Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.
2. Модели социального партнёрства: зарубежный опыт.
3. Тенденции, роль и перспективы социального партнерства в реализации социальной политики РБ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 212.17 Кб (Скачать файл)
  1. Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь.

 

Введение

1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.

2. Модели социального партнёрства:  зарубежный опыт.

3. Тенденции, роль и  перспективы социального партнерства  в реализации социальной политики  РБ.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная политика в Республике Беларусь

Автор: sashka) 23-12-2011, 19:15

1.Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни

2.Уровень и качество  жизни населения

3.Доходы населения. Номинальные  и реальные доходы. Факторы, определяющие  доходы населения.

4.Проблема неравенства  в распределении доходов. Бедность.

5.Обеспечение социальной  справедливости. Модели социальной  политики.

6.Государственная политика  перераспределения доходов. Социальная  защита населения. 

 

Вы не можете скачивать  файлы с нашего сервера  

 

1. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

u    Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

u    Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

u    Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики: 

– стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте.  

- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

u    Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости).

u    Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.

u    Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

u    Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

С точки зрения субъектов  социальной политики, выделяют два  ее уровня – общегосударственный  и региональный.

u    Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой.  

На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального  развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются  минимальные социальные гарантии в  области оплаты труда, пенсионного  обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального  обслуживания; разрабатываются целевые  социальные программы.

u    Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона 

 

2. Уровень и качество жизни населения

Под уровнем жизни понимается уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления.

Существует верхний уровень потребностей, который исторически подвижен, поскольку зависит от знаний, уровня культуры и так или иначе обусловлен развитием производства, науки и техники.

Одновременно существует низший уровень необходимых потребностей, в качестве которого может быть задан минимум средств существования, обеспечивающих жизнедеятельность человека в конкретных исторических условиях.

Набор потребительских товаров  и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей человека, называетсяпотребительским бюджетом. 

В зависимости от состава потребностей и нормативов потребления различают оптимальный, рациональный и минимальный потребительские бюджеты.

Под минимальным потребительским бюджетом понимается стоимостная величина расходов на приобретение благ, структура и уровень потребления которых необходимы для полного воспроизводства неквалифицированной рабочей силы.

Рациональный  потребительский бюджет определяется на основе таких норм потребления различных благ, которые общество признает разумными, учитывая достигнутый уровень развития экономики в той или иной стране.

Оптимальный потребительский  бюджет предполагает такой состав благ и такие нормы их потребления, которые максимально возможны в связи с достигнутым уровнем развития науки и техники в мировом обществе.

Потребительские бюджеты  рассчитываются в среднем на семью  или на душу населения. Кроме того, минимальные потребительские бюджеты  разрабатываются для пенсионера и пенсионерки, студента и студентки, мужчины в трудоспособном возрасте, женщины в трудоспособном возрасте, а также мальчиков и девочек  в разных возрастных группах.

Наиболее представительной семьей в Республике Беларусь на начало 90-х годов была семья, состоящая  из 4-х человек: два взрослых и  два разнополых ребенка. Для такого состава семьи и разработан минимальный  потребительский бюджет в Беларуси, на основе которого рассчитывается потребительский бюджет в среднем на душу населения как частное от деления на четыре его стоимости.

Натурально-вещественная структура  потребительских бюджетов формируется  на основе системы потребительских  корзин.

n      Потребительская корзина – это научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека.

Потребительские блага, составляющие потребительские корзины бюджетов, делятся на три основные группы:

n      предметы разового потребления, срок использования которых ограничивается одним годом (продукты питания, одежда, обувь и т.п.);

n      предметы длительного пользования, потребляемые в течение ряда лет (товары культурно-бытового назначения, мебель и т.п.);

n      услуги, производство и потребление которых происходит одномоментно (потребление тепла, электроэнергии и т.п.).

Потребительская корзина  минимального потребительского бюджета  в Республике Беларусь содержит следующее:

n      питание, включая хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сливочное масло, рыбу и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, растительное масло и маргарин, сахар и кондитерские изделия, др. продукты;

n      одежду, белье, обувь;

n      лекарства, предметы санитарии и гигиены;

n      мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

n      жилье и коммунальные услуги;

n      культурно-просветительские мероприятия и отдых;

n      бытовые услуги, транспорт, связь;

n      содержание детей в дошкольных учреждениях.

Существует два подхода  к определению структуры и  норм потребления в потребительских  бюджетах 

– нормативный - расходная часть потребительских бюджетов формируется с помощью научно обоснованных норм сбалансированного потребления товаров и услуг. 

-  статистический - состоит в изучении поведения потребителей как статистической совокупности, на основе анализа которой выявляются структуры потребления так называемых опережающих групп (например, группы с более высоким или, напротив, с более низким доходом, может быть группы с наиболее высоким культурно-образовательным уровнем или какой то профессиональной группы и т.п.).

Качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.

Качество жизни имеет  две стороны: объективную и субъективную.  

Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению  с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения.

С другой стороны, потребности  людей индивидуальны и степень  их удовлетворения могут оценить  только сами субъекты. Они не фиксируются  какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в  сознании людей и, соответственно, в  их личных мнениях и оценках.

Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность  качеством жизни самих людей. 

 

3. Доходы населения.  Номинальные и реальные доходы. Факторы, определяющие доходы  населения

Доходы населения – средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства

Доходы населения представляют собой сумму натуральных и  денежных поступлений. 

Денежные доходы весьма разнообразны по форме – заработная плата, предпринимательский доход, социальные трансферты (в том числе пенсии, стипендии, пособия), поступления от продажи личного и домашнего имущества, доход от сдачи в наем или продажи недвижимости, от продажи сельскохозяйственной продукции, дивиденды.

Натуральные доходы – это в стоимостной оценке натуральные поступления от личного подсобного хозяйства, товары и услуги, потребляемые без какого-либо возмещения, оплата труда продукцией.

Реальные доходы населения – количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут быть фактически приобретены человеком на свой доход. Таким образом, реальные доходы населения определяются размером номинальных доходов, уровнем цен на товары и услуги и налогами.

Доходы могут легитимными, то есть получаемыми законным путем, или нелегитимными.

Доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие  криминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значит, нелегитимными.

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения  в нем неравенства. При этом различаютсоциальное неравенство и экономическое.

Сущность социального неравенства заключатся в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям.

Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.

Для измерения уровня неравенства  в распределении доходов используются так называемые кривые Лоренца и  индексы Джини.

Ø      Кривые Лоренца – это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.

Информация о работе Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь