Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

соц-эконом развитие.doc

— 893.50 Кб (Скачать файл)

вые коллективы выбирают метод проведения приватизации) приватизацию;

-         при проведении приватизации  имущества госпредприятий необходимо

использовать  широкий арсенал способов: публичную  или частную продажу акций,

продажу активов  предприятия, выкуп предприятия, передачу в пользование,

деление или  фрагментацию предприятия, новые частные  инвестиции, приватизацию

через санацию  или ликвидацию предприятия);

-приватизацию  следует проводить на базе  Финансовой аттестации предприятий,  их

финансовой  паспортизации, зафиксировав, какие объекты подлежат ликвидации,

какие реструктуризации, какие - приватизации.

В дальнейшем предлагается акционировать  предприятия лёгкой и пищевой

промышленности, бытового обслуживания и торговли.

Одной из важных задач органов исполнительной власти является создание

оптимальных условий  для становления и развития предпринимательства  как одного

из направлений  экономического развития города Бобруйска.

Основные проблемы, тормозящие развитие предпринимательства: отсутствие

стартового  капитала и возможности пользования банковскими кредитами,

недостаток  и недоступность производственных и непроизводственных

помещений,низкий уровень квалификации предпринимателей.

Основными задачами поддержки малого  предпринимательства  являются:

- расширение  системы финансовой поддержки малого предпринимательства,

включающей  льготное кредитование субъектов предпринимательства, совместно с

горисполкомом, администрацией

района, банками-агентами, оказание безвозмездной помощи по направлениям;

- создание лизингового  фонда;

- подготовка предложений по Формированию венчурного фонда;

- завершение  формирования местного целевого  фонда нежилых помещений для

размещения  субъектов предпринимательства  и их инфраструктуры, формирование

городского  целевого фонда;

- создание льготных  условий по использованию фондов;

- создание бизнес-инкубатора, территориального центра поддержки

предпринимательства;

- оказание информационной  и учебно-методической поддержки  малому

предпринимаиельству;

- обеспечение  экономической безопасности малых  предприятий и качества

выпускаемой ими  продукции.

Как отмечено в  ежегодном Послании Президента Национальному  собранию,

стратегической  задачей социально-экономической  политики государства является

повышение эффективности  использования трудовых ресурсов  и качественное

совершенствование структуры занятости

населения.

Поставлена  задача поддерживать высокий и стабильный уровень занятости на

основе сохранения и создания новых рабочих мест, повышения профессионального

и образовательного уровня работников и производительности труда, удержать

уровень безработицы  не выше

2,2^ к экономически  активному населению.

В городе Бобруйске  уровень безработицы по состоянию  на 1.01. 2000 года

составил 2,5% (Приложение 6). Для обеспечения выполнения поставленной задачи

и создания адекватного рыночной экономике регулируемого и организационного

рынка рабочей  силы (труда), являю-

щегося необъемлимым элементом рыночного механизма  предлагается осуществить в

городе ряд  мероприятий, ориентированных на создание новых рабочих мест,

оказание помощи в трудоустройстве и материальной поддержке граждан, развитие

системы общественных работ, обеспечение дополнительных гарантий занятости для

граждан, не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда,

содействие  самостоятельной занятости граждан  и поддержку их

предпринимательской деятельности, профессиональную ориентацию и

переподготовку  незаня-

того населения:

- создать банк  данных создания новых рабочих  мест и вакансий;

- активизировать  работу по созданию новых рабочих  мест субъектами

хозяйствования различных форм собственности;

- организовать  проведение общественных работ;

- ежегодно проводить  "Ярмарку вакансий" и "Ярмарку  учебных мест;

- ежегодно пересматривать  квоты приёма на работу социально  незащищённых граждан;

- шире практиковать  выделение ссуд и субсидий в целях поддержки

предпринимательской деятельности граждан;

- развивать  систему профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки

безработных;

- разработать  положение о стимулировании нанимателей  по сохранению и созданию

рабочих мест.

     3.3.Обоснование целесообразности и

путей реализации предложений и

мероприятий

Разрушение  директивно- плановой экономики отнюдь не означает абсолютного

отрицания роли государства в регулировании  социально-экономических процессов

и  применяемости  в рыночной экономике планирования.

Одним из направлений  совершенствования управления социально-экономической

сферой города Бобруйска  выбрано индикативное планирование. Целесообразность

его применения состоит в том, что оно

одновременно  выступает и инструментом государственного регулирования, и

инструментом  её саморегулирования, корректируя  как дефекты сугубо рыночного

механизма, так  и изъяны прямого государственного вмешательства в

производственные  процессы.

Индикативное  планирование предполагает обоснование  целей, задач, направлений

и методов реализации государственной социально-экономической  политики,

обеспечение эффективной  организации взаимодействия органов  управления как по

вертикали, так  и по горизонтали

в интересах  совершенствования экономической  системы в целом и отдельных её

элементов.

Опыт применения системы индикативного планирования в ряде развитых стран

(ФРГ, Франция,  Япония), где рыночные механизмы  успешно сочетаются с

государственным регулированием отдельных социально-экономических  процессов,

позволяет говорить о необходимости использования основных её принципов в

странах с переходной экономикой, к числу которых относится  и Республика

Беларусь. Это  обусловлено в первую очередь  тем,что:

- посредством  прогнозов и индикативных планов  государство информирует

субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической  политике

(информационная  функция);

- индикаторы  социально-экономического развития  позволяют субъектам рынка

ориентироваться в долгосрочных установках и целях  правительства и действовать

сообразно с ними (стабилизационная Функция);

- между правительством  и субъектами хозяйствования  негосударственной формы

собственности достигается единство по ключевым вопросам экономической

политики в  ходе взаимных консультаций и согласовании (согласительная

функция).

Новая парадигма  и сущность планирования в системе  управления социально-

экономическими  процессами в период перехода к рынку  состоят не в движении

"сверху вниз" и "снизу вверх" заданий,  показателей и данных об их  выполнении,

а в разработке государственной плановой информации, правовых и экономических

норм и нормативов,

создании созидательной  атмосферы в экономике, разрешении экономических

интересов государства  и предпринимательских структур.

Мнение автора, что в направлении приватизации и разгосударствлении необходима

дальнейшая  планомерная работа базируется на данных анализа работы пред-

приятий негосударственной  формы собственности. Исходя из анализа можно

отметить только положительные стороны хозяйственной  деятельности: устойчивые

темпы роста, отсутствие задолженности в бюджет, внебюджетные Фонды и за

использование энергоресурсов. Обновление

производственных  Фондов здесь происходит интенсивнее, чем на предприятиях

государственной Формы собственности, видны стабильные сдвиги в наращивании

производства  конкурентоспособных изделий.

Опыт многих стран мира, в том числе осуществляющих переход от плановой к

рыночной экономике, показывает, что самым эффективным способом создания новых

рабочих мест является развитие малого предпринимательства, в первую очередь,

в сфере услуг. Небольшие фирмы способны быстро реагировать на изменение

рыночных условий. На основе анализа хозяйственной  деятельности предприятий

малого

и среднего бизнеса, их возрастающей роли в социально-экономическом  развитии

города делается заключение о необходимости оказания содействия со стороны

исполнительной  власти дальнейшему развитию

предпринимательства.

Процесс глубокого  реформирования экономики занимает определенный период

времени, в течение  которого необходимо предпринимать  меры, которые бы

позволили в  максимально возможной мере  защитить неиболее уязвимые слои

населения.

Наилучшей защитой  от бедности было бы сознание условий, позволяющих иметь

работу и  зарабатывать столько сколько необходимо, чтобы обеспечить нормальный

уровень жизни.

Намеченный  в предыдущей главе комплекс мероприятий  позволит обеспечить

выполнение  разработанной на 2000 год городской  программы занятости населения

и снизить уровень  безработицы в городе.

Выполнение  намеченных мероприятий позволит обеспечить выполнение прогноза

социально-экономического развития города Бобруйска на 2000 год.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование  особенностей социально-экономического развития города Бобруйска

позволило решить ряд методических и практических вопросов совершенствования

управления  развитием социальной и экономической  сферы с учетом рыночных

Факторов и  региональных особенностей.

На конкретных примерах деятельности городского исполнительного комитета

г.Бобруйска  и опыте государственного и местного управления социально-

экономическими  процессами зарубежных стран видно, что

практическая  реализация самоуправления регионов, сковывание инициативы на

местах обусловлено  нечёткостью разграничения Функций центральных и местных

органов, неопределенностью  генеральной линии по таким важнейшим  направлениям

экономической политики как приватизация, реструктуризация экономики.

Исследование  показало, что в ускорении социально-экономического развития

региона ещё не вполной мере используются рыночные инструменты. Недостаточно

последовательно и эффективно проводится разгосударствление и приватизация

государственной (республиканской и коммунальной) собственности, формируется

адекватный  рыночной экономике рынок рабочей силы (труда), развитие рыночной

инфраструктуры  и предпринимательства. Имеет место  несогласованность планов

в отраслевом и  региональном разрезах.

Анализ выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития

г.Бобруйска  показал, что имеется существенное отставание от уровня

республики. Это  относится прежде всего к таким  показателям как объем

производства  промышленной продукции и товаров  народного потребления, уровень

безработицы, внешнеэкономическая  деятельность, ввод жилья. По основным

показателям

промышленность  города не обеспечивает к 2001 году выход  на уровень

экономического  развития 1990 года.

Для обеспечения  выполнения поставленных Президентом  и Правительством задач

необходимо  ускоренное развитие в промышленности, социальной сфере. Все это

приведет к  росту денежных доходов населения, увеличению потребляемых им

материальных  и культурных благ и, в конечном итоге, к повышению уровня

благосостояния  населения.

Более эффективному развитию промышленности города будет  способствовать

своевременная разработка согласованных в отраслевом и региональном разрезах

планов социально-экономического развития отраслей народного хозяйства  и

региона в целом. Введение в практику

работы исполкома  элементов индикативного планирования свести до минимума

издержки на пути перехода от административно-командной к социально-

ориентированной системе хозяйствования рыночного  типа.

Предложенные  новые методологические подходы  к разгосударствлению и

приватизации  государственной собственности  позволят решить вопросы

дальнейшего повышения эффективности работы промышленных предприятий в первую

очередь пищевой  и лёгкой промышленности.

Реализация  мероприятий по дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры и

предпринимательства позволит решить в регионе ряд  социальных задач: создать

новые рабочие  места, повысить уровень занятости  населения, доходы.

Социально ориентированная  рыночная экономика - это высокоэффективная

экономика с  развитым  предпринимательством и  рыночной инфраструктурой,

действенным государственным  регулированием распределения доходов,

заинтересовывающим  предпринимателей в расширении и  совершенствовании

производства, а наёмных работников - в высокопроизводительном труде. Она

гарантирует высокий  уровень благосостояния добросовестно  работающим членам

общества при соблюдении принципов конституционных гарантий прав и свобод

граждан, выбора

профессии и  места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её

неприкосновенности  и использования в интересах  личности и общества,

обеспечения увязки благосостояния работника и результатов его труда,

Информация о работе Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)