Учет и анализ кассовых операций коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Еще 20 лет назад для большинства граждан нашей страны слово «банк» ассоциировалось с государственной сберегательной кассой, в которой можно было хранить свои деньги и оплачивать коммунальные услуги. С тех пор как рыночные отношения прочно вошли в нашу жизнь, многое изменилось. На страницах газет и журналов, с экранов телевизоров, в метро и на улице многочисленные банки рекламируют свои услуги, предлагают разместить сомовые и валютные вклады, оплатить покупки с помощью пластиковых карт, отправить деньги родственникам в другой город, взять кредит на покупку телевизора или поездку к морю. Для чего же нужны коммерческие банки, чем они отличаются от других организаций и как работают?

Вложенные файлы: 1 файл

Учет ден средств в кассе.docx

— 125.34 Кб (Скачать файл)

Кассовые документы должны быть сформированы не позднее следующего рабочего дня в отдельные папки за каждый день. Суммы отдельно по дебету и кредиту кассовых и мемориальных документов, распечатываются, подписываются работником, производившим подсчет, и помещаются в папку.

Подкрепление подразделений банка денежной наличностью происходит по мере необходимости. Доставка денежных средств может проводиться собственной службой инкассации или сторонним инкассатором.

У отправителя на сумму подкрепления выписывается расходный ордер. Выдача наличности инкассаторам, кассиру внутреннего структурного подразделения производится заведующим кассой или специально выделенным работником банка.

При получении наличных денег и ценностей инкассаторы предъявляют документы, удостоверяющие личность, и доверенность. Прием денежных средств осуществляется по пачкам с проверкой правильности и целостности упаковки, пломб и четкости оттисков пломбиров или клише. Пачки или мешки с дефектами упаковки инкассаторы не принимают.

На отправляемые с инкассаторами денежные средства и ценности составляют описи в трех экземплярах, которые подписываются заведующим кассой и скрепляются печатью. В описи указываются заведующим кассой и скрепляются печатью. В описи указываются номера сумок, описываются ценности с указанием достоинства банкнот, сумм по номиналам и общей суммы. Первый экземпляр описи отправляется в банк-получатель, второй остается в банке отправителе, а третий передается подразделению инкассации.

Приняв наличные деньги, старший бригады инкассаторов расписывается в расходном кассовом ордере и на втором экземпляре описи, кассир внутреннего структурного подразделения расписывается в расходном кассовом ордере.

Прием денежных средств у инкассаторов осуществляет заведующий кассой банка-получателя. Пачки и мешки с повреждением принимаются с полистным пересчетом, в случае недостатка или излишка которого составляют акт в трех экземплярах с указанием даты, присутствующих, описанием повреждений и т.д. Акт подписывают все присутствующие при приеме и пересчете наличности. Первый экземпляр акта помещают в кассовые документы банка-получателя, второй- передают отправителю, третий - подразделению инкассации.

Для зачисления принятых денежных средств в кассу выписывается приходный ордер.

В бухгалтерском учете отправка денежных средств отражается следующим образом: Д-т 20209 К-т 20202.

При получении денежных средств оформляется обратная проводка.

Наличные деньги и другие ценности и другие ценности хранят в специальном хранилище, вход в которое оборудуют бронированной дверью. Денежные средства и другие ценности хранят раздельно в металлических шкафах, стеллажах или сейфах, которые закрываются на ключ заведующим кассой. Банкноты хранятся упакованными в пачке, монета - в мешки. К упаковке с ценностями по каждому владельцу прикрепляется ярлык к мемориальному ордеру по приему ценностей с указанием: владельца, рода и номера ценностей, даты зачисления на счет и суммы. Ценные бумаги и бланки ценных бумаг хранятся упакованными в пачки и корешки по наименованиям, выпускам и достоинствам.

Перед закрытием хранилища ответственный сотрудник должен проверить, внесены ли ценности и документы в хранилище, закрыты ли шкафы и сейфы, заверить остатки в книге хранилища ценностей. Не позднее утра следующего рабочего дня главный бухгалтер сверяет остатки с данными учета и расписывается в ней.

Ревизия кассы и хранилища проводится не реже одного раза в год. Кроме того, ревизии проводятся по решению руководства или при смене ответственного за сохранность сотрудника. При ревизии сверяют фактические и учетные данные, по результатам составляется и подписывается всеми участниками акт, выясняются и указываются причины расхождений. Принимаются меры по устранению выявленных недостатков и несоответствий. На сумму выявленного излишка оформляют приходный кассовый ордер. Недостачи отражаются по счетам 60323, излишки относятся на доходы.

При приеме и обработке сомовой наличности кассир контролирует платежность и подлинность денежных знаков на основании требований и оперативной информации Банка Кыргызстана. Для осуществления контроля используются различные технические средства.

Кассирам запрещается возвращать клиенту денежные знаки, вызывающие сомнение в их подлинности, а также имеющие признаки подделки, уничтожать эти знаки или погашать их путем проставления штампов, пробивания отверстий, разрезания, убирать банкноты из поля зрения клиента при пересчете. Выявив такие банкноты, кассир оформляет справку о приеме на экспертизу сомнительных денежных знаков или задержании денежных знаков, имеющих явные признаки подделки, в двух экземплярах с указанием их реквизитов. Один экземпляр с оттиском печати кассы выдается клиенту, второй помещается в кассовые документы. При выдаче справки кассир обязан предъявить клиенту денежные знаки для сличения с реквизитами в справке. Сомнительные и неплатежные сомы принимаются по номиналу, имеющие признаки подделки и существенно поврежденные- в условной оценке 1 сом за банкноту.

При обнаружении сомнительного знака на обороте приходного документа проставляют его реквизиты, если знаков несколько, то и их сумму. Бухгалтер выписывает на сомнительный знак мемориальный ордер в двух экземплярах, которые подписываются кассиром, один выдается клиенту, второй остается в банке.

Клиент может сдать в банк сомнительные знаки для их передачи на экспертизу в расчетно-кассовый центр, причем эта операция осуществляются банком без взимания платы. Сомнительные знаки принимают по заявлению и описи, составленным клиентом. В заявлении указывают фамилию, имя, отчество клиента, его адрес, общую сумму денежных знаков. По возможности, прилагаются копии подтверждающих документов. Опись составляют в двух экземплярах с указанием общей суммы сдаваемых знаков и их реквизитов. В этом случае также оформляются два мемориальных ордера, один из которых вместе с описью, подписанной кассиром и заверенной печатью, возвращается клиенту.

О выявлении денежных знаков с признаками подделки кассир немедленно ставит в известность заведующего, который сразу извещает о факте обнаружении органы внутренних дел и передает им эти денежные знаки, получая в обмен экземпляр протокола. Далее клиент должен обращаться непосредственно в милицию.

Передача сомнительных денежных знаков на экспертизу в расчетно-кассовый центр осуществляются в течении пяти рабочих дней со дня их приема или обнаружения в кассах банка. При этом представителю банка выдают подписанные кассиром расчетно-кассового центра и заверенные печатью вторые экземпляры мемориального ордера и описи. Экспертиза производится в течение пяти рабочих дней. По ее результатам банку выдают акт экспертизы. Если денежный знак является поддельным, он передается в милицию, а банк выдает копию акта клиенту. В случае если сомнительный знак признан подлинным, но неплатежным, он возвращается банку. На таких банкнотах проставляются штамп с текстом «В обмене отказано», наименование учреждения Банка Кыргызстана, дата, фамилия и подпись эксперта. Если знаки признаются платёжеспособными, их сумма зачисляется на корреспондентский счет банка, а затем возвращается клиенту. [11]

ГЛАВА 3. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БАНКЕ

3.1. Внутрибанковский контроль кассовых операций коммерческого банка

Комплексное управление рисками и внутренний контроль в коммерческих банках при их надлежащей организации и эффективности позволяют банкам учитывать риски при принятии и управленческих решений и осуществлении банковской деятельности, успешно преодолевать системные кризисы, минимизировать связанные с ними потери. В рамках системы комплексного управления банковскими рисками устанавливаются и совершенствуются системы норм, а также системы отслеживания и надзора.

Эффективность системы характеризуется количественными показателями выполнения установленных норм, а также результативностью немедленного реагирования на нарушения коммерческими банками норм в области рисков с целью предупреждения системного банковского кризиса.

Положением НБКР от 14.02.2007 №7/2 «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в микрофинансовых организациях и кредитных союзах Кыргызской Республики в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [8] и последующими методическими рекомендациями и нормативными документами предусматривается система контроля возникновения рисков. Успех процесса создания системы управления банковскими рисками достигается за счет осознанного применения персонала банка стандартов, тщательно проработанных методик и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита, установленных для всех подразделений коммерческого банка ОАО «КБ Кыргызстан». Нередко банки не разделяют функции и обязанности между службами внутреннего контроля и аудита. При этом если внутренний контроль направлен на создание системы проверок, регулирования и оценок банковских рисков с целью минимизации потерь, возникающих в процессе банковской деятельности и принятия эффективных управленческих решений, то внутренний аудит- периодическая и независимая оценка самой системы контроля. В современных условиях глобализации мировой экономики, роста масштабов международной деятельности банков, возникновения новых финансовых продуктов и услуг, усиления конкуренции в банковской системе, внутрибанковский контроль приобретает особое значение. Именно поэтому вопросы поиска оптимальной организационной структуры системы внутреннего контроля в целом и службы внутреннего контроля, в частности, в кредитных организациях, разработка должного методического обеспечения деятельности данных служб и адекватных критериев оценки эффективности их работы становятся приоритетным направлением деятельности.

Качественное проведение внутрибанковского контроля возможно не только при наличии высококвалифицированной подготовки специалистов. Необходимым условием являются определенные методики проведения проверок, достаточный набор инструментов и процедур, воспользовавшись которыми, контролер может выполнить свою работу в установленные сроки.

На сегодняшний день в Кыргызстане имеются трудности по реализации возможности обобщения и анализа результатов работы служб внутреннего контроля в кредитных организациях на государственном уровне. Возникают вопросы, связанные с разработкой и применением внутренних положений и стандартов.

Процесс приближения системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности к международньм стандартам, внедрения в практику.

Массовое распространение информационно-коммуникационных технологий пока еще находятся в начальной стадии. В то же время требования иностранных контрагентов к отчетности отечественных банков, предлагающих свои услуги на международных рынках, постоянно повышаются, что способствует углублению внутрибанковского контроля. Деятельность служб внутреннего контроля в кредитных организациях осложняет отсутствие методологической основы функционирования системы внутреннего контроля в Кыргызстане.

В связи с этим возникают сложности не только практического, но и теоретического характера, вызываемые необходимостью дальнейшей разработки концептуального подхода к проведению проверок в кредитных организациях. Кроме того, не разработаны специальные оценочные показатели эффективности внутреннего контроля как в рамках комплексных и отдельных проверок, так и общих показателей работы отдела внутреннего контроля банка. [16]

В целом внутренний контроль в банках в настоящее время представляет собой важнейший компонент как системы надзора со стороны органов, регулирующих банковскую деятельность, так и внутренних управленческих систем банков. Проблема создания эффективного механизма внутрибанковского контроля является одной из самых значимых для жизни самих банков и для функционирования финансовой инфраструктуры в целом.

3.2. Аудит денежных средств в кассе коммерческого банка.

Осуществление аудиторской деятельности регулируется Законом КР «Об аудиторской деятельности» №134 от 30.07.2002г., Законом КР «О банках и банковской деятельности» №60 от 29.07.2002 г., Положением НБКР «О лицензировании деятельности банков» №5/7 от 02.03.2006г. и др. [2,3]

Аудиторская деятельность- аудит- предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» финансовая деятельность коммерческих банков подлежит ежегодной аудиторской проверке. [17]

Основная цель банковского аудита- установление достоверности бухгалтерской отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству КР.

В соответствии с целью банковского аудита в Положении НБКР сформулированы задачи проведения аудиторской проверки, в процессе которой рассматриваются:

  • соблюдение действующего законодательства и нормативных актов в НБКР по совершенным кредитной организацией операциям;
  • состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершенным кредитной организацией операциям;
  • выполнение экономических нормативов, установленных НБКР;
  • качество управления кредитной организацией, в том числе состояние внутреннего контроля:

адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых банком операций;

оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками;

учет и отчетность по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

управление рисками при осуществлении операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение ценных бумаг;

организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; за деятельностью филиалов, а также работы по проведению проверок и ревизий;

  • выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

Аудиторская деятельность не ограничивается только проверкой финансовой отчетности, но и предполагает оказание аудиторами своим клиентам дополнительных услуг на договорной основе: совершенствование действующей системы учета; разработка учредительных документов; обучение и повышение квалификации учетного персонала; постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета и т. д. [16]

 

3.3. Проверка порядка  соблюдения кассовой дисциплины

Действующая нормативно-правовая база предусматривает проведение банками систематических проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью.

Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка с учетом объема их налично-денежного оборота, выполнения требований порядка ведения кассовых операций, а также информации налоговых органов о фактах нарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью. При этом проверка должна проводиться не реже одного раза в 2 года.

Информация о работе Учет и анализ кассовых операций коммерческого банка