Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование эффективности использования многостаночной работы на примере расчетов по предприятию «ХХХ».
Введение 3
Глава 1. Многостаночное обслуживание как форма кооперации труда 4
1.1. Кооперация труда: содержание, основные формы и ее значимость 4
1.2. Понятие и сущность многостаночного обслуживания 7
Глава 2. Организация многостаночного обслуживания 13
2.1 Основные показатели многоагрегатного обслуживания 13
2.2. Построение графика многостаночного обслуживания 21
Глава 3. Внедрение многостаночного обслуживания на предприятии 23
3.1. Расчет показателей многостаночного обслуживания на примере предприятия «ххх» 23
3.2.Определение эффективности внедрения многостаночного обслуживания 35
Заключение 37
Список литературы: 38
маршрута обслуживания неэффективно, так как может вызвать значительные простои
оборудования и рабочих.
Если величины tс и tз имеют значительные колебания, расчет норм обслуживания и
численности должен осуществляться с учетом вероятностных закономерностей, что
определяет необходимость использования специального математического аппарата —
теории массового обслуживания.
После определения
характеристик системы
(входящего потока, длительности, дисциплин, доступности обслуживания, матрицы
передач) методами теории массового обслуживания или в результате имитации работы
системы на ЭВМ можно установить оптимальное соотношение между численностью
рабочих и количеством станков.
Наиболее просто эта задача решается для обслуживания станков-автоматов
рабочими, совмещающими функции операторов и наладчиков. Для этих систем имеются
формулы, по которым можно рассчитать все характеристики, необходимые для выбора
оптимальных норм обслуживания и численности. Состав этих характеристик определяется
установленными ограничениями и критериями оптимальности.
Расчет оптимальных норм обслуживания и численности по формулам теории
массового обслуживания весьма трудоемок и практически неосуществим в условиях
большинства предприятий. В связи с этим разработаны таблицы и номограммы, с по-
мощью которых оптимальные нормы обслуживания и численности определяются без
сколько-нибудь существенных вычислений. Для выбора оптимальных норм
обслуживания, соответствующих критерию минимума затрат на заданный объем про-
дукции, достаточно эффективными являются таблицы типа тех, которые рассмотрены в
гл. 9.
Особенности определения длительности операций в условиях многостаночной
работы связаны с учетом времени перерывов в работе станков. Эти перерывы
обусловлены проектной технологией и организацией труда, они могут повторяться с каж-
дой единицей продукции,
и поэтому для упрощения
в состав оперативного времени.
Норму длительности (см. 6.4) в условиях многостаночной работы' целесообразно
устанавливать по формуле:
Где q — количество деталей, которое должно быть изготовлено за время
непрерывной автоматической
работы ta; Кан — коэффициент
оборудования по времени автоматической работы, необходимый для выполнения
производственной
программы; Кнп — коэффициент
времени нормированных
т. е. перерывов
на организационно-техническое
подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности.
Величина Кнп устанавливается из соотношения:
где Tнп — среднее время нормированных перерывов в работе оборудования за
смену.
В составе T учитываются только реальные перерывы. Например, если во время
нормированного отдыха рабочих станки не выключаются (за счет взаимных подмен
рабочих), то время на отдых в составе Tнп не учитывается. Оно учтено в коэффициенте
Кнз при расчете оптимальных норм обслуживания и численности. Таким образом,
величина Кнп должна устанавливаться на основе проектирования рационального для дан-
ного конкретного участка регламента обслуживания оборудования и режима труда и
отдыха.
Особенности оплаты труда многостаночников определяются прежде всего
необходимостью
учета степени их занятости в
течение рабочей смены и
соответствующих доплат к тарифным ставкам. Доплаты за уровень занятости являются
одним из видов компенсаций за условия труда (см. разд. 10.3). Они устанавливаются в
зависимости от соотношения между нормативной и проектной занятостью рабочего.
Максимальный уровень доплат, как правило, не должен превышать 30% тарифной ставки.
Этот уровень
соответствует равенству
доплаты повышаются по мере увеличения проектной занятости, но лишь до тех пор, пока
у рабочего остается
нормативное время на отдых в
течение смены.__
4 Многостаночное (многоагрегатное) обслуживание.
Многостаночное (многоагрегатное) обслуживание представляет собой одну из прогрессивных форм организации труда, при которой рабочий (или бригада рабочих) обслуживает одновременно несколько станков (агрегатов), выполняя ручные приемы на каждом из них во время машинно-автоматической работы других станков, а также все или часть функций обслуживания рабочего места и подготовительно-заключительные операции.
Организация работы на нескольких станках, как и обслуживание агрегатов сверх установленного норматива обслуживания, — важный фактор повышения эффективности использования рабочих кадров, роста эффективности труда и производства. Эта прогрессивная форма организаций труда способствует повышению коэффициента сменности работы оборудования, росту выпуска продукции без дополнительной численности и увеличению фондоотдачи.
Материальные предпосылки развития многостаночного обслуживания определяются применяемым технологическим оборудованием, степенью оснащения средствами автоматизации и механизации, использованием станков с программным управлением, что обусловливает уменьшение как абсолютной величины ручного (машинно-ручного) времени, так и его доли в балансе рабочего времени. Как показывают исследования, время пассивного наблюдения в период машинно-автоматической работы станков нередко достигает 45—50% времени оперативной работы, что и позволяет обслуживать другие станки (агрегаты).
Условием организации многостаночного обслуживания является такое соотношение затрат времени, при котором время машинно-автоматической работы одного станка больше или по крайней мере равно суммарному времени ручной и машинно-ручной работы на всех других обслуживаемых станках и переходов между ними.
Организационными предпосылками развития многостаночного обслуживания являются: рациональная планировка рабочих мест, участков, обеспечивающая обозримость станков, обслуживаемых многостаночником, и кратчайшие маршруты перехода от одного станка к другому; изменение форм разделения и кооперации труда (передача функций наладки и подналадки станков от рабочих-станочников рабочим-наладчикам, переход к коллективным формам труда и т. д.); организация централизованной заточки инструментов; введение статистического контроля качества продукции.
Системы многостаночного обслуживания, формы организации и методы нормирования труда рабочих-многостаночников зависят от применяемого оборудования и организации производства. Рабочие места многостаночников можно расклассифицировать по ряду признаков.
С точки зрения технологии производства и применяемого оборудования многостаночные рабочие места могут быть технологически однородными, если в их состав включены однотипные станки (например, в машиностроении зуборезные, токарные автоматы, фрезерные, резьбонарезные и т. д.), или технологически разнородными, если в их состав входят разнотипные станки. В последнем случае рабочие-многостаночники совмещают несколько профессий соответственно типам станков, включенных в их рабочее место. Классификация многостаночных рабочих мест с точки зрения организации труда приведена на рисунке.
Классификация рабочих мест многостаночников. |
На станках, не связанных общим ритмом работы, может иметь место циклическое обслуживание по заранее разработанному и систематически повторяющемуся маршруту и нециклическое (сторожевое) обслуживание, когда рабочий-многостаночник постоянно меняет маршрут обслуживания с тем, чтобы предупредить простои станков и улучшить их использование.
График циклической работы многостаночника представлен на рисунке. Время цикла Тц при таком обслуживании равно сумме свободного машинного времени Тм.с и времени занятости рабочего Тз. Поскольку время ручной работы не является постоянной величиной, то при полной занятости рабочего внутри цикла в данном случае будут возникать кратковременные простои станков, удлиняющие цикл. При наличии некоторых микропауз в работе станочника, компенсирующих колебания затрат ручного времени, т. е. при условии Тз<Тц работа станков при циклическом обслуживании может протекать без потерь.
При нециклическом
обслуживани возникают такие
моменты, когда на одном или нескольких
обслуживаемых станках
Время цикла Тц определяется как сумма свободного машинного времени Тмс, времени занятости Тз и времени перерывов в работе станка вследвствии ожидания обслуживания, отнесенное к одному циклу, Тпс. Задача определения Тпс может быть решенв двумя путями.
Первый путь
— проведение массовых наблюдений
при различных соотношениях между свободным
машинным временем и временем занятости
и при различном числе обслуживаемых станков.
Такие наблюдения требуют тщательного
измерения времени работы и простоев рабочего
и каждого обслуживаемого им станка. Практически
эти наблюдения должны проводиться одновременно
несколькими наблюдателями с последующим
построением совместных графиков типа,
представленного на рисунке
Второй путь - проведение расчетов с использованием методов математической статистики и теории массового обслуживания. Теория массового обслуживания позволяет рассчитать относительные и абсолютные значения времени простоев станка из-за ожидания обслуживания при совпадении в необходимости одновременного обслуживания нескольких станков одним или несколькими рабочими. Теория массового обслуживания позволяет также определить величину свободного времени у рабочих, обслуживающих оборудование.
Основное условие применения этой теории заключается в том, что поток требований на обслуживание подчинен законам случайных процессов.
На станках, связанных общим ритмом работы, применяется циклическое обслуживание, при котором рабочий выполняет операции циклически по определенному маршруту. В этих случаях может иметь место эластичная связь между станками, когда при выходе из строя одного из обслуживаемых станков работа может проходить с изменением принятого маршрута, или жесткая связь, когда изменение маршрута невозможно. Может иметь место и смешанная система обслуживания, при которой часть элементов трудового процесса выполняется циклически, а другая часть—нециклически. Так, например, приемы вспомогательной работы могут выполняться многостаночником циклически, а обслуживание рабочего места — по мере возникновения необходимости.
При организации
многостаночного и
· определение участков производства, на которых возможно и целесообразно многостаночное обслуживание;
· выбор наиболее эффективных систем обслуживания;
· определение оптимальной зоны обслуживания;
· рациональное размещение оборудования и транспортных средств на рабочем месте;
· установление обоснованных норм.
Информация о работе Организация многостаночной работы, ее влияние на эффективность производства