Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация
Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160
В-третьих, произошло общее снижение
экономической активности, возникли
кризисные явления в
2.2 Проблемы формирования
поддержки инновационной деятельности в малом
предпринимательстве
Институциональная система
поддержки инновационной
- нормативно-правовую и организационную;
- инвестиционную и финансово-кредитную;
- развитие приоритетных проектов, выбираемых по конкурсу;
- консультации и посредничество;
- подготовку и переподготовку кадров;
- предоставление информационно-
В ее функционировании заинтересованы органы федеральной и муниципальной власти, потому что, во-первых, у них есть очень сильная мотивация - содействие становлению новой экономики в стране в целом и в отдельных регионах. А этот вопрос не только чисто экономический, но и социальный - власти необходимо, чтобы люди, которые живут в регионе, переходили из неперспективных секторов экономики в другие, развивающиеся, из одной сферы деятельности в другую без больших социальных потрясений.
Во-вторых, есть стремление к созданию такой структуры и со стороны частных лиц, которые могут вложить деньги в реализацию научно-технических разработок, получить доходы от самой инновационной деятельности.
В-третьих, создание такой
институциональной системы
В-четвертых, - а это самое главное, - в ее функционировании заинтересованы разработчики, производители и потребители научно-технической продукции.
Мировой опыт говорит о том, что институциональная система поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве оказывает огромное влияние на устойчивое развитие на него. Эта система представляет собой синтез государственных и частных организаций, ответственных и заинтересованных в развитии малого предпринимательства. При этом государственные структуры призваны разрабатывать государственную политику в области малого бизнеса, устанавливать общие правила игры, включающие необходимую законодательную и правовую базу, содействовать устранению ненужных барьеров на пути развития предпринимательства. Частный сектор должен создать инфраструктуру способную удовлетворять потребности малых предпринимателей путем предоставления им необходимых услуг.
Естественно, что с
появлением малого бизнеса в нашей
стране начала свое развитие и институциональная
система поддержки
Эффективность работы структур
поддержки сегодня уже
Свое мнение о состоянии разных видов поддержки малого предпринимательства в регионах высказали как малые предприниматели (далее по тексту и в таблицах МП), так и представители структур поддержки (далее по тексту и в таблицах СО). В таблице 4 представлены места по средней оценке состояния различных видов поддержки (лучшее место – лучшее состояние). Лучшее состояние не обязательно означает хорошее. Интервал средней оценки (внизу таблицы 4) говорит о том, что, по мнению малых предпринимателей, лучшая оценка это 3,0 – удовлетворительно. В Пермской области лучшая оценка ниже –2,8. У СО оценки приблизительно такие же критерии. Все это говорит о том, что состояние практически всех видов поддержки не удовлетворяет основную часть малых предпринимателей. Особенно респондентов не удовлетворяет организация государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве, - этот вид поддержки оказался на последнем месте (кроме Тверской области, где он поделил 3-4 место).
Состояние (полнота и качество) информации о структурах поддержки, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства в регионе, представлено в таблице 5. Как следует из таблицы 5, о существовании государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве мало кто знает.
Организации, оказывающие различные услуги малым предпринимателям могут существовать и обладать достаточным потенциалом для оказания услуг, а результат может быть неудовлетворительным. Очень многое зависит от готовности малых предприятий пользоваться услугами сервисных организаций и от их информированности где, какие услуги они могут получить. В
Таблица 4- Оценка состояния различных видов поддержки (ранги)
МП/СО |
Виды поддержки |
Ранг по средней оценке состояния МП / СО | |||
В целом |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
1 |
Финансовая |
5/ 6 |
5/ 6 |
6/ 7 |
4/ 5 |
2 |
Информационная |
1/ 3 |
1/ 3-4 |
2/ 2 |
1/ 3 |
3 |
Консалтинговая |
3/ 1 |
3/ 1 |
4/ 1 |
3/ 2 |
4 |
Профессиональное обучение, подготовка кадров |
2/ 2 |
2/ 2 |
1/ 3-4 |
2/ 1 |
5 |
Представление и защита интересов малого бизнеса (лоббирование) |
6/ 4 |
6/ 5 |
5/ 5 |
6/ 4 |
6 |
Посредничество |
4/ 5 |
4/ 3-4 |
3/ 6 |
5/ 6 |
7 |
Бизнес-инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка) |
7/ 7 |
7/ 7 |
7/ 3-4 |
7/ 7 |
МП |
Интервал средней оценки состояния |
1,6-2,9 |
1,3-2,8 |
2,0-3,0 |
1,4-3,0 |
СО |
1,9-3,0 |
1,4-3,0 |
1,7-2,9 |
1,6-3,4 |
*- серый цвет – первые три места, по мнению МП
**- жирный шрифт –первые три места по мнению СО
Таблица 5 - Состояние
информации о структурах
МП/СО |
Виды поддержки |
Ранг по средней оценке состояния МП / СО | |||
В целом |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
1 |
Финансовая |
4/ 4 |
4/ 4 |
6/ 1-2 |
4/ 5-6 |
2 |
Информационная |
1/ 1 |
1/ 2 |
1/ 1-2 |
1/ 1 |
3 |
Консалтинговая |
3/ 2 |
3/ 1 |
4/ 3 |
3/ 3 |
4 |
Профессиональное обучение, подготовка кадров |
2/ 3 |
2/ 3 |
2/ 4 |
2/ 2 |
5 |
Представление и защита интересов малого бизнеса (лоббирование) |
7/ 5 |
7/ 7 |
7/ 6 |
7/ 4 |
6 |
Предоставление помещений |
6/ 6 |
6/ 8 |
5/ 7 |
5/ 5-6 |
7 |
Посредничество |
5/ 7 |
5/ 5-6 |
3/ 8 |
8/ 7 |
8 |
Лизинг |
9/ 8 |
8/ 5-6 |
8/ 9 |
6/ 8 |
9 |
Бизнес-инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка) |
8/ 9 |
9/ 9 |
9/ 5 |
9/ 9 |
МП |
Интервал средней оценки состояния |
2,0-3,1 |
1,3-3,0 |
2,2-3,1 |
1,5-3,3 |
СО |
1,6-3,1 |
1,1-3,1 |
1,8-3,1 |
1,2-3,1 |
* серый цвет – первые три места
таблице 6 представлены данные опроса о состоянии информации о структурах государственной поддержки.
Таблица 6 - Количество респондентов, оценивших состояние
информации о различных структурах поддержки как
хорошее и как неудовлетворител
МП |
Виды поддержки |
% оценивших состояние, как хорошее (оценки 4 и 5) / % оценивших состояние как неудовлетворительное (оценки 2 и 1) | |||
В целом |
Пермь |
Тверь |
Псков | ||
1 |
Финансовая |
21/ 44 |
9/ 56 |
23/ 38 |
31/ 38 |
2 |
Информационная |
36/ 21 |
20/ 19 |
37/ 23 |
50/ 21 |
3 |
Консалтинговая |
21/ 29 |
15/ 27 |
18/ 28 |
30/ 34 |
4 |
Профессиональное обучение, подготовка кадров |
34/ 26 |
18/ 30 |
38/ 26 |
48/ 21 |
5 |
Представление и защита интересов малого бизнеса (лоббирование) |
6/ 66 |
0/ 87 |
11/ 43 |
7/ 68 |
6 |
Предоставление помещений |
15/ 57 |
13/ 76 |
21/ 33 |
11/ 63 |
7 |
Посредничество |
11/ 54 |
8/ 67 |
18/ 30 |
3/ 69 |
8 |
Лизинг |
3/ 69 |
0/ 91 |
4/ 51 |
5/ 64 |
9 |
Бизнес-инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка) |
2/ 78 |
0/ 92 |
5/ 54 |
2/ 92 |
Серым цветом в таблице 6 выделены те виды поддержки, состоянием информации о которых недовольно 50 и более процентов опрошенных. Государственной поддержкой инновационной деятельности в малом предпринимательстве в Пермской и Псковской областях недовольно до 92% респондентов. Только в Тверской области таких респондентов чуть более половины.
Несмотря на не самое лучшее состояние с поддержкой и с информированностью о предлагаемых услугах, многие из участвовавших в опросе представителей малого бизнеса все-таки пользовались услугами различных сервисных организаций. Какими услугами наиболее часто пользуются малые предприниматели можно увидеть из таблицы 7.