Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа
Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.
Введение
1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.
2. Модели социального партнёрства: зарубежный опыт.
3. Тенденции, роль и перспективы социального партнерства в реализации социальной политики РБ.
Заключение
Список литературы
Глава 2
Учебная программа по дисциплине
«Социальное партнерСтво»
Пояснительная записка
построение социально ориентированной рыночной
экономики в нашей стране, как и в других постсоветских
странах, невозможно без создания системы социального
диалога и партнерства органов государственного управле-
ния, объединений нанимателей, профсоюзов и иных пред-
ставительных органов работников при разработке и реали-
зации социально-экономической политики государства.
Главное целевое предназначение социального парт-
нерства – осознанное, позитивно воспринимаемое всеми
субъектами социального диалога регулирование наиболее
значимых аспектов коллективных трудовых отношений с
учетом интересов работников и нанимателей посредством
ведения переговоров и заключения коллективных дого-
воров и соглашений, создание условий для эффективного
развития экономики и повышение на этой основе уровня
жизни граждан.
система социального партнерства охватывает все уров-
ни социально-экономической жизни общества: от обще-
национального, отраслевого, регионального до уровня
предприятия, организации, учреждения. Это обязывает
молодых специалистов независимо от профиля их буду-
щей работы владеть инструментарием социального парт-
нерства, использовать его потенциал в целях организации
успешного бизнеса. 9
Основной целью дисциплины является изучение
студентами важнейших категорий и механизмов соци-
ального партнерства, освоение приемов и методов согла-
сования интересов субъектов социально-трудовых отно-
шений.
Задачи преподавания дисциплины: дать студентам
представление о природе
института социального
тва, его сущности, целях и задачах в социально-трудовой
сфере; добиваться, чтобы студенты понимали смысл и зна-
чимость социального партнерства, содержание правовых
норм, определяющих основные формы социального парт-
нерства и механизмы урегулирования трудовых споров.
в результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать основные функции и принципы социально-
го партнерства; технологию коллективных переговоров;
механизмы разрешения коллективных трудовых споров;
основополагающие
ларусь и международные нормы о социальном партнерс-
тве в сфере труда; международный опыт и направления
деятельности Мот по регулированию социально-трудовых
отношений;
б) уметь находить верное решение в процессе регули-
рования коллективных трудовых отношений при разре-
шении спорных ситуаций и возникновении конфликтов в
социально-трудовой сфере; компетентно применять полу-
ченные знания при разработке и реализации коллектив-
ных договоров и соглашений в конкретных жизненных си-
туациях, связанных с поиском компромиссных решений
спорных вопросов, защитой прав и законных интересов
граждан в социально-трудовой сфере; толковать и приме-
нять нормативные правовые акты, регулирующие соци-
ально-трудовые правоотношения;
в) иметь представление о структуре организаций, вы-
полняющих функции регулирования социально-трудовых
отношений в республике Беларусь.
изучение проблем, составляющих предмет дисципли-
ны «социальное партнерство», строится в неразрывной
связи с комплексом знаний, полученных студентами по
смежным дисциплинам, в которых в специфической фор-
ме затрагиваются различные аспекты, связанные с соци-
ально-трудовой жизнедеятельностью людей, регулирова-
нием коллективных трудовых отношений (психология,
социология, конфликтология, менеджмент, управление
персоналом и т. д.). социальное партнерство также тесно
граничит с международным правом.
такой подход призван помочь студентам представить
взаимообусловленность и сложность системы обществен-
ных отношений, в том числе и отношений социального
партнерства в сфере труда.
1.2. условия и факторы возникновения и развития
социального диалога и сотрудничества
среди условий и факторов, играющих определяющую
роль в становлении социального партнерства, можно вы-
делить следующие группы: экономические, политические,
социальные, идеологические, психологические, духовно-
нравственные и
в свою очередь каждая из групп имеет сложную структу-
ру и оказывает различное влияние на характер и направ ления формирования атмосферы сотрудничества и эффек-
тивного социального диалога
Ключевое значение для возникновения и развития
социального партнерства имеет группа экономических
факторов, связанных с развитием капитализма, с его
рыночным характером экономики и особенно научно-тех-
нической революцией. именно в этот период радикально
перестраивается система отношений собственности. Эво-
люция системы отношений собственности происходила по
нескольким направлениям.
1. сосредоточение в руках отдельных людей и групп
огромных средств в виде средств производства и денег
привело к тому, что собственник стал не властен над своей
собственностью в полную меру. его власть ограничена: он
лично может выйти из дела, но не может по собственному
произволу прикрыть предприятие. усложнение и укруп-51
нение предприятий привели к возникновению слоя ме-
неджеров и дифференциации функций на функцию собс-
твенников и функцию управляющих делом. в результате
деперсонификации капитала собственник разделил часть
своей власти над делом с несобственником. и в принципе
дело уже могло развиваться и функционировать без собс-
твенника.
2. второе направление – это развитие «среднего клас-
са общества» в результате
своеобразного растворения
твенности в массе населения. Как следствие, у растущей
части трудящихся по найму преодолевается психология
отчуждения от собственности на капитал. и хотя масшта-
бы накоплений у разных
людей варьируют и часто
от личных устремлений, а контроль над основной массой
средств производства и материального богатства остается в
руках нескольких процентов населения, это уже не всегда
воспринимается работающими по найму как результат экс-
плуатации.
3. третье направление эволюции собственности состо-
ит в том, что значительная часть предприятий стала госу-
дарственной собственностью и это существенным образом
ограничило сферу частной собственности. разрастание
сферы государственности привело также к образованию
значительного слоя государственных служащих, охваты-
вающего иногда около половины работающего населения
страны. в целом, функционирование и развитие экономи-
чески развитых стран Запада осуществлялось по линии
распространения различных видов акционерной (ассоции-
рованной) формы собственности и частичного огосударст-
вления экономики.
важнейшим условием развития социального партнерс-
тва стало поддержание и укрепление рыночной конкурен-
ции, отказ от монополизма и попыток решать социальные
проблемы путем установления прямого государственного
либо частного контроля над рынком и рыночными цена-
ми, в том числе на рабочую силу. свободный рынок труда 52
стал еще одним значимым условием формирования сис-
темы социального партнерства. вместе с тем переход от
преобладания в прошлом стихийного типа развития к ре-
гулируемому типу развития социально-трудовых отноше-
ний был бы невозможен, если бы отсутствовали для этого
необходимые идеологические, психологические, духовно-
нравственные и иные условия.
идеологические и
ного партнерства должны были способствовать укрепле-
нию «национального единства», подразумевая под послед-
ним то, что большинство граждан потенциальной демок-
ратии не должно иметь сомнений или делать мысленных
оговорок относительно того, к какому политическому со-
обществу они принадлежат.
на психологическом уровне – это определенная об-
щенациональная идентификация личности, социальной
группы, общества в целом. под влиянием научно-техни-
СОдеРжанИе СИСТеМы
СОцИальнОгО ПаРТнеРСТва
И ее СТанОвленИе
в нОвейшей ИСТОРИИ БелаРуСИ
2.1. определение социального партнерства, его ос-
новные черты. объекты и субъекты партнерских от-
ношений
2.2. Становление системы социального партнерства
в новейшей истории Беларуси
2.1. Определение социального партнерства,
его основные черты. Объекты и субъекты
партнерских отношений
для современного этапа развития общества харак-
терно признание возрастающей роли человеческого фак-
тора в сфере труда, что обусловливает повышение кон-
курентоспособности и эффективности экономики в це-
лом. вложения в человека в развитых странах Запада
стали рассматриваться не как издержки, а как активы
компании, которыми необходимо разумно пользоваться.
характерно высказывание крупного японского менед-
жера, сооснователя фирмы «сони» акио Мориты: «Мно-
гие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как
мы, используя ту же технологию, то же оборудование и 56
сырье, как в европе и сШа, добиваемся более высокого
уровня качества. они не понимают, что качество дают
не станки, а люди»1
.
необходимо отметить, что именно в японии тради-
ционно наиболее распространенной является система по-
жизненного найма работников. нанимаясь в ту или иную
фирму, японец сразу же узнает, какие перспективы откры-
ваются перед ним (повышение оплаты труда, продвижение
по службе, получение льготных, беспроцентных кредитов
и т. д.) через несколько лет безупречной работы. работ-
ник сразу же оказывается в атмосфере, которую в японии
называют «фирма – одна семья», где каждый чувствует
поддержку друг друга, а не крик со стороны начальника.
в случае сложного финансового положения фирмы из
него выбираются сообща. и если нужно пойти временно
на снижение заработной платы, то эта процедура начина-
ется не снизу, а сверху – с уменьшения окладов руково-
дителей фирмы.
Человеческий фактор оказывается несравненно эффек-
тивнее, чем введение режима временной занятости, уси-
ление командно-административных начал в управлении.
в японии, как и в других развитых странах, стремятся
к гармонизации отношений между трудом и капиталом,
прибегая к использованию механизмов социального пар-
тнерства при разумном учете интересов сторон коллек-
тивных трудовых отношений. Здесь давно усвоили, что
социальное партнерство возникает при наличии не просто
стихийного спонтанного согласия, но и осознанной потреб-
ности в согласованном поведении и общем упорядочении
общественных отношений.
очевидно, социальное партнерство лучше всего может
быть реализовано лишь в условиях демократического об-
щества, поскольку его жизнь как бы погружена в развет-
1 Морита Акио. сделано в японии. история фирмы «со-
ни». М.: прогресс: универс, 1993. с. 62.57
вленную структуру договорных обязательств. субъекты
договорных, договорно-правовых отношений взаимодейс-
твуют как свободные, юридически независимые партнеры.
в демократическом, гражданском обществе управление
основано на горизонтальных связях – предложении одно-
го субъекта и согласии другого.
термин «социальное
ся по-разному. и.о. снигирева, российский специалист в
области трудового права, полагает, что «социальное пар-
тнерство представляет собой систему взаимоотношений
между работодателями, государственными органами и
представителями наемных работников, опирающуюся на
переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регули-
ровании трудовых и иных социально-экономических от-
ношений»1
.
по мнению российского ученого в.н. Киселева, «соци-
альное партнерство есть специфический тип обществен-
ных отношений, присущий обществу рыночной экономи-
ки на определенном этапе его развития и зрелости»2.
К.н. Гусов и в.н. толкунова, авторы учебника «трудо-
вое право россии», считают, что «социальное партнерство
сглаживает антагонизм труда и капитала, является ком-
промиссом (консенсусом) их интересов, т. е. оно означает
переход «от конфликтного соперничества к конфликтному
сотрудничеству»3.
Здесь, в частности, обращает на себя внимание форму-
лировка «конфликтное сотрудничество», которая выра-
жает объективную реальность, присущую коллективным
трудовым отношениям в условиях рыночной экономики.
1 новое в законодательстве о коллективных договорах и со-
глашениях: практический комментарий. М., 1992. с. 49.
2 Киселев В.Н., Смольков В.Г. социальное партнерство в рос-
сии. М., 1998. с. 44.
3 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. трудовое право россии: учеб-
ник. М., 2006. с. 121.58
Как известно, интересы субъектов коллективных трудо-
вых отношений отнюдь не тождественны.