Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:02, дипломная работа
Цель – изучение системы управления по обеспечению сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания и разработка предложений по ее улучшению.
Исходя из цели дипломной работы, можно выделить следующие задачи:
1 изучить теоретические особенности муниципального управления в сельской местности;
2 изучить нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности;
3 провести социологическое исследование организации розничной торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе;
4 разработать предложения и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические особенности муниципального управления в сельской местности……………………………………………………………….9
1.1 Сельская местность как объект муниципального управления………9
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..18
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности…………………………………………………………………….27
Глава 2. Оценка системы управления по обеспечению сельского населения услугами торговли и общественного питания…………………….37
2.1 Анализ современного состояния сферы торговли и общественного питания в РФ………………………………………………………………….….37
2.2 Особенности развития сферы торговли и общественного питания в РТ…………………………………………………………………………………45
2.3 Состояние системы обеспечения населения услугами торговли
и общественного питания в Нижнекамском муниципальном районе…..…..60
Глава 3. Предложение и рекомендации по улучшению организации торговли и общественного питания в сельской местности…………………..68
3.1 Перспективы развития сферы розничной торговли
3.2 Разработка предложений по созданию условий для лучшего обеспечения сельского населения услугами в сфере торговли и общественного питания……………………………………………………..…..75
Заключение…………………………………………………………….….88
Список используемой литературы………………………………………92
Таблица 1. – Распределение основных показателей по районам,
процентов к соответствующему показателю для Российской Федерации
Показатель |
Европейская часть и Урал |
Сибирь |
Дальний Восток |
Территория Население Продукция сельского хозяйства |
33,6 80,8 80,2 |
30,1 14,3 16,7 |
36,3 4,9 3,1 |
Определяющим обстоятельством в развитии сельских населенных пунктов является конъюнктура рынка сельскохозяйственной промышленности. От успеха экономической деятельности основных отраслей сельского хозяйства зависят все другие стороны сельского жизни. В крупных сельских поселениях развиваются отрасли агропромышленного комплекса. Их предприятия по своей роли могут быть отнесены к разряду градообразующих, т.е. решающим образом определяющих жизненную способность крупных сельских населенных пунктов.
В результате
спада сельскохозяйственного
Продолжается
тенденции снижения кадрового потенциала
сельского хозяйства. Численность
работников сельскохозяйственных предприятий
в 2000 году уменьшилась на 285 тысяч
человек (5,9%) и начало 2001 года составила
4,6 миллионов человек. Существенно
ухудшается качественный состав кадров
сельского хозяйства. По сравнению
с 1998 годом удельный вес механизаторов
1-го и 2-го класса сократился с 61 до 56%. В
структуре сельского населения
быстро увеличивается доля пожилых
людей. Распространение алкоголизма
как социального стандарта
Продолжается рост дифференциации населения по размеру среднедушевых денежных доходов. Реальные масштабы распространения бедности в России, а особенно в сельской местности, выше, чем их оценки с использованием величины прожиточного минимума. Как показывают (таблица 2) результаты стратификации, проведенной РАН, поляризация общества является вполне очевидным фактором: доля богатых составляет лишь 5% от общей численности населения, в то время как доля численности населения, живущего менее чем на 100 долларов в месяц, составляет 65%.
Таблица 2. – Экономическая стратификация российского населения
Группы населения |
Средний доход, долларов |
Численность, процентов |
Богатые |
Более 2000 |
5,0 |
Высокообеспеченные |
1000-2000 |
10,0 |
Среднеобеспеченные |
100-1000 |
20,0 |
Малообеспеченные |
60-100 |
30,0 |
Бедные |
Ниже 60 |
35,0 |
Для преодоления кризисной ситуации необходим комплекс мероприятий системного характера. Важно формирование нового образа жизни российского села в рамках принципиально новых представлений, понятий системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечение устойчивого социально-экономического развития и эффективного функционирования агропромышленного производства, активизация человеческого потенциала. Значительная роль в решении этих задач принадлежит организации муниципального образования в сельской местности [7, с. 144].
Сельское
самоуправление в различных субъектах
Российской Федерации осуществляется
в рамках одной из трех моделей (территориальной,
поселенческой или
– сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;
– сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования «город-район»;
– сельские административные районы, в которых функционируют территориальные органы государственной власти субъекта РФ;
– сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.) или отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями. Статус этих территорий мало зависит от того, какой тип власти (местной самоуправление или государственная власть) существует в районе. Многие такие муниципальные образования существуют формально, не имеют объектов муниципальной собственности, местных бюджетов и финансируются по сметам расходов;
– сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.), не являющиеся муниципальными образованиями. Как правило, на таких территориях не действуют администрации, являющиеся территориальными органами районных администраций; главы этих администраций назначаются главой администрации района. Финансирование деятельности территориальных администраций осуществляется по сметам расходов;
– сельские
населенные пункты, не являющиеся муниципальными
образованиями, входящие в состав сельских
округов (волостей, сельсоветов) и не
имеющие органов
Очевидно,
что возможности населения
Важное место в системе местного самоуправления в сельской местности занимают районные центры – города (особенно малые), рабочие поселки, крупные села. В них располагаются основные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и объекты социальной инфраструктуры (школы, больницы, библиотеки, кинотеатры и т.п.). Они связывают в единый организм органы государственной власти субъектов РФ с сельским населением. Наличие городов и рабочих поселков на сельской территории требует учета эффекта урбанизации и оттока сельских кадров в другие отрасли народного хозяйства, часто с невозможностью обратной адаптации к сельскому труду. В этом случае важно обеспечить комплексное, пропорциональное развитие социальной сферы, как районного центра, так и более мелких сельских населенных пунктов.
Органы местного самоуправления в сельской местности (в основном районного уровня) участвуют в осуществлении как местных, так и важных государственных функций (рисунок 3).
За сельским поселениями закрепляются в основном вопросы текущего жизнеобеспечения населенных пунктов, например: организация инженерной инфраструктуры, дорожное хозяйство в границах поселений, содержание муниципального жилищного фонда, участие в предупреждении и ликвидации последствий локальных чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, библиотечного обслуживания, организации досуга, обустройства мест отдыха населения, развития физической культуры и спорта, охрана памятников истории и культуры местного значения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройство и озеленение территорий, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений и т.п. [9, с. 69].
Рисунок 3. – Основные местные и государственные функции органов
местного самоуправления в сельской местности
Система
местного самоуправления в сельской
местности кардинально
Из вопросов перспективного характера за сельскими поселениями закрепляются: территориальное зонирование земель, застройки поселений, обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, организация строительства муниципального жилищного фонда, содействие в установлении опеки и попечительства в отношении нуждающихся жителей.
Поселения будут самостоятельно формировать и использовать местные бюджеты, устанавливать в соответствии с законом местные налоги и сборы, иметь в собственности необходимое муниципальное имущество. При недостаточности собственной доходной базы органы местного самоуправления сельских поселений будут получать из районных (в отдельных случаях – из региональных) фондов финансовой поддержки поселений дотации, необходимые для достижения расчетного уровня бюджетной обеспеченности на одного жителя.
На уровне
муниципальных районов будет
сосредоточено решение в
На муниципальные
районы возлагается решение всех
вопросов местного значения на межселенных
территориях, в границах которых
могут находиться малочисленные
сельские населенные пункты, находящиеся
в удаленных или
Основные
задачи в системе сельского
– создание значительного количества новых муниципальных образований в статусе поселений;
– формирование компетентных и эффективно действующих представительных органов местного самоуправления в новых сельских поселениях, организация обучения депутатов, укрепление их связи с населением;
– формирование организационных структур местных администраций в сельских поселениях, их материально-техническое, кадровое, организационно-методическое и информационное обеспечение;
– подготовка
квалифицированных кадров для новых
органов сельского
– привлечение широких слоев сельских жителей к активному участию в решении вопросов местного значения, содействие созданию органов территориального общественного самоуправления в населенных пунктах, не являющихся поселениями.
1.2 Муниципальное регулирование экономики в сельской
местности
Экономическая
деятельность имеет решающее значение
для повышения качества жизни
в сельской местности и, следовательно,
для организации муниципального
управления. Характер и результаты
этой деятельности определяются стратегической
ролью сельскохозяйственного
По данным
Всемирного банка, в 2002 году Россия располагала
9% сельскохозяйственных угодий при
населении всего 2,4%. Сельскохозяйственный
потенциал России позволяет обеспечить
собственные продовольственные
потребности и успешно