Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:46, диссертация

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях трансформации народного хозяйства добиться значительного повышения уровня жизни в России невозможно без перехода на инновационный тип экономики. При этом важна разработка мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления во всех отраслях и сферах народного хозяйства, в том числе в малом предпринимательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...………………4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………..…….…10
1.1 Понятие и содержание инновационного процесса….. ……………………10
1.2 Роль государства как субъекта инновационной деятельности в
институциональной системе поддержки малого предпринимательства…33
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………………………………………...……49
2.1 Современные проблемы инновационной деятельности в малом
предпринимательстве России……………………………………………….49
2.2 Проблемы формирования институциональной системы поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве……………64
3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ…………….88
3.1 Формирование механизма государственной поддержки
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционного рынка ….....88
3.2 Методическое обоснование создания кластера как института
в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в
малом предпринимательстве……………………………………………….106
3.3 Методика оптимизации механизма взаимодействия субъектов
инновационной деятельности в малом предпринимательстве на основе
развития трансферта технологий……………………………….....……….133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………160

Вложенные файлы: 8 файлов

введение.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

фед3.doc

— 611.50 Кб (Скачать файл)


3 ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ

   СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ 

   ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В   МАЛОМ

   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

 

3.1 Формирование механизма государственной  поддержки 

      инновационной деятельности в  малом предпринимательстве 

      на основе взаимодействия субъектов

      инновационно-инвестиционного рынка

 

Механизм государственной поддержки  инновационной деятельности в соответствии с методологией институциональной экономики следует рассматривать как составную (наиболее активную) часть механизма взаимодействия между участниками инновационного процесса в малом предпринимательстве, обеспечивающего воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Очевидно, что подобный механизм будет эффективен лишь в том случае, когда он усиливает мотивацию инновационной деятельности, а сдвиг мотивов на цели достигается на основе согласования выдвигаемых целей с интересами государства и малых предприятий. В силу этого и сама цель и ее постановка также принадлежат механизму государственной поддержки.

Механизм государственной поддержки  инновационной деятельности в малом  предпринимательстве (МГПИД) является сложной категорией, хотя бы потому, что предполагает взаимодействие следующих  составных элементов:

- цели государственной поддержки (ЦГП);

- количественный аналог цели  – критерии государственной поддержки  (КГП);

- факторы государственного воздействия  (ФГП) – элементы объекта поддержки  (инновационной сферы малого предпринимательства)  и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей;

- методы воздействия на данные  факторы государственного воздействия (МГП);

- ресурсы государственной поддержки  (РГП) – материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный метод государственной поддержки и обеспечивается достижение поставленной цели.

Таким образом, для объекта государственной  поддержки (ОГП) – малого предприятия - механизм государственной поддержки формируется из следующих элементов:

  МГПИД  = (ЦГП, КГП, ФГП, МГП, РГП).


Реальный механизм государственной  поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве всегда конкретен, так как направлен на достижение конкретных целей путем воздействия на конкретные факторы, и это воздействие осуществляется путем использования конкретных ресурсов или потенциалов. Он формируется каждый раз, когда принимается управленческое решение путем согласования в процессе взаимодействия всех элементов механизма государственной поддержки.

Алгоритм формирования структуры  механизма государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве на принципах взаимодействия представлен на рисунке 7. Отличительной особенностью этого механизма, дающее представление о нем, как именно о механизме взаимодействия состоит в том, что, наряду со структурными элементами статусом основных составляющих наделены и связи между ними.

Исходными элементами для формирования механизма государственной поддержки  инновационной деятельности в малом предпринимательстве является конкретный объект поддержки и цель трансформации состояния или деятельности этого объекта. Первым шагом будет согласование связи указанных элементов, то есть формирование пары категорий (ОГП, ЦГП) (рисунок 45). В процессе согласования указанных элементов должны соблюдаться требования целевого подхода к управлению, а в качестве исходного условия формирования системы целей государственной поддержки инновационной деятельности принимаются представления о сфере малого предпринимательства как об открытой развивающейся производственной и социально-экономической системе. При этом учитывают, что цель любой действующей экономической системы – это результат деятельности этой системы, который желательно достичь в заданное время.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При формировании системы целей  государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве должно быть обеспечено соблюдение ряда требований или принципов взаимодействия, в том числе принципов соподчиненности целей, их полноты, сопоставимости, взаимоувязанности, непротиворечивости, определенности, реальности.

Если говорить более конкретно, то основной целью государственной  поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве  является повышение технологического уровня и конкурентоспособности малых предприятий, обеспечение выхода их инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе малого предпринимательства в стадию устойчивого экономического роста.

Цели государственной поддержки  инновационной деятельности в малом предпринимательстве трансформируются в задания (критерии государственной поддержки), то есть формируется связь в паре (ЦГП, КГП) (рисунок 7). Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач государственной инновационной политики в малом предпринимательстве:

- выбор рациональных стратегий  и приоритетов развития инновационной сферы малого предпринимательства при реализации инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции малых предприятий;

- координация действий федеральных  органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития малого предпринимательства, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;

- концентрация организационных мер и ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной сферы малого предпринимательства и обеспечение единства государственных научно-технической и инновационной политик с целью повышения спроса малых предприятий на научно-технологические достижения, привлечения свободного капитала к финансированию инновационных проектов;

- сохранение и развитие инновационного  потенциала малого предпринимательства, его использование для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;

- создание системы подготовки  и переподготовки кадров для  инновационной сферы малого предпринимательства;

- обеспечение благоприятных экономических  и финансовых условий для активизации  инновационной деятельности в  малом предпринимательстве;

- использование в малом предпринимательстве  инновационных технологий и производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, в том числе наукоемкой.

Для того, чтобы реализовать основные задачи государственной инновационной политики в малом предпринимательстве в рамках представленного на рисунке 7 механизма взаимодействия необходимо определить факторы государственного воздействия, то есть выявить те свойства и элементы инновационной сферы малого предпринимательства, их связи между собой, а также с внутренней и внешней средой, которые позволят изменить состояние  или динамику развития малых предприятий. В этих целях формируется связь в паре (КГП, ФГП). Если связь в требуемой совокупности факторов не может быть сформирована, то уточняется объект государственной поддержки и (или) цели и задачи государственной политики в инновационной сфере малого предпринимательства, то есть формируется связь в паре (ОГП, ЦГП), а затем вновь связи (ЦГП, КГП) и (КГП, ФГП) (рисунок 7).

Государственная поддержка инновационной деятельности в малом предпринимательстве в механизме взаимодействия осуществляется путем воздействия на свойства и элементы объекта государственной поддержки в целом, свойства этих элементов, их связи с другими элементами, связи объекта государственной поддержки с внешней средой. Для выявления всей совокупности факторов и связей между ними объект государственной поддержки необходимо расчленить на ряд более простых его составляющих. Такое расчленение может быть осуществлено несколькими способами, в том числе:

- дифференциацией структуры инновационной  сферы малого предпринимательства по уровням подразделений;

- дифференциацией инновационного  процесса по стадиям жизненного  цикла;

- разделением жизненного цикла  продукции на стадии, этапы, фазы  и другие процессы.

Методы воздействия на те или  иные факторы государственной поддержки зависят от природы фактора и его восприимчивости к тем или иным методам воздействия. Поэтому в соответствии с природой  факторов выбираются методы воздействия, то есть формируется связь в паре (ФГП, МГП) (рисунок 7). Обычно широко используются экономические, социальные (мотивообразующие), организационно-административные и правовые методы, а также их различные сочетания. Комплексность методов воздействия на факторы различной природы определяет объективную необходимость формирования комплексного механизма государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве, как механизма взаимодействия между связями указанных факторов.

На заключительном этапе формирования механизма государственной поддержки инновационной   деятельности в малом предпринимательстве определяется совокупность потребных ресурсов государственной поддержки, посредством которых организуется управляющее воздействие на состояние и связи между соответствующими факторами государственной поддержки, в том числе осуществляется сдвиг мотивов деятельности на цели государственной поддержки. На данном этапе последовательно формируются связи в парах (МГП, РГП) и (ФГП, РГП). Результатом этих воздействий будет приведение объекта государственной поддержки в соответствие с поставленными целями. Если не может быть мобилизован нужный объем ресурсов, потребуется или пересмотреть методы государственной поддержки, или вновь вернуться рассмотрению связи (ОГП, ЦГП) (рисунок 7).

Под ресурсами в данном случае следует  понимать следующие источники воздействия на факторы государственной поддержки:

- материальные ресурсы инновационной  сферы малого предпринимательства, в том числе денежный и вещевой капитал, а также инвестиционный, производственный и научно-технологический потенциалы малого предпринимательства;

- социальный (личностный и коллективный) малого предпринимательства;

- организационный потенциал малого  предпринимательства;

- информационные ресурсы, необходимые  для развития малого предпринимательства.

Эти источники не являются изолированными. Указанные выше принципы взаимодействия требуют рассматривать их формирование как результат взаимного влияния. Так, социальный потенциал создается под влиянием системы и норм оплаты труда, уровня научно-технологического развития производства и профессиональной подготовки персонала, культуры производства, организации управления и других факторов. В свою очередь, материальные ресурсы есть плод живого и овеществленного труда, то есть результат мобилизации социального потенциала. Под организационным  потенциалом малого предпринимательства понимают диапазон организационных  возможностей малых предприятий, которые формируются под воздействием материальных ресурсов, научно-технологического и социального потенциалов. Пронизывает и объединяет в единое целое систему малого предпринимательства информация.

Ограничения по ресурсам могут привести к изменениям методов государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве. А это, в свою очередь, может потребовать корректировки целей и задач государственной поддержки для приведения их в соответствие со сложившимися реалиями.

Изложенный алгоритм формирования механизма государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве в категориях управления, основанный на принципах взаимодействия, позволяет утверждать, что данный механизм является комплексным. Он представляет собой совокупность экономических, финансовых, мотивационных, организационных, правовых, информационных и иных методов целенаправленного воздействия государства на инновационную деятельность субъектов малого предпринимательства и его инновационную сферу, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов государственной поддержки.

Поскольку объекты государственной  поддержки могут иметь финансово-экономическую, социальную, организационную, информационную и правовую природу, комплексный механизм государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных механизмов различной природы:  финансово-экономических, мотивационных, организационных и информационных, формируемых под воздействием механизма права.

Обычно трудно выделить какие-либо «чистые» однородные механизмы, которые не носили бы черты механизмов другой природы. Поэтому выделение механизмов по принципу однородности осуществляется по наличию в них ведущих признаков. Неоднозначно может быть осуществлено расчленение того или иного механизма на более конкретные механизмы. На рисунке 46 приводится один из вариантов структуризации комплексного механизма государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве.

Представленный на рисунке 8 комплексный  механизм представляет собой интегрированную систему государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве, состоящую из следующих взаимосвязанных блоков.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 1. Развитие правовых механизмов поддержки на основе разработки законодательных и нормативных актов регулирующих инновационную деятельность в малом предпринимательстве. Правовой механизм регулирует отношения:

- в области прав на объекты интеллектуальной собственности, где предусматривается поощрение вовлечения результатов научно-технической деятельности, созданной за счет государственных средств, в хозяйственный оборот;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

литература.doc

— 117.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение 1.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Создания кластера как института в механизме взаимодействия субъектов инновационной деятельности в малом предпринимательстве