Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва

Вложенные файлы: 1 файл

диплом конечный 15.05.2012 2.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

Санитарно-гигиенические требования определяют общие условия работы торгового персонала, комфортность для покупателей и соблюдение режимов хранения товаров с целью сохранения их качества и снижения потерь. В этом отношении магазин должен быть оборудован современными средствами вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.

Соблюдение вышеперечисленных  требований позволяет создать условия для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению качества обслуживания покупателей [3, c. 246].

Особые требования предъявляются  к генеральному плану и благоустройству  участка, на котором размещен магазин. Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону. Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина.

Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организаций базаров. Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона. Как правило, от основной зоны она отделяется линией озеленения или тротуаром. Не рекомендуется устройство дворов и надворных построек. В хозяйственной зоне могут размещаться и технические сооружения (пожарные резервуары и т.п.).

Магазин должен располагать  комплексом помещений, необходимых  для рационального функционирования торгово-технологического процесса. 
Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений  магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещение подразделяют на следующие группы:

  1. торговые помещения (торговый зал и другие помещения для обслуживания покупателей);
  2. неторговые помещения, где осуществляется торгово-технологический процесс, в том числе:
  • для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
  • подсобные;
  • административно-бытовые;
  • технические.

Торговые помещения являются основными  в магазине. От размеров, пропорций  и планировки помещений этой группы во многом зависят организация торгово-технологического процесса в магазине и экономические показатели его деятельности. К таким помещениям относятся: торговые залы магазинов; отдел заказов; зал кафетерия; места отдыха покупателей; помещения для раскроя тканей; мелкой переделки швейных изделий и др. (Рисунок 1.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Состав торговых помещений

Примечание – Источник: [4, с. 87].

 

Состав и размеры площадей неторговых помещений определяются в соответствии со строительными нормами и правилами в зависимости от величины магазина (торговой площади) и его специализации (типа). 
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже также имеют большое значение. В эту группу входят следующие помещения: разгрузочные; приемочные; кладовые (в том числе охлаждаемые камеры); склады; помещения для подготовки товаров к продаже; фасовочные, комплектовочные и т.д. (Рисунок 1.2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 - Помещения для приемки, хранения и подготовки товара к продаже

Примечание – Источник: [4, с. 88].

 

 Подсобные помещения выполняют  вспомогательную функцию в магазине, но при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся: помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары, упаковочных материалов, инвентаря, уборочного инвентаря и моющих средств; помещения для приема стеклянной тары от населения; 
моечные; камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых отходов; мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря; 
рекламно-декорационные мастерские; экспедиции по доставке товаров на дом и др. (Рисунок 1.3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 - Классификация подсобных помещений

Примечание – Источник: [4, с. 90].

 

Забота об условиях работы обслуживающего персонала магазинов  должна проявляться еще на стадии проектирования, так как от этих условий зависит производительность труда и культуры обслуживания покупателей. В группу административно-бытовых помещений входят: конторские, кабинет директора, столовые и буфеты для персонала, помещения для охраны, медпункт, гардеробные, душевые и т.п. (Рисунок 1.4).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 - Административные и бытовые помещения

Примечание – Источник: [4, с. 92].

 

Состав технических  помещений зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещения включают в себя: машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов; вентиляционные камеры; электрощитовую; котельную; тепловой узел; камеру кондиционирования воздуха; радиоузел; телефонные коммутаторы и др. (Рисунок 1.5) [4, с. 93].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.5 - Технические помещения

Примечание – Источник: [4, с. 93].

 

Структура площадей отдельных  помещений магазинов зависит  главным образом от применяемых  методов продажи и торгово-технологического процесса. В таблице 1.1 приводится рекомендуемая  структура площадей для различных по специализации магазинов самообслуживания.

 

Таблица 1.1 – Рекомендуемая  структура площадей различных видов  помещений в магазине самообслуживания, %

 

Специализация

магазина

Торговая площадь

Площадь для приемки, хранения и  подготовки товара

Площадь подсобных помещений

Площадь административно-бытовых  помещений

 

Итого

всего

в т.ч. торгово-ого зала

Продовольственные

60

55

26

8

6

100

Универмаги

54

51

31

9

6

100

Галантерея

63

61

23

8

6

100

«Товары для дома»

57

55

28

9

6

100

Культтовары

60

58

26

8

6

100

Спорт и туризм

57

55

29

8

6

100


Примечание – Источник: [5, с. 88, таблица 3.4].

 

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей. Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла бы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.

Таким образом, при осуществлении  планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

  • разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;
  • помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;
  • помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже;
  • помещения для хранения товаров и подготовки к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться на одном уровне;
  • служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторговыми и торговыми помещениями;
  • взаимное расположение служебных и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);
  • помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например: мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно; в небольших магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже) [5, с. 78].

В целом планировка магазина определяет размещение различных групп товаров, входящих в общий ассортимент, схему выкладки товаров, иными словами, взаимное пространственное размещение товарных отделов и секций. Необходимость планировки вытекает из экономических, эстетических и коммерческих соображений.

Пространство, площадь  – это весьма ограниченный и дорогостоящий  ресурс организации розничной торговли, и оно должно быть использовано наилучшим  образом. Потребителям свойственно  стремление к некоторой упорядоченности.  Планировка обеспечивает эту упорядоченность. Выкладка товаров приобретает опрятный вид. Наконец, планировка способствует более эффективной торговле. Разделение на отделы, упорядоченная выкладка товаров, разделение функций, непосредственно связанных с продажей товара, и прочих выполняемых в магазине работ облегчают деятельность торгового персонала, облегчают закупку товаров потребителями [6, c. 248].

 

 

1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала 

 

 

Главным помещением магазина, в котором завершается торгово-технологический  процесс, является торговый зал, делящийся на следующие функциональные зоны: вход и выход, расчетный узел, зоны размещения товаров, движение потоков покупателей и оказание дополнительных услуг.

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать  его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:

  • обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;
  • создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей;
  • удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;
  • эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
  • обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;
  • создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными  являются торговые залы прямоугольной  конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового  зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих  зданиях, имеют пропорции ближе к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка  колонн. Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования. Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6х6, 6х9, 6х12 м., но она может быть увеличена до 18, 24 м. и более [7, с. 362].

Информация о работе Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации