Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эконом.docx

— 184.31 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1. – Распределение основных показателей по районам,

процентов к соответствующему показателю для  Российской Федерации

Показатель

Европейская часть и Урал

Сибирь

Дальний Восток

Территория

Население

Продукция сельского хозяйства 

33,6

80,8

80,2

30,1

14,3

16,7

36,3

4,9

3,1


 

Определяющим  обстоятельством в развитии сельских населенных пунктов является конъюнктура  рынка сельскохозяйственной промышленности. От успеха экономической деятельности основных отраслей сельского хозяйства  зависят все другие стороны сельского  жизни. В крупных сельских поселениях развиваются отрасли агропромышленного комплекса. Их предприятия по своей роли могут быть отнесены к разряду градообразующих, т.е. решающим образом определяющих жизненную способность крупных сельских населенных пунктов.

В результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения  отрасли в 1990 годы инженерная инфраструктура и социальная сфера на селе находятся  в кризисном состоянии, увеличилось  отставание села от города по уровню и  условиям жизни. Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние восемь лет увеличилась в 9,3 раза (с 30 до 278 тысяч человек). Коэффициент смертности на селе в расчете на 1 тысяч человек составляет 17 промилле, что на 16% выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.

Продолжается  тенденции снижения кадрового потенциала сельского хозяйства. Численность  работников сельскохозяйственных предприятий  в 2000 году уменьшилась на 285 тысяч  человек (5,9%) и начало 2001 года составила 4,6 миллионов человек. Существенно  ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению  с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 до 56%. В  структуре сельского населения  быстро увеличивается доля пожилых  людей. Распространение алкоголизма  как социального стандарта образа сельской жизни пагубно отражается на качественных характеристиках человеческого  потенциала. Многие сельские жители деквалифицируются как работники и сокращают свое участие в производстве сельскохозяйственной продукции. По этой причине на 4-5% в год снижается численность количества коров в личных подсобных хозяйствах [6, с. 34].

Продолжается  рост дифференциации населения по размеру  среднедушевых денежных доходов. Реальные масштабы распространения бедности в России, а особенно в сельской местности, выше, чем их оценки с  использованием величины прожиточного минимума. Как показывают (таблица 2) результаты стратификации, проведенной РАН, поляризация общества является вполне очевидным фактором: доля богатых составляет лишь 5% от общей численности населения, в то время как доля численности населения, живущего менее чем на 100 долларов в месяц, составляет 65%.

 

Таблица 2. – Экономическая стратификация российского населения

Группы населения

Средний доход, долларов

Численность, процентов

Богатые

Более 2000

5,0

Высокообеспеченные

1000-2000

10,0

Среднеобеспеченные

100-1000

20,0

Малообеспеченные

60-100

30,0

Бедные

Ниже 60

35,0


 

Для преодоления  кризисной ситуации необходим комплекс мероприятий системного характера. Важно формирование нового образа жизни  российского села в рамках принципиально  новых представлений, понятий системы  оценок, перспективных моделей и  особых традиций, обеспечение устойчивого  социально-экономического развития и  эффективного функционирования агропромышленного  производства, активизация человеческого  потенциала. Значительная роль в решении  этих задач принадлежит организации  муниципального образования в сельской местности [7, с. 144].

Сельское  самоуправление в различных субъектах  Российской Федерации осуществляется в рамках одной из трех моделей (территориальной, поселенческой или двухуровневой). В соответствии с этими моделями с позиций организации местного самоуправления существуют следующие  типы сельских территорий:

– сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;

– сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования «город-район»;

– сельские административные районы, в которых  функционируют территориальные  органы государственной власти субъекта РФ;

– сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.) или  отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями. Статус этих территорий мало зависит от того, какой тип власти (местной самоуправление или государственная власть) существует в районе. Многие такие муниципальные образования существуют формально, не имеют объектов муниципальной собственности, местных бюджетов и финансируются по сметам расходов;

– сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.), не являющиеся муниципальными образованиями. Как правило, на таких территориях  не действуют администрации, являющиеся территориальными органами районных администраций; главы этих администраций назначаются  главой администрации района. Финансирование деятельности территориальных администраций  осуществляется по сметам расходов;

– сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, входящие в состав сельских округов (волостей, сельсоветов) и не имеющие органов административно  управления. Среди них необходимо особо выделить малочисленные (менее 100 жителей) населенные пункты и населенные пункты, находящиеся в удаленных  или труднодоступных местностях. В таких сельских населенных пунктах  обычно избираются старосты и могут  создаваться органы территориального общественного самоуправления [8].

Очевидно, что возможности населения перечисленных  территорий в осуществлении местного самоуправления различаются весьма существенно. Наибольшая эффективность  самоуправления и наибольшая степень ресурсной самообеспеченности достигаются именно в малочисленных, удаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах, однако на крайне низком, иногда примитивном уровне. Серьезной ошибкой при реформировании системы управления в сельской местности были попытки сселения сельских жителей из малочисленных населенных пунктов в крупные, пусть даже более благоустроенные. Опыт показал, что в этом случае начинался процесс крестьянской деквалификации, запустения плодородных земельных участков, разрушения личных подсобных хозяйств, невосполнимой потери природной связи сельского жителя с сельским ландшафтом и желания вести сельский образ жизни.

