Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:04, реферат
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
Ф.Кенэ и его последователям принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. В этой связи К.Маркс писал: "Они (физиократы) в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии".
Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, "что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит…" [6, c. 533]. По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют "первоначальные авансы" (по современной терминологии - оборотный капитал). Но заслуга Ф.Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному признаку. Он, считал кроме того, смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основной капитал.
Экономическое учение А.Тюрго
Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) - по происхождению дворянин. Его предки традиционно находились на государственной службе в Париже. Согласно семейной традиции он как третий сын вынужден был получить духовное образование. Но по окончании семинарии и теологического факультета Сорбонны 23-летний аббат А.Тюрго неожиданно решил отказаться от своего предназначения для церкви, не желая, по его словам, "всю жизнь носить маску на лице", и перешел на государственную службу. К тому времени этот молодой чиновник хорошо владел шестью языками, круг его интересов составляли философия, филология, юриспруденция, естественные науки, математика, художественная литература, поэзия.
Уже в начале своей служебной карьеры в магистратуре Парижа А.Тюрго более всего интересовался волновавшим его экономическим положением Франции. В 25 лет он уже занимал судебную должность в парижском парламенте, а еще через год - докладчика судебной палаты, став заметной фигурой светских и философских кругов французской столицы. В эти годы, Тюрго сблизился с одним из коллег - интендантом торговли Венсаном Гурнэ, дружба с которым, в том числе как с экономическим наставником, продолжалась вплоть до смерти В. Гурнэ в 1759 году. Вместе с ним он бывал в кругу друзей Ф.Кенэ, проживавшего в одной из квартир на антресолях Версальского дворца.
Очередным служебным назначением А.Тюрго в 1761 году был утвержден в должности интенданта (губернатора) в Лиможе (центр провинции Лимузен), которую занимал почти 13 лет. Представляя центральную власть в отдаленной провинции, он ведал хозяйственными вопросами, в том числе системой взимания налогов. Именно в Лиможский период жизни А.Тюрго написал свое главное экономическое сочинение "Размышления о создании и распределении богатств" (1766), незаконченную работу "Ценности и деньги" (1769) и другие произведения. Все они, как очевидно, базировались на физиократических взглядах, а также на принципах рыночных экономических отношений и прежде всего свободной конкуренции и свободной торговли.
В 1774 году А.Тюрго получил последнее в своей служебной карьере назначение, когда вступивший на престол король, Людовик XVI выделил ему пост морского министра, а через несколько недель перевел на должность генерального контролера финансов, равнозначную должности министра финансов - важнейшему в то время посту во внутренних делах королевства.
За 18 месяцев пребывания в должности сокращения государственных расходов, но смог провести ряд указов и законопроектов (эдикты), открывавших возможность для всемирной либерализации экономики страны. Однако каждое его реформаторское нововведение наталкивалось на ожесточенное сопротивление парламента, находившегося под явным влиянием придворного окружения, дворянства, духовенства и некоторой части предпринимателей, стремившихся сохранить свое монопольное положение. Поэтому реализация положений эдиктов была кратковременной победой А.Тюрго и его единомышленников. В мае 1776 года королевским посланцем ему был вручен приказ о сдаче дел в связи с отставкой, а спустя три месяца король отменил все эдикты министра-реформатора.
Главными достижениями Тюрго-министра в период реформ явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий, тормозивших рост предпринимательства в промышленной сфере.
А.Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Ф.Кенэ, отрицая какую-либо свою причастность к "секте", как он выразился, физиократов. Тем не менее, творческое наследие и практические дела свидетельствуют о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма.
Подобно физиократам, А.Тюрго утверждал: "Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников… Труд земледельца - единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства" [9, c.96,98].
После смерти своего друга В. Гурнэ Тюрго опубликовал сочинение "Похвальное слово Венсану де Гурнэ", в котором раскрыл негативное значение протекционистской политики в экономике и выразил убеждение в том, что "общая свобода покупки и продажи является единственным средством обеспечить, с одной стороны, продавцу - цену, способную поощрить производство, с другой - покупателю - наилучший товар по наименьшей цене"[ 9, c.69].
Еще в 1749 году, будучи в 22-летнем возрасте, опубликовав "Письмо аббату де Сисэ о бумажных деньгах", А.Тюрго предвосхитил идеи количественной теории денег, "классически" изложенные спустя почти 30 лет самим А.Смитом. В частности, в "Письме" он вопрошал к Джону Ло словами: "Но позволительно ли было Ло не знать того, что золото, как и все остальное, теряет в цене, если его количество увеличивается?" [9, c.30] кроме того, он с пониманием сути проблемы аргументировал и положение о неудобстве бумажных денег, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг.
Деньги из драгоценных металлов рассматриваются А.Тюрго по существу в качестве одного из товаров в товарном мире, подчеркивая, что "особенно золото и серебро более, чем всякий другой материал, пригодны служить монетой", ибо они "по самой природе вещей сделались монетой и притом всеобщей монетой независимо от всякого соглашения и всякого закона"[9, c.118]. По его убеждению, деньги, т.е. "золото и серебро, изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большему или меньшему их изобилию"[9, c.120].
Наконец, критикуя меркантилистов, к "богатству нации" А.Тюрго относит, прежде всего, земли и получаемый с них "чистый доход", поскольку, на его взгляд, "хотя деньги составляют непосредственный предмет сбережений и являются, так сказать, главным материалом капиталов при образовании их, но деньги, как таковые, составляют почти незаметную часть совокупной суммы капиталов" [9, c. 145], а "…роскошь непрерывно ведет к их уничтожению"[9, c.145].
А.Тюрго, как и Ф.Кенэ, придерживался затратной концепции происхождения стоимости, сводя ее сущность к затратам живого и овеществленного (прошлого) труда. В то же время, обосновывая механизм формирования цен на рынке, А.Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые, как он полагает, устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые "в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику… это тот минимум, ниже которого она не может опуститься"[9, c,164]. При этом, по мнению А.Тюрго, редкость является "одним из элементов оценки" [9, c.175] при приобретении товаров.
А.Тюрго, разделяя взгляды Ф.Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственники земли. Однако первые два класса он называет "работающими или занятыми классами", полагая, что каждый из них "распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату" [9, c. 116,117]. Причем, как уточняет А.Тюрго, именно бесплодный класс включает в себя "членов общества, получающих заработную плату" [9, c.102,104].
В определении сущности и величины заработной платы рабочих А.Тюрго не расходится ни с У.Петти, ни с Ф.Кенэ, как и они, считая ее результатом "от продажи своего труда другим" и полагая, что она "ограничена необходимым минимумом для его существования… тем, что ему, безусловно, необходимо для поддержания жизни" [9, c. 97-98]. Но в отличие от своих предшественников А.Тюрго относил заработную плату к числу элементов, лежащих в основе выдвинутого им понятия об "общем экономическом равновесии". Последнее, по его словам, устанавливается "между ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производством) людей и ценой их заработной платы" [9, c.115].
Серьезное внимание уделил А.Тюрго исследованию природы происхождения и такого дохода, как ссудный (денежный) процент, осуждая при этом предрассудки моралистов, рассматривающих "отдачу в рост как преступление" и прибегающих к словам из Евангелия: "Взаймы давайте, не ожидая ничего". Он утверждает, что в течение времени займы заимодавец теряет доход, который мог бы получить, потому что рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль. Поэтому, заключает А.Тюрго, заимодавец "… не наносит никакого ущерба заемщику, ибо этот последний соглашается на его условия и не имеет никаких прав на занятую сумму. Прибыль, которую можно получить, имея деньги, является, несомненно, одним из наиболее частых побуждений, склоняющих заемщиков брать в заем под проценты; этот один из источников, который дает возможность выплачивать этот процент" [9, c,140]. Что касается текущего процента, то он, по мнению А.Тюрго, служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов, уточняя, в частности, что низкий денежный процент - это и последствие, и показатель избытка капиталов.
Теоремы Тюрго - это еще не система, а отдельные положения, порой догадки. Его представление о принципах хозяйственной и социальной деятельности опирается на естественное право. Естественный ход событий определяется законами, которые заложены в самой природе.
Происхождение теории физиократов
У физиократов были предшественники двоякого рода: одни уже давно выдвигали на первый план важное значение сельского хозяйства, другие высказывались за предоставление естественному течению экономической жизни большей свободы. Уже Сюлли, министр склонявшегося к меркантилизму Генриха IV, говорил, что "земледелие и скотоводство - два сосца, питающие Францию" и что эти два занятия - настоящие золотоносные жилы, превосходящие все сокровища Перу. На той же точке зрения стояли в начале XVIII Буагильбер, автор сочинения " Le detail de la France sous Louis XIV", и маршал Вобан, к которым позднее примкнул Кантильон, оказавший большое влияние на физиократов через Мирабо-отца, комментировавшего идеи этого английского экономиста в своем "Друге людей". С другой стороны, Локк положил основание всей школе естественного права XVIII века, под влиянием которой сложилась физиократическая идея естественного порядка, и высказывался за свободу торговли; на той же точке зрения стоял Кантильон, идеями которого пользовался и А.Смит. непосредственной причиной возникновения новой экономической школы было материальное оскудение Франции, указывавшее на ошибочность всей прежней экономической политики. "В конце 1750 года, - говорит Вольтер, - нация, пресытившись стихами, комедиями, трагедиями, романами, моральными рассуждениями и богословскими диспутами, принялась, наконец, рассуждать о хлебе. Можно было предположить, выходя из театра комической оперы, что Франции предстояло продавать хлеб в небывалых размерах". Действительно, около этого времени французского общество обратило внимание на печальное положение сельского хозяйства, и даже образовалась своего рода "агрономическая мода".
К числу лиц, занявшихся ранее другими экономическими вопросами в аграрном направлении, принадлежал Мирабо-отец, который в своем "Друге людей", издававшемся с 1756 года, уже высказывал мысли о земледелии как единственном источнике благосостояния государств и об экономической свободе как лучшей правительственной политике. Отдельные положения Мирабо, касавшиеся этих вопросов, не отличались, однако, ясностью и не были приведены в систему. Впервые сам Мирабо постиг значение собственных идей, когда познакомился с теорией Кенэ, первое экономическое сочинение которого ("Tableau economique") вышло в свет в 1758 году, Мирабо одним из первых примкнул к новому учению и стал ревностным его глашатаем в целом ряде сочинений. Одновременно возникли периодические издания, ставшие органами новой школы, "Gazette du Commerce", "Journal de l'agriculture, du commerce et des finances" Дюпон де Немура и "Ephemerides du citoyen", основанный им же вместе с аббатом Бодо, автором "Введения в экономическую философию" (1771). Тот же Дюпон де Немур издал в 1767-1768 годах сочинения Кенэ под общим заглавием "Physiocratie", после чего последователи Кенэ и получили название "физиократы". К ним примкнули и другие видные экономисты, как то: Мерсье де ла Ривьер и Тюрго. Первый из них, приняв сначала участие в "Журнале земледелия, торговли и финансов", издал в 1767 году книгу "L'ordre naturel et essential des societies politiques", из которой впервые большая публика познакомилась с идеями Кенэ. В ней рассматривались не только экономические, но и политические вопросы с физиократической точки зрения. По учению Мерсье, государственный строй должен основываться на природе человека; вся абсолютная монархия, в которой совпадают интересы правителя с интересами всей страны. Эта политическая идея Мерсье де ла Ривьера была принята и другими физиократами. Тогда же вышла в свет книга Тюрго "Reflexions sur la formation et la distribution des richesses" (1766), представляющая собой уже систематическое изложение теории образования и распределения богатств с физиократической точки зрения. Особое значение Тюрго заключается в том, что в начале царствования Людовика XVI он в течение двадцати месяцев занимал пост первого(фактически) министра и сделал попытку - впрочем, не удавшуюся, - провести на практике физиократическую программу реформ. Менее важными сторонниками физиократов были Клико-Блерваш и Летрон. Главное сочинение последнего ("De l'interet social par rapport a la valeur, a la circulation, a l'industrie et au commerce", 1777) считается одним из наиболее ясных и систематических изложений доктрины физиократов, во многих вопросах предвосхитившим положения новейшей науки. По частному вопросу о свободе хлебной торговли в ряды физиократов стал и аббат Морелле.
Сочувственно относились к физиократам или только отчасти разделяли их взгляды Кондильяк, Кондорсе, Мальзерб, Лавуазье. Из видных экономистов той эпохи лишь Неккер и Форбонне продолжали держаться принципов меркантилизма. Некоторые ученые причисляют к физиократам и Гурнэ, который действительно пользовался большим уважением среди последователей школы; но он далеко не разделял мнения о непроизводительности торговли и обрабатывающей промышленности. С физиократами его роднит, главным образом, убеждение в благодетельности свободной конкуренции; ему принадлежит знаменитая формула: "laissez faire, laissez passer". Значение Гурнэ в истории школы физиократов заключается в том, что у него главным образом последователи Кенэ заимствовали аргументы в пользу экономической свободы. Иногда во всей физиократии видят не что иное, как слияние идей Гурнэ и Кенэ, но чаще в зависимость от Гурнэ ставят одного только Тюрго. Новейшие исследования показали, что гораздо раньше Гурнэ идею экономической свободы высказал маркиз д'Аржансон.
Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт