Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа
Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.
Введение
1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.
2. Модели социального партнёрства: зарубежный опыт.
3. Тенденции, роль и перспективы социального партнерства в реализации социальной политики РБ.
Заключение
Список литературы
даниях национального совета по трудовым и социальным
вопросам.
на основе Генерального соглашения заключаются от-
раслевые (тарифные) и региональные (территориальные)
соглашения, оговаривающие темпы развития и социаль-
ные гарантии работникам отдельных отраслей и регионов.
по состоянию на 1 января 2007 г. по инициативе профсою-66
зов заключено 54 республиканских отраслевых, 70 област-
ных и 332 районных, городских тарифных соглашений.
действует 17 747 коллективных договоров в организациях
разных организационно-правовых форм во всех отраслях
экономики республики. влияние коллективных догово-
ров распространяется на 3,5 млн работников организаций,
пенсионеров и учащихся1
.
аналитический обзор действующих договоров и со-
глашений показывает возросший уровень принимаемых
сторонами обязательств, широкое использование респуб-
ликанскими комитетами, советами профсоюзов возмож-
ностей социального
циально-экономических прав своих членов. содержание
коллективных договоров стало в большей мере формиро-
ваться на основе Генерального соглашения между прави-
тельством республики Беларусь, республиканскими объ-
единениями нанимателей и профсоюзов на 2006–2008 гг.,
соответствующих тарифных и местных соглашений.
в Беларуси, идущей по пути формирования социаль-
но ориентированной рыночной экономики, осуществляет-
ся либерализация различных сфер экономики. Как долго
продлится этот процесс и какие тенденции возобладают,
предсказать сегодня достаточно сложно. вместе с тем мож-
но утверждать, что в перспективе альтернативы социаль-
ному партнерству, позволяющему гармонизировать инте-
ресы субъектов социально-
всему, не существует.
принципы социального партнерства – это основопола-
гающие идеи, выражающие сущность, основной смысл со-
циально-партнерских отношений. впервые эти принципы
были закреплены в 1919 году в уставе Международной ор-
ганизации труда (Мот) и Филадельфийской декларации о
целях и задачах Мот (1944 г.), получили дальнейшее свое
развитие в конвенциях и рекомендациях Мот и в декла-
рации Мот об основополагающих принципах и правах в
сфере труда и механизме ее реализации.
основными принципами социального партнерства
(ст. 353 тК республики Беларусь) являются:
1. Равноправие сторон. в Конвенции Мот № 144
«о трехсторонних
нию международных трудовых норм» предусмотрено, что
предприниматели и трудящиеся должны быть представ-
лены на равной основе в любых органах, через посредство
которых осуществляют консультации. равноправие не
означает равенство, а означает равноправное положение.
применительно к партнерским отношениям это выража-
ется в том, что: 68
а) в коллективно-договорном процессе стороны коллек-
тивных трудовых отношений для ведения коллективных
переговоров создают на равноправной основе (из равного
числа представителей и с равенством прав, свобод и обя-
занностей) комиссию из уполномоченных представителей;
б) примирительная комиссия для разрешения коллек-
тивного трудового спора формируется из представителей
сторон коллективного трудового спора на равноправной
основе;
в) национальный совет по трудовым и социальным
вопросам, советы по трудовым и социальным вопросам,
комиссии по коллективным переговорам также формиру-
ются на принципах паритета и равноправия;
г) каждая из сторон коллективных трудовых отноше-
ний может направить письменное требование другой сто-
роне (выступить с инициативой) о заключении, изменении
или дополнении коллективного договора (соглашения).
2. Соблюдение норм
социального партнерства в своей деятельности должны
руководствоваться актами законодательства, междуна-
родными нормами права. нормативными актами для сто-
рон партнерских отношений являются также соответс-
твующие коллективные договоры и соглашения. нормы
коллективных договоров и соглашений, ухудшающие по-
ложение работников по сравнению с законодательством,
являются недействительными.
3. Полномочность принятия обязательств. пол-
номочие – это официально предоставленное кому-нибудь
право какой-нибудь деятельности, ведения дел. полномоч-
ный – обладающий какими-либо полномочиями. рекомен-
дация Мот № 163 «о коллективных переговорах» преду-
сматривает, что стороны, ведущие коллективные перегово-
ры, должны наделять своих соответствующих участников
переговоров полномочиями, необходимыми для ведения
и завершения переговоров, с учетом любых положений о
консультациях в рамках их соответствующих организа-69
ций. при заключении коллективных договоров, соглаше-
ний представители сторон должны иметь документ, в
котором подтверждены их полномочия. органы системы
социального партнерства должны принимать решения в
рамках их полномочий.
если будет установлено, что в отраслевых (тарифных)
соглашениях предусмотрены иные нормы по сравнению
с коллективными договорами, необходимо проверять, за-
ключено ли отраслевое тарифное соглашение в соответс-
твии с компетенцией сторон. в противном случае приме-
няются нормы коллективного договора.
4. Добровольность принятия обязательств. прин-
цип добровольности принятия обязательств проявляется
в следующем:
а) законодательно закреплено право, но не обязанность
заключения коллективных договоров и соглашений, этот
вопрос находится в сфере самостоятельного принятия ре-
шения сторонами;
б) предусмотрен лишь примерный перечень вопросов,
которые могут быть включены в содержание коллективно-
го договора (соглашения).
стороны, при соблюдении требований трудового ко-
декса, самостоятельно решают вопрос о включении в его
содержание тех или иных условий. действия, имеющие
своей целью способствовать учреждению организаций тру-
дящихся под господством предпринимателей или органи-
заций предпринимателей или поддерживать организации
трудящихся путем
целью поставить такие организации под контроль пред-
принимателей или организаций предпринимателей, рас-
сматриваются как вмешательство (Конвенции Мот № 98).
5. Учет реальных возможностей принятия реаль-
ных обязательств. Этот принцип тесно взаимосвязан с
принципом добровольности принятия обязательств. Кол-
лективные договоры, соглашения не должны заключаться
формально и включать в себя невыполнимые обязатель-70
ства. необходимо учитывать реальные возможности сто-
рон и воздерживаться от выдвижения требований, реали-
зация которых превышает существующие возможности.
6. Обязательность выполнения договоренностей и
ответственность за принятые обязательства. сто-
роны должны действовать добросовестно, признавая, что
они могут преследовать (и преследуют) разные цели, иметь
несовпадающие интересы. они должны действовать доб-
росовестно и не уклоняться от выполнения заключенных
компромиссных совместных решений.
стороны должны выполнять договоренности и испол-
нять принятые обязательства, в противном случае сторо-
на, нарушившая договоренности, должна понести ответст-
венность. согласно пункту 3 рекомендации Мот № 91
«о коллективных договорах», всякий коллективный дого-
вор должен связывать подписавшие его стороны, а также
лиц, от имени которых он заключен. ответственность сто-
рон за неисполнение норм коллективного договора, согла-
шения закреплена в ст. 376 тК республики Беларусь: «За
неисполнение норм настоящей главы и обязательств, пре-
дусмотренных коллективным договором, соглашением,
стороны несут ответственность в соответствии с законода-
тельством, коллективным договором, соглашением».
в статье 55 тК республики Беларусь предусмотрено,
что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих
обязанностей наниматели (уполномоченное должностное
лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотрен-
ную настоящим Кодексом и иными законодательными
актами. Министерству труда и социальной защиты рес-
публики Беларусь предоставлено право контролировать
выполнение социальных гарантий, коллективных согла-
шений по вопросам, относящимся к его компетенции.
7. Отказ от односторонних действий, нарушаю-
щих договоренности. поскольку договор – это взаимное
согласование воли сторон, не допускается совершение од-
носторонних действий, нарушающих договоренности. сто-71
роны в соответствии с белорусским законодательством не
имеют права препятствовать ведению коллективных пере-
говоров.
так, в соответствии со статьей 9.18 Кодекса респуб-
лики Беларусь об административных правонарушениях,
непредставление лицом, уполномоченным в соответствии
с законодательством представлять нанимателя, информа-
ции, необходимой для ведения коллективных переговоров,
влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти
базовых величин.
8. Взаимное информирование сторон переговоров
об изменении ситуации. Этот принцип конкретизиру-
ется в рекомендации Мот № 163 «о коллективных пере-
говорах». в пункте 3 указанной рекомендации закреп-
лено, что:
• при необходимости должны приниматься соответс-
твующие национальным условиям меры, чтобы стороны
имели доступ к информации, необходимой для компетент-
ного ведения переговоров;
• предприниматели частного и государственного секто-
ров должны по просьбе организаций трудящихся представ-
лять информацию о социально-экономическом положении
производственного подразделения, в рамках которого ве-
дутся переговоры, и предприятия в целом, необходимую
для компетентного ведения переговоров;
• если разглашение части этой информации может на-
нести ущерб предприятию, ее представление может быть
обусловлено обязательством считать ее в необходимой
мере конфиденциальной. представление информации мо-
жет определяться соглашением, заключенном между сто-
ронами, ведущими коллективные переговоры;
• государственные органы должны представлять необ-
ходимую информацию об общем социально-экономичес-
ком положении страны и соответствующей отрасли в той
мере, в какой разглашение такой информации не наносит
ущерба национальным интересам.72
в соответствии с рекомендацией Мот № 129 «о связях
между администрацией и трудящимися на предприятии»,
создание атмосферы
приятии должно облегчаться путем быстрого распростра-
нения и обмена возможно более полной и объективной ин-
формацией по различным аспектам жизни предприятия и
социальным условиям трудящихся.
3.2. Основные функции социального партнерства
социальное партнерство – не только цель, но и сред-
ство обеспечения успешного развития экономики и более
справедливого распределения создаваемых обществом ма-
териальных и духовных благ.
социальное партнерство не исключает, а, напротив,
предполагает наличие противоречий и споров. но споры не
должны переходить границ, допустимых законом. пред-
почтение в споре отдается не подавлению и уничтожению,
а убеждению и согласованию позиций, достижению кон-
сенсуса. практика показывает, что «подавляющую часть
конфликтов можно направить и перевести в режим конс-
труктивных решений для всех сторон»1
.
целостное исследование системы социального парт-
нерства предполагает выявление ее функций. не претен-
дуя на завершенность, можно сформулировать следующие
функции системы социального партнерства:
1. Функция выявления,
интересов социальных общностей, слоев и групп или фун-
кция представительства интересов. от того, насколько
точно представлены интересы субъектов системы социаль-
ного партнерства, во многом зависит ее стабильность, ди-
намика развития и эффективность функционирования.
1 Фишер д. путь к согласию, или переговоры без поражения.
М., 1992. с. 26–27.73
2. Функция социального контроля осуществляемой
социально-экономической политики. ее конкретные фор-
мы разнообразны:
а) сбор и распространение информации о текущем со-
стоянии и перспективах разрешения важных социально-
политических и экономических вопросов с точки зрения
интересов широких общественных слоев, различных со-
циальных групп;
б) внесение, принятие и реализация законодательных
инициатив, обеспечивающих экономическую, социаль-
ную и правовую защиту трудящихся;
в) критика тенденций
направленной на удовлетворение корыстных интересов
правящих групп.
3. Функция участия в разработке и принятии соци-
ально-экономических программ, в распределении матери-
альных ценностей, создаваемых в обществе. Защищая
трудящихся, а не только наемных работников, от заметно-