Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций
Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.
Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37
Оживление инвестиционного процесса может происходить и под воздействием проявившейся здесь тенденции к концентрации значительных финансовых и материальных ресурсов (главным образом в Москве) благодаря высокой насыщенности рыночными институтами (коммерческими банками, биржами и т. д.), новыми предпринимательскими структурами, включая иностранные.
Для второй группы регионов характерна достаточно сильная, но неустойчивая реакция на рыночные преобразования, подверженная колебаниям вследствие преимущественно внешних причин. В эту группу регионов входят те, которые имеют ярко выраженную сырьевую специализацию и тем самым обладают более широкими, но регулируемыми рыночной конъюнктурой экспортными возможностями. К таким регионам относятся регионы Сибири (Тюменская, Иркутская области, Красноярский край), частично — Урала (Оренбургская область, Республика Башкортостан) и Европейского Севера (Республика Коми, Мурманская, Архангельская области). В то же время их финансовые преимущества нередко носят временный характер, а полученные от экспорта средства оказываются недостаточными для финансирования воспроизводства практически полностью морально и физически изношенных основных фондов. Стартовые условия вхождения в рынок в большинстве добывающих регионов и по другим экономическим параметрам были крайне неудовлетворительными, что предопределяет проведение в них реформ на основе реконструктивной стратегии.
Во второй группе имеются предпосылки для создания стабильных условий пополнения финансовых источников воспроизводства основного капитала, общего оздоровления инвестиционного климата. Они связаны с последовательным совершенствованием системы государственного регулирования, включая политику федеральной поддержки, распределения и перераспределения финансовых ресурсов между центром и регионами, расширения полномочий субъектов Федерации в проведении рыночных преобразований.
Третью группу образуют регионы со средней или подавленной реакцией на рыночные реформы. Для этих регионов характерны моноструктура производства и высокая доля промышленности, специализирующейся на выпуске оборонной продукции или тяготеющей к обеспечению общероссийских потребностей в продукции тяжелой индустрии. К их числу относится большинство регионов Урала (Курганская, Свердловская, Челябинская области, Республика Удмуртия), Европейского Центра (Тульская, Липецкая, Ярославская, Московская области), Северо-Запада (Ленинградская область), Поволжье (Волгоградская, Ульяновская, Пензенская области).
Эти регионы отличает то, что большинство факторов, обусловивших подавленную реакцию на реформы, сложилось главным образом по независящим от них причинам (структурные деформации, недоинвестирование конверсионного процесса, экологические бедствия и др.), которые проявились в то же время в основном внутри региона (структурный спад производства, сопутствующие ему падение инвестиционной активности, рост социальной напряженности и т. д.). Регионы, входящие в третью группу, обладают выгодным географическим положением, развитыми транспортными коммуникациями, достаточными трудовыми и земельными ресурсами. Таким образом, стартовые условия их вхождения в рынок относительно благоприятные, но из-за своих особенностей ориентирующиеся на реализацию преимущественно реконструктивной стратегии реформ. Решающей предпосылкой улучшения инвестиционного климата в третьей группе являются глубинные структурные изменения в производственной сфере, но в силу объективных причин они будут осуществляться достаточно медленно. В связи с чем нет оснований ожидать быстрого роста инвестиционной привлекательности их экономики.
Ослаблению мотивации к инвестированию содействуют следующие факторы:
— высокая степень износа производственных фондов;
— отсутствие или высокая стоимость
новой техники для его
— преобладание устаревших технологий, что отвлекает потенциальные инвестиционные средства на воспроизводство оборотных фондов.
Эти регионы должны пользоваться преимущественной инвестиционной поддержкой со стороны федерального центра.
Четвертая группа регионов характеризуется наиболее слабой рыночной реакцией на проводимые экономические преобразования и по большинству позиций — устойчивым значительным ухудшением социально-экономического положения по многим важнейшим параметрам. Экономике этих регионов присуща моноструктура, преобладание аграрного сектора или отраслей легкой промышленности, которые при рыночном реформировании испытывают наибольшие сложности. Это позволяет считать стартовые условия вхождения в рынок объективно неблагоприятными. Для ряда регионов этой группы актуальны экологические проблемы, прежде всего обусловленные последствиями Чернобыльской катастрофы или высокой вероятностью стихийных бедствий, что существенно снижает их инвестиционную привлекательность. Важное значение имеет и близость к очагам региональных конфликтов. Таким образом, в этой группе регионов возможна реализация исключительно реконструктивной стратегии реформ.
В настоящее время к полностью депрессивным с точки зрения качества инвестиционного климата относятся Ивановская, Брянская, Калужская области, большинство регионов Центрального Черноземного района, Республика Калмыкия, Северо-Кавказский район (за исключением Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области) и отдельные регионы Дальнего Востока (Магаданская, Сахалинская области).
Поддержание в регионах четвертой группы минимальной инвестиционной активности возможно лишь при более значительной, чем в настоящее время, поддержке со стороны федерального бюджета.
Таким образом, анализ положения в инвестиционной сфере российской экономики за годы рыночных реформ свидетельствует о том, что на деле не произошло улучшения инвестиционного климата в регионах, не созданы реальные предпосылки для обновления собственного производственного потенциала. Определенная стабилизация в промышленности была достигнута главным образом за счет сырьевого сектора экономики, в перерабатывающих же отраслях спад производства продолжается, что ограничивает в них инвестиционную активность.
Экономическая политика государства, проводимая на федеральном уровне, могла бы способствовать смягчению межрегиональных диспропорций. Поэтому к важнейшим задачам современного и перспективного этапов реформирования российской экономики в направлении совершенствования инвестиционной сферы можно отнести следующие:
— определение конкретных региональных инвестиционных приоритетов и осуществление на их основе вложения в развитие «точек» регионального социально-экономического роста;
— проведение постоянного мониторинга финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального самофинансирования;
— обеспечение сочетания отраслевого и регионального подходов при распределении средств федерального бюджета;
— более полный учет региональных особенностей при проведении рыночных реформ, прямо не связанных с инвестиционным процессом, но оказывающих влияние на него (приватизация, акционирование, развитие рыночной инфраструктуры);
— осуществление мероприятий по созданию равных для всех регионов условий формирования и использования местных финансовых ресурсов на цели инвестирования, что потребует, в частности, определенной корректировки бюджетной и налоговой политики.
Оживление инвестиционной деятельности — единственно возможный путь выхода экономики России из затяжного кризиса. Необходимо как минимум пять лет для того, чтобы изменить структуру инвестиционных заделов в пользу отраслей инвестиционного комплекса регионов в обрабатывающей промышленности, создать условия для роста финансовых накоплений в реальном секторе, повышения эффективности инвестиций.
Создание благоприятного
инвестиционного климата и
Ключевой принцип
Повышение инвестиционной активности в значительной степени связано с развитием рынка ценных бумаг, который наряду с банковской системой становится механизмом трансформации финансовых ресурсов в инвестиции.
Для формирования благоприятного
инвестиционного климата в
Чтобы улучшить инвестиционный климат, необходимо активнее использовать бюджет развития.
Можно выделить следующие направления расходов бюджета развития:
— прямые инвестиции государства, предоставляемые по конкурсу для совместного финансирования проектов;
— кредитование экспортных операций;
— капитальные вложения на мероприятия, связанные с санацией предприятий;
— покрытие обязательств по выданным государственным гарантиям.
Проводимая государственная политика на снижение ставки банковского кредита и последовательного внедрения механизма бюджета развития позволит обеспечить рост инвестиций в реальный сектор экономики. По прогнозу на 2000—2005 гг., темпы роста общего объема инвестиций в основной капитал к предыдущему составили: 1996 г. - 82%, 1997 - 101, 1998 - 107, 1999 - 110, 2000 -112%. Доля общего объема капиталовложений в ВВП в 2000 г. ожидается на уровне 16,5 %.
Реализация бюджета развития
формирует предпосылки
Значительный интерес вызывает география иностранных инвестиций по регионам, которая дает наглядное представление о финансовых ресурсах, поступающих из-за рубежа.
В целом в современных условиях инвестиционный климат в Российской Федерации для вложения иностранных инвестиций оценивается специалистами как неудовлетворительный. По данным журнала «Euromoney», по уровню риска иностранных инвестиций Россия находится на 54-м месте. Неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России вызвано следующими причинами:
— нестабильность экономической и социальной ситуации в стране, высокий риск забастовок, локальных вооруженных конфликтов и т. п.;
— правовая нестабильность, сопровождающаяся
принятием новых
— неотрегулированные отношения собственности, в частности на землю, что тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности иностранных инвестиций;
— экономический кризис, сопровождающийся сокращением производства, ростом безработицы, высоким уровнем инфляции, нестабильностью обменного курса рубля;
— низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры, слабая развитость и изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
— достаточно частые изменения таможенного режима;
— слабое обеспечение иностранных инвесторов информацией о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
— сильная бюрократизация страны, а также коррупция, рэкет и иная преступность;
— высокие и многочисленные налоги и платежи, практическое отсутствие инвестиционных льгот.
В зависимости от факторов, определяющих привлекательность для иностранных инвесторов, регионы страны можно разбить на три группы:
— с относительно благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур: Москва и Санкт-Петербург, области — Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, республики Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Красноярский край. На них приходится около 80% всех иностранных инвестиций;
— регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Это группа самая многочисленная, в нее входит почти половина регионов России, в том числе: области — Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская; Приморский и Краснодарский края, Республика Коми, Удмуртская Республика, Республика Дагестан;
— регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Группу составляют примерно 15 регионов, в том числе области Центрально-Черноземного района, республики Северного Кавказа, Калмыкия, Тыва, Алтай; Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.
Для привлечения иностранного капитала
и взаимодействия с зарубежными
предпринимателями при