Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:41, реферат

Краткое описание

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная. В настоящее время медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы,

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность понятия социальная политика
1.2 Основные функции и принципы социальной политики государства
1.3 Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики
Заключение
ГЛАВА 2.СИТУАЦИЯ В РОССИИ
2.1 Реформа социальной политики в России на современном этапе
2.2 Социальные пособия и их характеристика
2.3 Понятие социальных субсидий и компенсаций
ГЛАВА 3. СИТУАЦИЯ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 .Общая характеристика
3.2 .Законотворческая деятельность
3.3 Законодательство по земельной и аграрной политике, природопользованию и экологии
3.4. Законодательство по вопросам законности
3.5. Законодательство по вопросам труда, социальной защиты населения и делам ветеранов
3.6.Законодательство по вопросам государственного устройства и местного самоуправления
3.7 .Взаимодействие Законодательного Собрания с законодательными(представительными) органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления области
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа грэ.docx

— 133.98 Кб (Скачать файл)

- развитие человеческого  потенциала, гармонизация социальных  отношений (то есть обеспечение  условий для образования системы  социальных групп и устойчивых  связей между ними; создание системы,  в которой доминируют отношения  взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая  социальная мобильность населения,  поддержка социально приемлемой  самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации  и предотвращение дезинтеграции  общества, чрезмерного усиления  социальной дифференциации, сдерживание  перехода противоречий интересов  между социальными группами в  антагонистическую форму.

Для формирования и реализации социальной политики используются различные механизмы: правовые, финансовые, налоговые, административные, политические.

Правовой механизм обеспечивается законодательной ветвью государственной  власти путем создания законодательной  и нормативной базы, прежде всего, в части социальной защиты населения  и функционирования систем социального  страхования.

Нормативно-правовую базу реализации социальной политики Российской Федерации  можно разделить на три группы:

  1. Федеральные нормативно-правовые акты, включающие федеральные законы, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Эта группа включает в себя системообразуюшие документы, составляющие основу государственной социальной политики, а также нормативные документы текущего характера, определяющие условия исполнения первых. Разрабатываются государственными органами законодательной и исполнительной власти.
  2. Региональные нормативно-правовые акты, включающие региональной законодательство в указанной сфере, а также акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данная группа включает документы, конкретизирующие условия осуществления социальной политики в конкретных субъектах РФ.
  3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, определяющие специфику реализации социальной политики на местном уровне.

Финансовый механизм представляет собой инструмент образования и  использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения  мероприятий социальной политики, а  также деятельности структур, осуществляющих эти функции.

Данный механизм включает:

1. Блок регулирования  финансового обеспечения части  собственно социальной политики (нормативы обязательных страховых  платежей социального характера,  расходные статьи утверждаемых  законодателями бюджетов различных  уровней и т. п.).

2. Блок финансовых ресурсов  для государственной поддержки  (в случае возникновения такой  необходимости) производителей товаров  и услуг, которые удовлетворяют  платежеспособный спрос населения,  государственного инвестирования  проектов и целевых программ, связанных с развитием материально-технической  базы некоммерческой части социальной  сферы, реализацией природоохранных  и иных проектов, влияющих на  уровень жизни населения.

Налоговые механизмы социальной политики предполагают использование  налоговых рычагов и стимулов для ориентации хозяйствующих субъектов  на проведение адекватной социальной политики и повышение уровня экономической  самостоятельности и социальной защищенности, обеспечиваемой собственными усилиями.

Важным условием реализации налогового механизма является не просто его фискальная направленность, выполняющая функции социального вспомоществования и обеспечения минимальных социальных стандартов, но и активная реализации социально-экономических функций, направленных на более полное соблюдение принципа социальной справедливости.

Административный механизм основан на реализации актов федеральных  органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления муниципальных образований.

Сущность данного механизма  заключается в административном воздействии на субъекты социальной политики в части соблюдения ими  норм государственного законодательства, а также включает в себя решения, направленные на повышение уровня социальной поддержки населения сверх установленного государственным законодательством  либо изменяющие порядок социальной поддержки отдельных категорий  населения без увеличения общего объема финансовых ресурсов, направляемых на эти цели.

Политический механизм социальной политики включает в себя: политические решения, привлечение к реализации социальной политики политических партий, общественных и религиозных объединений, лоббистскую деятельность.

Рассматривая различные  механизмы реализации социальной политики, важно отметить прерогативу правового  механизма, т.к. именно он определяет специфику  всех остальных.

Следует отметить, что каждый механизм социальной политики имеет  свои особенности, сферы воздействия  и границы использования, что  обусловливает необходимость их комплексного применения.

 

1.3 Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики

Современный мир живет  в условиях перехода от индустриального  к постиндустриальному обществу. Изменяются фундаментальные механизмы  социально-экономического регулирования. Глобальные проблемы социально-экономической  политики формулируются как экологическая  и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной  безопасности, переход на модель устойчивого  развития, обеспечивающего равенство  интересов настоящего и будущих поколений. 
Концепция устойчивого развития предполагает нацеленность деятельности как индивида, так и всех социальных институтов общества, прежде всего государства, на такие изменения в обществе, которые рассматриваются как развитие. И хотя экономика по-прежнему остается основой реализации социальных решений, роль социальной политики в решении проблем экономического роста постоянно возрастает. Превалирование в большинстве развитых стран социально ориентированной смешанной экономики позволяло декларировать в качестве целей общественного развития высокий уровень социальной защищенности граждан, идеи «государства благосостояния для всех».

В середине 70-х гг. в условиях экономического спада в странах  Запада широко развернулась критика  государственной системы социальных гарантий. По мнению многих, экстенсивное обеспечение населения социальными  услугами становилось непосильным  бременем для экономики. Именно поэтому  большинство стран приступило к  совершенствованию системы социальной политики, что проявилось в основном в реформах деятельности отраслей социальной сферы, пенсионных реформах, изменении  принципов финансирования, степени  ответственности государственных структур за социальныепроблемы. Социальная политика представляет собой в достаточной мере структурированную гиперсистему, в состав которой в качестве подсистем входят не только отрасли социальной сферы, но и политика в области труда и трудовых отношений, демографическая политика, социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения и т.д.

Структурная целостность  социальной политики определяется следующими факторами:

– выбор обществом стратегических целей и задач социального  развития, социальных приоритетов;

– единое законодательство, формулирующее целостное социальное пространство для всех слоев населения;

– протекционизм государства  и иных субъектов социальной политики по обеспечению финансирования социальной сферы;

– единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обеспечение.

В качестве объекта деятельности системы «социальная политика»  выступает все население страны, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе. Субъектом деятельности этой системы являются органы власти, общественные организации и объединения граждан. 
В своей деятельности система использует ресурсы. Их можно подразделить на правовые, материально-технические, финансовые, кадровые и информационные.

На функционирование системы  оказывают существенное влияние  факторы внешней среды (см. схему 1). 
 
 

Схема 1. ^ Общая схема модели системы «социальная политика» 
 
К основным факторам внешней среды следует отнести следующие: 
– международные юридические и экономические договоры страны; 
– общественно-политическая ситуация в мире; 
– экономическая ситуация в мире; 
– экономическая и общественно-политическая ситуация в странах ближайшего зарубежья; 
– реакция жителей на деятельность органов государственной власти по вопросам социальной политики; 
– реакция общественно-политических организаций (партий, движений) на деятельность властей; 
– реакция средств массовой информации на ситуацию, складывающуюся в результате деятельности властей; 
– национальные особенности и межнациональные отношения в стране. Анализ реализации социальной политики в мире позволяет выделить два основных направления: сакрально-патерналистское и либеральное.

Сакрально-патерналистская  модель реализации социальной политики предусматривает полную ответственность  государственных структур за все, что  происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность  граждан в выборе направлений  и осуществлении принципов социальной политики, не оставляя возможности  хоть каким-то образом влиять на нее. При данной модели социальной политики власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной политики, а общество в качестве ее объекта.

Для подобной ситуации характерно следующее: народ работает, производит материальные блага, а всесильная власть решает, что нужно для его благосостояния, все его насущные проблемы. Человек  ставится в такие условия, что  от него чаще всего мало что зависит  в определении своего социального  статуса. Ресурсы используются только субъектом деятельности системы, а  факторы внешней среды в силу закрытости системы известны и учитываются  также только ее субъектом. В такой  модели объект деятельности системы  достаточно пассивен, что нарушает основные принципы функционирования системы. Иное направление реализации социальной политики, условно называемое либеральным, в настоящее время в странах – членах организации экономического сотрудничества и развития (ОАСР) подразделяется на три основных модели: социал-демократическую, корпоративную и собственно либеральную. 

Заключение

 

После рассмотрения и анализа  вышеизложенной темы, ясно, что Россия еще по крайней мере десятилетие  будет находиться в достаточно сложном  положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями  общества. Отсюда велика опасность  острых социальных конфликтов. Существенное повышение расходов государства на социальные цели не приводит к адекватному росту уровня жизни населения из - за увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования, инфляции. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение. Общество ждет решений от высшего руководства. Предполагается осуществить в ближайшие годы крупную национальную программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы, сельского хозяйства, а также газификацию тех районов страны, которые в настоящее время ею не охвачены, принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения, оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.СИТУАЦИЯ В РОССИИ

2.1 Реформа социальной политики в России на современном этапе

 

В 2000-х годах была начата серия  реформ институтов социальной защиты и страхования, здравоохранения  и образования. При этом буквально  каждая столкнулась с проблемами. Так, пенсионная реформа – с акцентом на вовлечение частной инициативы в  сферу пенсионных программ – проводилась  в такой форме, которая подорвала  доверие к властям и их усилиям  в этом направлении на долгие годы.

Реформы здравоохранения и образования  вызвали острую критику в обществе, в связи с резким усилением  коррупции в соответствующих  сферах без видимого повышения качества поставляемых услуг.

Реформа социального обеспечения вызвала беспрецедентное обострение социальной напряженности и вынудила власти принимать экстренные меры, направленные на погашение возникших очагов напряжения.

Власти осознают остроту стоящих  перед ними проблем. Поручение президента РФ правительству по подготовке так  называемых «национальных проектов», направленных на решение проблем  в сфере здравоохранения, образования  и социальной защиты населения, и  неослабевающее внимание к ходу выполнения этого поручения со стороны официальных  СМИ подчеркивают актуальность проблемы.

Информация о работе Социальная политика