Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа
Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84
Небольшая популярность признанных во всем мире, известных западных водочных торговых марок – это вторая особенность отечественного премиального рынка. В России не пользуется особым спросом ни европейская премиальная водка (стоимость некоторых брендов оценивается более чем в $2 млрд.), ни продукция других стран, за исключением водки Украины.
Третья особенность состоит в том, что конкуренцию отечественной премиальной водке составляет не столько западный водочный продукт, сколько национальные напитки других стран: виски, ром, джин, текила, писко, граппа, арцах, чача, кашаса, сакэ, шнапс и т.д. При ординарном качестве, благодаря своей цене они сразу попадают в российский премиальный сегмент. При этом наибольшего успеха в конкуренции с премиальной водкой сегодня «добились» виски и ром, потеснивший текилу
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в целом алкогольный рынок в 2010 году сохранил свои позиции по объему.
Отдельные сегменты рынка потерпели серьезные изменения в связи со смещением потребительских предпочтений с высоких ценовых сегментов в более низкие. В результате самый дешевый сегмент low cost вырос за счет увеличения спроса. Следовательно, игроки, которые специализировались на высоких сегментах, были вынуждены предпринимать серьезные шаги по сохранению своего бизнеса и изменить стратегии продвижений своих продуктов. К сокращению объемов пришли и импортеры, также у них снизилась стоимость продукции около 5%, в результате под воздействием кризиса изменилась ценовая структура ввозимого алкоголя и его ассортимент. Главным результатом кризиса стало смещение покупательского спроса к более доступным напиткам. Соответственно, сильнее всего кризис и рост курса доллара и евро ударил по премиальному сегменту импортного алкоголя.
Крупные игроки в сегменте крепкого импортного алкоголя старались продвигать свои самые бюджетные бренды, расширяли свой ассортимент за счет новых, относительно недорогих для своей ниши, продуктов.
Кризис еще раз показал, что на рынке выживают и крупные игроки, и те компании, которые ведут корректную политику развития, когда параметры, цены, качество и дистрибуция оптимально сбалансированы.
Для того, чтобы упростить действующую систему регулирования импорта алкоголя, целесообразно перейти на выдачу генеральных лицензий. Главное отличие генеральной лицензии от разовой в том, что она выдается не под соответствующий внешнеторговый контракт, а под объем - сроком на год. На данный момент все лицензии на импорт алкоголя выдаются под объемы, определенные внешнеторговыми контрактами.
Неэффективное госрегулирование рынка и отсутствие действенных мер по решению проблемы фальсификата создает препятствие развитию алкогольного бизнеса. Сегодня легальная продукция не выдерживает конкуренции с фальсификатом, который дешев, поэтому очень востребован определенной малоимущей частью населения. Развитие саморегулирования на алкогольном рынке дает возможность участникам рынка, заинтересованным в ведении добросовестного бизнеса, повлиять на проблему огромной доли фальсификата алкоголя на рынке и развивать свой бизнес не в ущерб государству и потребителю. Объединение усилий, направленных на поддержание должного уровня качества своей продукции, соответствующей по своим потребительским свойствам её наименованию, проведение мероприятий по защите своей продукции от контрафакта, по повышению потребительской культуры, по созданию служб взаимодействия с потребителем, усилий по продвижению СРО как коллективного бренда, способно создать защиту и преимущество легальному ведению бизнеса и способствовать вытеснению с рынка фальсифицированной продукции.
