Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций
Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.
Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37
Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Доходы, получаемые от эксплуатации предприятий, производящих некоторые услуги, не покрывают затрат на их содержание. Поэтому за счет прибыли промышленных, строительных, транспортных и других предприятий покрываются убытки ведомственного жилищно-коммунального хозяйства и расходы на содержание социально-культурных учреждений.
Развитие промышленности в городских поселениях сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. Все это ведет к увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако региональные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами. Все это вынуждает их обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им территории. Предприятия, по мере возможности, выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы, на общегородские мероприятия.
Все чаще предприятия стали объединять свои средства со средствами региональных органов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и региональных органов, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств.
Вместе с тем надо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса многие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Тем самым усиливается нагрузка на региональные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры.
Следует предположить, что после выхода страны из экономического кризиса, с укреплением финансового положения предприятий, они в целях социальной защищенности своих трудовых коллективов и улучшения условий проживания их в населенных пунктах будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и осуществление общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств предприятий в региональных финансах.
Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения. Создание внебюджетных фондов развития местного хозяйства в населенных пунктах содействует:
— концентрации средств предприятий
и региональных органов на развитие
социально-бытовой
— усилению материальной заинтересованности
региональных органов в результате
своей хозяйственной деятельнос
— укреплению финансовых ресурсов региональных органов власти, что придает необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;
— более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;
— усилению экономической связи региональных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;
— освобождению предприятий от выполнения несвойственных им функций по развитию местного хозяйства.
Особо стоит остановиться на деятельности специальных структурных подразделений, изучающих важную роль в формировании финансовых ресурсов регионов-субъектов Федерации. Мы имеем в виду Федеральный Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), Фонд регионального развития (ФРР) и Фонд развития региональных финансов (ФРРФ).
Назначение Фонда финансовой поддержки регионов — выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В перспективе, как отмечается в «Концепции реформирования межбюджетных отношений», финансовая помощь из ФФПР должна будет распределяться на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные нормативы по вопросам местного значения.
Общий объем средств ФФПР должен определяться по утвержденному федеральным законодательством на срок не менее 3 лет нормативу отчислений от налоговых поступлений в федеральный бюджет исходя из возможностей федерального бюджета.
Обязательными условиями для выделения средств из ФФПР являются:
— во-первых, перевод с 2000 г. исполнения бюджетов регионов на казначейское исполнение через территориальные органы федерального казначейства;
— во-вторых, наличие у субъектов Российской Федерации программы увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемых трансфертов;
— в-третьих, при наличии в регионе задолженности по выплате заработной платы в бюджетной сфере — использование трансфертов под контролем территориальных органов Федерального казначейства и федеральных контрольных органов только для погашения этой задолженности, а также погашения и обслуживания государственного долга.
Фонд регионального развития (ФРР) представляет собой методологически объединенную совокупность соответствующих частей федеральных программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений. В рамках Фонда регионального развития, как это определяется «Концепцией реформирования межбюджетных отношений», осуществляется консолидация расходов федерального бюджета, которые направлены на создание на всей территории страны социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации установленных Конституцией России и федеральным законодательством гарантий.
Распределение средств Фонда регионального развития должно осуществляться с учетом объективно обусловленных различий в бюджетных потребностях регионов по основным направлениям бюджетных расходов. Здесь обязательно должны учитываться такие важные факторы, как природно-географические, социально-экономические, геополитические особенности регионов, ибо с этим тесно связана специфика расходов бюджетов субъектов Федерации. Обязательным условием для получения финансовых средств ФРР является разработка органами власти регионов плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации.
Фонд развития региональных финансов (ФРРФ) создается для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ.
Источниками образования ФРРФ являются кредиты международных финансовых организаций, а также другие источники, определяемые Правительством Российской Федерации.
Средства Фонда развития региональных финансов должны выделяться субъектам Федерации (в особых случаях также крупным городам) на возвратной основе. Регионы и крупные города приобретают право на получение средств от ФРРФ при условии успешного осуществления мер по финансовому оздоровлению и активному проведению экономических реформ. Под финансовым оздоровлением — по «Концепции» — понимаются: отказ от неденежных форм исполнения бюджетов, переход на казначейскую систему, внедрение систем управления государственным и муниципальным долгом, реструктуризация задолженности предприятий и бюджетных обязательств, использование конкурсного распределения государственного и муниципального заказа, ликвидация внебюджетных фондов, не предусмотренных федеральным законодательством. Что касается активного проведения экономических реформ, то речь идет о сокращении дотирования жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики, снижении перекрестного субсидирования тарифов, установлении стабильной и транспарентной системы взаимоотношений между бюджетами регионов и бюджетами муниципальных образований, и др.
Рассматривая финансовые ресурсы регионов, обратим внимание на такую категорию субъектов федерации, как регионы-доноры Российской Федерации. К ним относятся те субъекты Федерации, которые собирают на своих территориях больше денег в виде налогов, чем расходует местный бюджет. Эти регионы являются поставщиками средств в федеральный бюджет, отправляя туда больше, чем получают из центра в виде трансфертов, субсидий и целевых выплат на региональные социально-экономические программы.
Здесь уместно заметить, что решение многих финансовых вопросов больше зависит от текущего взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, чем от установленных законом правил. Как отмечается в справочнике Фонда информационной поддержки экономических реформ «Социально-экономические проблемы России», изданном в 1999 г., «... высокая бюджетная обеспеченность Москвы, Самарской и Свердловской области во многом обусловлена тем, что при командном перераспределении средств между регионами ... туда десятилетиями направлялись крупные бюджетные капиталовложения в ущерб, т,.) другим территориям, у которых теперь низкая бюджетная обеспеченность».
Для оздоровления региональных финансов Минфином России к концу 1998 г. подписаны соглашения с администрациями более чем 80 регионов. По этим соглашениям регионы должны увеличить денежное наполнение бюджета, сократить долю зачетных форм по регулирующим федеральным законам в 1998 г. и отказаться от них полностью в 1999 г. Администрации регионов обязались провести реструктуризацию задолженности юридических лиц перед своими бюджетами с предоставлением отсрочки на 4 года по налогам и сборам, на 10 лет— по штрафам и пеням. Условием реструктуризации является своевременное и полное погашение текущих платежей.
§2 Региональные инвестиции
Региональный инвестиционный климат представляет собой систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро-, микро- и собственно региональном уровнях управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций.
Различия в глубине спада инвестиций по регионам, качественные изменения в инвестиционной сфере предопределяются совокупностью факторов, последствия которых рассматриваются как рыночная реакция регионов на реформы. Положительная рыночная реакция означает активное формирование предпосылок для оздоровления инвестиционного климата. Слабая рыночная реакция является причиной подавленности инвестиционных мотиваций в достаточно длительной перспективе.
Рыночную реакцию можно
определить по наличию ряда элементов:
— особенности отраслевой специализации региона;
— наличие экспортного
— территориальная удаленность и транспортная освоенность;
— интеллектуальный и инновационный потенциал и его соответствие целям развития региона;
— уровень развития социальной сферы;
— состояние производственного потенциала и сложившийся уровень инвестиционной активности (объемы инвестиций и качественные характеристики инвестиционной деятельности).
2. Оценка стратегии и тактики проведения реформ на региональном уровне с выделением направлений специальной федеральной поддержки отдельных регионов.
3. Место регионов в рыночном пространстве, уровень готовности к дальнейшим преобразованиям и перспективы изменения инвестиционного климата. При этом необходимо учитывать следующие факторы: преобразование форм собственности и их влияние на инвестиционный климат; тенденции формирования и развития бюджетной системы, финансов хозяйствующих субъектов, а также финансовых рынков; склонность производителей к обновлению основного капитала; привлекательность региона для независимых, в том числе зарубежных, инвесторов; влияние процесса реформирования федеративных отношений на ход социально-экономических преобразований в регионах с выделением собственно инвестиционной сферы.
Используя понятие «рыночная реакция», можно сформировать четыре группы регионов.
Первая группа регионов характеризуется наиболее сильной и устойчивой реакцией на рыночные преобразования. В эту группу входят регионы, в которых реформы осуществляются самыми быстрыми темпами. Этому способствуют относительно благоприятные стартовые условия вхождения в рынок (развитые производственный и интеллектуальный потенциалы), выгодное геополитическое положение, диверсифицированная структура производства,, преимущественная федеральная поддержка по политическим мотивам. Эта группа включает Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самарскую область и ряд других. В данной группе регионов формирование условий, благоприятствующих инвестиционной деятельности, завершится в относительно короткие сроки, чему будет способствовать более быстрое по сравнению с остальными регионами достижение экономической стабилизации.