Важное  место в системе местного самоуправления в сельской местности занимают районные центры – города (особенно малые), рабочие  поселки, крупные села. В них располагаются  основные предприятия по переработке  сельскохозяйственной продукции и  объекты социальной инфраструктуры (школы, больницы, библиотеки, кинотеатры и т.п.). Они связывают в единый организм органы государственной власти субъектов РФ с сельским населением. Наличие городов и рабочих  поселков на сельской территории требует  учета эффекта урбанизации и  оттока сельских кадров в другие отрасли  народного хозяйства, часто с  невозможностью обратной адаптации  к сельскому труду. В этом случае важно обеспечить комплексное, пропорциональное развитие социальной сферы, как районного  центра, так и более мелких сельских населенных пунктов.

Органы  местного самоуправления в сельской местности (в основном районного  уровня) участвуют в осуществлении как местных, так и важных государственных функций (рисунок 3).

За сельским поселениями закрепляются в основном вопросы текущего жизнеобеспечения населенных пунктов, например: организация  инженерной инфраструктуры, дорожное хозяйство в границах поселений, содержание муниципального жилищного  фонда, участие в предупреждении и ликвидации последствий локальных  чрезвычайных ситуаций, обеспечение  первичных мер пожарной безопасности, создание условий для обеспечения  жителей услугами связи, общественного  питания, торговли, бытового обслуживания, библиотечного обслуживания, организации  досуга, обустройства мест отдыха населения, развития физической культуры и спорта, охрана памятников истории и культуры местного значения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройство и озеленение территорий, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений и т.п. [9, с. 69].

 

 

Рисунок 3. – Основные местные и государственные функции органов

местного  самоуправления в сельской местности

 

Система местного самоуправления в сельской местности кардинально изменилась после вступления в силу Федерального закона 2003 года «Об общих принципах  организации местного самоуправления». Закон предусматривает осуществление  во всех субъектах РФ двухуровневой  системы муниципальных образований  в сельской местности (поселения  и муниципальные районы), причем за каждым уровнем четко закрепляются свои вопросы местного значения, объекты  муниципальной собственности и  источники доходов.

Из вопросов перспективного характера за сельскими  поселениями закрепляются: территориальное  зонирование земель, застройки поселений, обеспечение жилыми помещениями  малоимущих граждан, организация строительства муниципального жилищного фонда, содействие в установлении опеки и попечительства в отношении нуждающихся жителей.

Поселения будут самостоятельно формировать и использовать местные бюджеты, устанавливать в соответствии с законом местные налоги и сборы, иметь в собственности необходимое муниципальное имущество. При недостаточности собственной доходной базы органы местного самоуправления сельских поселений будут получать из районных (в отдельных случаях – из региональных) фондов финансовой поддержки поселений дотации, необходимые для достижения расчетного уровня бюджетной обеспеченности на одного жителя.

На уровне муниципальных районов будет  сосредоточено решение в основном задач межмуниципального характера, для чего необходимы специализированные объекты инфраструктуры, требующие  значительных затрат на содержание: охрана общественного порядка, организация  предоставления дошкольного, начального среднего общего и дополнительного  образования, организация основных видов медицинского помощи, опеки  и попечительства и т.п. [10, с. 70].

На муниципальные  районы возлагается решение всех вопросов местного значения на межселенных  территориях, в границах которых  могут находиться малочисленные  сельские населенные пункты, находящиеся  в удаленных или труднодоступных  местностях. Федеральными законами и  законами субъектов РФ на муниципальные  районы может быть возложено выполнение отдельных государственных полномочий. В собственности муниципальных районов будет закреплено имущество, необходимое для выполнения возложенных на них задач. Муниципальные районы также будут иметь доходную базу, а при недостатке собственных доходных источников – получать дотации из региональных фондов выравнивая.

Основные  задачи в системе сельского самоуправления согласно Федеральному закону «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года:

– создание значительного количества новых  муниципальных образований в  статусе поселений;

– формирование компетентных и эффективно действующих  представительных органов местного самоуправления в новых сельских поселениях, организация обучения депутатов, укрепление их связи с населением;

– формирование организационных структур местных  администраций в сельских поселениях, их материально-техническое, кадровое, организационно-методическое и информационное обеспечение;

– подготовка квалифицированных кадров для новых  органов сельского самоуправления, в особенности в сферах экономики, финансов, юриспруденции и информатизации;

– привлечение  широких слоев сельских жителей  к активному участию в решении  вопросов местного значения, содействие созданию органов территориального общественного самоуправления в  населенных пунктах, не являющихся поселениями.

 

1.2 Муниципальное регулирование  экономики в сельской

местности

 

Экономическая деятельность имеет решающее значение для повышения качества жизни  в сельской местности и, следовательно, для организации муниципального управления. Характер и результаты этой деятельности определяются стратегической ролью сельскохозяйственного производства в обществе и аграрной политикой  государства [11, с. 616].

По данным Всемирного банка, в 2002 году Россия располагала 9% сельскохозяйственных угодий при  населении всего 2,4%. Сельскохозяйственный потенциал России позволяет обеспечить собственные продовольственные  потребности и успешно конкурировать  по ряду позиций на мировых рынках. Развитие сельского хозяйства способствует также социальному контролю над территорией, сохранению исторически сложившихся ландшафтов, экологическому благополучию природной среде, росту рекреационного потенциала территорий и т.д. Многие государства, в частности страны ЕЭС, реализуют у себя концепцию многофункционального сельского хозяйства, учитывающую перечисленные факторы.

Информация о работе Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания