Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160

Вложенные файлы: 8 файлов

введение.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

фед2.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 7 - Количество респондентов, пользовавшихся услугами

                     сервисных организаций

МП

Виды услуг

Ранг по % пользовавшихся услугами /%пользовавшихся

По трем

регионам

Пермь

Тверь

Псков

1

Финансовая

3/ 38

6/ 13

3/ 41

2/ 50

2

Информационная

1/ 59

1/ 51

1/ 58

1/ 66

3

Консалтинговая

5/ 28

2-3/ 49

7/ 12

4-5/ 31

4

Профессиональное обучение, подготовка кадров

2/ 39

2-3/ 49

4/ 39

3/ 33

5

Представление и защита  интересов малого бизнеса (лоббирование)

7-8/ 12

4/ 19

8/ 8

6-7/ 11

6

Предоставление помещений

4/ 34

5/ 17

2/ 49

4-5/ 31

7

Посредничество

6/ 13

7/ 11

5/ 17

6-7/ 11

8

Лизинг

7-8/ 12

8/ 9

6/ 15

8/ 10

9

Бизнес-инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка)

9/ 3

9/ 2

9/ 3

9/ 3

МП

Интервал  по  % пользовавшихся услугами

3 - 59

2 - 51

3 - 58

3 - 66


* -серый цвет – первые три  места

 

Как следует из таблицы 7, наиболее часто предприниматели во всех трех регионах пользуются информационной поддержкой (от 51 до 66%). На втором –третьем местах в Пермской области находятся консалтинговые услуги и повышение квалификации персонала, В Тверской - это услуги по предоставлению помещений и финансовые услуги, а в Псковской финансовые услуги и повышение квалификации  персонала. Услугами бизнес-инкубаторов и технопарков воспользовались примерно 3%  респондентов. По популярности инновационные услуги находятся на последнем месте.

Воспользовавшись услугами сервисных организаций малые предприниматели получили возможность оценить на практике эффективность полученных услуг (таблица 8).

 

 

Таблица 8 - Эффективность  услуг, оказываемых малым 

                     предпринимателям.

МП

Виды услуг

Ранг по средней оценке эффективности (% положительно оценивших эффективность услуги (оценки 4 и 5) / % неудовлетворительно оценивших (оценки 1 и 2)

По трем

регионам

Пермь

Тверь

Псков

1

Финансовая

1 (64/7)

3-4 (56/11)

2 (59/3)

2 (69/9)

2

Информационная

3 (53/9)

3-4 (44/7)

3 (56/16)

3 (54/5)

3

Консалтинговая

2 (59/9)

2 (59/0)

8 (46/18)

1 (63/15)

4

Профессиональное обучение, подготовка кадров

4 (57/10)

1 (74/0)

4-5(57/18)

7-8(43/10)

5

Представление и защита  интересов малого бизнеса (лоббирование)

8 (35/39)

8 (40/60)

7 (0/50)

4 (50/10)

6

Предоставление помещений

6 (49/23)

9 (22/56)

4-5 (61/18)

7-8 (42/17)

7

Посредничество

5 (55/9)

5 (57/14)

6 (62/8)

6 (46/8)

8

Лизинг

7 (32/20)

7 (25/25)

9 (25/25)

5 (44/11)

9

Бизнес - инкубаторы, технопарки (комплексная поддержка)

9 (17/33)

6 (0/0)

1 (50/0)

9 (0/67)

Интервал по средней  оценке эффективности

2,7-3,7

2,4-3,7

2,9-4,0

1,7-3,8


*- серый цвет –первые три  места

 

Интервал по средней  оценке эффективности полученных услуг (в конце таблицы 8), говорит о  том, что в Пермской и Псковской областях даже верхний предел ниже хорошего уровня, в Тверской – высшая средняя оценка – 4,0 (так здесь оценили услуги предоставленные бизнес – инкубатором). Самая высокая эффективность у финансовых, консалтинговых и информационных услуг, а самая низкая - у инновационных услуг.

Вопрос о необходимости  поддержки малого бизнеса, как со стороны государственных властных структур, так и со стороны сервисных организаций ни у кого не вызывает сомнений, а вот какова важность (значимость) отдельных видов поддержки для развития конкретных видов малого предпринимательства  представлены в таблице 9.

 

Таблица 9 - Важность различных видов поддержки.

МП/

СО

Виды поддержки

Ранг МП по средней  оценке важности (% считающих данный вид поддержки очень важным (оценки 4 и 5)/ ранг СО по средней оценке важности

В целом

Пермь

Тверь

Псков

1

Обеспечение доступа  к получению городских, региональных, федеральных заказов

7(48)/9

8-9(47)/

3-4-5

5(54)/9

7(40)/9

2

Инвестиционная поддержка  проектов

4(60)/3

4-5(66)/ 1

7-8(55)/ 7-8

3(59)/1

3

Льготное кредитование ( в т.ч. из фондов поддержки малого предпринимательства)

2(74)/1

2(87)/2

3(64)/1

1(71)/3-4

4

Формирование фонда  нежилых помещений для использования малым бизнесом

11(42)/2

10-11(40) /6-7-8

9(49)/2

10-11(36) / 3-4

5

Инвестиционная поддержка  через лизинг оборудования

8 (47)/ 5

6 (47)/

9-10

12(39)/

4-5

4(54)/ 5

6

Создание системы интегральной финансово- имущественной поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, промзоны малого бизнеса и т.д.)

13(26)/ 7

13(17)/13

13(34)/3

13(28)/

7-8

7

Расширение возможностей доступа к внебюджетным финансовым ресурсам (гарантии, внедрение механизма взаимных гарантий и т.п.)

10 (46)/ 4

12 (46)/

3-4-5

10-11(44)/

4-5

8 (47)/

7-8

8

Создание системы снижения затрат при подготовке и реализации проектов (создание специализированных банков, страхование, система компенсации кредиторам, система компенсации расходов на участие в выставках, ярмарках)

9 (45)/ 8

10-11(42) /9-10

6 (56)/ 6

10-11(34) /10


 

Окончание таблицы 9

МП/

СО

Виды поддержки

Ранг МП по средней  оценке важности (% считающих данный вид поддержки очень важным (оценки 4 и 5)/ ранг СО по средней оценке важности

В целом

Пермь

Тверь

Псков

9

Создание новых предприятий  с использованием механизма франчайзинга

14(21)/14

14(16)/14

14(24)/

10-11

14(24)/ 12-13-14

10

Предоставление льгот  по налогам

1(78)/10

1(89) /

6-7-8

1(77) /

12-13

2 (66)/ 2

11

Отсрочка по платежам в бюджет

6(56)/13

3(77)/12

  7-8(47) /14

9 (42)/ 11

12

Содействие включению  в региональную, федеральную программу

12(39)/12

8-9(45) /11

10-11(42) /10-11

12 (30)/ 12-13-14

13

Помощь в обеспечении  помещениями, оборудованием

3(59)/ 6

4-5 (63)/ 3-4-5

4 (63)/ 7-8

6 (50)/ 6

14

Поддержка в конкуренции  на рынке (помощь в получении информации, организации деловых контактов)

5 (58)/ 11

7 (53)/

6-7-8

2 (71)/

12-13

5 (48)/

12-13-14

МП

Интервал по средней  оценке важности

2,6-4,1

2,5-4,5

2,8-4,0

2,4-3,9

СО

Интервал по средней  оценке важности

3,1-4,3

3,4-4,5

2,6-4,5

3,1-4,2


*- серый цвет – три наиболее важных по мнению МП

**- жирный шрифт –три наиболее  важных по мнению СО

 

Как следует из таблицы 9, по мнению малых предприятий в  число первых трех видов поддержки по важности  во всех трех регионах вошли льготное кредитование (мнение СО совпало), предоставление льгот по налогам (в Пермской области СО-6-8 место, в Тверской области СО -12 место, в Псковской области СО – 2 место). В тройку также вошли: Пермь - отсрочка по платежам в бюджет (СО –12 место), Тверь - поддержка в конкуренции на рынке (СО –12-13), Псков - инвестиционная поддержка проектов. В одних случаях наблюдается совпадение мнений МП и СО, в других практически полное расхождение. Мнение о необходимости создания системы интегральной финансово-имущественной поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, промзоны малого бизнеса) невысокое (7-8 место). Правда, необходимо учитывать, что полное расхождение понятие относительное, так как около десяти видов поддержки очень важны (оценки 4 и 5) для 40 и более % МП.

Все это говорит о  необходимости серьезной работы, как государственных органов, так и сервисных организаций над совершенствованием всей системы поддержки малого бизнеса, в том числе и в инновационной сфере. Только координация взаимных усилий в этом направлении может дать положительный эффект, не только для малого бизнеса, но и для всего общества в целом.

Реальная поддержка  может быть получена малыми предпринимателями  от существующих организаций инфраструктуры поддержки. Сведения о том знают  ли респонденты  о существовании подобных организаций, обращались ли в организацию за поддержкой и получили ли поддержку можно получить из таблицы 10.

 

Таблица 10 - Информация о структурах поддержки малого

                       предпринимательства  ( % ответивших  утвердительно)

МП

Структуры поддержки

Знают о существовании  организации / Обращались в организацию  за поддержкой / Получили поддержку (% опрошенных)

В целом

Пермь

Тверь

Псков

1

Департамент, комитет, управление, отдел поддержки малого предпринимательства

42/19/16

42/22/18

57/19/19

32/15/11

2

Территориальное управление МАП России

20/10/6

28/15/4

16/3/3

15/10/9

3

Фонды поддержки малого предпринимательства

67/39/33

61/41/22

56/24/19

81/46/52

4

Фонд содействия развитию предприятий малых форм в научно-технической сфере

5/1/1

0/0/0

16/3/3

3/0/0

5

Агентство поддержки  малого и среднего бизнеса

31/22/24

62/49/61

26/11/6

4/3/2


 

Окончание таблицы 10

МП

Структуры поддержки

Знают о существовании  организации / Обращались в организацию  за поддержкой / Получили поддержку (% опрошенных)

В целом

Пермь

Тверь

Псков

6

Торгово-промышленная палата

73/29/24

68/27/25

66/35/22

83/28/26

7

Служба занятости

85/30/28

56/42/37

72/24/31

83/21/19

8

Коммерческие банки

86/49/39

89/56/33

79/49/50

88/43/37

9

Коммерческие банки, участвующие в программе кредитования малого бизнеса по линии ЕБРР

18/7/3

1/2/0

26/14/6

29/8/4

10

Лизинговая компания

18/6/0

14/5/0

26/14/0

16/2/0

11

Учебно-деловой центр

35/12/11

16/7/6

25/8/9

60/18/17

12

Маркетинговый центр

7/5/3

2/2/0

23/14/13

2/2/0

13

Технопарки, бизнес-инкубаторы

5/1/1

2/0/0

15/5/3

1/0/0

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

литература.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение 1.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве