Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа
Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.
Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва
При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла. Размещение входов в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.
В магазинах самообслуживания
вход и выход совмещены и
В магазине с отделом заказов или кафетерием создают расширенные тамбуры или холлы, из которых покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.
Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:
Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т.п.), размещенными в торговом зале, а также площадь, занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.
В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30 % всей площади торгового зала. Об эффективном использовании площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле
, (1.1)
где –коэффициент установочной площади;
– суммы площадей
– площадь торгового зала.
Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению [8, c. 97].
Площадь для выкладки товаров, называемая экспозиционной (демонстрационной), представляет собой сумму площадей всех плоскостей оборудования, используемого для показа товара. Она включает горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости, на которых размещаются товары.
Коэффициент экспозиционной площади рассчитывают по формуле
, (1.2)
где – коэффициент экспозиционной площади;
– сумма площадей всех элементов оборудования;
- площадь торгового зала.
В зависимости от размера торгового зала и специализации для магазинов самообслуживания рекомендуются определенные показатели и (Таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Рекомендуемые показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площадей в магазинах самообслуживания
Площадь, м² |
|||||||
прод- товары |
одежда |
обувь |
галантерея и трикотаж |
культхоз-спорттовары |
универмаги | ||
До 100 |
0,32 |
0,76 |
0,66 |
0,80 |
0,90 |
0,75 |
|
101-250 |
0,31 |
0,75 |
0,63 |
0,76 |
0,88 |
0,72 |
|
251-650 |
0,30 |
0,73 |
0,60 |
0,73 |
0,85 |
0,72 |
|
651-1500 |
0,29 |
0,72 |
0,57 |
0,70 |
0,80 |
0,70 |
0,72 |
Свыше1500 |
0,27 |
0,70 |
0,70 | ||||
В среднем |
0,30 |
0,75 |
0,60 |
0,74 |
0,86 |
0,73 |
0,71 |
Примечание – Источник: [5, с. 82, таблица 3.1].
Эффективность использования установочной и экспозиционной площадей определяется коэффициентом эффективности, который определяется как отношение фактического коэффициента установочной (экспозиционной) площади к оптимальному (рекомендуемому) показателю.
Площадь контрольно-кассового узла включат площадь, занятую кассовыми кабинами, проходы и резервную площадь. Нормы для определения этой площади при проектировании магазинов представлены в таблице 1.2
Таблица 1.2 - Примерные нормы площади торгового зала на одну кассу, м²
Группа товаров |
Площадь торгового зала на одну кассу в магазинах с торговой площадью | ||
до 650 |
651-1500 |
свыше 1500 | |
Одежда, обувь, трикотаж, белье, ткани, головные уборы, культтовары |
80 |
100 |
120 |
Спорттовары, хозтовары, галантерея, парфюмерия, косметика, канцтовары, продтовары |
60 |
80 |
100 |
Примечание – Источник: [5, с. 83, таблица 3.2].
При переводе магазинов на самообслуживание количество рабочих мест кассиров-контролёров может определиться исходя из интенсивности покупательского потока и затрат времени на ожидание обслуживания
, (1.3)
где – количество рабочих мест;
- площадь торгового зала, м²;
2 – коэффициент неравномерности движения потока покупателей;
n – площадь торгового зала на одного покупателя, м² (стесненное движение – 1-3м², свободное, поточное – 4-7,5 м², свободное -10 м²);
Т – средние затраты времени покупателя на обслуживание (около 10 минут)
[9, c. 210].
В целом площадь под узлами расчетов должна занимать 15-20 % площади торгового зала.
Площадь для покупателей должна составлять не менее 50-55 % площади торгового зала, что обеспечивает свободное движение покупателей, тележек с товаром. Важное значение здесь имеет определение оптимальной ширины проходов, которые классифицируются на основные (магистральные) и второстепенные (внутренние). Для магазинов самообслуживания рекомендованная ширина ходов представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Минимальная ширина проходов для покупателей в магазинах самообслуживания
Вид прохода |
Ширина прохода в магазинах с площадью торгового зала, м² | |||
до 250 |
251-650 |
651-1500 |
свыше 1500 | |
Основные (магистральные) | ||||
Между торговым оборудованием и стенами |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
Окончание таблицы 1.3 |
||||
Между параллельно расположенными горками |
2,0 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
Между прилавком и оборудованием,
установленным параллельно |
2,5 |
3,5 |
4,0 |
4,6 |
Между прилавком и оборудованием, установленным торцом к прилавкам |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
Между кабинами контролеров-кассиров и оборудованием (при централизованной системе расчетов) |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
Между кабинами контролеров-кассиров и стеной или витриной |
2,0 |
2,2 |
2,5 |
3,0 |
Между горками и стороной тамбура без двери |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
Между горками и стороной тамбура с дверью |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
Второстепенные (внутренние) | ||||
Между параллельно расположенными горками |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
2,2 |
Между параллельно расположенными вешалками с примерочными кабинами |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
Между горками и креслами для примерки обуви |
2,0 |
2,2 |
2,3 |
2,5 |
Между кабинами контролеров-кассиров |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Между кабиной контролера-кассира и стеной или витриной |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
Примечание – Источник: [5, с. 84, таблица 3.3].
При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования. В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную, островную и смешанную планировки [9, c. 213].
Линейная планировка - это такая планировка, при которой торговое оборудование располагают вдоль стен или в виде нескольких параллельных продольных или поперечных линий торгового зала. Различают три варианта линейной планировки:
Рисунок 1.1 – Продольная планировка торгового зала
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [10, с. 100].
Рисунок 1.2 – Поперечная планировка торгового зала
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [10, с. 101].
Рисунок 1.3 – Комбинированная планировка торгового зала
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [10, с. 103].
Линейная планировка
позволяет рационально
Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время [11, с. 118].
Боксовая планировка
наиболее часто применяется в
крупных магазинах или
Рисунок 1.4 – Боксовая планировка торгового зала
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [11, с. 118].
Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной площади для показа товаров.
При островной форме планировки торгового зала оборудование размещается в виде отдельных островков, имеющих круглую, овальную или прямоугольную форму. Данный метод улучшает обозрение товаров на горках и стендах, обеспечивает свободный доступ, повышает пропускную способность магазина. Однако при этом ограничивается емкость оборудования для хранения рабочих запасов, затрудняется доставка товаров из подсобных помещений в течение рабочего дня.
Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок [12, c. 295].
Задача размещения отделов (секций) в торговом зале – направить движение покупателей по всему магазину и покупать больше товаров, чем они запланировали. Однако проблема состоит в том, чтобы определить, какой порядок движения и какая последовательность размещения отделов может обеспечить рациональное распределение познавательных ресурсов посетителей в торговом заде. Поэтому при принятии решения о размещении отделов в магазине необходимо учитывать общие образцы поведения покупателей, их привычки и предпочтения, а также, по возможности, специфические особенности основного контингента посетителей.
На сегодняшний день существует два основных подхода к распределению площади торгового зала:
1) традиционный подход, известный также, как концепция сбалансированного магазина, основывается на том, что площади, отводимые под каждый отдел, должны быть пропорциональны объемам продаж, и соответствовать потребностям в торговом пространстве. Согласно этому подходу, каждому отделу (группе товаров, товарной категории, торговой марке и т.д.) выделяется место: