%, что в свою очередь было вызвано тем, что рост цен не смог компенсировать сокращение физических объемов в США и России, хотя продажи в Китае выросли более чем на 10%28.

Крупнейший производитель Hennessy также сильно пострадал от мирового кризиса: падение продаж в первом квартале составило 22%.  
Такова на сегодняшний день ситуация на мировом рынке. В любом случае – эти трудности носят временный характер. Так или иначе, но в 2011 г. мировой рынок коньяка начнет подниматься.

Китай вышел на 7 место в мире по производству и продаже виноградных вин. В 2010 году КНР впервые стала ведущим импортером в стоимостном выражении вин бордо, обойдя по этому показателю Великобританию. В настоящее время Поднебесная производит почти столько же вина, сколько Россия. Этот показатель удерживается в пределах 70-75 млн. дал ежегодно. Немногим более 10 млн. дал КНР импортирует. По предварительным прогнозам, настоящие китайские вина появятся на полках российских магазинов лишь через 5-7 лет29.

В стране выращиваются такие сорта винограда, как Каберне, Совиньон и Мускат, а значит, производятся соответствующие сорта вина. Однако китайские виноделы уважают свои национальные традиции. Поэтому в Поднебесной выпускается также вино из орехов, слив и цветов лаврового дерева, а также легкий напиток из абрикосов и рисовое вино.

Эксперты Wine Institute (Ассоциация виноделов Калифорнии) заявляют, что объем экспорта вина из США в 2010 г. составил в денежном выражении USD1,14 млрд., что на 25,6% больше объема 2009 г. В натуральном выражении объем экспорта вина из США составил 4,26 млн. гл, что означает его рост на 2% по сравнению с предыдущим годом. Наиболее активно продавалось вино из Калифорнии, доля этого штата в объеме экспорта в денежном выражении составила 90%.

В 2010 г. на предприятиях Калифорнии было произведено 21,8 млн. гл вина, что на 2% больше, чем в 2009 г. Из этого объема внутри страны было продано почти 18 млн. гл, что в денежном выражении (розничные цены) составило USD18,5 млрд. Калифорнийские вина в 2010 г. заняли долю в 60% от всех продаж вина в стране. Общий объем рынка вина в натуральном выражении в США в 2010 г. составил 29,7 млн. гл, что на 2% выше, чем в предыдущем году, а в денежном выражении (розничные цены) - USD30 млрд., что на 4% выше30.

В то же время, объем потребления вина в США остается низким, отмечают эксперты. Так, в расчете на душу населения он в 2010 г. составил всего 9,84 л, тогда как, например, во Франции составлял 53 л.

Винная индустрия в Новой Зеландии развивается довольно быстрыми темпами, отмечают аналитики. Например, производственная площадь под виноградниками за последние 10 лет выросла втрое - до 33,4 тыс. га, а объем экспорта вина в денежном выражении - в 9 раз, до USD788 млн. Более того, вино является наиболее растущей категорией экспорта страны, так как в 2009 г. экспорт вина увеличился на 30%, а в 2010 г. - на 22%31.

Главными потребителями новозеландского вина являются Великобритания, Австралия, США и Канада, доля которых в экспорте 2010 г. составила 89%32.

Согласно прогнозам министерства сельского хозяйства США, урожай технического винограда в Австралии в сезоне-2010/11 упадет на 10% и составит всего лишь 1,45 млн. тонн. Столь ощутимое падение производства объясняется неблагоприятными погодными условиями, наблюдавшимися в крупнейших производственных регионах страны. Таким образом, производство вина в Австралии составит 10,5 млн. гектолитров (гл), что на 2% ниже результата прошлого сезона.

В то же время, объем экспорта вина из страны будет наивысшим с сезона 2006/07 и достигнет 7,8 млн. гл. Главными потребителями австралийской продукции останутся Великобритания, США, Канада, Китай и Германия33.

На протяжении последних 5 лет объем производства вин в Китае растет на 15-20% ежегодно. При этом среднее количество потребления на душу населения составляет около 1 л на человека в течение года. По оценкам экспертов, в КНР мода на вино навязана западными странами, где наблюдается перепроизводство подобных напитков. Среди поклонников натурального вина в стране, главным образом, представлен средний класс, который насчитывает всего 300 млн. чел.

В Грузии в 2010 году экспорт винной продукции возрос на 34% и составил 14 млн. 595 тыс. 8 бутылок.

По информации министерства сельского хозяйства Грузии, больше всего вина экспортировано на Украину - 7 463 629 бутылок. В Казахстан было экспортировано 2 061 933 бутылки. На третьем месте - экспорт в Белоруссию - 1 170 341 бутылка. В Польшу экспортировано 867 129 бутылок, в Латвию - 585 019.

Всего в 2010 году экспорт грузинских вин был осуществлен в 46 стран мира. Если в 2009 году винные заводы выпустили 13 млн. 800 тысяч бутылок, то в 2010 году этот показатель составил 15 млн. 800 тыс.

В 2011 году белорусские производители алкоголя планируют поставить на экспорт 2,7 млн. дал продукции, что на 51% больше уровня 2010 года экспорт алкогольной продукции должен вырасти до 4,4 млн. дал в 2015 году (в 2,48 раза больше). Организации концерна «Белгоспищепром» при этом поставят на экспорт 2,2 млн. дал (на 94,8% больше); организации, входящие в систему облпищепромов и облсельхозпродов, — 454 тыс. дал; юридические лица без ведомственной подчиненности — 1,2 млн. дал; концерн «Белбиофарм» — 538 тыс. дал. Реализация алкогольной продукции организациями концерна осуществляется в 27 стран. В том числе в Россию, государства Балтии, Польшу, Армению и другие. В 2010 году было продано на экспорт 1,15 млн. дал продукции.

Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России