Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:04, реферат
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
Ксенофонт (430—354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
- разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
10. Теоретические положения А. Смита о разделении труда, классах, стоимости и доходах, о производительном труде.
АДАМ СМИТ (1723–1790) – величайший английский учёный-экономист конца 18 в. В 14 лет поступил в Глазговский университет, учился в Оксфордском университете до 1746 г. В 1751 г. Смит был назначен профессором логики в Глазговском университете, а в конце того же года перешёл на кафедру моральной философии, на которой преподавал до 1764г. Крупная научная работа «Теория моральных чувств» (1759) принесла Смиту широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес Смита сместился к эк-кой науке и в 1776 вышел его главный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов».
В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит в качестве предмета изучения политической экономии назвал проблему эк-го развития общества и повышения его благосостояния. При этом не торговля и другие сферы обращения, а сфера пр-ва является основным источником богатства.
В основе экономических взглядов А. Смита лежит идея о том, что богатство нации – это совокупность продуктов материального пр-ва, итог накопленного и материализованного труда многих лет, результат трудовых усилий нескольких поколений. Величина богатства зависит: от доли населения, занятого производительным трудом; от производительности труда, как главного фактора увеличения богатства. Предпосылка роста богатства – разделение труда, которое повышает производительность труда тремя способами: оно способствует возрастанию искусности и ловкости работников; экономит время, при переходе от одного вида работы к другому; способствует изобретению машины, внедрению их в производство.
ТЕОРИЯ О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА. Источник разделения труда А. Смит видел в обмене. При разделении труда каждый производитель становится торговцем, а общество представляет собой своеобразный «торгово-трудовой союз». С ростом разделения труда и развитием обмена он связал происхождение денег, которые есть особый товар, являющийся всеобщим средством обмена. А.Смит не проводил различия между металлическими и бумажными деньгами, но считал, что поскольку издержки обращения должны быть минимальными, то следует отдать предпочтение бумажным деньгам. Смит выделял кредитные деньги и считал, что их эмиссия способствует росту пр-ва.
ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ. Большое место А.Смит
отводил вопросам стоимости. Признавая
только товарную форму продукта, исходил
из того, что общественное пр-во всегда
выступает как товарное пр-во в 2х формулах:
простое и капиталистическое (примитивное
и цивилизованное общество). Он выделял рыночные цены, считая их случайными,
зависящими от спроса и предложения. В
условиях механизма свободной конкуренции
на рынке под влиянием спроса и предложения
устанавливается «естественная цена», которая отражает
действительный спрос на товар. Она является
как бы центральной ценой, к которой постоянно
тяготеют цены всех товаров. Основу цены
составляет определенное количество труда,
воплощенного в товаре, которое Смит называл меновой стоимостью, или стоимостью. Стоимость
А.Смит рассматривал неоднозначно по отношению
к примитивному и цивилизованному обществам. Для примитивного общества стоимость
определяется: трудом, затраченным
на пр-во товара; трудом, покупаемым в процессе
обмена. В цивилизованном обществе стоимость определяется
доходами, то есть источниками дохода:
з/платой, прибылью и рентой («ТРЕХФАКТОРНАЯ» МОДЕЛЬ
ТЕОРИЯ ДЕНЕГ.Теория денег Смита не выделяется какими-либо новыми положениями. Смит отмечает, что деньги стали общепринятым средством торговли с тех пор, «как прекратилась меновая торговля», но, «подобно всем другим товарам, золото и серебро меняются в своей стоимости». Он считает, что «труд, а не какой-либо особый товар или группа товаров является действительным мерилом стоимости серебра» (денег), осуждает меркантилистскую систему взглядов, согласно которой «национальное богатство заключается в изобилии золота и серебра, а национальная бедность – в их недостаточном количестве». Следует также подчеркнуть, что он рассматривает деньги, как и все классики, не иначе как техническое орудие для обмена, торговли, ставя на первое место их функцию средства обращения.
ТЕОРИЯ ДОХОДОВ. Если говорить о теории доходов, то очевидно, что у Смита она базируется исключительно на классовом подходе. По Смиту, годичный продукт распределятся между тремя классами (рабочие, капиталисты и землевладельцы). При этом экономическое благополучие страны он считал зависимым главным образом от д-ти землевладельцев, а не промышленников.
ТЕОРИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. Под заработной платой Смит понимал «продукт труда», вознаграждение за труд; ее размер зависит от экономической ситуации в стране, поскольку при увеличении богатства увеличивается спрос на труд. Доход рабочих, заработная плата, в смитовском рассмотрении находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Достоинство его теории заработной платы состоит, прежде всего, в том, что он отрицал закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Более того, по его убеждению, «при наличии высокой заработной платы мы всегда найдём рабочих более деятельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате».
Смит пишет, что прибыль как доход на капитал определяется «стоимостью употреблённого в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала» и её не следует путать с заработной платой, устанавливаемой в «соответствии с количеством, тяжестью или сложностью предполагаемого труда по надзору и управлению». По его мнению, сумма прибыли «предпринимателя, рискующего своим капиталом», – это часть созданной рабочими стоимости, направляемая «на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы».
РЕНТА. Заслуживают внимания отдельные положения исследования Смита, посвященные ещё одному виду доходов – ренте. В частности, по Смиту, пищевые продукты являют собой «единственный сельскохозяйственный продукт, который всегда и необходимо даёт некоторую ренту землевладельце». Характеризуя ренту, Смит дал несколько ее определений: рента как вычет из продукта труда рабочего, который присваивает землевладельцы; рента как результат действия природных факторов; рента как результат монополии на сельскохозяйственную продукцию.
11. Концепция экономического либерализма в учении А. Смита.
Имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми современными учеными-экономистами, сколь бы различных точек зрения они не придерживались. Его книга “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г) навсегда вписала его имя в историю экономической мысли. Эта книга стоила ему девяти лет полного отшельничества и принесла славу “отца экономической науки”.
Путь Смита к славе был непростым.
Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, скончавшегося за несколько месяцев до рождения своего сына. Адама воспитала мать, посвятившая ему всю свою жизнь. В четырнадцать лет он поступил в университет Глазго, начав свою дорогу к постижению мира. Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни, он постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени.
Признанием этого стало назначение его руководителем кафедры нравственной философии, а потом и ректором университета в Глазго.
Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики.
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:
- с позиций морали и нравственности,
- с позиций гражданских и государственных,
- с позиций экономических.
Он попытался объяснить экономические отношения людей именно с учетом особенностей их натуры, считая, что человек - существо, эгоистичное от природы, и его цели вполне могут противоречить интересам окружающих.
Но люди все, же ухитряются каким-то образом сотрудничать друг с другом ради общего блага и личной выгоды каждого. Значит, существуют какие-то механизмы, которые обеспечивают такое сотрудничество. И если их выявить, то можно понять, как устроить экономические отношения более рационально.
Адам Смит не идеализировал человека, он видел все его недостатки и слабости, но при этом он писал: “Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение - это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство “.
В отличие от своих предшественников он сумел понять и доказать, что богатство нации создается не только в сельском хозяйстве и торговле, но всеми видами производств, существующими в экономике.
Именно поэтому Смит так много писал о разделении труда, поскольку видел в нем источник роста благосостояния любого народа мира.
Он дал ответ и на вопрос о том, почему разделение труда и обмен так неуклонно сопутствуют истории человечества.
Великий шотландец показал, что обмен товарами происходит тогда и только тогда, когда он выгоден обеим сторонам. Это была революционная для своего времени идея, и даже до сих пор она нелегко усваивается людьми малознакомыми с экономикой.
До Смита на обмен и торговлю смотрели в соответствии с шутливым утверждением древних греков: “Рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга”. Иными словами, считалось, что в любой сделке одна сторона выигрывает, а другая соответственно обязательно проигрывает.
Смит доказал, что на самом деле существует универсальная выгода для всех, кто вступает в обмен товарами.
Эта выгода - экономия участниками обмена своего труда. Иными словами, человек соглашается на обмен только тогда, когда полагает, что затратил на изготовление отдаваемого товара меньше времени, чем ему пришлось бы потратить на изготовление того товара, который он хочет выменять.
Если обмен происходит свободно и его участники вольны в выборе партнеров и согласовании цен, то такой обмен - благо для всех его участников и страны в целом.
Помешать росту богатства страны может только неблагоразумие ее правителей.
Если же власти не мешают людям трудиться, создавать сбережения и вкладывать их в коммерческую деятельность, то страна будет процветать: “Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей”.
Из особенностей характера А.Смита известно, что ему были присущи, подчеркнуто деликатное поведение и одновременно легендарная рассеянность.
А. Смит рассматривал человеческое общество как меновой союз, а основным признаком человеческой природы считал склонность к обмену, торговле. Смит был сторонником свободной конкуренции, выступал против вмешательства государства в экономику. Эти положения составляют суть концепции экономического либерализма, в основу которой он, как и физиократы, положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений.
Методология учения А. Смита основана на концепции экономического либерализма. Он исходит из представления, что одним из естественных свойств человека является эгоизм. Он вводит понятие «экономический человек», определяя его как лицо, которое руководствуется только выгодой и стремится к все большему накоплению богатства. Показывая, что интересы отдельного лица могут совпадать с интересами общества, Смит вводит понятие «невидимой руки», которая руководит действиями людей и направляет их к цели, не входящей в их намерения. Под «невидимой рукой» рынка он понимает рыночный механизм, функционирующий в условиях свободной конкуренции. Например, начиная процесс производства, человек-эгоист преследует единственную цель - максимизировать прибыль. Но в поисках более прибыльного приложения капитала, в условиях свободной конкуренции он направляет его в те ниши общественного производства, где спрос превышает реальный объем производства, тем самым удовлетворяя общественные потребности. А. Смит пишет, что человек «преследуя свои собственные интересы… часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».
Стало быть, рыночный механизм хозяйствования, а по Смиту -- "очевидная и простая система естественной свободы", благодаря "невидимой руке" всегда будет автоматически уравновешиваться. Государству же для достижения правовых и институциональных гарантий и обозначения границ своего невмешательства остаются "три весьма важные обязанности". К ним он относит: издержки на общественные работы (чтобы "создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения", обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников и других, кто служит интересам "государя или государства"); издержки на обеспечение военной безопасности; издержки на отправление правосудия, включая сюда охрану прав собственности.
Итак, "в каждом цивилизованном обществе" действуют всесильные и неотвратимые экономические законы, -- в этом суть методологии исследования А.Смита.
Свои последние 12 лет жизни Адам Смит провел в Эдинбурге, занимая весьма доходную должность таможенного комиссара Шотландии. Но даже став человеком обеспеченным он не изменил своему привычному скромному образу жизни «настоящего ученого» Он приобрел репутацию человека чудаковатого частенько разговаривавшего с самим собой, забыв об окружающих еще в юношеские годы. Несмотря на всемирную известность Смит не умел блистать в салонах и так не научился прилично говорить по-французски
12. Теоретические положения Д. Рикардо о стоимости, заработной плате и прибыли.
ДАВИД РИКАРДО (1772–1823) – выдающийся представитель классической школы. Рикардо родился в Лондоне. В 21 год занялся самостоятельной биржевой спекуляцией и к 30 годам превратился в состоятельно финансиста, затем – в крупного землевладельца. В то же время он занимался политической д-тью: избирался шерифом, купил место в парламенте, где проявлял большую активность. Добившись финансовой независимости, он начал заниматься естественными науками (физика, химия, геология, минералогия, математика). Позднее главным пристрастием Рикардо стала политическая экономия, увлечение которой было обусловлено изучением эк-ких произведений Смита, Мальтуса и других ученых.
Исходной позицией в творчестве Д. Рикардо стала свойственная всем авторам классической политической экономии приверженность концепции эк-го либерализма, не допускающей никакого гос-го вмешательства в экономику и предполагающей свободное предпринимательство, свободную торговлю и прочие «экономические свободы». Эту позицию он последовательно отстаивал в своих научных трудах. Она явилась главной темой изданного им в 1815 небольшого памфлета под названием «Опыт о влиянии низкой цены хлеба на прибыль с капитала», имевшего большой успех в прогрессивных общественных кругах Англии того времени. В указанном памфлете Д. Рикардо, доказывая негативное значение хлебных законов (ограничивали ввоз в страну иностранного зерна, что способствовало сохранению высоких цен на хлеб и отвечало интересам землевладельцев) для подавляющей части населения Англии, выход из сложившегося положения видел именно в неограниченной свободной торговле зерном, в том числе посредством импорта дешевого хлеба из других стран. Лучшее произведение Рикардо – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). В предисловии к книге Рикардо высказал собственное понимание двух, на его взгляд, ключевых проблем эк-кой теории. Во-первых, он выделяет в обществе 3 основных класса (владельцы земли; собственники денег и капитал, необходимого для ее обработки; рабочие, трудом которых она обрабатывается) и 3 вида доходов (рента, прибыль, заработная плата). И, во-вторых, дает свою трактовку «главной задачи политической экономии», заключающуюся, по его словам, в том, чтобы определить законы, которые управляют распределением доходов.
Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель, Платон, Ксенофонт