Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

Содержание

Введение
1. Социальная политика: содержание, принципы, модели.
2. Модели социального партнёрства: зарубежный опыт.
3. Тенденции, роль и перспективы социального партнерства в реализации социальной политики РБ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 212.17 Кб (Скачать файл)

для профсоюзов наиважнейшая задача – добиться до-

стойной заработной платы, повышения  уровня жизни ра-

ботников, улучшения условий  их труда, то есть обеспече-

ния охраны труда в самом  широком смысле этого понятия.

у нанимателей, органов государственного, хозяйс-

твенного управления превалирует  интерес, связанный 

с обеспечением желаемой динамики развития производс-

тва, укреплением трудовой и производственной дисципли-

ны, снижением издержек и  получением прибыли. и хотя

интересы профсоюзов, нанимателей  и органов государства 

по данным позициям не могут  быть полностью тождест-

венны, по многим из них они  все же пересекаются, что 

объективно и создает  почву для взаимодействия и сотруд-

ничества.

в условиях формирования социально  ориентирован-

ной экономики социальное партнерство призвано быть

одним из инструментов государственной  политики

в сфере труда. в 1999 году в  послании национально-

му собранию республики Беларусь президент Беларуси

а.Г. лукашенко отметил, что  «общая социальная на-

правленность экономики  в качестве одного из важней-

ших компонентов предполагает обеспечение социального 

партнерства между государством, профсоюзами и союза-

ми предпринимателей».

в трудовом кодексе республики Беларусь (далее – тК

республики Беларусь) законодательно закреплены общие 

правила регулирования коллективных трудовых отно-

шений, основные принципы социального  партнерства, а 

также порядок разрешения коллективных трудовых спо-

ров. статья 352 определяет социальное партнерство как 

форму «взаимодействия органов  государственного управ-

ления, объединений нанимателей, профессиональных

союзов и иных представительных органов работников, 59

уполномоченных в соответствии с актами законодатель-

ства представлять их интересы, (субъектов социального 

партнерства) при разработке и реализации социально-

экономической политики государства, основанную на

учете интересов различных  слоев и групп общества в со-

циально-трудовой сфере посредством  переговоров, кон-

сультаций, отказа от конфронтации и социальных кон-

фликтов».

тем самым определено целевое  предназначение соци-

ального партнерства в  сфере труда – разработка и  реали-

зация социально-экономической  политики государства с 

учетом интересов работников и нанимателей.

представляется, однако, что  юридическая трактовка 

социального партнерства  лишь как формы «взаимодейс-

твия органов государственного управления, объединений 

нанимателей, профессиональных союзов...» заметно су-

жает не только сущность, но и сферу влияния этого исто-

рически обусловленного общественного  феномена.

Более точно следовало  бы толковать социальное парт-

нерство как возникшую  на определенном этапе обществен-

ного развития систему  отношений между нанимателями,

государственными органами и представителями наемных 

работников, основанную на поиске баланса интересов раз-

личных слоев и групп  общества в социально-трудовой сфе-

ре посредством переговоров, консультаций, отказа от кон-

фронтации и социальных конфликтов.

в качестве субъектов социального  партнерства 

выступают органы государственного управления, объ-

единения нанимателей  и объединения наемных работ-

ников, поскольку именно они являются основными ни-

телями интересов в  сфере социально-трудовых отноше-

ний (более подробно субъекты социального партнерства 

будут рассмотрены в теме 6). на рис. 2 приведена схема 

взаимодействия участников социально-трудовых отношений

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. взаимодействие участников

социально-трудовых отношений 

в качестве объекта социального  партнерства вы-

ступают социально-экономические  интересы и возникаю-

щие в связи с ними общественные отношения, выражаю-

щие реальное положение, условия, содержание и формы 

деятельности различных  социально-профессиональных

групп, общностей и слоев; качество и уровень их жизни под 

углом зрения справедливого  распределения общественно-

го богатства в соответствии с качеством и мерой труда, как 

осуществленного в настоящее  время, так и в прошлом.

социальное партнерство  связано с установлением и 

воспроизводством социально  допустимой и социально мо-

тивированной системы  социального неравенства, обуслов-

ленного разделением труда, различиями в месте и роли от-

дельных социальных групп  в общественном производстве

и воспроизводстве. в самом  общем виде объектом социаль-

ного партнерства в  сфере социально-трудовой деятельнос-

ти являются отношения  по поводу:

а) производства и воспроизводства  рабочей силы и тру-

довых ресурсов;

б) создания, использования  и развития рабочих мест,

рынка труда, обеспечения  гарантий занятости населения;

в) защиты трудовых прав граждан;

г) охраны труда, осуществления  промышленной и эко-

логической безопасности и т. д.61

социальное партнерство  следует рассматривать не как 

состояние, а как процесс, как динамическое равновесие

развивающихся интересов  всех его субъектов.

основные направления  развития, цели и задачи соци-

ального партнерства зависят  от уровня согласованности 

действий и возможностей его субъектов, от конкретной со-

циально-экономической ситуации их взаимодействия.

Эффективно функционировать  социальное партнерс-

тво может лишь при системном  подходе к его органи-

зации (рис. 3). социальное партнерство  как система вос-

принимает воздействие регулируемых и стихийных фак-

торов общественной жизни  и посредством соответствую-

щего инструментария формирует  в обществе отношения 

доверия и конструктивного  сотрудничества. такие отно-

шения не могут возникнуть при отсутствии полноценных 

субъектов социального партнерства, отлаженных меха-

низмов их взаимодействия, высокой культуры сотрудни-

чества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. система социального  партнерства

 

 

 

 

 

 

 

 

социальное партнерство  как особая система обще-

ственных отношений характеризуется  следующими ос-

новными чертами:

1. субъекты партнерских  отношений имеют не только 

общие, но и принципиально  различные интересы. Эти инте-

ресы иногда могут совпадать, но никогда не могут слиться.

2. социальное партнерство  – это взаимовыгодный про-

цесс, в котором заинтересованы все стороны.

3. социальное партнерство  – важнейший фактор фор-

мирования институтов гражданского общества, а именно

объединений нанимателей  и работников, осуществления 

их цивилизованного диалога.

4. социальное партнерство  – альтернатива диктатуре, 

поскольку реализуется на основе договоров и соглашений,

взаимных уступок, путем  достижения компромисса, со-

гласия и установления социального мира. социальное пар-

тнерство – антипод  социальному соглашательству, бес-

принципным уступкам одной  стороны в пользу другой.

5. отношения социального  партнерства могут быть де-

структивными и регрессивными, если доминирующей их

основой будет опора на силовые методы. солидарность со-

здается и держится на взаимной выгоде, а не на власти и 

силе.

6. в социальном партнерстве  нередко проявляется 

двойственность отношений, содержащих в себе как пози-

тивные, так и негативные стороны. К примеру, нередко 

профсоюзы Запада выступают  против структурных изме-

нений в экономике, сдерживая  тем самым ее развитие.

2.2. Становление системы  социального партнерства 

в новейшей истории Беларуси

процесс формирования цивилизованных социально-

партнерских отношений, как  свидетельствует опыт раз-

витых стран, сложный и  долговременный. Беларусь, как 63

и другие государства –  участники снГ, пока проходит

«начальную школу» становления  и развития социального 

партнерства.

характерно, что в советские  времена термин «социаль-

ное партнерство» в официальной  лексике даже не употреб-

лялся. и это не досадное упущение, а твердая идеологи-

ческая установка. долгие годы в ссср социальное парт-

нерство рассматривалось  как некая ловушка, сопряжен-

ная для профсоюзов с соглашательством, предательством

классовых интересов трудящихся.

но, как убеждает практика, отлаженные и четко дейс-

твующие механизмы социального  партнерства, договор-

ное регулирование оплаты и условий труда, занятости и 

других социально-трудовых вопросов на национальном,

отраслевом или местном  уровнях, на уровне предприятий 

(организаций) выполняют  роль своеобразных социаль-

ных стабилизаторов. они  позволяют, если не устранять,

то значительно смягчать возникающий дисбаланс между 

экономической эффективностью и социальной справедли-

востью.

следует отметить, что механизм социального парт-

нерства в Беларуси стал фактически формироваться лишь

в 1990-е годы. 15 декабря 1992 г. Законом республики Бе-

ларусь «о внесении изменений  и дополнений в КЗот рес-

публики Беларусь» в белорусское  законодательство был 

введен термин «социальное  партнерство».

начавшийся процесс формирования механизма соци-

ального партнерства проходил в сложных условиях. уро-

вень жизни подавляющего большинства населения резко 

снижался. Многие отрасли  экономики и науки оказались 

разрушенными. социальная напряженность  в трудовых

коллективах достигла критической  отметки. стихийные 

забастовки, несанкционированные  митинги приобрели 

массовый характер.

в этой взрывоопасной атмосфере  профсоюзы Белару-

си выступили инициаторами создания правовой базы и 64

механизмов социального  партнерства, позволяющих объ-

единить усилия нанимателей, профсоюзов и государства 

в социально-трудовой сфере, ослабить очаги напряженнос-

ти. по инициативе и с участием Федерации профсоюзов

Беларуси (ФпБ) – крупнейшего  профсоюзного объедине-

ния страны – 24 ноября 1992 г. был принят Закон респуб-

лики Беларусь «О коллективных договорах и соглаше-

ниях», а 18 января 1994 г. –  Закон республики Беларусь

«О порядке разрешения коллективных трудовых споров

(конфликтов)». Эти законодательные  акты положили на-

чало созданию основ социального  партнерства, развитию

коллективно-договорного  регулирования трудовых от-

ношений, установлению примирительных процедур для 

урегулирования разногласий  между нанимателями и ра-

ботниками (их представителями), определению порядка и 

условий проведения забастовок.

в развитии многоуровневой системы регулирования 

коллективных трудовых отношений  важную роль сыгра-

ли указы президента республики Беларусь «О развитии

социального партнерства  в Республике Беларусь» от

15 июня 1995 г. № 278, «О  мерах по совершенствованию 

взаимодействия органов  государственного управления и 

профессиональных союзов»  от 16 декабря 1997 г. № 639,

«О Национальном совете по трудовым и социальным

вопросам» от 5 мая 1999 г. № 259.

Беларусь в числе первых в снГ приняла разработан-

ную на трехсторонней основе Концепцию развития сис-

темы социального партнерства. она была подготовлена

во исполнение указа президента республики Беларусь от

15 июля 1995 г. № 278 «о  развитии социального партнерс-

тва в республике Беларусь». согласованный вариант Кон-

цепции и программа  мер по ее реализации были одобрены

национальным советом  по трудовым и социальным вопро-

сам 12 марта 1997 г. (протокол № 11/42).

трудовой кодекс республики Беларусь, в котором при-

водятся основополагающие правовые положения о со- 65

циальном партнерстве, исходит  из того, что социальное

партнерство как форма  взаимодействия органов государст-

венного управления, объединений  нанимателей, профес-

сиональных союзов, других представительных органов 

работников в социально-трудовой сфере, имеет своей це-

лью согласование интересов  сторон на договорной основе в 

рамках (пределах), допускаемых  государством.

в современных условиях социальное партнерство 

объективно становится одним  из важных компонентов 

социальной политики государства  в сфере труда, поли-

тики, направленной не на бесплодное противостояние

работников и нанимателей, а на их взаимодействие, что 

отвечает целям стабильности и поступательного разви-

тия общества.

Коллективно-договорное регулирование  трудовых от-

ношений в республике получило значительное распро-

странение. накоплен определенный практический опыт

защиты трудовых и социально-экономических  прав работ-

ников. в стране создана  система органов социального  пар-

тнерства, в том числе  национальный совет по трудовым

и социальным вопросам, отраслевые и территориальные 

комиссии, согласительные комиссии на предприятиях в 

организациях и учреждениях. сформирована система тру-

довых арбитражей, работает республиканский трудовой

арбитраж.

в основе созданной системы  коллективно-договорного 

регулирования – Генеральное  соглашение между прави-

тельством, объединениями  нанимателей и профсою-

зов. его выполнение регулярно  рассматривается на засе-

Информация о работе Роль социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь