Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
платным услугам и вводу в эксплуатацию жилья (Приложение 4).
В 1 квартале 2000 года работа горисполкома, администраций районов,
руководителей промышленных предприятий была направлена на выполнение
важнейших параметров прогноза социально-экономического развития города на
2000 год в соответствии
с решениями Могилевского
исполнительного комитетов в свете требований и поручений, данных Президентом
Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на совещании актива Могилевской области
21.01.2000г.
Итоги января марта 2000 года свидетельствуют, что городом обеспечено
выполнение всех важнейших прогнозных показателей года, за исключением
оказания бытовых услуг населению (Приложение №5).
Темп роста промышленной продукции составил 108,6% при прогнозе 102,3%.
Возросло производство важнейших видов промышленной продукции: насосов
центробежных на 27,5%, машин для внесения в почву органических и жидких
удобрений, соответственно, на 3,3% и 52,6%, шин для легковых автомобилей на
3,9%, фанеры клееной на 11,2%, лесоматериалов круглых на 4,9%.Произведено
больше запасных частей к автомобилям на 11,4%, к тракторам на 43,3%, прицепов
на 2%.
Объем производства
потребительских товаров
Темп роста платных услуг населению по официально учтенным данным составил
108% при прогнозе 101,4%.
На потребительском рынке удалось добиться устойчивого сбалансированного
равновесия между спросом и предложением по основным группам товаров.
Прирост товарооборота составил 8,6% при прогнозе 3%.
По предварительным данным внешнеторговый оборот за январь-март 2000г.
составил 65,7 млн.долларов США, или 114,7% к уровню прошлого года, в том
числе экспорт 36,4 млн.долларов, или 117,6% при задании 102%, импорт – 29,3
млн.долларов, или 111,2% при задании 101%. Сальдо внешней торговли
положительной – 7,1 млн.долларов.
За 1 квартал т.г. за счет всех источников финансирования введено 27
тыс.кв.метров жилья, что составляет 100,3% к заданию 1 квартала и 30% к плану
года. Рост к уровню прошлого года составил 113%.
Все это позволяет усилить внимание к решению социальных проблем в городе.
Основными целями развития отраслей социально-культурного комплекса –
здравоохранения, образования, культуры – является реализация принципа
доступности социально-культурных благ для всего населения, повышение его
культурного и образовательного потенциала, создание устойчивой основы для
повышения здоровья нации.
За счет средств резервного фонда Президента Республики ~ Беларусь введен
первый пусковой комплекс онкологического диспансера, где за 3 года освоено
1178 млрд.руб.
Бобруйский горисполком проводит целенаправленную работу по созданию в городе
целостной образовательно-воспитательной системы, повышению качества
образования, обеспечению гуманизации воспитания.
Для удовлетворения
разнообразных
родителей в городе организована работа учебных заведений нового типа
(славянской гимназии, гимназии № 1, школы-детского сада «Гармония», учебного
комплекса «Школа-колледж искусств»), школ с углубленным изучением
иностранного языка (СШ № 9, 14), с музыкально-хоровым уклоном (СШ № 6, 20), с
художественным уклоном (СШ № 19); открыты профильные классы в 14 школах
города.
Обеспечивается - на должном уровне работа новых типов дошкольных учреждений:
Детского центра развития ребенка, Центра эстетического развития «Сказка»,
детского реабилитационного центра «Боровичок», санаторно-оздоровительного
комплекса «Радуга».
Развивается служба
социально-психологической
открыт в 1998 г. первый в области детский социальный приют, в апреле 2000 г.
- Центр коррекционно-
Горисполком контролирует целевое использование зданий и материальной базы
ведомственных дошкольных учреждений. За последние 3 года планово 8 дошкольных
учреждений переданы в городскую коммунальную собственность (на баланс
управления образования); на базе 3 из них открыт детский социальный приют,
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, организована работа
начальной школы СШ № 19. На базе 37 ведомственных дошкольных учреждений, где
имеются свободные площади, размещены для обучения 50% учащихся
подготовительных классов.
Учитывая недостаток средств городского бюджета и с целью поддержания
материально-технической базы учреждений культуры в надлежащем состоянии с
1996 года ежегодно городскими исполнительным комитетом и Советом депутатов
принимаются решения «О поддержке субъектами хозяйствования объектов
социальной сферы». Согласно решениям, средства в размере от 3 до 5% (в разные
годы) балансовой прибыли предприятий, входящих в Ассоциацию промышленников и
предпринимателей, перечисляются на оказание финансовой помощи объектам
социально-культурной сферы города. Ежегодно утверждается перечень
объектов и за ними производится закрепление субъектов хозяйствования. Только
в 1999 году отделом ^ культуры из этого источника получено свыше 125 млрд.
рублей, что в 2 раза превысило объем выделенного финансирования на культуру
из городского бюджета. Благодаря имеющемуся источнику внебюджетного
финансирования за последние годы начаты и продолжаются строительные работы и
благоустройство в городском парке культуры и отдыха, осуществлена
реконструкция здания краеведческого музея, последовательно создаются его
экспозиции, производятся капитальные ремонты ДМШ № 1, библиотек им. А.С.
Пушкина и Н.К. Крупской, текущие ремонты театра драмы и комедии, ДМШ №2,3 и
других объектов культуры.
Соответствующая материально-техническая база, профессиональный кадровый
состав позволяют на должном уровне вести музыкальное образование и
эстетическое воспитание детей и подростков, обеспечивать грамотную справочно-
информационную работу и библиотечное обслуживание, организовывать досуговую
деятельность, развитие самодеятельного народного творчества среди различных
групп и возрастных категорий населения города.
В г. Бобруйске действуют 162 клубных объединений и 93 коллектива
художественной самодеятельности, объединяющих свыше 5 тысяч человек. 22
коллектива имеют почетные звания «образцовый» и «народный». Среди них:
народный театр ГДК, ансамбли танца «Прыгажосць», «Званочки», ансамбль
гармонистов «Весялуха», фотоклуб «Березина» и др. Стали традиционными
праздники города, улиц, микрорайонов, профессий, народные гуляния, дни
семейного отдыха,, Дни матери, пожилых людей.
Увеличилось число' читателей в библиотеках города с 54646 человек в 1997 году
до 56057 в 1999 году. В целом, услугами библиотек пользуется 25,5% населения.
Серьезное место в работе библиотек уделяется экологическому, духовно-
правовому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни.
Созданный в 1996 году решением горисполкома краеведческий музей на
сегодняшний день стал базой для сохранения, увековечения и приумножения
историко-культурного наследия. Бобруйский горисполком постоянно держит на
контроле ход работ по созданию экспозиций музея. Сложилась традиция в рамках
празднования Дня города 27-29 июня открывать новые залы музея. К настоящему
времени функционируют и открыты для посетителей экспозиции: истории края
(1918-1941г.г.), Великой
Отечественной войны,
хозяйства в послевоенный период, развития города на современном этапе,
этнографии и художественного творчества. Готовятся к открытию в июне с.г. два
зала отдела природы. В 1999 году музей посетило около 30 тысяч человек,
проведено 347 экскурсий.
Детская школа искусств, 2 музыкальные и художественная школы
предоставляют возможности для развития творческих способностей свыше 1300
учащимся. Традиционно на протяжении многих лет преподаватели и учащиеся г.
Бобруйска являются не только самыми активными участниками, но и победителями
областных, республиканских и международных конкурсов, фестивалей, выставок. В
1999 году, по результатам республиканской выставки-конкурса декоративно-
прикладного искусства двум учащимся детской художественной школы назначены
стипендии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке
талантливой молодежи. Ежегодно свыше 30% выпускников ДМШ, ДХШ поступают в
учебные заведения культуры и искусства. Так, в 1999 году в музыкальные
учебные заведения поступило 26 чел., в художественные училища - 14.