Литература
Нормативно-правовые акты
Учебная и периодическая литература
Интернет ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Динамика статистического изменения объемов учтенного — легального производства алкогольной продукции в России в кризисный период 2009-2010 г.г., %
янв.-сент. 2008 к 2007 |
2008 к 2007 |
1 квартал 2009 к 2008 |
1 полугодие 2009 к 2008 |
янв. – сент. 2009 к 2008 |
2009 к 2008 |
1 квартал 2010 к 2009 |
1 полугодие 2010 к 2009 |
янв.-сент. 2010 к 2009 |
янв.-окт. 2010 к 2009 |
янв.- нояб. 2010 к 2009 |
янв.- дек. 2010 к 2009 | |
Группа крепких алкогольных напитков (1) |
||||||||||||
Водка и ЛВИ |
-2,7 |
-7,6 |
-17,9 |
-17,6 |
-13,9 |
-7,3 |
+8,6 |
+0,85 |
-1 |
+2,9 |
-5 |
-5 |
Коньяк и бренди |
+17 |
+9,7 |
+2,1 |
+9,5 |
+19 |
+28 |
+6 |
+8,9 |
+10,6 |
+8,4 |
+8,4 |
+6,8 |
Группа низко алкогольных напитков (2) |
||||||||||||
Группа винной продукции (2.1) |
||||||||||||
Вино виноградное |
+6,5 |
-2 |
-14,3 |
-5,6 |
-4,9 |
-0,2 |
+12 |
+3,6 |
+6,9 |
+4 |
+8 |
+7,6 |
Шампанское и игристое |
+5 |
-3,7 |
-14,5 |
-16 |
-15,3 |
-6,9 |
-0,2 |
+0,1 |
+9,6 |
+10,4 |
+13,9 |
+15,3 |
Плодовые вина |
+26 |
+18,2 |
-6,7 |
+17,2 |
+8,8 |
+7,3 |
+35 |
+19 |
+32 |
+44 |
+38 |
+40 |
Прочая низко алкогольная продукция (2.2) |
||||||||||||
САН |
+34 |
+28 |
-17 |
-21 |
-14,8 |
-8,4 |
-34 |
-26,5 |
-24 |
-23 |
-22 |
-21,3 |
Пиво |
-0,2 |
-0,6 |
-7 |
-4,4 |
-8,3 |
-6,5 |
-19,7 |
-14,5 |
-4,3 |
-3 |
?? |
-5,5 |
Подгруппы алкогольной продукции (3) |
||||||||||||
Подгруппа Водка и ЛВИ (3.1) |
||||||||||||
Водка |
-5,4 |
-11,6 |
-20,3 |
-15,6 |
-17,7 |
-12 ? |
+6,3 |
+2,4 |
+4,2 |
+9 |
+3,6 |
+3,7 |
ЛВИ в целом |
+26 |
+22 |
-0,4 |
+19,6 |
+15,7 |
+28,6 |
+22 |
-8,5 |
-29,6 |
-31 |
-35,5 |
-42 |
ЛВИ >25% |
+38 |
+32 |
+12,5 |
+28 |
+9,7 |
+23,7 |
+33 |
-1,8 |
-23,4 |
-30 |
-36 |
-42 |
ЛВИ <25% |
+5,3 |
+1,5 |
-15,6 |
+4,4 |
+30 |
+41 |
-6,4 |
-23 |
-41 |
-33 |
-34 |
-37,5 |
Сырьевая группа (4) |
||||||||||||
Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья |
-19 |
-19,5 |
-8,2 |
-2,6 |
+2,6 |
-4,1 |
-14,3 |
-9 |
-7,5 |
-4 |
-1,2 |
+1,6 |
-12,1 |
-25,5 |
-5,4 |
-3,8 |
-8,1 |
+1,2 |
-4,7 |
+3? |
Приложение 2
Перечень подакцизных товаров в части алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 181 НК РФ)
До 01.01.2011 |
С 01.01.2011 |
1) этиловый спирт из
всех видов сырья, |
1) этиловый спирт из
всех видов сырья; |
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии
и |
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной в в пп. 3 п. 1 ст. 181 |
3) алкогольная продукция (питьевой спирт, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов) |
3) алкогольная продукция (питьевой спирт, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%) |
4) пиво |
4) данный пункт утратил силу с 1 января 2011 г. |
1 Кузнецова А.И., Бычкова А.Т. Подходы к построению универсальной инфраструктурной среды для эффективной таможенной деятельности // Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли: тезисы докладов научно-практической конференции.- М.: РИО РТА, 2011. с. 44.
2 Кузнецова А.И., Бычкова А.Т. Подходы к построению универсальной инфраструктурной среды для эффективной таможенной деятельности // Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли: тезисы докладов научно-практической конференции.- М.: РИО РТА, 2011. с. 48.
3 Там же.
4 Пансков В.Г. Проблемы развития налоговой базы по сбору акцизов на спирт и ликероводочную продукцию и пути совершенствования государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2010. № 1 (37).
5 www.customs.ru
6 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук. Ин-т русск. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 22.
7 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. № 48, ст. 4553 (в ред. от 28 декабря 2010 г.).
Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России