Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
вые коллективы выбирают метод проведения приватизации) приватизацию;
-
при проведении приватизации
имущества госпредприятий
использовать широкий арсенал способов: публичную или частную продажу акций,
продажу активов предприятия, выкуп предприятия, передачу в пользование,
деление или фрагментацию предприятия, новые частные инвестиции, приватизацию
через санацию или ликвидацию предприятия);
-приватизацию
следует проводить на базе
Финансовой аттестации
финансовой паспортизации, зафиксировав, какие объекты подлежат ликвидации,
какие реструктуризации, какие - приватизации.
В дальнейшем предлагается акционировать предприятия лёгкой и пищевой
промышленности, бытового обслуживания и торговли.
Одной из важных задач органов исполнительной власти является создание
оптимальных условий для становления и развития предпринимательства как одного
из направлений экономического развития города Бобруйска.
Основные проблемы, тормозящие развитие предпринимательства: отсутствие
стартового капитала и возможности пользования банковскими кредитами,
недостаток
и недоступность
помещений,низкий уровень квалификации предпринимателей.
Основными задачами поддержки малого предпринимательства являются:
- расширение системы финансовой поддержки малого предпринимательства,
включающей льготное кредитование субъектов предпринимательства, совместно с
горисполкомом, администрацией
района, банками-агентами, оказание безвозмездной помощи по направлениям;
- создание лизингового фонда;
- подготовка предложений по Формированию венчурного фонда;
- завершение
формирования местного
размещения субъектов предпринимательства и их инфраструктуры, формирование
городского целевого фонда;
- создание льготных условий по использованию фондов;
- создание бизнес-инкубатора,
территориального центра
предпринимательства;
- оказание информационной
и учебно-методической
предпринимаиельству;
- обеспечение
экономической безопасности
выпускаемой ими продукции.
Как отмечено в ежегодном Послании Президента Национальному собранию,
стратегической
задачей социально-
повышение эффективности использования трудовых ресурсов и качественное
совершенствование структуры занятости
населения.
Поставлена задача поддерживать высокий и стабильный уровень занятости на
основе сохранения и создания новых рабочих мест, повышения профессионального
и образовательного уровня работников и производительности труда, удержать
уровень безработицы не выше
2,2^ к экономически активному населению.
В городе Бобруйске уровень безработицы по состоянию на 1.01. 2000 года
составил 2,5% (Приложение 6). Для обеспечения выполнения поставленной задачи
и создания адекватного рыночной экономике регулируемого и организационного
рынка рабочей силы (труда), являю-
щегося необъемлимым элементом рыночного механизма предлагается осуществить в
городе ряд мероприятий, ориентированных на создание новых рабочих мест,
оказание помощи в трудоустройстве и материальной поддержке граждан, развитие
системы общественных работ, обеспечение дополнительных гарантий занятости для
граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда,
содействие
самостоятельной занятости
предпринимательской деятельности, профессиональную ориентацию и
переподготовку незаня-
того населения:
- создать банк данных создания новых рабочих мест и вакансий;
- активизировать
работу по созданию новых
хозяйствования различных форм собственности;
- организовать проведение общественных работ;
- ежегодно проводить "Ярмарку вакансий" и "Ярмарку учебных мест;
- ежегодно пересматривать
квоты приёма на работу
- шире практиковать выделение ссуд и субсидий в целях поддержки
предпринимательской деятельности граждан;
- развивать
систему профессиональной
безработных;
- разработать
положение о стимулировании
рабочих мест.
3.3.Обоснование целесообразности и
путей реализации предложений и
мероприятий
Разрушение директивно- плановой экономики отнюдь не означает абсолютного
отрицания роли
государства в регулировании
социально-экономических
и применяемости в рыночной экономике планирования.
Одним из направлений совершенствования управления социально-экономической
сферой города Бобруйска выбрано индикативное планирование. Целесообразность
его применения состоит в том, что оно
одновременно выступает и инструментом государственного регулирования, и
инструментом её саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного
механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в
производственные процессы.
Индикативное планирование предполагает обоснование целей, задач, направлений
и методов реализации
государственной социально-
обеспечение эффективной организации взаимодействия органов управления как по
вертикали, так и по горизонтали
в интересах
совершенствования
элементов.
Опыт применения
системы индикативного
(ФРГ, Франция, Япония), где рыночные механизмы успешно сочетаются с
государственным
регулированием отдельных социально-
позволяет говорить о необходимости использования основных её принципов в
странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Республика
Беларусь. Это обусловлено в первую очередь тем,что:
- посредством
прогнозов и индикативных
субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике
(информационная функция);
- индикаторы
социально-экономического
ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать
сообразно с ними (стабилизационная Функция);
- между правительством и субъектами хозяйствования негосударственной формы
собственности достигается единство по ключевым вопросам экономической
политики в ходе взаимных консультаций и согласовании (согласительная
функция).
Новая парадигма и сущность планирования в системе управления социально-
экономическими процессами в период перехода к рынку состоят не в движении
"сверху вниз" и "снизу вверх" заданий, показателей и данных об их выполнении,
а в разработке государственной плановой информации, правовых и экономических
норм и нормативов,
создании созидательной атмосферы в экономике, разрешении экономических
интересов государства
и предпринимательских
Мнение автора, что в направлении приватизации и разгосударствлении необходима
дальнейшая планомерная работа базируется на данных анализа работы пред-
приятий негосударственной формы собственности. Исходя из анализа можно
отметить только
положительные стороны
темпы роста, отсутствие задолженности в бюджет, внебюджетные Фонды и за
использование энергоресурсов. Обновление
производственных Фондов здесь происходит интенсивнее, чем на предприятиях
государственной Формы собственности, видны стабильные сдвиги в наращивании
производства конкурентоспособных изделий.
Опыт многих стран мира, в том числе осуществляющих переход от плановой к
рыночной экономике, показывает, что самым эффективным способом создания новых
рабочих мест является развитие малого предпринимательства, в первую очередь,
в сфере услуг. Небольшие фирмы способны быстро реагировать на изменение
рыночных условий. На основе анализа хозяйственной деятельности предприятий
малого
и среднего бизнеса, их возрастающей роли в социально-экономическом развитии
города делается заключение о необходимости оказания содействия со стороны
исполнительной власти дальнейшему развитию
предпринимательства.
Процесс глубокого реформирования экономики занимает определенный период
времени, в течение которого необходимо предпринимать меры, которые бы
позволили в максимально возможной мере защитить неиболее уязвимые слои
населения.
Наилучшей защитой от бедности было бы сознание условий, позволяющих иметь
работу и зарабатывать столько сколько необходимо, чтобы обеспечить нормальный
уровень жизни.
Намеченный в предыдущей главе комплекс мероприятий позволит обеспечить
выполнение разработанной на 2000 год городской программы занятости населения
и снизить уровень безработицы в городе.
Выполнение намеченных мероприятий позволит обеспечить выполнение прогноза
социально-экономического развития города Бобруйска на 2000 год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование особенностей социально-экономического развития города Бобруйска
позволило решить ряд методических и практических вопросов совершенствования
управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных
Факторов и региональных особенностей.
На конкретных примерах деятельности городского исполнительного комитета
г.Бобруйска и опыте государственного и местного управления социально-
экономическими процессами зарубежных стран видно, что
практическая реализация самоуправления регионов, сковывание инициативы на
местах обусловлено нечёткостью разграничения Функций центральных и местных
органов, неопределенностью генеральной линии по таким важнейшим направлениям
экономической политики как приватизация, реструктуризация экономики.
Исследование
показало, что в ускорении социально-
региона ещё не вполной мере используются рыночные инструменты. Недостаточно
последовательно и эффективно проводится разгосударствление и приватизация
государственной
(республиканской и
адекватный рыночной экономике рынок рабочей силы (труда), развитие рыночной
инфраструктуры и предпринимательства. Имеет место несогласованность планов
в отраслевом и региональном разрезах.
Анализ выполнения
прогнозных показателей социально-
г.Бобруйска показал, что имеется существенное отставание от уровня
республики. Это относится прежде всего к таким показателям как объем
производства промышленной продукции и товаров народного потребления, уровень
безработицы, внешнеэкономическая деятельность, ввод жилья. По основным
показателям
промышленность города не обеспечивает к 2001 году выход на уровень
экономического развития 1990 года.
Для обеспечения выполнения поставленных Президентом и Правительством задач
необходимо ускоренное развитие в промышленности, социальной сфере. Все это
приведет к росту денежных доходов населения, увеличению потребляемых им
материальных и культурных благ и, в конечном итоге, к повышению уровня
благосостояния населения.
Более эффективному развитию промышленности города будет способствовать
своевременная разработка согласованных в отраслевом и региональном разрезах
планов социально-
региона в целом. Введение в практику
работы исполкома
элементов индикативного
издержки на пути перехода от административно-командной к социально-
ориентированной системе хозяйствования рыночного типа.
Предложенные новые методологические подходы к разгосударствлению и
приватизации государственной собственности позволят решить вопросы
дальнейшего повышения эффективности работы промышленных предприятий в первую
очередь пищевой и лёгкой промышленности.
Реализация мероприятий по дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры и
предпринимательства позволит решить в регионе ряд социальных задач: создать
новые рабочие места, повысить уровень занятости населения, доходы.
Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная
экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой,
действенным государственным регулированием распределения доходов,
заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании
производства, а наёмных работников - в высокопроизводительном труде. Она
гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам
общества при соблюдении принципов конституционных гарантий прав и свобод
граждан, выбора
профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её
неприкосновенности и использования в интересах личности и общества,
обеспечения увязки благосостояния работника и результатов его труда,