Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности торгового предприятия на рынке г. Первоуральска.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
а) рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
б) рассмотреть виды конкурентоспособности
в) выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
г) дать оценку конкурентоспособности предприятия ООО «Мрамолит»;
д) определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Важным фактором, влияющим на конкурентоспособность торгового предприятия, является качество обслуживания. Его оценку на исследуемом предприятии и у конкурентов можно дать с помощью таблицы 33.

   

     Таблица 33 - Оценка качества торгового обслуживания

Показатель

Норматив

высокого

уровня  качества

обслуживания

«Мрамолит»

«База УПТК»

«Маркитант»

«УТПК»

Коэффициент стабильности ассортимента

0,90 и более

0,92

0,92

0,85

0,98


 

Продолжение таблицы 33

Средний объем затрат времени покупателей на   ожидание обслуживания.

2

0,76

0,92

0,5

0,43

Местонахождение товара на складе

0,96

0,70

0,98

0,92

0,83

Соответствие фактический технологии обслуживания нормативной (коэффициент соответствия)

0,9 и более

0,83

0,98

0,92

0,86

Завершенность    оформления сделки

Завершили сделку не менее 9 чел.

0,85

0,93

0,75

0,95

Качество   предоставляемых   покупателям дополнительных услуг по мнению покупателей

0,9

0,98

0,98

0

0

Уровень профессионального мастерства работников

0,95

0,77

0,98

0,85

0,95

Качество обслуживания по мнению

покупателей (на  10 чел. опрошенных)

0,95

0,35

0,98

0,75

0,8

Общий показатель качества обслуживания на основе расчета средней арифметической

0,77

0,95875

0,791429

0,828571

-


            На основе данных таблицы 33 можно сделать следующие выводы: стабильность ассортимента у рассматриваемых предприятий соответствует нормативу,  на предприятии «Мрамолит» и «Маркитант» покупателям приходится дольше ожидать обслуживания, так как работают не все отделы (из шести – только 2-4), на «УТПК» по причине интенсивного покупательского потока, с которым не справляются даже все работающие одновременно отделы. Завершенность сделки соответствует нормативу только по предприятиям «База УПТК» и «УТПК», что свидетельствует об эффективно подобранном ассортименте товаров, отвечающем требованиям потребителей,  и высоком уровне и качества обслуживания, так как именно данный фактор в последние годы становится решающим при выборе места совершения покупки при прочих равных условиях (ценах и товарах). На ООО «Мрамолит» и «Маркитант» данный показатель ниже вследствие частого возникновения очередей на складах предприятия. По мнению покупателей, качество обслуживания хорошее только у «База УПТК» и «УТПК», несколько ниже у «Маркитанта» и самое низкое у «Мрамолит». Это связано в первую очередь с нерешенным кадровым вопросом на исследуемом предприятии и устаревшими методами организации работ с персоналом.

Лидером по качеству обслуживания покупателей является «База УПТК», аутсайдером – исследуемое предприятие «Мрамолит».

Для оценки финансового состояния и развития предприятия используют показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность (таблица 34).

Таблица 34 - Оценка финансового состояния и развития предприятия

Показатели

Рекомендуемая вели-чина

«Мрамолит»

«База УПТК»

«Маркитант»

«УТПК»

Весовые коэфф. знач. показа-телей

Коэффициент автономии

0,5

0,12

0,6

0,03

0,9

0,22

Коэффициент платеже-способности

1

0,14

1,4

1,8

1,2

0,5

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,25

0,18

0,35

0,24

0,3

0,18

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами

-

0,02

0,11

0,15

0,09

0,18

Суммарный показатель рыночного положения предприятия, скорректирован-ный на весовой коэффициент значимости

-

0,1324

0,9148

0,9768

0,8682

-


Коэффициент финансовой независимости (или автономии) максимальную величину составил у «УТПК». ООО «Мрамолит» по данному показателю значительно уступает конкурентам.

Платежеспособность предприятий  характеризуется коэффициентом ликвидности и платежеспособности. «Мрамолит» является наименее платежеспособным предприятием среди конкурентов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами у «Мрамолит» также значительно ниже конкурентов.

Таким образом, исследуемое предприятие неконкурентоспособно по данному показателю.

Третьим и заключительным этапом является расчет комплексного коэффициента конкурентоспособности предприятия, который проведем с помощью таблицы 35.

Таблица 35 - Расчет   комплексного   коэффициента   конкурентоспособности   хозяйствующего субъекта на основе теории эффективной конкуренции

Показатели

«Мрамолит»

«База УПТК»

«Маркитант»

«УТПК»

Весовые коэффициенты значимости показателей

Оценка эффективной хозяйственной деятельности предприятия

-0,03

0,3

0,25

0,08

0,3

Оценка рыночного положения предприятия

0,09378

0,388

0,3132

0,32364

0,25

Общий показатель качества торгового обслуживания

0,77

0,95875

0,791429

0,828571

0,25

Финансовая устойчивость предприятия

0,1324

0,9148

0,9768

0,8682

0,2

Комплексный коэффициент конкурентоспособности

0,20998

0,512648

0,468217

0,404783

-


Наиболее конкурентоспособным предприятием на данном рынке является «База УПТК», так как он имеет самое большое значение комплексного коэффициента конкурентоспособности 0,51. Близкое положение к нему занимает «Маркитант» (0,47), среднее положение - фирма «УТПК» (0,4), а наименее конкурентоспособным является исследуемое предприятие «Мрамолит» (0,2).

Высокие показатели конкурентоспособности «База УПТК» обеспечивают ему положение лидера среди исследуемых предприятий розничной торговли, занятых реализацией соответствующих групп товаров в г. Первоуральске. На достижение торговым предприятием хороших показателей конкурентоспособности существенно оказали влияние методы ведения эффективного хозяйствования, значительную роль – обеспечение высокого качества обслуживания покупателей,  осуществление стимулирования продаж и широкий выбор дополнительных услуг,

«Мрамолит» занимает худшее положение среди конкурентов и значительно отстает  от них практически по всем показателям конкурентоспособности, использованных в данной методике. Практически по всем направлениям необходимо повышение эффективности работы: по хозяйственной деятельности,  финансовому положению, рыночному положению предприятия, Более или менее сопоставим с показателями конкурентов был только показатель оценки качества обслуживания покупателей. 

После проведенных исследований можно построить многоугольник конкурентоспособности предприятия (рисунок 10). В качестве восьми ключевых факторов успеха были выбраны:

- доля рынка, занимаемая предприятием;

- уровень цен на предприятии;

- качество обслуживания  потребителей;

- широта предоставляемых  дополнительных услуг;

- персонал предприятия;

- система управления  предприятием и контроля;

- эффективность связей  с поставщиками;

- отношения с покупателями.

Рисунок 10- Многоугольник конкурентоспособности

Представленная схема на рисунке 10 наглядно демонстрирует конкурентные преимущества предприятия «Мрамолит» перед другими торговыми предприятиями – это связи с поставщиками и комплекс дополнительных услуг. Самые слабые конкурентные позиции предприятие занимает по уровню цен, персоналу предприятия и качеству обслуживания.

Конкурентоспособность торгового предприятия во многом зависит от того, насколько предприятие может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. Внешняя среда предприятия включает расположенные вне его пределов, но влияющие на успех розничного бизнеса факторы. 

Негативное влияние на исследуемое торговое предприятие оказывают деятельность конкурентов, состояние трудовые ресурсы предприятия и неэффективное руководство.

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Разработка научно обоснованной системы стратегий фирмы как ключевого успеха её конкурентоспособности и долгосрочного успеха в отрасли и на рынке является одной из основных функций её руководства.

Исходя из результатов анализа хозяйственной деятельности и конкурентоспособности, руководителю данного предприятия необходимо разработать стратегию по удержанию и повышению конкурентоспособности предприятия. Выработка стратегии предполагает определение для фирмы тех результатов деятельности, которые она предполагает достичь в обозримом будущем. Решение о выборе конкурентной стратегии должно основываться на анализе всей совокупности факторов, влияющих на ее формирование. В таблице 31 приведены основные факторы, которые оказывают воздействие на выбор конкурентной стратегии ООО «Мрамолит»

Исходя из данных таблицы и модели Портера, определяющей базовые конкурентные стратегии,  предприятие должно выбрать стратегию концентрации на узком сегменте либо на основе лидерства по издержкам, либо на основе дифференциации. В пользу первой стратегии говорит  низкий уровень издержек обращения предприятия среди конкурентов, целевой сегмент потребителей и слабая конкурентная позиция предприятия.

Стратегия дифференциации предполагает повышение цены на товар, но при условии обеспечения высокой потребительской ценности. Но для этого предприятие не располагает достаточными ресурсами и рыночной силой.

Таким образом, конкурентную стратегию предприятия можно определить как стратегия фокусирования на узком сегменте рынка на основе низких издержек.

Исходный момент формирования стратегии – определение миссии и постановка глобальных качественных целей и параметров деятельности, которые фирма должна достичь в будущем.

 

 

Таблица 36 – Факторы, определяющие конкурентную стратегию ООО «Мрамолит»

 

Фактор

Описание воздействия

Жизненный цикл рынка

Стадия роста

Рост рынка трубной продукции и металлопроката в г. Первоуральске прогнозируется на уровне 10 % ежегодно. Привлекательность рынка приводит к появлению все большего числа конкурентов и ужесточения конкуренции между ними. В надежде привлечь большее число потребителей предприятия снижают цены и расширяют ассортимент товаров и дополнительных услуг, повышается качество товаров

Доля рынка предприятия

11% на узком сегменте рынка г. Первоуральска

Сегмент покупателей

Факторы средней значимости - уровень обслуживания и атмосфера предприятия.

Степень доминирования предприятия на рынке

Слабая конкурентная позиция, что определяет основными методами конкурентной борьбы удешевление или дифференциацию товаров и услуг, сохранение существующей доли рынка, реинвестиции на уровне достаточного минимума для получения краткосрочных прибылей

Потенциал предприятия

Положительные стороны: самый низкий уровень издержек обращения среди конкурентов, прочные взаимосвязи с поставщиками, 30% поставщиков – сами производители; возможность некоторого давления на поставщиков.

Минусы: отсутствие финансовых ресурсов, недостаточность ресурсов менеджмента и кадровых ресурсов


Миссия - это главная цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. В таблице 32 представлены миссия и цели предприятие «Мрамолит».

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия