Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
высокоэффективной гибкой экономики, восприимчивой к нововведениям, социально
ориентированной.
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ города БОБРУЙСКА
2.1. Характеристика и состояние промышленности и социальной сферы города
Город Бобруйск представляет собой крупный промышленный центр. В настоящее
время в городе зарегистрировано 552 субъектов хозяйствования и 2543
предпринимателя без образования юридического лица. Из общего количества
субъектов хозяйствования 16 (или 2,3%) арендных предприятий, 2 (0,4%) ассо-
циации смешанной формы собственности, 13 (2,4%) закрытых акционерных обществ,
24 (4,4%) открытых акционерных общества, 231 (41,8%) обществ с ограниченной
ответственностью, 126 (22,8%) малых предприятий, 20 (3,6%) дочерних
предприятий, 108 (19,6%) предприятий из которых 8 унитарных. Из предприятий
малого и среднего бизнеса 60 (или 15,1%) занимается производством товарной
продукции назначения, 33 (8,3%) - строительством, оптовой торговлей – 151
(или 37,9%), розничной торговлей – 29 (или 7,3%), прочими видами деятельности
– 125 (или 31,4%) предприятий.
Промышленность города представляют 47 промышленных различных форм
собственности. Структура форм собственности промышленных предприятий города в
общем объеме промышленного производства приведена на рисунке 2.1.
Как видно наибольший удельный вес в общем объеме промышленного производства
приходится на предприятия государственного сектора
- 62,9%, в т.ч.
на предприятия
предприятий негосударственного сектора наибольший удельный вес приходится на
акционерные общества - 23,7%.
Значительное место в промышленном производстве занимает нефтехимическая
(45,5%), пищевая (12,5%), лёгкая (12,3%),деревообрабатывающая (10,2%),отрасли
машиностроения и металлообработки (14,9%), промышленность строительных
материалов (1,3%). Структура отраслей промышленности города представлена на
рисунке 2.1.
В промышленности города занято 20264 человек, что составляет 59,7% от общего
числа занятых по народному хозяйству города.
Представляя собой довольно мощный промышленный потенциал, в 1991-1995гг.
промышленность города оказалась в крайне тяжелом положении: практически во
всех ее подотраслях обозначился спад производства, несоответствующей
возможностям и потребностям ока-
залась ее структура, значительная часть средств труда и технологий в отрасли
и Физически, и морально устарели.
Анализируя сложившуюся в промышленности города ситуацию, можно выделить три
группы Факторов, обусловивших ее. К первой группе можно отнести: структурные
изменения в экономике; распад
республиканских экономических связей; спад внутреннего и внешнего спроса;
низкую конкурентноспособность товаров, обусловивших потерю традиционных
рынков сбыта продукции и возможностей закупок сырья и материалов. Ко второй
группе относятся: высокий уровень инфляции; неплатежи, высокие налоги,
дефицит оборотных средств; спад инвестирования промышленности; жесткая
денежная политика,
приведшая к сужению внутреннего реального спроса и не обеспечившая
стабилизацию курса национальной валюты в условиях высокой инфляции. К третьей
- неспособность
большей части предприятий Функ
зарождающихся рыночных отношений; снижение спроса на
новые производственные мощности; недостаток финансовых средств у предприятий
и государства.
Выход промышленности города из сложившейся ситуации зависел, прежде всего, от
самих предприятий, их скорейшей адаптации к особенностям функционирования в
условиях зарождающихся рыночных отношений, когда обязательной Функцией,
предшествующей процессу производства продукции, становится изучение спроса и
наличие рынков
сбыта продукции.
Однако собственных усилий предприятий по выходу из сложившейся ситуации
недостаточно.
Нужна действенная
способно остановить спад производства и обеспечить его дальнейший подъем.
В течение последних пяти лет усилия Президента Республики Беларусь и
Правительства были направлены на противодействие разрушающим экономику страны
негативным процессам.
Городским исполнительным комитетом в 1996-1999 годах велась целенаправленная
работа по поиску и реализации новых методов и подходов для решения социально-
экономических задач в соответствии с намеченным Президентом и Правительством
страны курсом в усло-
виях переходной экономики.
С целью обеспечения экономической стабилизации в городе проводилась
конкретная работа по выходу из кризисной ситуации. Важнейшей задачей
экономической политики в этот период было обеспечение устойчивого
экономического роста.
На заседаниях исполкома, совещаниях с руководителями предприятий и
организаций рассматривались актуальные вопросы жизнедеятельности города,
принимались необходимые меры по улучшению положения дел. Причем, приоритетный
характер носили вопросы преодоления кризисных явлений в экономике,
стабилизации социально- экономического развития предприятий и организаций,
повышения
эффективности работы отделов исполкома.
С целью повышения прогнозных показателей, улучшения качественных параметров
продукции, развития социальной сферы горисполкомом разработано и утверждено
ряд комплексных целевых программ, такие как: повышения качества и
конкурентоспособности продукции промышленных предприятий города на 1997-
2000гг.; развития производства товаров и услуг, государственной поддержки
малого предпринимательства; занятости населения; «Молодежь»; «Дети Беларуси»,
развития культуры и искусства до 2005г., развития физической культуры, спорта
и туризма на 1997-2000г.г. и другие.
Значительное внимание уделяется в городе развитию социальной сферы.
С 1996 года ежегодно городскими исполнительным комитетом и Советом депутатов
принимается решение «О поддержке субъектами хозяйствования объектов
социальной сферы».Согласно решению, средства в размере от 3 до 5 %(в разные
годы) балансовой прибыли предприятий, входящих в Ассоциацию промышленников и
предпринимателей, перечисляются на оказание финансовой помощи объектам
социально-культурной сферы города.
В течение 1999 года обеспечена стабильная работа учреждений здравоохранения,
сохранилась доступность
для населения медицинской
Обеспеченность койками на 10 тыс.населения составила 112 против105,5 в 1998
году.
Управлением здравоохранения совместно с местными исполнительными органами
проведена работа
по совершенствованию
материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оснащению
современным оборудованием, внедрению новых медицинских технологий, подготовке
кадров.
За последние 5 лет введены в действие после капитального ремонта: детская
стоматологическая поликлиника, гинекологический корпус роддома. Проведен
текущий ремонт в лечебно-профилактических учреждениях города. Проведен
капитальный ремонт детской поликлиники №1, капитальный ремонт филиалов
поликлиник: Кривой Крюк, авиагородок, воинская часть «Киселевичи». В детской
поликлинике №4 идет реконструкция помещений для увеличения площадей под
реабилитационное отделение.
Реконструировано здание под эндокринологическое отделение в городской
больнице скорой
помощи. Расширены площади в
проектно-сметная документация на реконструкцию здания бывшего краеведческого
музея под детский реабилитационный центр, изготовлено проектно-сметная
документация по строительству новой базы кожвендиспансера на 400 посещений в
смену.
В настоящее время идет реконструкция здания терапевтического корпуса и
психоневрологического отделения городской больницы скорой помощи.
Продолжается строительство поликлиники в 6-м микрорайоне на 480 посещений в
смену.
Горисполкомом проводится целенаправленная работа по созданию в городе
целостной образовательно-воспитательной системы, повышения качества
образования.
В апреле т.г. совместно с Министерством образования, Академией
последипломного образования, Национальным институтом образования проведен
республиканский семинар «Региональные системы воспитания».
На укрепление материальной базы направляются бюджетные ассигнования,
оказывается шефская помощь предприятиями.
Горисполкомом за последние 3 года переданы на баланс управления образования 8
дошкольных учреждений, что дало возможность открыть в 1998 году первый в
области детский социальный приют, в апреле 2000 года – центр коррекционно-
развивающего обучения и реабилитации.
Соответсвующая материально-техническая база, профессиональный кадровый состав
позволяют на должном уровне вести музыкальное образование и эстетическое
воспитание детей и подростков, обеспечивать грамотную справочно-
информационную работу и библиотечное обслуживание, организовывать досуговую
деятельность, развитие самодеятельности народного творчества среди различных
групп и возрастных категорий населения города.
В г.Бобруйске действуют 162 клубных объединений и 93 коллектива
художественной самодеятельности, объединяющих свыше 5 тыс.человек.
Созданный в 1996 году решением горисполкома краеведческий музей на
сегодняшний день стал базой для сохранения, увековечения и приумножения
историко-культурного наследия. Бобруйский горисполком постоянно держит на
контроле ход работ по созданию экспозиций музея.
Проводится определенная работа по совершенствованию материальной базы
объектов физической культуры и спорта. Началась реконструкция городского
стадиона на 7,5 тыс. посадочных мест, который будет отвечать требованиям
международного
уровня, ведется строительство
залом, теннисным кортом.
В 1999 году подготовлено 29 мастеров спорта Республики Беларусь, 60
кандидатов в мастера, 5 спортсменов завоевали лицензии на Олимпийские игры
2000 года в Сиднее.
2.2. Анализ организации и результатов
управления социально-
процессами в городе
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом "О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" Бобруйский городской
исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом на
территории города с правом юридиче-
ского лица, подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету
Министров Республики Беларусь, областному исполнительному комитету и
городскому Совету депутатов по вопросам, отнесен-
ным к компетенции Совета. В своей деятельности исполнительный комитет
руководствуется Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике
Беларусь", другими Законами, Указами Президента Республики Беларусь,
постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Горисполком входит в систему исполнительной власти и является органом
местного управления общей компетенции, независим в выборе форм и методов
организации выполнения решений вышестоящих органов государственной власти и
управления, городского Совета депутатов.
Деятельность городского исполнительного комитета основывается на
коллективном, свободном, деловом обсуждении и решении вопросов, гласности,
учете общественного мнения, сочетании коллегиального
рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью членов
исполкома, руководителей отделов, управлений, комитетов и других-отраслевых
органов за выполнение принятых решений и состояния дел на порученных участках
работы.
Городской исполнительный комитет осуществляет:
- управление
и контроль за объектами
устанавливает пределы распоряжения имуществом, закрепленным за предприятиями,
учреждениями,
организациями городской
определен-
ном законодательством, приостанавливает их хозяйственную деятельность или
строительство объектов в случаях нарушения природоохранного и других
законодательств;
- контроль за
исполнением решений
принятых в пределах их компетенции, предприятиями всех форм собственности,
расположенными на территории города. Горисполком может вмешиваться в
деятельность предприятий и организаций всех форм собственности,
если нарушаются права государственных органов по осуществлению контроля за
деятельностью предприятий, организаций, предусмотренных действующим
законодательством;
- систематический контроль за деятельностью отделов, управлений горисполкома,
администраций районов и других подведомственных организаций по исполнению ими
Указов Президента Республики Беларусь, Постановлений Совета Министров
Республики Беларусь, решений областного, городского исполнительных комитетов
и возложенных на них полномочий.
Исполнительный комитет:
- в необходимых случаях отменяет решения и распоряжения администраций
районов, акты руководителей отделов, управлений горисполкома, а также в