Особенности разработки и принятие управленческого решения в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятие управленческого решения в организации.
Предметом исследования является роль руководителя в организации, его функциональные обязанности и требования к личностным качествам.
Объектом исследования является НО БФ «Иваново Дело».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Современная система взглядов на процесс разработки управленческого решения……………………………………………………………………………..5
1.1. Социально-психологические основы проработки управленческих решений……………………………………………………………………………..5
1.2. Значение человеческого фактора в процессе разработки и реализации управленческих решений………………………………………………………….8
1.3. Требования к лицу, принимающему решение…………………………...13
1.4. Роль мотивации при разработке управленческих решений……………..16
2. Особенности принятия управленческих решений в эргатических (человеко-машинных) системах управления. ………………………………………………21
2.1. Характеристика эргатических систем управления………………………..21
2.2. Специфика принятия управленческих решений в эргатических системах управления……………………………………………………………….………..27
Роль знаний, интуиции и опыта менеджера при принятии управленческих решений.
3. Нравственная и этическая сторона управленческих решений в НО БФ «Иваново Дело»…………………………………………………………….……..33
Заключение………………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………………………….43
Приложение……………………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. управленческие решения.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Руководителю  необходимо быть инноватором - человеком, который способен реализовать в  реальности планы, которые могу показаться необоснованными. Прежде всего это касается выбора новой сферы деятельности организации или внедрения нового продукта. Данная роль менеджера не может быть не реализована, если он не будет достаточно компетентным и профессиональным.

Работа руководителя не мыслима без контактов с другими людьми. В процессе работы происходит общение как с сотрудниками, так и с клиентами. Поэтому необходимо иметь навыки коммуникабельности, эффективно общаться, обладать высокой культурой общения и умением воздействовать на людей.

Наконец, преуспевающий  руководитель должен быть образцом для  других людей. Деятельность менеджера протекает на виду у большинства числа людей: сотрудников, подчиненных, клиентов, партнеров. Поэтому у хорошего менеджера не должно быть качеств, которые могли бы послужить основанием для его осуждения. Если менеджер будет воплощать положительные качества, ему будет просто расположить к себе людей и добиться больших результатов.

Высокий уровень  профессионализма необходим менеджеру  в силу того, что процесс принятия им управленческих решений требуют разносторонних навыков и умений.

Характерными внешними чертами  неудачного руководителя являются излишняя мягкость, недостаточный опыт, многословие, неряшливый вид [11, с.115]. К качествам преуспевающего руководителя можно отнести следующие качества: любознательность, смелость, коммуникабельность, уверенность в своих силах, терпение к ошибкам, опыт, решительность, обаяние, уравновешенность и т.п.

Перечисленные факторы формируют  авторитет руководителя. В психологии управления существует несколько разновидностей авторитета: авторитет расстояния, авторитет доброты, авторитет компенсации, педантизма, чванства и подавления.

Также необходимо отметить, что особенность темперамента руководителя играет значительную роль в процессе разработки и принятия управленческого решения. В реализации действий по разработке управленческих решений редко встречаются люди с ярко выраженными чертами отдельного темперамента, чаще это промежуточные личности.

Немалую роль на процесс  принятия решения оказывает влияние пол руководителя, принимающее решение. Женский и мужской стиль управления отличаются друг от друга.

К особенностям женского стиля  управления можно отнести способность  к объединению, открытому общению, способности к мотивации, а также чувственность и интуиция в отношении с персоналом.

Женщина-руководитель пытается приобщать большинство персонала  к активной управленческой и производственной деятельности. Женский стиль придает  меньшее значение иерархии в организации  и символам статуса организации, создавая больший демократизм в отношениях с внешней средой.

Мужчина-руководитель - традиционное явление мирового менеджмента - на первое место ставит себя, более заботится  об укреплении своих позиций. Это  препятствует делегированию власти, и в результате руководитель сам выполняет немыслимое количество функций в организации.

Несмотря на то, что все  больше женщин появляется на разных уровнях  управления. В общей сложности  во всем мире женщины занимают лишь 14% административных и руководящих  должностей и менее 6% высших руководящих должностей.

Удельный вес женщин-руководителей  в различных отраслях экономики  не превышает 9%. Доля женщин в представительных органах власти и среди глав администраций  разного уровня в России остается низкой, по сравнению с показателями европейских стран.

В действующей Государственной  Думе РФ удельный вес женщин-депутатов  менее 8%. В представительных органах  местного самоуправления этот показатель выше. Например, в Ставропольском крае во всех представительных органах местного самоуправления женщин 40%.

Таким образом, личностные качества руководителя играют основополагающую роль в принятии и  реализации управленческого решения. Каждое управленческое решение отражает индивидуальность его инициатора и  систему его ценностей, поэтому то, насколько успешно и эффективно будет функционировать организация, прежде всего зависит от руководителя.

 

    1. Требования к лицу, принимающему решение

 

Субъектом процесса исследования системы управления является менеджер, или лицо, принимающее решение (ЛПР), на котором лежит вся ответственность за дальнейший ход событий. По существу это и есть исследователь, определяющий процедуру исследования и анализирующий его результаты. Напомним, что основной особенностью деятельности современных организаций России является работа в условиях острой конкуренции и экономической нестабильности. Поэтому решения, принимаемые менеджером, должны быть ориентированы на оптимизацию работы в целом [12, с. 18].

Если организация  невелика и имеет в штате лишь несколько человек, то большинство решений принимает один человек, например исполнительный директор. Но не следует забывать, что даже если решения принимает один человек, коллективный интеллект в явной или неявной форме всегда влияет на это решение.

Исследования  по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, показали, что наиболее важными являются 10 качеств менеджера, основные из которых требуют стратегической подготовки:

  1. ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;
  2. принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов;
  3. стремление увеличить количество своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;
  4. незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;
  5. исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;
  6. стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;
  7. значительные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;
  8. понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы;
  9. концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с такими подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;
  10. посвящение собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.

Руководитель на стратегическом уровне должен обладать стратегическим мышлением и иметь аналитические способности. На каждом иерархическом уровне управленцы должны обладать профессиональными и личными качествами, соответствующими этому уровню.

 

Исходя из вышесказанного, необходимые качества современного менеджера — это:

  • ум — для анализа ситуаций, оценки обстановки, постановки задач подчиненным;
  • беспристрастность — для подчинения всего персонала организации логике решения задач;
  • гуманность — для учета моральных факторов, возможных слабостей подчиненных и выбора соответствующих форм воздействия;
  • мужество — для сохранения личной стойкости, готовности корректировать свое состояние в соответствии с логикой развития событий;
  • строгость — для поддержания дисциплины и порядка в организации.

Начиная с этапа  определения главной цели, менеджеру приходится использовать в своей работе большое количество самой разнообразной информации, которую он должен уметь анализировать и классифицировать по степени важности. Данную деятельность принято называть структурированием информации.

Принятие  эффективных решений – одно из наиболее важных условий эффективности  существования и развития организации.

Эффективность принимаемого управленческого решения во многом зависит от того, насколько оперативно доводится до сведения руководства последняя информация по всем ключевым позициям организации.

Эффективность управленческих решений следует охарактеризовать как совокупность эффективности разработки управленческих решений и эффективности осуществления этих управленческих решений.

Эффективность —  это результативность производства, труда или управления

Рассчитывается  большое количество частных показателей  экономической эффективности деятельности коллектива организации (всего таких показателей существует более шестидесяти).

К этим показателям  относятся рентабельность, оборачиваемость  оборотных средств, фондоотдача, фондоемкость, окупаемость капитальных вложений, производительность труда, соотношение  темпов роста производительности труда и средней заработной платы, и др.

Можно оценивать как эффективность  деятельности аппарата управления данной организации в целом, так и  эффективность отдельных управленческих решений. Также объемные показатели, а также удельные качественные показатели. Здесь эффективность организационно-технических мероприятий, осуществленных в соответствии с принятым управленческим решением, выражается путем соизмерения затрат по этим мероприятиям и результатов, полученных вследствие их проведения.

При оценке эффективности управленческих мероприятий  может быть использовано понятие  совокупного экономического эффекта, поскольку в составе полученных результатов имеется определенный трудовой вклад членов коллектива организации, имеющих различные профессии.

Организации ориентируются, с одной стороны  на необходимость удовлетворения требований потребителей их продукции (работ, услуг), а с другой стороны — на улучшение  экономических показателей своей  хозяйственно-финансовой деятельности. Вследствие этого при оценке эффективности управленческих решений необходимо учитывать как социальный, так и экономический аспекты эффективности.

Рассмотрим  порядок оценки эффективности управленческих решений на примере торговой организации.

Для того чтобы правильно определить эффективность управленческих решений, необходимо осуществлять раздельный учет доходов и расходов торговой организации в разрезе отдельных товарных групп. Однако на практике ведение такого учета очень сложно. Вследствие этого целесообразно использовать при анализе так называемые удельные качественные показатели, а именно прибыль в расчете на 1 млн. рублей товарооборота, а также издержки обращения в расчете на 1 млн. рублей товарных запасов.

Эффективность управленческих решений в торговой организации проявляется обобщенным образом в количественном виде как прирост объема товарооборота, ускорение оборачиваемости товаров, уменьшение суммы товарных запасов.

Окончательный же финансово-экономический результат  исполнения управленческих решений  находит проявление в увеличении доходов торговой организации и в уменьшении ее расходов.

Понятие эффективности управленческого  решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации. Дело в том, что  эффективность решения заключается  не столько в его абсолютной правильности, сколько в том, что, будучи последовательно и в срок реализовано, оно, благодаря своей правильности, достигнет поставленной цели. Следовательно, эффективность управленческих решений обусловливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления.

Принять оптимальное  решение – значит сделать наиболее верный выбор одной из альтернатив действия системы управления в зависимости от цели, стратегии, внешних и внутренних условий.

Принятие решения - один из наиболее важных управленческих процессов в деятельности менеджера. От него зависит, как спланировать работу, делегировать полномочия, организовать выполнение заданий и мотивировать членов коллектива, предусмотрев при этом и контроль над выполнением решения. Но не следует забывать, что управленческое решение-это результат коллективного творческого труда.

Управленческое  решение всегда носит социальный общественный характер. Даже когда руководитель один разрабатывает и принимает управленческое решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме всегда влияет на этот процесс.

Наибольшая  ответственность при разработке управленческого решения ложится на лицо, принимающее решение.

В конечном итоге принимаемое  решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели, стоящей перед организацией. Поэтому каждое управленческое решение носит творческий характер.

Информация о работе Особенности разработки и принятие управленческого решения в организации