Организация многостаночной работы, ее влияние на эффективность производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование эффективности использования многостаночной работы на примере расчетов по предприятию «ХХХ».

Содержание

Введение 3

Глава 1. Многостаночное обслуживание как форма кооперации труда 4

1.1. Кооперация труда: содержание, основные формы и ее значимость 4

1.2. Понятие и сущность многостаночного обслуживания 7

Глава 2. Организация многостаночного обслуживания 13

2.1 Основные показатели многоагрегатного обслуживания 13

2.2. Построение графика многостаночного обслуживания 21

Глава 3. Внедрение многостаночного обслуживания на предприятии 23

3.1. Расчет показателей многостаночного обслуживания на примере предприятия «ххх» 23

3.2.Определение эффективности внедрения многостаночного обслуживания 35

Заключение 37

Список литературы: 38

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и основные виды многостаночного обслуживания.docx

— 195.54 Кб (Скачать файл)

    б)последовательно  выполняемые различные операции на разнотипных станках

    в)различные  операции на различных видах работ, выполняемых на разнотипных станках

  • по соотношению длительности совмещаемых операций:

    а) равной длительности

    б)кратной  длительности

    в) разной длительности (неравные и некратные длительности операций)

  • по типу оборудования

    а) из станков-автоматов

    б)из станков-полуавтоматов

    в)из универсальных  станков

    г)из технологически разнородных станков

  • по способу обслуживания:

    а) циклический

    б)нециклический(сторожевой)

    в) комбинированный

     В многостаночный комплекс в первую очередь  должно включаться оборудование,1на1котором: автоматизированы процессы выключения и переключения механизмов главного движения и подачи; 
имеются приспособления и устройства для механизированной уборки стружки; смонтированы устройства, предупреждающие об окончании рабочего
1хода; применены стандартизированные и унифицированные режущие и мерительные инструменты, приспособления; механизированы зажимные операции; применяется многоинструментальная обработка и т. д.

     С точки зрения технологии производства и применяемого оборудования многостаночные рабочие места могут быть технологически однородными, если в их состав включены однотипные станки (например, в машиностроении зуборезные, токарные автоматы, фрезерные, резьбонарезные и т. д.), или технологически разнородными, если в их состав входят разнотипные станки. В случае выполнения рабочим операций на нескольких разнородных станках возникает необходимость освоения рабочим двух или нескольких профессий, и тогда многостаночное обслуживание принимает одновременно форму совмещения профессий.

     Многостаночное  обслуживание может быть сторожевым, маршрутным или маршрутно-сторожевым. При сторожевом методе обслуживания рабочий наблюдает за всеми станками и определяет необходимость их обслуживания.

     Возможны  два варианта обслуживания таким  методом:

1) без  приоритетов, когда станки обслуживают  по мере необходимости; 

2) с  приоритетом, когда очередность  обслуживания определяется с  учетом стоимости и степени  загрузки оборудования.

     При маршрутном методе рабочий обслуживает  станки по заранее установленному маршруту.

     Маршрутно-сторожевой метод сочетает в себе элементы маршрутного  и сторожевого: рабочий следует  по определенному маршруту, однако, обслуживая последний станок, при  необходимости он может вернуться к станку,1обслуженному1ранее.

     Многостаночное  обслуживание оборудования применяется  в следующих случаях:

     1) на прямоточных поточных линиях  с ручным управлением оборудования;

     2) при обслуживании полуавтоматического  оборудования;

     3) при обслуживании оборудования, работающего в автоматическом  режиме.

     В первых двух случаях многостаночное обслуживание называется циклическим; в третьем – нециклическим (стохастическим).

     Циклическое многостаночное обслуживание характерно тем, что рабочий по одному и тому же маршруту обходит оборудование, осуществляя одни и те же ручные манипуляции, связанные с обслуживанием каждой единицы оборудования .При циклической системе станки обслуживают в определенной последовательности, по разработанному маршруту и в соответствии с заранее составленным графиком. Как правило, циклическое обслуживание применяют на поточных линиях и на рабочих местах, где установлены станки с одинаковым или близким по времени циклом обработки деталей. Примером такого обслуживания является работа на рабочего на токарных полуавтоматах.

     Нециклическое многостаночное обслуживание имеет ту особенность, что рабочий обслуживает оборудование по мере необходимости в случайные моменты времени. Поэтому не существует стабильного маршрута обхода оборудования. Такое обслуживание применяется в единичном и мелкосерийном производстве при выполнении неповторяющихся операций различной длительности. Примером стохастичекого обслуживания является обслуживание ткацких станков – рабочий связывает оборвавшуюся нить на том станке, где это произошло. Заранее предвидеть это событие невозможно.

     Поскольку нециклическое обслуживание относится  к станкам, не связанным общим  ритмом работы, приоритеты в обслуживании должны устанавливаться с учетом следующего соотношения:

Кож = Твн : Сож

где Твн — вспомогательное не перекрываемое время в мин;

Сож — потери (в денежном выражении),  связанные с простоем станка в ожидании обслуживания, в расчете на 1 мин.

     В условиях серийного и мелкосерийного производства величина Твн рассчитывается как средняя величина по группе операций, преобладающих на данном станке.

     Чем меньше величина отношения Кож, тем выше приоритет данного станка. Если в многостаночное рабочее место входят однотипные станки, то можно упростить данную задачу, давая приоритет в обслуживании станкам большей стоимости.

     Многостаночное  обслуживание требует изменения  в организации рабочих мест. При  одностаночном обслуживании рациональная планировка обеспечивается размещение станков в линию параллельно  оси прохода либо под углом  к ней. При многостаночном обслуживании станки комплекса должны располагаться  так, чтобы обеспечить минимальную  длину маршрута обслуживания (Рис.1.1). 

      Рисунок 1.1

     Варианты  расстановки оборудования многостаночных комплексов 
 
 
 
 
 
 
 

     Для циклического обслуживания чаще всего  рациональна кольцевая расстановка, которая позволяет совместить начало и конец маршрута. При нециклическом обслуживании целесообразно применять линейное расположение оборудования.

     Организация работы на нескольких станках, как и  обслуживание агрегатов сверх установленного норматива обслуживания — важный фактор повышения эффективности использования рабочих кадров, роста эффективности труда и производства. Эта прогрессивная форма организаций труда способствует повышению коэффициента сменности работы оборудования, росту выпуска продукции без дополнительной численности и увеличению фондоотдачи.

Глава 2. Организация многостаночного  обслуживания

2.1 Основные показатели  многоагрегатного  обслуживания

     Hоpмиpование  в условиях многостаночной работы  охватывает расчет не только оперативного времени для каждого вида оборудования по соответствующим нормативным материалам (аналогично расчету времени при одностаночной работе), но и времени, связанного с обслуживанием нескольких станков, учитывающего переход от станка к станку, активное наблюдение и т.д.

     Поскольку время, связанное с обслуживанием  нескольких станков, зависит от характера процесса, структуры и группировки технологических операций, применяемого оборудования, его количества, особенности технологической планировки, специализации рабочих мест, принятых форм обеспечения и обслуживания оборудования, при организации многостаночного обслуживания и установлении норм времени следует придерживаться следующей последовательности:

  1. Определяется основное (технологическое) время выполнения работы на каждом станке.

     Основное (технологическое) время представляет собой время, в течение которого осуществляется непосредственная цель данного технологического процесса. В зависимости от характера технологического процесса этой целью могут быть:

  • изменение формы и размеров заготовки снятием стружки на металлообрабатывающих станках (точение, фрезерование, сверление, строгание и т.п.);
  • изменение формы и размеров заготовки в процессе деформации, осуществляемой под внешним давлением в горячем и холодном виде (ковка и холодная штамповка, гибка и т.п.);
  • изменение состояния или свойств материала (например, наплавка металла);
  • изменение формы и размеров заготовки с применением механизированного или ручного инструмента (сверление электродрелью, резка ручными ножницами или ручной ножовкой, обрубка пневматическим или ручным зубилом, опиловка напильником и т.п.);
  • изменение структуры, физико-химических и механических свойств металла посредством термической обработки (закалка, отпуск, отжиг, нормализация, цементация и т.п.);
  • изменение внешнего вида детали или изделия травлением, полированием, окраской и т.д.;
  • соединение и крепление деталей при сборке, сварке, пайке и т.п.
  1. Рассчитывается оперативное время выполнения операции (Топ) которое представляет собой сумму свободного машинного времени и времени занятости рабочего: 

     К оперативному относится время, которое  затрачивается на непосредственное выполнение заданной операции и повторяется  с выполнением каждой единицы  изделия через строго определенное их число.

     При обслуживании любого станка время занятости  рабочего (Тз) представляет собой сумму следующих элементов:

  • времени выполнения ручных приемов, не перекрываемого машинно-автоматическим временем (Тр);
  • времени выполнения ручных приемов, перекрываемого машинно-автоматическим (Тмр);
  • времени активного наблюдения за работой оборудования (Тан);
  • времени перехода к станку (Тпер)

Таким образом,

   (2)

     Вспомогательным называется время, затрачиваемое рабочим  на выполнение действий, создающих  возможность выполнения основной работы. Например, к вспомогательным элементам  рабочего времени относится время  съема готовой продукции, управления оборудованием, время на промеры  обрабатываемых поверхностей и переустановку  инструмента.

     Перекрываемое вспомогательное время - время выполнения рабочим тех элементов основной, вспомогательной работы и обслуживания, которое осуществляется в период автоматической работы данного оборудования.

     Неперекрываемое вспомогательное время -  время  выполнения вспомогательных работ  при остановленном (неработающем) оборудовании (например, загрузка сырья в аппараты прерывного действия и выгрузка из них готовой продукции).

     Временем  активного наблюдения за работой  оборудования называется период времени, в течение которого рабочий следит за работой оборудования, ходом технологического процесса и т.д., чтобы обеспечить необходимое качество продукции  и исправность оборудования. В  течение этого времени его  присутствие на рабочем месте  необходимо.

     Свободное машинно-автоматическое время (Тма) представляет собой время автоматической работы оборудования без контроля рабочим; оно может быть определено как разность между основным (технологическим) временем (То) и частью времени занятости рабочего, перекрываемую основным: 

  1. Определяется  общее время занятости рабочего при обслуживании группы станков (Тзрм), которое будет равно сумме времени занятости рабочего по каждому из обслуживаемых станков:

Информация о работе Организация многостаночной работы, ее влияние на эффективность производства