Рынок и изучение данной тематики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ сущности рынка и его основных понятий.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- дать определение рынку,
- изучить его функций, инфраструктуру;
- подготовить графики понятий спрос и предложение
- проанализировать факторы необходимые при анализе структуры рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. РЫНОК
1.1. Экономическая сущность рынка
1.2. Функции рынка
1.3. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса
1.4. Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
1.5. Рыночная цена и ее виды
Глава II. СТРУКТУРА РЫНКА
2.1. Рынок предметов потребления
2.2. Рынок труда
2.3. Рынок инвестиционных товаров
2.4. Информационный рынок
2.5. Рынок земли
2.6. Система финансов
2.7. Рынок ценных бумаг
2.8. Денежный рынок
Глава III. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
3.1. Основные элементы инфраструктуры рынка
3.2. Анализ структуры рынка
Глава IV. ИЗУЧЕНИЕ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
4.1. Рабочая программа по обществознанию по теме «Рынок как экономическая система» 10 класс
4.2. Рабочая программа по обществознанию по теме «Рынок как экономическая система» 11 класс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2014.docx

— 73.14 Кб (Скачать файл)

- материальную базу рыночной  инфраструктуры, это складское и  тарное хозяйство, различные транспортные  логистические системы;

- информационные базы  рыночной инфраструктуры - информационные  и справочные системы, классифицирующиеся по видам продукции, производителям и потребителям продукции

- кредитно-расчетную базу  – страховые и банковские учреждения, кредитные структуры;

- кадровую базу - специалисты  различных квалификаций и специальностей, необходимые для предприятий  и организаций;

- организации, осуществляющие  обучение подготовку и переподготовку  кадров определенных специальностей;

- органы трудоустройства;

- нормативно-правовую базу - нормы и правила регламентации  отношений субъектов рыночного  хозяйства в процессе реализации  товаров и услуг, гарантирующие  на рынке правопорядок и учет  интересов общества.

Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций и таким образом повышает результативность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.

                                   3.2. Анализ структуры рынка

Нобелевский лауреат по экономике Г. Саймон (США) опроверг считавшиеся ранее классическими в экономической теории представления о фирме, как о рационально действующем предприятии, целью которого является лишь максимизация прибыли. В его работах было установлено, что главным является не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.[5]

Рыночные исследования являются основой достижения таких целей, как реализация определенного объема продаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара. В первую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка. Нужно определить, что и как необходимо исследовать и какие задачи должны быть решены.

Рыночные исследования требуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он мреализовать свою продукцию, и факторов, воздействующих на данные рынки. Производителей и маркетинговые службы многих предприятий интересует рынок сбыта продукции.

Комплексный подход к решению производственно-сбытовых проблем обеспечивает исследовательская и управленческая деятельность маркетинга. Исследовательская деятельность - это всесторонний анализ факторов внешней и внутренней среды.

Комплексное исследование внешних факторов рынка (макросреда):

- маркетинговой среды;

- совокупных характеристик  рынка, конъюнктуры, прогнозов;

- спроса (выявление и изучение  рыночных сегментов: индивидуальных  и коллективных потребителей);

- конкуренции (выявление  потенциальны и действующих конкурентов: анализ показателей их деятельности, целей, стратегии, слабых и сильных  сторон);

- экономического и технико-технологического  состояния отрасли (подотрасли);

- общих условий сбытовой  деятельности (развитие рыночной  инфраструктуры: транспорт, хранение, переработка, система связи и  т.д.).

Комплексное исследование внутренних факторов рынка (микросреда):

- показателей производственно-сбытовой  деятельности;

- тактики и стратегии  в товарной, ценовой, сбытовой, и  коммуникационной политике;

- организационной структуры  управления;

- производственных издержек;

- результатов финансовой  деятельности;

- направлений производственно-сбытовой  деятельности, включая диверсификацию;

- сильных и слабых сторон  деятельности предприятия для  изыскания вариантов повышения  эффективности и прибыльности  операций.

Маркетинг пронизывает все сферы деятельности предприятия - управление, планирование, организацию производства, финансы, сбыт, материально-техническое обеспечение, создавая между ними тесную организационно-функциональную связь. При этом ответственность за выполнение функций маркетинга ложится на систему принятия управленческих решений. Стержнем системы является непрерывный, циклический процесс приведения возможностей предприятия в строгое соответствие с требованиями рынка по схеме: анализ - стратегия - реализация - регулирование - анализ.

Предметом исследования рынков отдельных товаров является соотношение спроса и предложения этих товаров при определенных социальных и экономических условиях.

Исследование любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение. От этого зависит достижение намеченного результата и рациональность проведенных затрат.

Рыночные проблемы по масштабу можно разделить на общие и частные. Общие рыночные проблемы характеризуются нарушением соответствия между спросом и предложением в пределах всего рынка, т.е. соответствия между общими размерами товарного предложения и совокупным платеже- способным спросом населения. В настоящее время общие рыночные проблемы являются результатом нарушения народнохозяйственных пропорций, инфляции и миграции населения.

Частные рыночные проблемы характеризуются несоответствием спроса и предложения на рынке отдельных товаров. В их основе лежит несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров, структуры платежеспособного спроса населения, нарушение соответствия спроса и предложения на различных территориях (республиках, экономических районах, городах).

Недостаточно констатировать возникновение на том или ином товарном рынке проблемной ситуации - диспропорции между спросом и предложением. Следует поставить конкретные вопросы относительно причин возникшей ситуации с учетом факторов, определяющих развитие спроса и предложения данного товара. От фиксации проблемы в ее общем виде исследователь должен перейти к специфическим, частным проблемам и проанализировать возможность их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV. ИЗУЧЕНИЕ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

          4.1. Рабочая программа по обществознанию по теме «Рынок как экономическая система» 10 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов и  тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Изучение обществоведческого курса начинается с анализа ключевых понятий: чувственное и рациональное познание, дедукция, индукция, истина, ложь, философия, экономика, структура общества, социальный институт, сферы общества, цивилизация  и другие.

Работа с этим курсом направлена не только на получение учащимися знаний о человеке, обществе в целом и составных его сферах, но и главным образом на воспитание черт гражданственности, социальной активности, ответственности и патриотизма.

Классно-урочная система рассматривается как основная форма обучения, дополняемая другими формами: семинар, практикум, консультации.

Также применяются фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения.

Основными методами обучения являются:

объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, аналитический, обобщающий, словесный, наглядный и т.д.

Тесты по обществознанию.  Обществознание. Вопросы и ответы. Подготовленные ФГУ «Федеральный центр тестирование» 2009 , 2012,2013 год, контрольно – измерительные материалы по обществознанию ЕГЭ.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: сдача зачетов по разделам курса, тестирование, обобщающие уроки.

Цели и задачи изучения курса

  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовно – нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и права порядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • Освоение системы знаний об экономической и иных видов деятельности людей. Об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина. Для последующего изучения социально – экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • Овладения умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные,
  • Осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности; 
  • В межличностных отношениях, отношениях между людьми разных национальностей  и вероисповеданий;
  • В семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
  • Содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка

п/№

Экономическая сфера общества

час

 

Тема:  «Рыночная экономика»

 

1

Экономика как наука и хозяйство.

 

2

Типы экономических систем.

 

3

Рыночная модель экономики.

 

4

Эволюции капитала.

 

5

Отношение между трудом и капиталом.

 
 

Тема: «Механизм рыночного функционирования»

 

6

Закон рынка и маркетинга.

 

7

Многообразие рынков. Рынок труда. Безработица.

 

8

Тема: «Производительна на рынке».

 

9

Тема: «Организационно-  правовые формы, правовой режим»

 

10

Тема « Предприниматель и бизнес»

 

11

Тема: «Формы предприятий»

 

12

Тема: «Инфраструктура рыночной экономики».

 

13

Тема: «Банковская система. Деньги  и инфляция»

 

14

Тема: «Роль государства в экономике»

 

15

Тема: «Государственный бюджет»

 

16

Тема: «Права и обязанности налогоплательщика»

 

17

Урок – практикум.

 

18

Обобщающий урок по теме «Экономическая сфера общества»

 

Контрольное мероприятие «Экономическая сфера общества»


 

Знать:

  • Что представляет рыночное общество. Основные этапы развития капитализма, особенности его современного периода. Основные принципы менеджмента и основы маркетинга. Что включается в понятие «инфраструктура», какова её основа. В чем заключается деятельность государства как экономического субъекта, какие существуют способы взаимодействия государства на экономику. Понятие «государственный бюджет» и его характеристики. Основы государственной политики в области международной торговли. Признаки демократии.
  • Доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, уметь работать с дополнительной литературой.

Информация о работе Рынок и изучение данной тематики в школе