Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9

1.1 Сельская  местность как объект муниципального  управления………9

1.2 Муниципальное  регулирование экономики в сельской  местности..18

1.3 Нормативно-правовые  основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27

Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37

2.1 Анализ  современного состояния сферы  торговли и общественного питания  в РФ………………………………………………………………….….37

2.2 Особенности  развития сферы торговли и  общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45

2.3 Состояние  системы обеспечения населения  услугами торговли

и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60

Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68

3.1 Перспективы  развития сферы розничной торговли

3.2 Разработка  предложений по созданию условий  для лучшего обеспечения сельского  населения услугами в сфере  торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75

Заключение…………………………………………………………….….88

Список используемой литературы………………………………………92

 

Введение

 

Общественные  преобразования, прошедшие в России за последние годы, обострили интерес  к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этих вопросов приобретает  особую значимость в условиях переходного  периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций, не отработана схема взаимодействия между обществом  и властными институтами, отсутствует  реальная основа для консолидации политический партий и движений. Рассмотрение практики государственного управления как целостной  системы позволяет не только получить адекватное представление об особенностях функционирования государственного аппарата и методов осуществляемой им политики, но и разработать схему обучения государственных служащих навыкам  и приемам, позволяющим профессионально  исполнять свои функции.

Территориальное образование располагает рядом  признаков, обуславливающих его  способность к автономному функционированию и исполнению структурообразующих  функций, формирующих его целостность  и способность к самовоспроизводству. Перечень этих признаков включает в себя, по меньшей мере, пять элементов: границы, собственность, органы легитимной власти, бюджет и население. Наличие этих элементов обеспечивает самодостаточность территориального образования, независимо от того, на каком уровне оно представлено: государственном, региональном или местном. Благодаря общности этих элементов между уровнями государственного и муниципального управления сохраняется режим взаимной адаптации, прозрачности, и открытости [1, с. 226].

Местное самоуправление – один из ключевых элементов демократического государственного устройства и развития. Местное самоуправление обеспечивает управляемость в местных  территориальных образованиях. Британский ученый-обществовед И. Редлих местное самоуправление определял как «осуществление местными жителями или их избранным представителям тех обязанностей и полномочий, которые им представлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву».

Таким образом, местное самоуправление в своей  сущности есть возложение на местное  общество самостоятельного осуществления  задач государственного управления, призвание местного населения непосредственно  или через его представителей к участию в делах государственного управления. Таким образом самоуправляемость рассматривается как составляющая, органическая часть системы государственного управления.

Местное самоуправление в сельской местности  имеет свои особенности, которые  заключаются в следующем –  в настоящее время село переживает едва не самый драматичный период в своей истории. Оно отброшено  в развитии на десятилетия назад. Усугубились негативные явления доперестроечного периода, возникли и прогрессируют новые – безработица, массовая бедность, недоступность образования, медицинской помощи, культурных, торговых, бытовых услуг, социально-психологический стресс, порожденный отступлением от ранее завоеванных позиций, неуверенностью в завтрашнем дне, «отсутствие света в конце туннеля», нравственная деградация.

Дальнейшее  развитие негативных процессов в  недалекой перспективе приведет к утрате села как социально-экономической  подсистемы. Поэтому очевидна необходимость  безотлагательного принятия государством мер, направленных на стабилизацию и  устойчивый рост сельской экономики, повышения  уровня и качества жизни населения, снижение масштабов бедности, социально–психологическое  и нравственное оздоровление деревни [2, с. 249].

Кроме решения  этих задач, органы местного самоуправления в сельской местности обязаны:

– осуществлять управление муниципальной собственностью как экономической основы самостоятельности  местной власти;

– формировать и обеспечивать выполнение местных бюджетов;

– контролировать поступления местных налогов  и сборов;

– обеспечивать охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан;

– развивать  сферу торговли и общественного  питания.

Главной целью современного этапа экономических  преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий  для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с  одной стороны, предполагает совершенствование  законодательной, финансовой налоговой  среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой – требует  кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Сложность поставленных задач вызывает необходимость  всестороннего изучения сущности и  содержания такого понятия, как предприятие  торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.

Развитие  торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов торговли на уровне региона, города при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом торговли, разработки новых видов изделий и товаров и т.д.

Торговля  – это форма товарного обращения, совокупность специфических хозяйственных  и технологических операций, обеспечивающих обслуживание процесса обмена, осуществляемого  при посредничестве денег. Торговля в условиях рыночной экономики выполняет  сложный комплекс мероприятий, обеспечивающий продвижение товаров от производителей к потребителям. Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы, новые импульсы своего развития, существенно расширив «поле и правила игры» в условиях рыночного хозяйствования [3, с. 64].

Функции торговли во многом определены ее сущностью  как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:

– реализация произведенной потребительской  стоимости (товаров). Исполнение этой функции  создает экономическую предпосылку  воспроизводства совокупного общественного  продукта, связывая производство с  потреблением;

– доведение  предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров  от производителей потребителям, осуществляя  при этом ряд операций по продолжению  процесса производства в сфере обращения;

– поддержание  баланса между спросом и предложением с одновременным активным воздействием на производство в частности объема и ассортимента выпускаемой продукции;

– сокращение издержек обращения в сфере потребления  путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг  и т.д.;

– маркетинг: разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение  цены, создание служб сервиса и  другие функции торговли.

Таким образом, тема дипломного исследования является актуальной.

Цель – изучение системы  управления по обеспечению сельского  населения услугами в сфере торговли и общественного питания и  разработка предложений по ее улучшению.

Исходя из цели дипломной  работы, можно выделить следующие  задачи:

1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;

2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;

3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;

4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Объект  – обеспечение сельского населения  услугами торговли и общественного  питания

Предмет – условия для обеспечения  сельского населения услугами торговли и общественного питания.

При написании  выпускной квалификационной работы были использованы публикации как отечественных, так и зарубежных авторов (Рой  О.М., Глазуновой Н.И., Козбаненко В.А., Кнорринг В.И. и др.). Для написания практической части были использованы статьи из таких журналов как «Маркетинг», «Российское предпринимательство» и др., а также статические сборники «Россия в цифрах», «Республика Татарстан в цифрах», Социально-экономическое развитие Нижнекамского района и города Нижнекамска» и документы отдела торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.

Выпускная квалификационная работа состоит введения, четырех разделов, заключения. В  первом разделе данной работы рассматриваются  теоретические основы муниципального управления в сельской местности а именно: понятие сельской местности как объекта муниципального управления, муниципальное управление экономики в сельской местности, а также нормативно-правовая база, регулирующая торговую деятельность

Во втором разделе приведен подробный анализ управления, торговой деятельностью  начиная с Министерства торговли и внешнеэкономических Российской Федерации, Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан и заканчивая отделом торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.

Третий  раздел представляет собой наибольший интерес с практической точки  зрения. В ней нашел свое отражение  исследование внешней и внутренней среды розничной торговли в двадцать первом веке, проведен анализ качества развития товарных рынков Татарстана, а также разработаны предложения по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания

 

1. Теоретические особенности муниципального управления в

сельской местности

 

1.1 Сельская местность как объект  муниципального управления

 

Общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности в условиях перехода к рыночным отношениям аналогичны городским и направлены на повышение  качества жизни сельского населения. В тоже время сельские поселения существенно отличаются от городских (рисунок 1). Эти различия существенно влияют на систему муниципального управления в сельской местности.

 

Рисунок 1. – Специфические особенности сельских поселений

 

Сельское  самоуправление занимает особое место  в общей системе местного самоуправления. Сельское поселение, как городское, представляет собой сложную социально-экономическую  структуру, которая функционирует  и развивается в марках государственной  и региональной стратегий социально-экономического развития, государственной и региональной политики, изменяющегося законодательства. [4, с. 216] Основные задачи муниципального управления в сельской местности показаны на рисунке 2.

 

Рисунок 2. – Основные задачи муниципального управления в сельской

местности

 

Социально-демографическая  ситуация в сельской местности всегда отличалась своими особенностями. В  свое время в Программе КПСС была поставлена задача ликвидации существенных различий между городом и селом, но решить ее по понятным причинам не удалось в настоящее время изменение социально-демографической ситуации в сельской местности характеризуется рядом негативных тенденций.

В России около 142 тысяч сельских поселений  с численностью жителей каждого  от менее 10 человек (таких около 34 тысяч) до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской  переписи 2002 года, проживает 38,7 миллионов  человек, кроме того, имеется более 3 тысяч населенных пунктов без  населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорий внутри одного субъекта РФ. Наиболее крупные различия по макрорегионам представлены в таблице 1.

Сельские  поселения образуются, как правило, в непосредственной близости от сферы  трудовой деятельности работников сельского  хозяйства – продуктивных земельных  угодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и ведения хозяйственной деятельности. Существенное влияние на образование  и развитие сельских населенных пунктов  оказывает комплекс природно-климатических  условий, наиболее благоприятных в  южной части европейской территории страны [5, с. 84].

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания