Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:40, курс лекций
Курс "Экономика и управление предприятием" предусматривает изучение четырех дисциплин в их гармоничной диалектической связи:
- экономика предприятия;
- маркетинг;
- управление;
- организация производства.
Предмет и содержание (модель) курса представлены на рис. 1.1, где на фоне графиков экономической жизни инвестиций и жизненного цикла товара показаны последовательность изучения тем курса как этапов деятельности фирмы от возникновения идеи нового изделия (в результате оценки рыночных возможностей) до снятия его с производства и влияние этой деятельности на издержки производства и сбыта.
- особенностью
- характером внешней среды.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим.
Основные тенденции развития мирового рынка
В течение двадцатого столетия мировой рынок прошел ряд этапов развития.
А. Эпоха массового производства (1900—1930).
Этот период характерен
ненасыщенностью рынка
В этих условиях основная политика маркетинга — предложение стандартного продукта по наиболее низкой цене, а главная задача предпринимателя — усовершенствование массового производства с целью снижения его издержек. Еще одной характерной чертой рынка являлось практическое отсутствие политического и социального контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью. Характерно высказывание президента фирмы "Дженерал моторс" Д.М. Уилсона: "Что хорошо для "Дженерал моторс " — хорошо и для Соединенных Штатов".
Б. Эпоха массового сбыта — индустриальная эпоха (1930—1950).
После великой депрессии 1929—1930 гг. в США президентом стал Д.Ф. Рузвельт, провозгласивший "новый курс" в экономике. Его лозунгом являлось: "В каждом гараже — по автомобилю, в каждой кастрюле — по курице". Смысл курса состоял в изъятии у предпринимателей дополнительной части прибыли с целью распределения ее в порядке социальной помощи, способствуя тем самым увеличению совокупной покупательной способности. В результате спрос на основные продукты потребления был быстро удовлетворен и фирмы были вынуждены приспосабливаться к новой рыночной реальности — рынку покупателей. Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать "извне" со стороны рынка (то есть должен был быть реализован маркетинговый подход). При этом возникла задача сбалансирования противоречивых интересов производства и сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала расширения и сферы НИОКР.
В. Постиндустриальная эпоха (1950—1970).
Наблюдается ускорение развития событий, возникают новые неизвестные ранее задачи бизнеса, технический прогресс изменяет и спрос, и предложение. Резко увеличиваются вложения в НИОКР, развиваются международные рынки, индустрия досуга, быстро меняется технология производства. Общество реагирует на загрязнение среды, монополизм, требует от фирм социальной ответственности.
Основной задачей
Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970—1990).
Возникают нефтяные кризисы, сильное влияние на рынок политической нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы.
Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы
В целом такое влияние можно характеризовать диаграммой на рис. 2.8.
Рис. 2.8. Основные тенденции развития мирового рынка в XX веке
Мы видим, что основная
тенденция развития мирового рынка
состоит в непрерывном
Таким образом, можно образно сказать, что одни фирмы работают сегодня в условиях 1930—1940 гг., а другие — 1990 гг. В целом временные привязки диаграммы характерны для экономики США. Для стран Западной Европы соответствующий сдвиг запаздывания равен примерно пяти годам.
Наиболее существенной характеристикой мирового рынка, определяющей характер менеджмента фирм, является темп изменений во внешней среде в сравнении с реакцией фирмы. Если в начале века большинство фирм при наступлении изменений имело время на обдумывание, разработку и реализацию необходимых мероприятий в качестве реакции на изменения, то сейчас основная задача менеджмента состоит в том, чтобы предугадать эти изменения и подготовить загодя реакцию фирмы.
2.4. Организационно-правовые формы организации
Организационно-правовые формы организации в соответствии с Гражданским кодексом РФ приведены на рис. 2.9.
