Оценка изменений финансового положения предприятия гостинично-туристского комплекса на примере ООО "Зодиак"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретико-методологических положений по анализу финансового состояния предприятия, т.е. анализу пассива и актива баланса, их соотношение, анализ ликвидности предприятия, его платежеспособности, финансовой устойчивости, а также планирование финансов предприятия и разработка мероприятий по совершенствованию финансового состояния анализируемого объекта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового анализа предприятия 7
1.1 Сущность, цели и задачи финансового анализа 7
1.2 Классификация (виды) финансового анализа. Роль финансового анализа в принятии управленческих решений. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа 12
1.3 Информационное обеспечение и методы финансового анализа 22
Глава 2. Аналитическое исследование финансового состояния предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» 33
2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» 33
2.2. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» 54
2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» по абсолютным и относительным показателям 62
2.4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак», включая ликвидность баланса ООО «Зодиак» 68
2.5. Анализ прибыли и рентабельности предприятия гостинично-туристского комплекса ООО «Зодиак» 85
Глава 3. Планирование финансов и предложения по улучшению финансового состояния ООО «Зодиак» 91
3.1 Составление планового баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Зодиак» 91
3.2 Предложения по улучшению финансового положения предприятия ООО «Зодиак» 101
Заключение 108
Библиографический список 111
Приложения 117

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Чумак Е.А. итоговый.docx

— 479.96 Кб (Скачать файл)

Финансовый  анализ — составная часть общего анализа хозяйственной деятельности предприятий, состоящего из тесно взаимосвязанных разделов:

  • финансовый анализ;
  • производственно-управленческий анализ.

Разделение  анализа на финансовый и управленческий вызвано существующим на практике разделением  на бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет. Бухгалтерский учет предоставляет  информацию, необходимую для составления  финансовой отчетности на определенную дату (бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала и др.). Следует отметить, что концепция разработки и публикации является базовой для всей системы  национальных стандартов бухгалтерского учета во многих индустриально развитых странах. Логика здесь очевидна. Любое предприятие нуждается в дополнительных источниках финансирования. Получить их можно только с финансового рынка. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов можно с помощью достоверной информации о своем финансово-экономическом состоянии. От привлекательности опубликованных финансовых показателей во многом зависит возможность дополнительного привлечения капитала на цели развития предприятия. Связь бухгалтерской отчетности с финансовым управлением очевидна. Поэтому во многих западных странах ее называют финансовой.

Для удовлетворения внутренних информационных потребностей многие предприятия организуют управленческий учет. Цель управленческого учета  — обеспечить информацией специалистов, ответственных за достижение конкретных целей. Управленческий учет — это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому персоналу для выполнения его функций.

В отличие  от управленческого, бухгалтерский  учет предполагает сравнение доходов с расходами и выявление прибыли по предприятию в целом.

Сравнительные характеристики бухгалтерского и управленческого  учета представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Сравнительные характеристики бухгалтерского и управленческого  учета

Область сравнения

Бухгалтерский учет

Управленческий  учет

1

2

3

1.Обязательность ведения  учета

Требуется по законодательству

По решению администрации

2. Цель учета

Составление финансовых документов для пользователей вне организации

Оказание помощи руководству предприятия в планировании, собственно управлении и контроле

3.Основные потребители информации

Юридические и физические лица вне организации с прямым и косвенным финансовым интересом

Различные уровни управления внутри предприятия

4. Виды системы  учета

Система двойной записи

Используют любую  систему, дающую положительный результат

5. Свобода выбора

Обязательное следование общепринятым принципам и стандартам учета, регламентированное законодательными актами

Не установлены  нормативные ограничения, единственный критерий — приемлемость для пользователей

6.Применяемые измерители

Денежная единица  по курсу, действующему в момент возникновения  хозяйственной операции

Любая подходящая денежная или натуральная единица измерения

7.Ключевой объект учета, анализа, планирования и контроля

Предприятие в целом  или филиалы с отдельным балансом

Различные структурные  подразделения предприятия (центры финансовой ответственности, центры финансового учета)

8. Частота составления  отчетности

Периодически, на регулярной основе

По решению администрации  может составляться и на нерегулируемой основе

9. Уровень надежности

Небольшое число приблизительных  оценок

Много приблизительных  оценок

10.Степень ответственности

Вероятность преследования  по закону невелика, но все же существует

Перед законом —  никакой, перед руководством предприятия — существует


 

Несмотря  на существенные различия, между элементами бухгалтерского и управленческого учета существует сходство.

Во-первых, факторы, определяющие значение общепринятых принципов учета, действуют в отношении и бухгалтерского, и управленческого учета. Во-вторых, оперативную информацию используют для составления финансовых документов и в управленческом учете. Поэтому сбор первичной информации (во избежание дублирования) следует осуществлять в соответствии с едиными правилами. В-третьих, данные бухгалтерского и управленческого учета используют для принятия решений (например, об инвестициях в компанию, о ценах на готовую продукцию, о приобретении материалов и комплектующих изделий и т. д.).

Следует отметить, что разделение анализа на финансовый и управленческий условно, поскольку  внутренний анализ можно интерпретировать как продолжение внешнего, и наоборот.

Финансовый  анализ, который базируется на данных публичной бухгалтерской отчетности, приобретает черты внешнего анализа, так как ее изучение проводят сторонние  партнеры предприятия, заинтересованные в информации. При ознакомлении с  публичной отчетностью используют ограниченный объем информации о деятельности хозяйствующего субъекта, что не позволяет всесторонне оценить все аспекты его деятельности.

Характерные особенности внешнего финансового  анализа следующие:

  • многообразие субъектов анализа — пользователей информации о деятельности предприятия;
  • различие целей и интересов субъектов анализа;
  • использование типовых методик, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о работе предприятия;
  • само предприятие заинтересовано в надежных контрагентах и обращается к изучению их публичной отчетности и отчетности будущих потенциальных партнеров.

Партнеры предприятия осуществляют внешний финансовый анализ по следующим направлениям:

  • анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса организации;
  • анализ эффективности использования активов, собственного и заемного капитала;
  • изучение абсолютных показателей прибыли;
  • анализ относительных показателей доходности;
  • анализ инвестиционной привлекательности предприятия;
  • общая оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта.

При проведении внутреннего финансового анализа  в качестве источника информации, кроме публичной бухгалтерской  отчетности, используют данные синтетического бухгалтерского учета (Главную книгу, журналы-ордера, справки бухгалтерии и т. д.), нормативную и плановую информацию, которой располагает предприятие. Основное содержание анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими принципиальное значение для руководства предприятия, такими как изучение состояния запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного строительства, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и др.

Специфическими  чертами управленческого анализа  являются:

  • ориентация результатов анализа на интересы руководства предприятия и менеджеров среднего звена управления (руководителей цехов, отделов, служб и т. д.);
  • использование максимального объема информации для целей анализа;
  • комплексность анализа, т. е. изучение всех аспектов деятельности предприятия;
  • взаимодействие системы планирования, учета и анализа для принятия решений;
  • максимальная закрытость результатов анализа для внешних пользователей в целях сохранения коммерческой тайны.

Основным  вопросом для понимания содержания и эффективности финансового  анализа является концепция предпринимательской  деятельности (бизнеса) как системы  решений об использовании ресурсов (капитала) для получения прибыли. Прибыль как форма дохода предприятия выступает в качестве конечного финансового результата, создающего необходимые условия для сохранения его экономической жизнеспособности и дальнейшего развития.

Все многообразие управленческих решений можно разделить  на три группы:

  • решения по вложению ресурсов (капитала);
  • мероприятия, осуществляемые с помощью этих ресурсов;
  • оценка экономической эффективности реализуемых мероприятий (финансовых операций, инвестиционных проектов, операций с приносящей доход недвижимостью и т. д.).

Своевременное и качественное обоснование финансовых и инвестиционных решений характеризует  содержание комплексного финансового  анализа в любой сфере предпринимательской  деятельности. Для такого обоснования  применяют ряд стандартных методов [55].

1.3 Информационное обеспечение и методы финансового анализа

Исходной  базой для финансового анализа  являются данные бухгалтерского учета  и отчетности, изучение которых помогает восстановить все ключевые аспекты  коммерческой деятельности и совершенных  операций в обобщенной форме, т. е. с  необходимой для аналитика степенью агрегирования.

Существуют  различные классификации методов  финансового анализа. Практика финансового  анализа выработала основные правила  чтения (методики) анализа финансовых отчетов. Среди можно выделить основные:

  • горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
  • коэффициентный анализ – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей [39];
  • сравнительный – сравнение сводных позиций отчетности анализируемого предприятия с показателями конкурирующих предприятий, сравнимых по масштабам деятельности, или же со среднеотраслевыми данными в одном и том же периоде времени;
  • факторный – изучение влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования [51].

Чтение бухгалтерской отчетности — общее ознакомление с финансовым положением предприятия по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках. Чтение отчетности — этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с субъектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов [53].

Горизонтальный финансовый анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Обычно здесь используются базисные темпы роста за несколько периодов. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за определенный период, дать оценку этим изменениям [39].

Наиболее  распространенными приемами горизонтального  анализа являются:

  • простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изменений;
  • анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда  изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя [53].

Большое значение для оценки финансового состояния  имеет вертикальный финансовый анализ актива и пассива баланса, который позволяет судить о финансовом отчете по относительным показателям, что в свою очередь дает возможность определить структуру актива и пассива баланса, долю отдельных статей отчетности в валюте баланса. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке их динамики с тем, чтобы иметь возможность выявить и планировать структурные изменения активов и источников их покрытия.

Вариантом горизонтального  анализа является трендовый финансовый анализ (анализ тенденций развития). Трендовый анализ носит перспективный, прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом спланировать величину показателя на перспективу. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная – временной интервал. Уравнение регрессии дает возможность построить линию, отражающую теоретическую динамику анализируемого показателя рентабельности.

Анализ относительных показателей (коэффициентный финансовый анализ) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей. Соответствующие показатели, рассчитанные на основе финансовой отчетности, называются финансовыми коэффициентами.

Финансовые  коэффициенты характеризуют разные стороны экономической деятельности организации:

  • платежеспособность через коэффициенты ликвидности и платежеспособности;
  • финансовую зависимость или финансовую автономию через долю собственного капитала в валюте баланса;
  • деловую активность через коэффициенты оборачиваемости активов в целом или их отдельных элементов;
  • эффективность работы через коэффициенты рентабельности;
  • рыночные характеристики акционерного общества - через норму дивиденда.

Абсолютные  показатели финансовой отчетности являются фактическими данными. Для целей  планирования, учета и анализа  в организации рассчитываются аналогичные  абсолютные показатели, которые могут  быть: нормативными, плановыми, учетными, аналитическими.

Для анализа  абсолютных показателей используется чаще всего метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные или относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития [39].

При проведении аналитической работы следует учитывать  следующие факторы:

  • эффективность применяемых методов планирования;
  • достоверность бухгалтерской отчетности;
  • использование различных методов учета (учетной политики);
  • уровень диверсификации деятельности других предприятий;
  • статичность применяемых коэффициентов [53].

Сравнительный анализ – это как внутрипроизводственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной компании с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними производственными показателями. Сравнительный анализ позволяет проводить сравнения:

  • фактических показателей с плановыми, что дает оценку обоснованности плановых решений;
  • фактических показателей с нормативными, что обеспечивает оценку внутренних резервов производства;
  • фактических показателей отчетного периода с аналогичными данными прошлых лет для выявления динамики изучаемых параметров;
  • фактических показателей организации с отчетными данными других предприятий (лучших или среднеотраслевых).

Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Информация о работе Оценка изменений финансового положения предприятия гостинично-туристского комплекса на примере ООО "Зодиак"