Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
присуще сверхцентрализованное государственное управление, слом которого в
первый момент породил своеобразный вакуум, потерю управляемости хозяйством.
Усиление роли государства поэтому
понимается не в смысле восстановления его прежних Функций, а в смысле
овладения сложившейся ситуацией распада, её преодоления и осуществления на
иных (экономических) принципах.
Система государственного
регулирования переходного
следующие подсистемы и регуляторы:
- правовое регулирование -законы и законодательные акты,регулирующие
деятельность субъектов хозяйствования;
- индикативное
планирование (прогнозирование) социально-
- бюджетно-налоговую подсистему - госбюджет,налоги, льготы и преференции;
-кредитно-денежную подсистему- учетная ставка, нормы обязательных резервов,
регуляторы банковской деятельности (уставной фонд, маржа и др.);
-ценовое регулирование - совокупность различных видов цен;
-прямые методы регулирования- госзаказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное
финансирование.
Вышеназванные подсистемы и регуляторы, относящиеся к макроэкономическому
регулированию, должны трансформироваться и получать дальнейшее развитие на
уровне межотраслевых комплексов и основных
видов экономической деятельности.
В странах с развитой рыночной экономикой наряду с системой государственного
регулирования сформировалась широкая сеть механизмов саморегуляции в виде
функциональных экономических систем (ФЭС). По существу, ФЭС- это
саморегулирующие элементы, в которых
всякое отклонение от определенных заданных параметров устойчивости служит
толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов соответствующих
ФЭС, восстанавливающих равновесиена макро - или
микроэкономическом уровне.
Например, при
наплыве дешевых импортных
внутреннем рынке, что приводит в действие функциональную систему защиты
отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции. Через
различные ФЭС обеспечивается введение или
повышение ввозных пошлин, импортных квот, используются различные виды
нетарифных барьеров или другие меры, что ограничивает импорт опереденных
товаров и в
конечном итоге восстанавливает
оптимальные условия
внутреннем рынке.
В саморегулирующейся
экономической системе
государства, которое превращается в главный координирующий центр всей
хозяйственной системы. Государство через ФЭС вмешивается в жизнь рынка только
в той степени,
в которой требуется
макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работы механизма
конкуренции или для контроля тех рынков, на которых конкуренция невозможна,
или нецелесообразна.
Представляется, что для экономики Беларуси создание таких механизмов
саморегуляций
может стать действенным
эффективного функционирования.
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
В периоды экономического роста для Федеративной Республики Германии в 50-60-е
годы роль государства сводилась к так называемой концепции «политического
кейнсианизма» направленной на то, чтобы сглаживать колебания экономической
конъюнктуры во избежание эконо-
мических кризисов и безработицы.
В наши дни с
поворотом к расширенной
правительства принимать решения, а также к разработке соответствующего
инструментария
для нижестоящих
представляет те блага, которые не могут быть предложены на основе
самоокупаемости- частной экономикой:
здоровье,образование,
Но государство выполняет еще и функцию " обсорбации рисков" в отношении
последствий технологического и общественного развития для окружающей среды.
Но несмотря на эти несомненные преимущества, рыночная экономика не
застрахована от кризисов, так
как государственные органы не могут в полном объеме проводить перспективное
планирование и управление вследствие автономии рынка и воздействия
общественных групп на государственные решения. Однако с помощью эффективной
системы управления, оптимизации ее
структуры государство стремится минимизировать вероятность социальных
потрясений.
Федеративная Республика Германия является федеративным государством в котором
государственная власть распределена между центром (федерацией) и землями. Как
федерация, так и земли имеют законодательные органы, решения которых в ФРГ,
как правовом госу-
дарстве, выполняются посредством исполнительных органов, представляющих собой
исполнительную власть. Конституция строго разграничивает их полномочия.
Большинство прав передано землям, которые децентрализованно с учетом
региональной специфики осуществляют управление. Такая сдержанность в
отношении исполнительной роли
центра обеспечивает равновесие власти между центром и землями.
Центр имеет органы высшей ступени, большинство из которых не имеют
собственной административной базы, их деятельность распространяется на всю
страну, однако они не имеют нижестоящих инстанций. Отдельные земли по разному
регулируют вопросы своей административной структуры,так,например, структура
городов со статусом
федеральных земель, таких как Гамбург или Бремен, существенно отличается от
системы управления такой крупной землей как Северный Рейн-Вейфалия.
При разработке региональных прогнозов в основном должны применяться методы
экспертных оценок, логического моделирования, то есть качественного описания
развития прогнозируемого явления, которые исходят из общих закономерностей
экономического развития.
Территориальные планы представляли собой до последнего времени свод
показателей предприятий, расположенных на данной территории. И если ранее за
этими показателями стояли жесткие плановые задания, а затем исходные данные в
виде экономических нормативов,
контрольных цифр и т.д.,то в основе должны лежать намерения предприятий,
зависящиеся от складывающейся ситуации на рынке сырья, кредитных ресурсов, а
также на рынке производимой ими продукции. Разработка планов-прогнозов в
регионах должна включать организацию
информационных потоков о намерениях предприятий, объединений, концернов и
других производителей по выпуску продукции с учетом вероятного состояния
рынка в условиях действия установленных экономических регуляторов. Информация
о намерениях предприятий должна представляться в виде унифицированных форм.
Рассмотренная и обобщенная органами управления регионов она затем доводится
до центральных экономических органов и служит основой для разработки системы
материальных балансов в территориальном разрезе. При этом весьма важное
значение имеет аналитическая работа территориальных органов управления с
предприятиями
с целью более полного использо
потенциала региона. Этому должна предшествовать паспортизация территорий,
глубокий социально-
проблем.
Данные за 1992 год о численности лиц, занятых в сфере государственной службы,
подтверждают вышесказанное относительно распределения административных
полномочий:
Федерация - 629.000
Земли - 127.000
Общины - 588.000
Одним из важнейших европейских документов является европейская хартия
местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года. Хартия
обязывает своих участников применять основные правовые нормы, гарантирующие
политическую, административную и финансовую независимость местных властей, на
основе : которой и базируется местное (коммунальное) самоуправление в
Германии. Коммунальные органы ближе всего расположены к гражданам и
представляют им возможность участвовать в принятии решений, затрагивающих
повседневную жизнь.
Округам и общинам, которые являются наименьшей территориальной единицей,
согласно Европейской хартии местного самоуправления, предоставлено право на
управление
в рамках Конституции Германии и
действующих законов всеми
соответствующей территории
под свою ответственность.
Особая роль местного управления в структуре государства вытекает из следующих
правовых принципов:
- кадровая суверенность, как право найма персонала, их повышение по службе и
увольнение;
- финансовая суверенность как право на самостоятельное составление и ведение
бюджета;
- организационная суверенность как право на организацию управления по
собственному усмотрению;
- правовая суверенность
как право на издание
- налоговая
суверенность как право
Эти незыблемые принципы являются основой муниципального менеджмента,
обеспечивающие общине реализацию заданных или самостоятельно сформированных
целей.
В ФРГ при реализации государственных задач по социально-экономическому
развитию стремятся идти снизу вверх, предоставляя органам местной власти
собственную сферу предпринимательской деятельности с адекватной свободой
принятии решений. Коммуна выполняет две группы функций: общественные
(образование,культура,
социальная защита) и собственно управленческие, вытекающие из задач -
местного самоуправления,
в том числе предпринимательски
Первая из них определена заданной целью (т.е.государством) и предполагает
жесткий контроль сверху. Но контроль особый, который мало соответствует
нашему представлению об этой управленческой
функции. Он определяет не меру наказания, а способствует принятию верного
решения на уровне общины. Но если все-таки контрольный орган вмешивается в
дела, то община вправе обжаловать решение контрольного органа в суде, где ее
право на самостоятельность может быть восстановлено.
Вторая группа функций общины определяется самостоятельно заданными целями и
вытекает из самой природы общины как предпринимателя. Т.е. именно той
функции, которая в последнее время особенно нуждается в реализации на уровне
наших исполкомов.
В Германии контроль федерации за осуществлением предпринимательской функции
менее жесткий: соблюдение законов, но невмешательство в оценку
целесообразности местных проектов, решения о перепродаже земли и т.д.
Государство не вмешивается в бизнес. Оно стремится как можно скорее
избавиться от чрезмерно большой доли государственной собственности. Это
убедительно подтверждает пример новых земель бывшей ГДР, в отношении которых
проводится особая центральная и местная политика. Она требует от местного
управления усиления предпринимательской функции, особой изобретательности и
инициативы.
Поэтому и более
высокая эффективность
землях в
сравнении с трудностями
просматривается не только в больших объемах финансовых инвестиций, но в
первую очередь в использовании отработанного правового порядка и
предприимчивости.
Таким образом, самоуправление в Германии не брошено на откуп регионам. Оно
органично сочетается с государственной региональной политикой и дополняет ее.
Более того, правительственные программы предпринимательского самоуправления
поддерживаются с помощью системы кредитных программ. Благодаря четко
отработанным функциям Планирования и прогнозирования, ясному определению
перспективной цели, федеральные деньги никогда не используются как
единовремен-
ная помощь предпринимателям-банкротам
с целью искусственной
мест. Они приоритетно вкладываются в научно-исследовательские организации и
сферу разработок, развитие инфраструктуры.
Главный принцип управления этим процессом состоит в том, чтобы помочь
предприятиям, которые смогут себя обеспечить и смогут осваивать промышленные
зоны, а:.не временно поддерживать тех,кто завтра без такой поддержки все
равно погибнет. Деятельность городской общины в каждом конкретном случае
опирается на хорошо отлаженный правовой механизм. Цель же неизменно одна-
создание сети разветвленной экономики, способной через налоги пополнять
бюджет.
Размышляя об опыте самоуправления в Германии, следует в первую Яередь
исходить из того, что действует эта система благодаря активности, творческой
инициативе управляющего персонала.
ВЫВОД:
Выход из создавшегося
положения в экономике
проведении коренной экономической реформы с признанием
и реализацией всех форм собственности, глубокой структурной перестройке
народного хозяйства и демонополизацией производства, развитием
негосударственного
сектора и сохранением в
государственного сектора промышленности.
Мировой опыт показывает, что без развитого рыночного механизма не существует