Рис. 2.9. Организационно-правовые формы организации
Характеристика коммерческих организаций по основным признакам приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Характеристика коммерческих организаций по основным признакам
№ |
Организация: |
Уставной капитал |
Риск
убытков, |
Распределение |
Управление |
Примечание |
1 |
Полное товарищество (ПТ): |
Складочный, разделенный на доли (вклады) |
Солидарная. Субсидиарная ответственность всем своим имуществом |
Пропорционально доле вклада каждого участника |
Управлениепо общему согласию всех участников (совместное ведение дел или поручение одному или нескольким участникам) |
Каждый участник имеет 1 голос, если уставом не предусмотрено иное.Участник обязан участвовать в деятельности ПТ.ПТ не имеет права на выпуск акций |
2 |
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ТВ) |
-"- |
|
|
-"- |
|
2.1. Полные товарищи |
|
-"- |
-"- |
|
| |
2.2. Вкладчики (коммандитисты): |
|
Только своим вкладом |
Пропорционально доле вклада |
Не может принимать участие в управлении |
Не участвует в деятельности ТВ | |
3 |
Общество с ограниченной ответственностью
(ООО): |
Складочный, разделенный на доли (вклады) |
Участники ООО не отвечают по его обязательствам. Риск убытков в пределах вкладов |
Пропорционально доле вклада |
Высший орган — общее собрание учредителей. Исполнительный орган — коллегиальный или единоличный |
Участник ООО имеет право продать или уступить свою долю другим участникам ООО или третьим лицам. Участник ООО может работать или не работать в ООО |
4 |
Общество с дополнительной ответственностью
(ОДО): |
,, |
Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом, кратную вкладу |
,, |
,, |
,, |
5 |
Акционерное общество (АО): |
Складочный, разделенный на акции |
Акционеры не отвечают по его обязательствам.Риск убытков в пределах стоимости акций |
Пропорционально стоимости акций простых и привилегированных |
Высший орган — общее собрание акционеров. Совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган — дирекция или директор |
ОАО — акционеры могут свободно отчуждать свои акции третьим лицам. ЗАО — акции распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.Число голосов по количеству акций (простых) |
6 |
Дочернее хозяйственное |
1. Хозяйственное общество | ||||
7 |
Зависимое хозяйственное общество (ЗХО) |
Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. | ||||
8 |
Производственный кооператив (ПК)
(артель): |
Имущество ПК состоит из имущественных паев (взносов) участников с образованием неделимого фонда |
Субсидиарная ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законом о ПК и уставом |
В соответствии с трудовым участием |
Высший орган — общее собрание членов. При числе членов более 50 может быть создан наблюдательный совет. Исполнительный орган — правление и (или) его председатель. |
Число членов не менее 5. ПК — совместная деятельность на основе личного трудового или иного участия. 1 член ПК имеет 1 голос |
9 |
Государственное (муниципальное) унитарное
предприятие, основанное на праве хозяйственного
ведения: |
Имущество — государственная или муниципальная собственность, закрепленная за предприятием на правах хозяйственного ведения. Уставной фонд полностью оплачивается собственником |
Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия, как и предприятие не отвечает по обязательствам собственника. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом |
Собственник имущества имеет права на часть прибыли |
Управление осуществляется руководителем, назначенным собственником |
Предприятие не имеет права распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника |
10 |
Государственное унитарное предприятие,
основанное на праве оперативного управления
(Федеральное казенное предприятие). |
Имущество — федеральная собственность, закрепленная за предприятием на правах оперативного управления |
Российская Федерация несет
субсидиарную ответственность по обязательствам
казенного предприятия при |
Распределение прибыли определяется собственником имущества |
,, |
Предприятие не имеет права распоряжаться имуществом без согласия собственника |
3.1. Менеджмент как
совокупность взаимодействия
Разделение труда по мере развития
производственных отношений привело
к выделению специфических
Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).
Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Кольцо управления
Управление включает три аспекта:
- "Кто" управляет "кем"
(институциональный аспект);
- "Как" осуществляется управление
и "как" оно влияет на управляемых
(функциональный аспект);
- "Чем" осуществляется управление
(инструментальный аспект).
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:
- сопоставление существующего
состояния с желаемым ("где
мы?" и "куда идем?");
- руководящие требования к действиям
("что надо сделать?");
- критерии принятия решений ("какой
путь лучший?");
- инструменты контроля ("куда мы
в действительности пришли и что из этого
следует?" (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Сущность менеджмента
Основные виды целей:
- стремление к доходу;
- стремление к имущественному состоянию;
- стремление к благосостоянию;
- стремление к увеличению оборота ("доли
рынка");
- стремление к снижению расходов;
- завоевание имиджа.
Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы
Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).
Нормативные требования к управлению включают:
- принципы предпринимательской
деятельности;
- основные цели, объекты, сферы деятельности;
- требования к ее организации.
Основные принципы предпринимательской деятельности:
- четкое представление смысла
предпринимательской
- отношение менеджеров к участникам предпринимательской
деятельности (например, готовность
нести ответственность за работников
фирмы и перед вкладчиками капитала);
- отношение к окружающей среде (к партнерам
по рынку, общественной и экономической
среде);
- восприимчивость к НТП;
- готовность к риску.
Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:
- к способу управления (например,
авторитарный или
- в области инноваций (например, текущее,
гибкое или жесткое планирование);
- в среде информации (открытость, секретность);
- принципы мотивации;
- организационные структуры;
- принципы контроля.
Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.
К структурной политике относят:
- политику создания фирмы (цели, решения,
средства);
- политику места положения фирмы;
- политику ее правовой формы;
- политику отношения собственника к предприятию;
- кооперационную политику с другими фирмами;
- политику концентрации и разукрупнения;
- политику ликвидации фирмы.
Конкретные политики действий включают:
- политику приобретения (сырья,
материалов, услуг и т.д.);
- инвестиционную политику;
- политику запасов;
- политику в области оборудования;
- кадровую политику;
- финансовую политику;
- производственную политику (система
и тип производства, размер партий, технологические
процессы, оперативное управление);
- политику сбыта (цены, распределение,
реклама);
- политику отчетности о деятельности
фирмы.
Этика и культура фирмы
С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений — этике предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться в обеспечение стабильности предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы.
Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:
- учет их индивидуальных
- предоставление возможности полного
раскрытия индивидуальности;
- защита от необоснованного вмешательства;
- гарантия прав;
- справедливая оплата;
- социальные гарантии;
- учет сфер персональной ответственности;
- участие в управлении и т.д.
По отношению к рыночному партнеру:
Информация о работе Курс лекций по "Экономике и управлении предприятием"