Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:33, контрольная работа
Целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятие управленческого решения в организации.
Предметом исследования является роль руководителя в организации, его функциональные обязанности и требования к личностным качествам.
Объектом исследования является НО БФ «Иваново Дело».
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Современная система взглядов на процесс разработки управленческого решения……………………………………………………………………………..5
1.1. Социально-психологические основы проработки управленческих решений……………………………………………………………………………..5
1.2. Значение человеческого фактора в процессе разработки и реализации управленческих решений………………………………………………………….8
1.3. Требования к лицу, принимающему решение…………………………...13
1.4. Роль мотивации при разработке управленческих решений……………..16
2. Особенности принятия управленческих решений в эргатических (человеко-машинных) системах управления. ………………………………………………21
2.1. Характеристика эргатических систем управления………………………..21
2.2. Специфика принятия управленческих решений в эргатических системах управления……………………………………………………………….………..27
Роль знаний, интуиции и опыта менеджера при принятии управленческих решений.
3. Нравственная и этическая сторона управленческих решений в НО БФ «Иваново Дело»…………………………………………………………….……..33
Заключение………………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………….43
Приложение……………………………………………………………………….44
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Современная система взглядов
на процесс разработки
1.2. Значение человеческого
фактора в процессе разработки
и реализации управленческих
решений………………………………………………………….
2. Особенности принятия управленческих решений в эргатических (человеко-машинных) системах управления. ………………………………………………21
2.1. Характеристика эргатических систем управления………………………..21
2.2. Специфика принятия
3. Нравственная и этическая
сторона управленческих
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….43
Приложение……………………………………………………
Введение
Важной частью любой управленческой деятельности является принятие решений. Можно сказать, что принятие решений – это центр, вокруг которого вращается жизнь организации.
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.
Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.
Процесс разработки и принятие управленческих решений может существенно различаться в зависимости от специфики области деятельности, в которой принимаются управленческие решения.
Актуальностью данной темы является использование современных технологий по принятию управленческих решений руководителем организации. Успешная организация это та, где руководство владеет умением принимать эффективные решения, используя дополнительные возможности, предоставляемые современными технологиями принятия управленческих решений.
Целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятие управленческого решения в организации.
Предметом исследования является роль руководителя в организации, его функциональные обязанности и требования к личностным качествам.
Объектом исследования является НО БФ «Иваново Дело».
В соответствии с целью исследования перед работой поставлены следующие задачи:
1. Современная система взглядов на процесс разработки управленческого решения.
Социально-психологические
методы предназначены для
Одна из общепринятых классификаций [3, c. 26]:
- моральное поощрение;
- социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения);
- убеждение;
- внушение;
- личный пример;
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
- создание и
поддержание морального
Данную классификацию можно дополнить следующими методами:
- формирование
трудовых коллективов с учетом
социально-психологических
- удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей;
Кроме того, существуют ещё несколько методов, служащих для выявления факторов, влияющих на эффективность производства и качества труда:
- анкетирование;
- применение специальных тестов;
- хронометраж;
- опросы;
- специальные социологические исследования.
Последняя группа методов показывает, что умеренность в использовании этих методов значительно важнее, чем при использовании других. Это тоже связано с особенностями человеческой психики, и зачастую постоянное использование их приводит к спаду работоспособности в связи с необходимостью тратить время на заполнение анкет или написание отчётов.
Со стороны потенциальных исполнителей, в зависимости от социально-психологической разработки управленческих решений, можно встретить противодействие или взаимодействие. Эта разработка должна обеспечить согласованность потребностей и интересов руководителя и исполнителей, социальную справедливость и ожидания как руководителя, так и исполнителей (рис. 1) [1, c. 98]:
Рис. 1 - Результаты воздействия управленческого решения
на исполнителя
Сплошной линией на рис. 1 обозначено взаимодействие при реализации управленческих решений, а пунктирной - противодействие. Социально-психологическая согласованность может быть отражена в тексте управленческого решения, либо при формировании обстановки реализации этого решения. Согласованность достигается применением социологических и психологических методов управления при реализации управленческих решений.
В последние годы роль
социально-психологических
Место социально-психологических методов очень сильно зависит от политики руководства, стоит заметить, что в развитых странах сейчас становится невозможным не использовать их, по крайней мере, частично. Связано это, в частности, с ростом уровня потребностей.
Цель социально-
Цель социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.
Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.
Познание социально-
Процесс разработки управленческих решений - один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения эффективности управленческого решения в большой мере зависит успех деятельности организации.
Эффективность управленческого решения не только определяется его обоснованностью, но также в большой степени зависит от лица, которое принимает решение.
Влияние человеческого фактора можно рассмотреть в двух аспектах:
1) влияние личностных характеристик на процесс разработки управленческих решений;
2) личностные оценки существующего управленческого решения.
К личностным характеристикам относятся воля, внушаемость, уровень эмоциональности, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, реакции, характер влияния, рискованность, параметры мышления. Для каждого человека характерны следующие основные параметры мышления: глубина, широта, быстрота, гибкость.
Большое влияние на разработку управленческого решения оказывают также такие качества руководителя, как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм.
Каждый руководитель ощущает на себе внимание подчиненных. Его личные качества существенно влияют на процесс отношений с подчиненными и коллегами, а также на разработку и исполнение управленческого решения [9, с. 218].
Среди набора личных качеств есть неизменяемые, слабо изменяемые и сильно изменяемые. К неизменяемым относятся: темперамент, здоровье, реакции; к слабо изменяемым - внушаемость, уровень эмоциональности, профессионализм, опыт, характер внимания, рискованность, параметры мышления; к сильно изменяемым - воля, ответственность, коммуникабельность.
В управленческой практике существуют наборы качеств человека, которые облегчают работу с людьми, увеличивают возможность успешной реализации управленческих решений.
Современному
руководителю необходимо обладать целым
рядом качеств, с помощью которых
он сможет эффективно выполнять свои
обязанности и успешно
Впрочем, с набором качеств, которыми должен обладать менеджер, обстоит не так просто. Прежде всего, нет единообразия в ответе на этот вопрос у классиков менеджмента. Основной источник трудностей заключается в том, что в различных условиях хозяйствования и областях человеческой деятельности требуются разные качества, подчас даже противоположные. То, что необходимо менеджеру крупной организации, занимающейся производством, может не понадобиться руководителю малого предприятия. Так, Ф. Тейлор выделяет у идеального менеджера ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность. Другой классик менеджмента А.Файоль считал, что менеджер должен обладать предвидением, организаторскими способностями, быть компетентным, считаться здоровьем, иметь развитый интеллект, высокий уровень культуры и нравственности.
Современные теоретики также предлагают свои перечни и качеств черт характера, которыми необходимо обладать руководителю.
Преуспевающий руководитель должен быть хорошим управляющим, способным организовать работу подчиненных таким образом, чтоб она была максимально эффективной. Руководитель должен быть лидером, способным увлечь людей и повести их за собой. А поэтому он должен иметь авторитет, обладать высоким уровнем профессионализма, нести положительные эмоции.
Руководителю приходится быть воспитателем, который способен выявить и развить у подчиненных их способности и положительные личные качества. Если он не умеет воздействовать на людей и помогать им проявлять себя с лучшей стороны, у него никогда не получиться создать крепкий коллектив, члены которого будут хорошо понимать, для чего он существует, и станут действовать в его интересах.
Менеджер должен быть прекрасным дипломатом, способным наладить контакт как с подчиненными и другими сотрудниками, так и с властями и партнерами.
Жесткое проведение своей линии необходимо, но далеко не во всех ситуациях. Иногда полезно уступить, пойти на компромисс. Особенно это важно, если жесткое проведение своей линии может провести к разрушению или ухудшению отношений с человеком, который важен для существования организации. Это касается как людей из внешней среды, так и сотрудников.
Информация о работе Особенности разработки и принятие управленческого решения в организации