Повышается популярность областного театра драмы и комедии им. В.И. Дунина-
Марцинкевича. В немалой степени этому способствовали проведенные на его базе
Республиканский театральный праздник, посвященный 190 летию со дня рождения
В.И. Дунина-Марцинкевича в 1997 году и в 1998 году, названный его именем
республиканский фестиваль национальной драматургии. Эти два года стали, можно
сказать, переломными в улучшении основных показателей. Так, если в 1996 году
заполняемость зала составляла 22,4% - на то время самая низкая в республике,
в 1998 году уже 39%, а в текущем достигла 55%. Тем самым, театр занял позиции
наравне с другими областными театрами республики
Острой социальной проблемой для города в период спада промышленного
производства явилась растущая безработица. Практически на всех • промышленных
предприятиях города отмечалось сокращение численности работающих. В то же
время в городском центре занятости ежегодно фиксировался рост числа-
безработных (Приложение б). Наибольшее количество безработных (7032 человека)
было зарегистрировано в 1996 году. Уровень безработицы в этот год составил
3,59%.
Как уже отмечалось выше, только благодаря последовательному осуществлению
рыночных преобразований, разгосударствлению и приватизации предприятий
государственного сектора, созданию и поддержке предприятий малого и среднего
бизнеса, широкому развитию предпринимательства, в городе удалось переломить
процесс роста уровня безработицы. С этой целью была разработана и утверждена
решением исполкома городская программа "Занятости населения".
В течение года было создано 761 новое рабочее место, в том числе в
государственном секторе экономики - 189 рабочих мест. В течение года было
трудоустроено
4075 безработных. Уровень безработицы снизился с 2,69% по состоянию на
1.01.1999 до 2,5% на 1.01.2000г.
Важнейшей социальной задачей для горисполкома является строительство жилья.
Как уже отмечалось городской строительный комплекс не обеспечил в 1999 году
плановый ввод объектов жилищного строительства. В прошлом году в городе
построено 46,2 тыс.кв.метров жилья. В новые квартиры вселились 614 семей
горожан, в том числе
133 - в индивидуальные жилые дома. В 1999 году получили субсидии на
строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений 66 семей на сумму
57,3 млрд.рублей, в том числе 39 молодых семьи на сумму 48,3 млрд.рублей.
Однако проблема обеспеченности граждан жилой площадью остается острой. На
учете в городе состоит 19877 семей, в том числе 7363 - молодых.
В течение 1999 года горисполкомом, администрациями районов оказано
материальной помощи пенсионерам и инвалидам на сумму более 23 млрд.рублей.
З.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на
Важнейшей задачей региональной политики ближайшего периода является поддержка
" точек роста" в виде промышленных центров, районов с высокоэффективным
сельским хозяйством, свободных экономических зон, технопарков и инновационных
центров.
Для стимулирования деловой активности в регионах приоритетного развития
целесообразно предоставление субъектам хозяйствования налоговых льгот,
субсидий и кредитов.
Перспективные направления региональной политики определены в Национальной
стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г, которая
предусматривает, что для её реализации необходимо во все возрастающей мере
опираться на возможности и инициативы местных органов государственного
управления и самоуправления соответствующих регионов, поскольку многие
жизненно важные проблемы жизнеобеспечения и безопасного проживания населения
решаются именно на этом уровне.
В какой же форме должно осуществляться управление городом в настоящее время?
Ведь все масштабные задачи, связанные с переходом к рынку, в первую очередь
будут решаться на местах, конкретных территориях теми органами, которые
больше всего приближены к людям.
Крупицы этого нового опыта накапливаются. Но пока это не система.
Самостоятельность регионов ограничена, и новый творческий подход к управлению
- всего лишь отдельные, локальные факты. В полном объеме Закон " 0 местном
управлении и самоуправлении” не работает,
хотя сам по себе он представляет хорошую нормативно-правовую базу для
территориального управления. Не случайно законодательные основы об управлении
территориями не изменены в новой Конституции (допол-
нения 1996г.).Осталось только запустить механизм в действие.