Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация
Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса
Современная методология системного описания инноваций исходит из того, что инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании [89, с.7]. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой.
Инновационный процесс – это регулируемый процесс, имеющий комплексный характер. Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный [41, с.10]. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, предприятия. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает уже как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя - пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество - технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1)создание новшества и его распространение; 2)диффузия нововведения.
Первая фаза - это последовательные этапы научных исследований, опытно - конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки для распространения инновации.
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, но не только. Пропускная способность коммуникативного канала также играет немаловажную роль. Она обусловлена особенностями восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностями к практическому использованию этой информации, к превращению ее в знания. Более того, хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
Вторая фаза инновационного процесса направлена на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг. Она осуществляется в тесном единстве со средой, - направленность, темпы, цели инновационного процесса зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. Это открывает для новшества новые области применения и рынки, а, следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают его как новые именно для себя. В конечном счете, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики, когда большинство технологических целей производства продукции и оказания услуг обновляется. Деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей, присущих организационным восприятиям субъектов рынка.
Происходящая во второй фазе инновационного процесса диффузия инновации – это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникативным каналам между членами социальной системы во времени. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей так и потребителей инноваций и изменяются их качественные характеристики. Последнее происходит через установление более тесных коммуникативных связей между участниками инновационного процесса.
Непрерывность инновационных процессов определяет скорость и границы диффузии нововведения в рыночной экономике. В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов: а)формы принятия решения; б)способа передачи информации; в)свойств социальной системы, а также свойств самого нововведения. Наиболее значительным из последних являются свойства восприятия социальной системой нововведения. Свойствами же собственно нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др. [41, с.12].
Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений И. Шумпетера, диффузия нововведений - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли [122].
Во всех случаях для принятия решений о внедрении нововведений необходима исчерпывающая информация. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением организаций на рынке. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии инноваций в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна, так как в восприятии потребителей нововведения отсутствует опыт использования его в их технологиях потребления. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть, если не устранена, то, хотя бы снижена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения. Как только нововведение приобретает статус конвенциальной нормы, оно перестает быть именно инновацией.
Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, то есть способностью сохранения неизменными полученных количественных характеристик (например, основных технико-экономических и эксплуатационных параметров новой продукции) по отношению к преобразованиям и переменам внешней среды. Имеется в виду возможность осуществления диффузных процессов при переориентации деловых циклов с микроуровня инновационной среды на мезо- или макроуровень. Инвариантность инноваций по отношению к изменениям внешней среды способствует ускоренному притоку капиталов в новый технологический уклад.
Наиболее типичным для диффузных процессов являются технологические нововведения в инновационной сфере. Рассмотрим их более подробно.
Технологические инновации являются сердцевиной инновационной деятельности (рисунок 1).
Рисунок 1- Виды инноваций [106, с.326]1.
Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные (таблица 1).
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.
Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении.
Таблица 1 – Виды технологических инноваций
Вид |
Степень новизны |
Внедрение | ||
Радикальная |
Инкрементальная |
Результат |
Место | |
Продуктовая
|
Существенно отличается от ранее выпускавшихся продуктов по: 1) области применения, 2) характеристикам, 3) комплектующим, 4) материалам и полуфабрикатам за счет применения новых и/или сочетания существующих технологий в новом применении |
Улучшает качественные или стоимостные характеристики уже существующего продукта за счет: 1) использования более эффективных комплектующих, материалов и полуфабрикатов, 2) частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для сложного продукта) |
Новая (усовершенствованная) инновационная продукция |
На рынке |
Процессная |
Освоение новых методов производства, изменения в оборудовании и/или организации производства, обеспечивающих: 1)создание новых или усовершенствованных продуктов, выпуск которых старыми методами или на старом оборудовании невозможен, 2) существенное повышение эффективности производства |
Освоение: 1) усовершенствованных методов производства, 2) изменения в оборудовании и/или организации производства |
Прочая инновационная продукция |
В производственном процессе |
Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники, созданию новых моделей машин и материалов, улучшению параметров производимых товаров и технологий. Радикальность инновации определяет степень усилий по ее осуществлению.
Процессная инновация – это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.
Технологические инновации
непосредственно связаны с
Первая из них состоит в том, что инновация редко остается неизменной на протяжении всего процесса внедрения. Распространение техники часто зависит от совершенствования ее функциональных характеристик. Во многих случаях изменения конструктивных и эксплуатационных свойств нововведения оказываются необходимыми предпосылками его применения. Нередко вносимые в нововведение изменения расширяют круг его возможных применений по сравнению с первоначально предполагавшимися. Отсюда позволительно сделать вывод о том, что диффузия технологических инноваций представляет собой многомерный процесс. Один из аспектов этого процесса связан с расширением сферы применения нововведения. Другой - с изменениями, происходящими в физическом составе самой техники. Обобщая, можно сформулировать почти очевидное утверждение, в силу которого диффузия технологических инноваций характеризуется изменениями как количественного, так и качественного характера. Оба типа изменений тесно взаимосвязаны и ни один из них не может быть понят без обращения к другому.
Вторая особенность процессов диффузии технологических инноваций состоит в том, что внедрение новой техники часто происходит в напряженной конкурентной борьбе с уже используемой техникой, когда последняя сравнима с новой по тем или иным характеристикам. В принципе у технологического нововведения может не быть близкого замещаемого аналога. Следует подчеркнуть другое: если существуют виды техники со сравнимыми характеристиками, то они обычно оказывают друг на друга взаимное влияние. Диффузия технологического нововведения происходит не в изоляции, а скорее представляет собой процесс реального замещения старой техники новой.
Распространение технологических инноваций с течением времени описывается логистической кривой (S-образной кривой), представляющей собой временную либо другую зависимость между параметрами объекта. По общему мнению, расширение области применения конкретной технологии связано с процессом «обучения» или «законом опыта» как его еще называют. Распространение новой техники связано с обучением, поскольку технологическое нововведение предполагает реальное замещение старой технологии или старого оборудования. Новое техническое устройство невозможно включить в существующую систему производства одномоментно. Обычно для этого требуются новые методы работы, более высокая производственная подготовка, модификация выпускаемой продукции, перепланировка территории и помещений предприятия и т. п. Нередко изменение, вносимое в один процесс, затрагивает всю систему производства в целом. Таким образом, новая техника может быть введена не «вдруг и сразу», а лишь постепенно, шаг за шагом. Первоначально она, как правило, используется для достижения ограниченных целей. Темпы ее внедрения в масштабах целой отрасли промышленности сначала могут быть высокими.