Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
пределах представленной компетенции
предприятий, учреждений
и организаций областной
- приостанавливает
исполнение противоречащих
руководителей предприятий, учреждений и организаций государственной
собственности по вопросам, отнесенным к
компетенции горисполкома, и сообщает об этом соответствующим вышестоящим
органам.
Оперативное руководство и контроль за деятельностью администраций районов,
отделов и управлений горисполкома, предприятий, учреждений и организаций всех
форм собственности по вопросам входящим в компетенцию горисполкома
осуществляется председателем, заме-
стителями председателя и управляющим делами в соответствии с распределением
обязанностей.
Согласно Закону "О местном управлении и самоуправлении" органам власти дается
право самостоятельного
определения структуры
взаимосвязь между задачами (функциями),
компетенциями (полномочиями) и их координацией (регулированием).
Организационная структура аппарата горисполкома в последнее время подвержена
изменениям. Это определяется сложностью задач социально-экономического
регулирования в условиях переходных процессов и трудностями осуществления в
этих условиях
своей собственной
пополнения бюджета.
Остановимся на анализе управления аппаратом исполкома как самостоятельного
ведомства, ибо от слаженности и оргсистемы его также зависит эффективность
решения региональных
проблем. Процесс организации
достаточно сложный.
Обуславливается это несколькими обстоятельствами: масштабами, количеством и
структурой решаемых проблем, сложностью связей между ними, разнообразием
применяемых методов, организационных принципов. Между управлениями и отделами
исполкома как элементами системы,
необходимы устойчивые информационные связи. Этот принцип реализован
недостаточно, фактически ограничивается обменом узаконенных решений между
отделами и устным обменом информацией на аппаратных совещаниях. Без
компьютеризации работы каждого подразделения
трудно добиться большего.
На сегодняшний день организация горисполкома состоит из системы подчинения по
вертикали, дополненной функциями в виде специализированных отделов
(Приложение 3).
Как видим из схемы, организационная структура насчитывает 4 ступени:
- председатель горисполкома;
- заместители председателя, управделами исполкома;
- заведующие отделами, начальники управлений;
- специалисты узких функций (специалисты отделов).
Смысл существования каждого отдела, управленческой должности способствует
достижению целей более крупного огана управления,т.е. исполкома в целом.
Распределение функций между руководителями высшего звена и отделами четко
регламентировано и строго распределено по задачам.
Председатель городского исполнительного комитета руководит деятельностью
городского исполнительного комитета, координирует деятельность местных
администраций, отделов, управлений и других
подразделений исполнительного комитета, ведет вопросы кадров, бюджета,
Финансов и налогов.
В непосредственном подчинении председателя горисполкома находятся управление
делами, управление внутренних дел, отдел организационно-кадровой работы,
финансовый отдел.
Решает вопросы:
- Национального банка, Беларусбанка Республики Беларусь, коммерческих банков;
- государственной налоговой инспекции по городу Бобруйску;
- гражданской обороны;
военных организаций;
управления Комитета Государственной безопасности
г.Бобруйска по Могилевской области;
горвоенкомата;
взаимодействия с Администрацией Президента Республики
Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь, обл-
исполкомом, прокуратурой, судом.
Председатель горисполкома руководит Координационным Советом по борьбе с
преступностью, комиссией по присвоению классов служащим государственного
аппарата.
Функции его заместителей другие по своим задачам, но перекликаются с
функциями заведующих отделов.
Первый заместитель председателя горисполкома руководит развитием
энергообеспечения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в городе,
содержанием и уборкой города. Осуществляется общее руководство объектами
жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.
Решает вопросы транспорта, связи и экологии. Координирует деятельность
местных администраций, хозяйственных органов города по предотвращению аварий,
катастроф и стихийных бедствий, организацию мероприятий по устранению
чрезвычайных ситуаций.
В непосредственном его подчинении находятся:
- производственное
объединение жилищно-
- управление по учету и распределению жилья;
- отдел транспорта, связи и экологии;
- управление
водопроводно-канализационного
Он руководит комиссиями:
- по чрезвычайным ситуациям;
- по оценке технического состояния жилого фонда;
- жилищной.
Заместитель председателя горисполкома по социальным вопросам осуществляет
общее руководство
организациями социально-
к городской коммунальной собственности. Координирует деятельность отделов,
управлений, комитетов по развитию образования, культуры. Решает вопросы
науки. Координирует
деятельность организаций социально-
среднеехнических заведений, расположенных на территории города, отнесенных к
областному уровню собственности.
В его подчинении находятся:
- управление здравоохранения;
- управление образования;
- отдел культуры;
- управление
торговли и общественного
Руководит комиссиями:
-по делам несовершеннолетних;
- по делам бывших партизан и подпольщиков;
- лицензионной;
Заместитель председателя горисполкома по экономике ведет общие вопросы
экономической реформы, антимонопольной политики, статистики и анализа, цен,
охраны труда,
вопросы регулирования
Руководит разработкой
основных направлений социально-
города.
Управляет процессом разгосударствления и приватизации государственной
собственности. Координирует деятельность предприятий промышленности,
расположенных на террритории города, отнесенных к областному и
республиканскому уровням собственности, а также государственных органов с
предпринимательскими структурами негосударственной формы собственности.
Осуществляет систематический анализ социально-экономического положения
города, вырабатывает и принимает оперативные меры по его улучшению. Руководит
внешнеэкономической деятельностью, разрабатывая перспективные планы
привлечения иностранных инвестиций, развития совместных предприятий. Решает
вопросы развития промышленности, её структурной перестройки, регулирования
производства товаров народного потребления, научно-тех-
нического прогресса. Осуществляет общее руководство предприятиями и
организациями промышленности, бытового обслуживания и торговли, отнесенными к
городской коммунальной собственности.
В непосредственном подчинении у него находятся:
- управление экономики и рыночных отношений;
- отдел цен;
- отдел по
управлению городской
и приватизации;
- центр занятости населения;
- отдел внешнеэкономических связей.
Решает вопросы
связанные с деятельностью
экспертиз, центра
стандартизации и метрологии,
"Могилевоблбыт".
Данный заместитель
комиссиями:
- по управлению
городской коммунальной
- по организации учета, хранению, оценке и реализации имущества задержанного,
арестованного,
конфискованного или
- по рассмотрению
заявлений о регистрации
учредительные
документы субъектов
Заместитель председателя горисполкома по капитальному строительству
координирует деятельность строительных организаций по обеспечению выполнения
строительной программы города. Руководит
развитием строительной индустрии и производства строительных материалов,
развитием и эксплуатацией газового хозяйства, технической инвентаризацией.
Решает вопросы капитального строительства, индивидуального жилищного
строительства и землеустройства. В непосред-
ственном подчинении находятся:
- управление капитального строительства;
- управление
архитектуры и
- отдел земельной реформы и землеустройства.
Решает вопросы
связанные с деятельностью
организаций, бюро технической инвентаризации.
Заместитель председателя горисполкома по информационной работе координирует
деятельность
государственных органов с
обществами граждан, политическими партиями, творческими союзами. Осуществляет
общее руководство при подготовке и проведении на территории города выборов в
Верховный Совет Республики Беларусь и местные Советы депутатов,
республиканских и местных референдумов, при проведении общегородских
общественно-политических мероприятий, при подготовке и проведении встреч
руководства гор-
исполкома с населением города. В непосредственном подчинении у него находятся:
- отдел по
связи с общественными
- отдел по работе с молодежью;
-
управление по физической
Курирует вопросы материнства и детства, городских общественных объединений и
местных отделений Республиканских и областных объединений, религиозных
организаций, отделений творческих союзов, город-
ского совета ветеранов войны и труда, профессиональных союзов, информационно-
пропагандистских групп горисполкома.
Управляющий делами горисполкома ведет вопросы планирования работы исполкома,
организационно-массовой работы. В непосредственном подчинении находятся:
- общий отдел;
- протокольная часть;
- юридический отдел;
- Дворец бракосочетаний;
- приемная по обращениям граждан;
- архив.
Управляющий делами руководит работой комиссий:
- по делам репрессированных граждан;
- по выплате
компенсаций бывшим узникам
- по защите прав пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЗС.
Анализ организации управления социально-экономическими процессами в городе
Бобруйске показал,
что изменение социально-
переориентации деятельности местных органов на новые качественные ориентиры.
За последние десять лет в сфере управления хозяйственным механизмом
г.Бобруйска произошли существенные изменения. Эти изменения связаны в первую
очередь с постепенным переходом от модели плановой экономики, основанной на
тотальной государственной
собственности и
модели смешанной экономики.
При плановой экономике все управление фактически сводилось к Функции
централизованного планирования. На местах оставалось только строго
регламентировать производство, разделить общий план межпу исполнителями.
Управленец точно знал, сколько и какого качества
продукции производить, где ее реализовывать. Под процесс производства
выделялись материальные и финансовые ресурсы.
Мы и сегодня наши показатели соотносим с лучшими достижениями тех лет. Как
отметил Президент А.Г.Лукашенко на совещании " 0 задачах республиканских и
местных органов власти по социально-экономическому развитию Республики
Беларусь в 1999 году" «....Устойчивые
темпы развития позволяют нам определить стратегическую задачу: достичь в 2001
году по основным показателям уровня экономического развития 1990 года". Это
очень непростой вопрос для г.Бобруйска. В промышленности города спад
производства продолжался 5 лет. Только по итогам 1996 года отмечена тенденция
устойчивого роста: объем выпуска промышленной продукции в сравнении с 1995
годом составил 119,3%, товаров народного потребления 106,7% (Приложение №2).
Основные итоги 1996 года показали, что усилия исполнительной власти, трудовых
коллективов не пропали даром. Появились признаки того, что экономика
постепенно шаг за шагом преодолевает кризисное состояние. Важнейшей задачей
экономической политики в 1997-1999 годах было обеспечение устойчивого
экономического роста. В её
решении достигнуты определенные результаты.
Итоги работы народного хозяйства за 1999 год свидетельствуют о том, что
выполнены прогнозные показатели по производству промышленной продукции и
товаров народного потребления. Вместе с тем необходимо отметить, что не
обеспечено выполнение установленных заданий по розничному товарообороту и