Организация многостаночной работы, ее влияние на эффективность производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование эффективности использования многостаночной работы на примере расчетов по предприятию «ХХХ».

Содержание

Введение 3

Глава 1. Многостаночное обслуживание как форма кооперации труда 4

1.1. Кооперация труда: содержание, основные формы и ее значимость 4

1.2. Понятие и сущность многостаночного обслуживания 7

Глава 2. Организация многостаночного обслуживания 13

2.1 Основные показатели многоагрегатного обслуживания 13

2.2. Построение графика многостаночного обслуживания 21

Глава 3. Внедрение многостаночного обслуживания на предприятии 23

3.1. Расчет показателей многостаночного обслуживания на примере предприятия «ххх» 23

3.2.Определение эффективности внедрения многостаночного обслуживания 35

Заключение 37

Список литературы: 38

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и основные виды многостаночного обслуживания.docx

— 195.54 Кб (Скачать файл)

величина числено  равна коэффициенту занятости рабочего Kзц); количество станков, простаивающих в

ожидании обслуживания:

L = (ΣTпр) / Тмц,

где ΣTпр – суммарное время простоя всех станков (по графику) в течение цикла Тмц.

Если расчеты  сделаны верно, то должно выполняться  равенство:

N = D + H + L.

3 Норму обслуживания  N проверяют на соответствие норме выработки: D Dн и критерию нор-

мальной занятости  рабочего н

Kзц ≤ Kзц . Если эти условия выполняются, то норма обслуживания прини-

мается и внедряется в производство. Норма обслуживания оборудования для рабочего не должна пре-

вышать 3 – 4 станков; для обслуживания рабочему следует  подбирать станки с примерно одинаковыми

значениями (Tс + Tз). В этом случае простои станков в течение цикла многостаночного обслуживания

будут минимальными.

Методика  расчета нормы  обслуживания оборудования в случае нециклических  (стохастиче-

ских) процессов. При нециклических процессах оборудование обслуживается по мере остановки, без

соблюдения одного и того же порядка обхода станков. В этом случае величины Tс и Tз имеют сущест-

венные колебания  и расчет нормы обслуживания оборудования N и численности рабочих Ч должен

осуществляться  с учетом вероятностных закономерностей  – теории массового обслуживания. Расчет N

и Ч по формулам теории массового обслуживания весьма трудоемок, поэтому следует пользоваться го-

товыми таблицами  нормативов для определения оптимальных  норм N и Ч (табл. 2.4). Более подробные

таблицы нормативов можно найти в справочниках нормировщика.__

Существует два  варианта использования таблицы  нормативов для определения оптимальных  норм

обслуживания  оборудования N и численности рабочих Ч:

1) участок, на  котором установлены станки в  количестве N единиц, не разделяется на зоны обслу-

живания между  рабочими численностью Ч. Это вариант  бригадной формы организации  труда на участ-

ке;

2) участок поделен  между рабочими на зоны обслуживания. В этом варианте обслуживания  обору-

дования требуется  большая численность рабочих  на производственном участке, чем в  случае бригадной

формы организации  труда.

П р и м  е р . На участке установлено 18 станков-автоматов. Определить численность операторов

станков для  двух вариантов разделения труда  на участке: 1) бригадная форма организации  труда; 2) с

разделением участка  на зоны обслуживания. Для выполнения производственной программы в состоя-

нии непрерывной  работы должно находиться 15,59 станка из 18, имеющихся на участке. Средний  коэф-

фициент занятости  оператора на одном станке-автомате составляет 0,085 (8,5 %).

Р е ш е  н и е . 1) В табл. 2.4 находим необходимое  число действующих станков D = 15,59 и для этой

величины определяем численность Ч операторов – 2 человека. Другими словами, если на участке  уста-

новлено N = 18 станков, то два оператора смогут поддерживать в состоянии работы

15,59 станка, что  обеспечит выполнение производственной  программы участка.

2) Разделим участок  на две зоны, в каждой из  которых будет по девять станков  и по одному челове-

ку. В таблице  нормативов находим, что для N = 9 и Ч = 1 – количество действующих станков D = 7,46.

Следовательно, в двух зонах будет действовать 7,46 ⋅ 2 = 14,92 станка, что меньше необходимого коли-

чества 15,59. Очевидно, что необходимо увеличить количество зон на участке. Разобьем участок  на три

зоны обслуживания, в каждой из которых будет по шесть  станков и одному человеку. В таблице  норма-

тивов находим, что для N = 6 и Ч = 1 – количество действующих станков D = 5,23. Следовательно, в

трех зонах  будет действовать

5,23 ⋅ 3 = 15,69 станка, что больше необходимого количества 15,59. Таким _______образом, трое операторов  на

участке, разделенном  на три индивидуальные зоны обслуживания, смогут обеспечить выполнение про-

изводственной программы.

Окончательный выбор одного варианта из двух рассмотренных, будет зависеть от минимума целе-

вой функции

Σ(TCiЧi ) ,

где ТСi – тарифная ставка оплаты труда операторов станков.

В случае бригадной  формы организации труда на участке, значение ТСi будет максимальным, по-

скольку труд операторов более интенсивный, чем в варианте разделения участка на индивидуальные

зоны обслуживания. Однако численность операторов при  бригадной форме труда будет  минимальной.

При разделении участка на зоны обслуживания ситуация изменяется – ТСi будет минимальной, а чис-

ленность операторов – наибольшей. Тот вариант разделения труда на участке будет оптимальным, ко-

торый обеспечит  минимальные затраты на оплату труда  рабочих, обслуживающих станки.

При организации  многостаночного обслуживания необходимо решение трех

основных задач:

1. Найти оптимальные  нормы обслуживания и численности  с учетом

взаимодействия  между операторами-многостаночниками, наладчиками и другими

группами рабочих.

2. Определить  длительность цикла изготовления  единицы продукции на

одном станке с  учетом его возможных простоев в  ожидании обслуживания

рабочими. Эта  величина называется нормой длительности. Она характеризует

станкоемкость единицы продукции по данной операции и измеряется в единицах

времени (с, мин  и т. п.).

3. Установить  норму трудоемкости операции  на единицу продукции для

рабочих каждой группы исходя из норм длительности, обслуживания и

численности. Нормы  трудоемкости продукции по данной операции измеряются в

человеко-секундах, человеко-минутах и т. п.

Таким образом, если при обслуживании одним рабочим  одного станка достаточно

установить одну норму (норму времени), то при многостаночной работе необходимо

установление  трех норм: нормы обслуживания для  рабочего (бригады), нормы

длительности, определяющей станкоемкость операции, и нормы, определяющей

трудоемкость  операции.

При многостаночной работе нормированное время должно включать оптимальную

величину объективно возможных простоев станка (агрегата) в ожидании обслуживания

многостаночниками, т. е. при многостаночной работе норма  длительности имеет

следующую структуру:

где tс — свободное  машинное (аппаратурное) время, т. е. время  однократной

непрерывной работы станка (аппарата) без какого-либо участия  рабочего; это время

затрачивается на одну деталь либо несколько деталей, изготовляемых непрерывно из

одной заготовки (например, из одного прутка), или в  многоместном приспособлении, или

при бункерной (магазинной) подаче заготовок в зону обработки; tз — время однократной

занятости многостаночника  на одном станке; tnm — время объективно возможных

перерывов в  работе оборудования, связанных с  ожиданием многостаночников; tорм  —

время обслуживания рабочего места; tотл— время на отдых  и личные надобности; tпз —

подготовительно-заключительное время.

Наличие времени  перерывов tпм в составе нормы  времени является одной из

важнейших особенностей многостаночной работы. Оптимальная  величина tпм

устанавливается в результате расчета оптимальных  норм обслуживания и численности

Чем больше величина нормы обслуживания, тем при прочих равных условиях больше

время tпм.

Нормы труда  при многостаночной работе должны рассчитываться в той

последовательности, в которой они были перечислены  выше, т. е. сначала определяются

нормы обслуживания (численности), а затем на их основе — нормы времени. Этот

порядок определяется зависимостью между указанными нормами  и характером исходной

информации, необходимой  для расчета каждой из них.

Для расчета  норм обслуживания и численности  в качестве исходных данных

используются  величины свободного машинного (аппаратурного) времени tс и времени

занятости рабочего на одном станке tз. Если станки обслуживаются  рабочими нескольких

групп (операторами, наладчиками и т. п.), то величины tз должны быть указаны для

рабочих каждой группы. Кроме того, в этом случае должен быть задан порядок

обслуживания  станков рабочими различных групп. Следует учитывать, что при

обслуживании  станков рабочими различных групп  в зависимости от конкретных условий

расчет норм обслуживания и численности для  многостаночников может выполняться  как

при фиксированном  разделении и кооперации труда, так  и в процессе решения общей

задачи оптимизации  форм разделения труда, норм обслуживания и численности.

Каждому варианту норм обслуживания и численности  соответствует определенная

величина объективно возможных простоев оборудования в  ожидании обслуживания

рабочими. С учетом этих перерывов устанавливается  норма длительности изготовления

единицы продукции  на одном станке рабочего места многостаночника.

Исходя из норм длительности обслуживания и численности  рассчитывается норма

времени (трудоемкости) на единицу продукции. На основе норм времени, обслуживания

и численности  определяются нормы выработки и  нормированные задания.

Порядок дальнейшего  изложения материала соответствует  указанной

последовательности  расчета норм, т. е. вначале излагается расчет норм обслуживания и

численности.

Величина норм обслуживания и численности определяется прежде всего

величинами tс  и tз. Чем больше частное tс : tз , тем  больше станков может приходиться  на

одного рабочего.

Проще всего  нормы обслуживания и численности  рассчитываются при

циклических процессах, когда рабочий обслуживает оборудование постоянно по одному

маршруту и  на каждом из станков периоды работы и обслуживания повторяются через

определенный  отрезок времени — цикл многостаночного  обслуживания.

При нециклических  процессах оборудование обслуживается  по мере его остановки,

без соблюдения одного и того же порядка обхода станков. Такое обслуживание

характерно для  многостаночников в тех случаях, когда величины свободного времени  и

времени занятости  существенно колеблются. При этом соблюдение определенного

Информация о работе Организация многостаночной работы, ее влияние на эффективность производства