Пути повышения эффективности деятельности МБУ «Единая служба по содержанию дорог и благоустройству г. Белогорск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий, призванных обеспечить повышение качества функционирования предприятий городского хозяйства в современных условиях.
В соответствии со сформулированной целью в выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие городское хозяйство;
- определена роль городского хозяйства в экономической системе города;
- исследована методика определения эффективности деятельности учреждения городского хозяйства;
- изучены направления повышения эффективности учреждений городского хозяйства;
- проведен анализ деятельности МБУ «Единая служба по содержанию дорог и благоустройству г. Белогорск»;
- разработаны мероприятия по повышению эффективности деятельности МБУ «Единая служба по содержанию дорог и благоустройству г. Белогорск».

Содержание

Введение
6
1 Теоретические основы оценки эффективности
деятельности учреждений городского хозяйства

10
1.1 Сущность и показатели оценки эффективности
учреждений городского хозяйства

10
1.2 Методика определения эффективности
деятельности учреждения городского хозяйства

23
1.3 Направления повышения эффективности
учреждений городского хозяйства

29
2 Анализ деятельности МБУ «Единая служба по
содержанию дорог и благоустройству г. Белогорск»

38
2.1 Краткая характеристика и основные технико-
экономические показатели

38
2.2 Экономический анализ деятельности МБУ «Единая
служба по содержанию дорог и благоустройству
г. Белогорск»

48
2.3 Диагностика финансового состояния МБУ «Единая
служба по содержанию дорог и благоустройству
г. Белогорск»

59
3 Обоснование предложений по повышению эффективности
деятельности МБУ «Единая служба по содержанию
дорог и благоустройству г. Белогорск»


66
3.1 Разработка программы внедрения инновационных
технологий для ремонта и содержания дорожных
покрытий в МБУ «Единая служба по содержанию
дорог и благоустройству г. Белогорск»



66
3.2 Разработка предложений по совершенствованию
благоустройства и уборки территории города

87
3.3 Увеличение производительности труда основных
производственных работников МБУ «Единая
служба по содержанию дорог и благоустройству
г. Белогорск»



94
Заключение
99
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

Предлагаемый подход вызывает возражения, связанные с тем, что в соответствии с ним значительная часть экономической и социальной сферы города не включается в понятие городского хозяйства. Например, промышленность, предоставляющая населению города рабочие места, а также возможность получения доходов, участвующая в формировании доходов городского бюджета, производящая товары и услуги, непосредственно создающая объекты социального назначения, то есть строящая жилье, объекты здравоохранения и другое, по своим функциям является для города жизнеобеспечивающей нисколько не в меньшей степени, чем бытовое обслуживание населения или же общественное питание и гостиничное хозяйство.

В особенности это характерно для ситуации, когда предприятия не просто относятся к градообразующей сфере, а обеспечивают занятость значительной части населения определенного города или района /24/.

Если управление городского (или жилищно-коммунального) хозяйства является частью градообразующего предприятия, то при рассматриваемом подходе возникает парадокс, когда только часть предприятия относится к городскому хозяйству.

Аналогичная ситуация существует и в сельских районах и населенных пунктах. Кризис, переживаемый предприятиями агропромышленного комплекса, в плане жизнеобеспечения населения имеет не менее тяжелые последствия, чем сбои в работе предприятий торговли или, например, бытового обслуживания населения. Следует отметить, что кризисные явления на предприятиях градоообразующей сферы приводят к резкому уменьшению платежеспособного спроса населения, а также сокращению потребностей производственной сферы в сырье, материалах, топливе и других ресурсах. Именно это, как правило, служит главной причиной развития кризисных явлений в сфере, которую Г.Ф. Кузнецова выделила в качестве жизнеобеспечивающей (неплатежи субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц за жилищно-коммунальные услуги, падение покупательной способности населения и пр.).

В систему городского хозяйства следует включить всю совокупность домохозяйств, фирм, организаций, учреждений, функционирующих на территории города. При этом адекватным проблеме полноценного исследования городского хозяйства является структурно-функциональный подход к каждой отрасли, а также народно-хозяйственным комплексам, из которых складывается данная совокупность. Тем самым реализуется возможность подхода к городскому хозяйству во всем его многообразии. Одновременно с этим не принижается значимость ни одной из отраслей городского хозяйства, в том числе и его инфраструктуры, непроизводственной сферы, отраслей, ориентированных на производство товаров и оказание услуг непосредственно для города и его населения /24/.

Еще одним характерным примером деления экономики города или иными словами его социально-экономической сферы на отрасли, относящиеся к категории городского хозяйства и выходящие за пределы данной системы, является точка зрения профессора В.С. Чекалина.

По мнению этого автора, критерии, отнесения отраслей экономики города к городскому хозяйству, должны отвечать следующим принципам:

Принадлежность к градообслуживающей сфере: ограничению   хозяйственно-экономической деятельности территорией города; социально-ориентированным характером деятельности и нахождением ее в системе прямого регулирования городских органов власти. Правда далее В.С. Чекалин отметил, что к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно управляемые органами власти и регулируемые путем создания благоприятных хозяйственных отношений и контроля за их деятельностью, то есть речь идет не только о прямом регулировании.

В связи с изложенным в первую очередь укажем на то, что вряд ли в городе найдется такая отрасль, которая не может в той или иной форме регулироваться органами местного самоуправления, и уж тем более функционировать в экономике города бесконтрольно.

Далее В.С. Чекалиным предложен перечень особенностей городского хозяйства, в числе которых его высокая социальная значимость, то есть направленность на обеспечение потребностей граждан. Попутно отметим, что любой из видов деятельности предприятий в экономике города имеет такую направленность. В то же время, срочность удовлетворения потребностей (потребность в электроэнергии, воде, газе, тепле, городском транспорте, связи удовлетворяются постоянно, потребность в хлебе - ежедневно, потребность в одежде и обуви имеет сезонные сроки, потребность в товарах длительного пользования ориентирована на многолетние периоды) не является, по нашему мнению, поводом к тому, чтобы одни отрасли включать в городское хозяйство, а другие выводить за его рамки.

Следующая особенность - это высокий удельный вес «городской» (муниципальной или государственной) собственности. В связи с этим обратим внимание на то, что городская собственность, как известно, Гражданским Кодексом РФ не предусмотрена. Форма собственности, как таковая, как повод для включения или невключения отрасли в состав городского хозяйства не может служить критерием. Указание на высоту удельного веса муниципальной или государственной собственности, не только не аргументировано, но и не содержит сколь-нибудь определенных критериев отнесения (неотнесения) отраслей и предприятий к городскому хозяйству

Далее В.С. Чекалиным приведены аргументы о тесных взаимосвязях и взаимозависимостях между отраслями городского хозяйства, взаимосвязи производства и потребления услуг, особом характере хозяйственной деятельности предприятий, наличии естественных локальных монополий. Никоим образом, не отрицая высокой социальной значимости и не оспаривая наличие особенностей и существенных индивидуальных характеристик, присущих предприятиям отмеченных отраслей, все же мы не можем согласиться с тем, что только их следует включать в состав отраслевого комплекса городского хозяйства.

Предпринимая еще одну попытку сформулировать термин - городское хозяйство, В.С. Чекалин пишет: «итак, городское хозяйство представляет собой территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения или территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития сферы обслуживания в городе» и далее «жилищно-коммунальное хозяйство, которое имеет высокий удельный вес муниципальной или государственной собственности и выполняет жизненно важные функции, включается в состав городского хозяйства, а торговля и общественное питание, практически полностью приватизированные и находящиеся в рыночной среде, в состав городского хозяйства не включаются» /42/.

В своем стремлении очертить объект изучения автор как бы делит целостное городское хозяйство по принадлежности на городское и не городское. В самом деле, если взять в качестве объекта изучения отрасли, функционирующие на основе частной или частно-корпоративной формы собственности и по содержанию своей деятельности выходящие за рамки инфраструктуры, то ни в формальном, ни в содержательном аспектах в их функционировании невозможно обнаружить никаких оснований для того, чтобы их деятельность охарактеризовать как нехозяйственную и не имеющую взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием данного города.

Проблема изучения деятельности предприятий в городском хозяйстве, состоит не в определении критериев, по которым их следует включать или не включать в данный территориальный отраслевой комплекс (ЖКХ - да; торговля и общественное питание - нет).

Проблема в том, чтобы определить место и функциональную роль предприятий в системе удовлетворения потребностей города и его населения, в образовании городского бюджета, в производстве товаров, работ, услуг, реализуемых на городских рынках, в обеспечении занятости городского населения, в решении социальных проблем города, в обеспечении состояния городской экологии, в формировании конкурентной среды на городских рынках, в развитии отношений и реальном взаимодействии предприятия с органами местного самоуправления и другими органами власти и т.д.

Данный аспект проблемы выходит за рамки традиционного подхода к изучению деятельности предпринимательских структур, с точки зрения системы управления и организации производства, условий обеспечения его рентабельности и эффективности, рационального использования ресурсов и прочего как сугубо внутренних проблем предприятия. Изучение предприятий и домохозяйств, функционирующих на территории города в структурно-функциональном аспекте их участия в городском хозяйстве - необходимый момент, характеризующий их социально-экономическую и хозяйственную жизнедеятельность. Именно это и является объектом изучения науки о деятельности предприятий в городском хозяйстве /42/.

Факторы, определяющие особенности функционирования городского хозяйства, предопределяются основными социально-экономическими проблемами, которые препятствуют его эффективному функционированию и развитию. Данные проблемы можно в общем виде свести к положениям, показанным в таблице 1.1. /42/.

 

Таблица 1.1 - Классификация социально-экономических проблем городского хозяйства современной России

Группа проблем

Наименование проблемы

Политические

- неразгосударствленная система;

- инертность органов власти по принимаемым решениям в области ГХ;

- слабая обратная связь с потребителями услуг предприятий ГХ;

Экономические

- затратность в ведении хозяйства;

- наличие большой задолженности;

- доля убыточных МУПов — 58%;

- тарифное  регулирование с ограничителем (не носит долговременного характера);

Финансовые

- низкая инвестиционная привлекательность;

- высокие риски для инвесторов;

- наличие перекрестного субсидирования;

- финансовые потоки на оплату субсидий и льгот осуществляются в натуральной форме;

- льготные системы на оплату услуг ГХ;

Организационные

- сохранение нерыночных принципов функционирования;

- непрозрачность формирования тарифов;

- отсутствие информированности населения по процедурам затрат;

- количество частных организаций в сфере ГХ по итогам 2009 года составило 12%;

- слабое внедрение новшеств  в систему городского хозяйства;

Управленческие

- необязательность (в том числе  бюджета) всех участников процесса  по отношению друг к другу  в оплате услуг;

- организационная культура и  качество менеджмента находится  на начальной стадии формирования;

Ресурсные

- высокий процент изношенности  коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;

- работа за счет ресурсных  возможностей,  которые были накоплены в 90-е годы прошлого столетия;

- состав, структура и качество  жилищного фонда;

- износ коммунальной структуры;


 

 

 Продолжение таблицы 1.1

Группа проблем

Наименование проблемы

Правовые

- сложная структура нормативно-правового регулирования деятельности предприятий ГХ;

- отсутствие правоустанавливающих документов на объекты коммунальной инфраструктуры;

- порядок взыскания долгов крайне усложнен;

Психологические

- у населения велики ожидания помощи от государства;

- инертность всех участников;

- огромная боязнь будущих затрат на капитальный ремонт;

Экологические

- повышенное количество выбросов, сливов, стоков и иных видов загрязнений, осуществляемых предприятиями городского хозяйства;

- осуществление дополнительных затрат на поддержание экологичности предприятий городского хозяйства;

- реализация экологических программ города.


 

Ряд указанных проблем являются приоритетными для их разрешения в большинстве населенных пунктов России, ряд– менее важными; некоторые  из них являются актуальными для конкретных населенных пунктов и не требуют разрешения на федеральном уровне.

Что же касается предмета изучения, то он в каждом конкретном случае должен быть продиктован принадлежностью к определенной отрасли, а также совокупностью конкретных обстоятельств деятельности того или иного предприятия в городском хозяйстве. Для того чтобы городское хозяйство в данной трактовке, используя образное выражение В.С. Чекалина, не представляло собой «реализм без берегов с размытыми границами» оно должно быть достаточно четко структурировано, а также конкретизировано, с точки зрения функциональной направленности деятельности отраслей (межотраслевых комплексов), а также предприятий, их экономической и социальной ориентации.

 

Обращаясь к вопросу о том, что представляет собой экономика городского хозяйства в понятийном плане, прежде всего, отметим, что четкого разграничения между понятиями экономика и хозяйство не существует. Хозяйство понимается, как правило, в нескольких значениях: как производственная единица, как производство и экономика, наконец, как процесс оборудования производства.

Экономика, в свою очередь, тоже имеет несколько значений и понимается:

- во-первых, как народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы;

- во-вторых, как научная дисциплина, занимающаяся изучением различных отраслей и всех секторов хозяйственной жизнедеятельности страны, ее регионов и других территориально-экономических образований, условий и элементов производства.

Таким образом, под экономикой городского хозяйства понимается городская хозяйственная система, которая включает отрасли материального производства и непроизводственной сферы, функционирующие в городе, их структуру и социально-экономическое содержание.

Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта /41/.  

Действие в экономике ряда объективных законов предопределяет и множественность критериев развития производства.

Большинством исследователей принимается принцип одного критерия и множества показателей, его раскрывающих. Например, общим критерием экономической эффективности производства принято считать уровень общественной производительности труда, который может оцениваться различными показателями (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, рентабельность)/39/.

Информация о работе Пути повышения эффективности деятельности МБУ «Единая служба по содержанию дорог и благоустройству г. Белогорск