Экономическая история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:53, курс лекций

Краткое описание

Предметом экономической истории является развитие экономики в различные исторические эпохи, при этом развитие экономики изучается во взаимосвязи с социально-политическим развитием.

Содержание

Тема 1. Предмет экономической истории. 1
Тема 2. Экономика и социальная жизнь первобытного общества 5
Тема 3. Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока 6
Тема 4. Экономическое и социальное развитие Древней Греции. 9
Тема 5. Экономическое и социальное развитие Древнего Рима. 11
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.) 13
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени. 17
Тема 8. Экономичекое развитие в первый период Нового Времени (середина XVII века – конец XVIII века) 23
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.) 26
Тема 10. Индустриальный капитализм (1870-1919 гг.) 29
Тема 11. Мировой экономический и социальный кризис (1914-1945 гг.) 33
Тема 12. Экономическое развитие после Второй мировой войны 37

Вложенные файлы: 7 файлов

Основы региональной экономики.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

вопросы регион. экон. (2).doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

лекции по экономической истории.doc

— 265.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

концептуальный подход.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Региональный менеджмент.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА.doc

— 174.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

гинезис экон. мысли.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Переход к рыночным отношениям ведет к изменению значимости факторов, определяющих рациональное размещение производства, мощность и специализацию предприятий. При этом меняются: критерии комплексности развития локальных хозяйственных структур; права субъектов предпринимательской деятельности; а также возрастает значение климатических факторов. Существенно трансформируются механизмы и основные направления размещения производительных сил, меняются реальные возможности региональной политики, средства и методы ее реализации.

Концепция стратегического  развития региона в современных условиях переходной экономики должна базироваться на определенных установках. Так, основной опорой его развития является собственный потенциал, реализация которого обеспечит соответствующее воспроизводство различных видов ресурсов.  Ограниченность   ряда   ресурсов   региона   обусловливает необходимость их концентрации на приоритетных направлениях, на территориях и в отраслях, способных дать наибольший эффект в ближайшей перспективе, что позволит поднять за собой  всю   цепочку  социально-экономических  отношений и   прогрессивных преобразований, решить крупные целевые задачи в долгосрочном периоде. Кроме того, эффективное стратегическое развитие возможно только при разносторонней активизации инновационной деятельности в различных сферах регионального хозяйства. Само же стратегическое развитие должно представлять систему обоснованных действий, предопределяемых особенностями региона, значительными различиями всех компонентов социально-экономической жизни его районов. Развитие региона осуществляется в определенных условиях изменяющейся среды и потому не может происходить изолированно, независимо от влияния внешних факторов.

Базовой линией концепции стратегического  развития региона, должна стать системная интеграция. Это обусловлено тем, что системный подход позволяет рассматривать регион, как сложное социально-экономическое формирование, целостную совокупность взаимосвязанных частей и элементов, объединенных общей целью. Он дает возможность учесть различные свойства, внутренние и внешние связи и предполагает взаимообусловленный охват разнообразных проблем, возникающих перед регионами и выбор рациональных путей их развития.

Региональная концепция стратегического  развития на основе системно-интеграционного подхода позволяет сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях; обеспечить сближение хозяйствующих субъектов, региональных и местных органов управления; проникновение идей и духа инновационной активности во все секторы экономики, для наиболее полной реализации накопленного потенциала и достижения поставленных долгосрочных целей. Поэтому главными принципами данной концепции следует считать: гибкость стратегического регулирования; всесторонний учет специфики регионального хозяйства; уникальность подхода к разработке и реализации основных направлений развития, с учетом возможных изменений внешней среды; научную обоснованность стратегических планов; широкое привлечение различных категорий населения к разработке и осуществлению проектов и программ. При этом среди важнейших целей региональной  концепции стратегического интеграционного следует считать выделяет: рост человеческого потенциала; обеспечение устойчивой жизнедеятельности населения; повышение качества жизни регионального сообщества; обеспечение социальной стабильности; комплексное сбалансированное социально-экономическое и экологическое развитие территории.

В регионе осуществляется полный цикл воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. Главными факторами развития региона выступают рабочая сила и производственные фонды, а полученный результат - это расширенное воспроизводство: национального богатства; общественного продукта; национального дохода; основных оборотных фондов; квалифицированной рабочей силы. Хозяйство региона, выделяющееся в процессе общественного развития в различные территориально-производственные совокупности, характеризуется: высокой степенью тесноты производственно-технических и экономических взаимосвязей составляющих их элементов; единством производственной и социальной инфраструктур.

В современных условиях, отрываясь  от принципа воспроизводственного единства, понятие “регион” достаточно четко  фиксируется в качестве единства экономического и административного  деления страны. Как объект управления он выступает в виде административно-территориальных единиц в рамках государства (Федерации) с соответствующим статусом определения: республика, край, область. Такая трансформация условий территориального развития меняет принципы управления этим процессом. На их основе регионообразующие признаки сохраняются и включают следующее: однородные природно-климатические условия; наличие природных ресурсов и информации о них; развитие многоотраслевого хозяйства со сложившимися связями и отношениями; относительную экономическую и пространственную обособленность и завершенность воспроизводственного цикла; единство государственно-административной власти, опирающееся на исторические традиции территориального деления.

Изменения  взаимоотношений между  субъектами Российской Федерации и рост экономической самостоятельности регионов меняют их место в общегосударственной системе управления. Меняется и характер их взаимодействия с федеральными органами власти и управления. Формализация этого процесса уже нашла отражение в Конституции Российской Федерации, а также в ряде основополагающих законодательных актах и Указах Президента РФ.

Сейчас в области экономики  к ведению федеральных органов  власти и управления относятся: федеральная  государственная собственность  и управление ею; установление правовых основ реализации федеральной экономической политики и федеральных программ в области экономического, социального, культурного и национального развития; установление правовых основ функционирования единого рынка; кредитно-финансовое, валютное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; бюджет, налоги и сборы, фонды регионального развития; энергетические системы, ядерная энергетика, транспорт, пути сообщения, информация и связь; внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники.

Вместе с тем, органы государственной  власти субъектов Федерации в  пределах своих полномочий самостоятельно проводят экономическую политику на основе утверждения регионального бюджета. Устанавливают ставки местных налогов и сборов, управляют муниципальной собственностью. Осуществляют охрану общественного порядка, а также решают любые экономические, социальные и иные вопросы регионального значения, не исключенные из их ведения или не переданные федеральным государственным органам. Они осуществляют свои функции в границах соответствующих территорий, руководствуясь нормативными актами, определяющими вопросы федерального устройства и федеративных отношений в Российской Федерации.

Областной регион представляет собой  опорный элемент территориальной  структуры общенациональной экономики. Его хозяйство характеризуется  однородными природно-климатическими, технологическими, организационно-экономическими факторами, влияющими на формирование комплексного хозяйства региона, на процесс его воспроизводства и участия в межрегиональном разделении труда. Кроме того, на уровень области перемещается центр тяжести в решении важнейших социально-экономических задач, включающих наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, повышение его жизненного уровня, а также воспроизводство качественных трудовых ресурсов.

Распределение полномочий расширяет права регионов в самостоятельном решении вопросов размещения производительных сил. В связи с этим, значительную роль будут играть региональные органы управления, которые основное значение должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйства, решению социальных и экономических проблем соответствующей территории. Поэтому важнейшим становится вопрос правильного определения комплексности формирования и функционирования отдельных территориальных систем как в теоретическом, так и в методологическом плане. Ключевым же моментом и является разработка концептуальных подходов к исследованию комплексного развития хозяйства региона (области).




Информация о работе Экономическая история