Фирма и ее место на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.
В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Фирма как экономический субъект. Ее трактовки и виды….……….……..4
2.Типы фирм………………………………………………………………..……..5
3. Цели фирмы……………………………………………………………..…….8
4. Принцип максимизации прибыли…………………………………………..14
5. Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки………………16
6. Конкуренция и конкурентные стратегии фирм……………………………29
7.Заключение……………………………………………………………………40
8. Список литературы………………………………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Экономика фирмы..doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

                                На тему: Фирма и ее место на рынке.

 

 

 

 

Студент: Сысоев Андрей

Группа:ДЭ-000

Проверила: СТАРОДУБЦЕВА Вера Константиновна

 

                                           

 

 

                                           Новосибирск 2012

                                                   Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Фирма как экономический субъект. Ее трактовки и виды.……….……..4

2.Типы фирм………………………………………………………………..……..5

3. Цели фирмы……………………………………………………………..…….8

4. Принцип максимизации прибыли…………………………………………..14

5. Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки………………16

6. Конкуренция и конкурентные стратегии фирм……………………………29

7.Заключение……………………………………………………………………40

8. Список литературы………………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.

В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.

 

 

 

 

 

 

1. Фирма как экономический субъект. Ее трактовки и виды

 

Теории фирмы: В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Хотя такое определение является наиболее широко используемым на практике, оно отражает юридический аспект природы фирмы, не раскрывая таких важнейших с точки зрения экономического анализа ее сторон, как особенности внутренней организации и цель функционирования. Фирма — сложное экономическое явление. Ею может быть как мелкое предприятие, так и крупная компания, объединяющая несколько предприятий. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы усматривается в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации, отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее уязвимой для критики с позиций хозяйственной практики.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущего фирме неценового метода распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осущствления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.

Другая предпосылка теории базируется на понимании того, что, являясь сложной иерархической организацией, фирма представляет собою совокупность отношений между владельцами ресурсов. В этом смысле центральным аспектом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов. Переуступление властных правомочий порождает необходимость контроля поручителем исполнителя, в связи с чем возникают издержки контроля. Фирма оказывается средоточением двух типов контрактов — внешних (рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными издержками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля. Поэтому фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционных издержек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производственных ресурсов. Само же соотношение трансакционных издержек и издержек контроля будет выступать критерием определения размеров фирмы.

Бихевиористские теории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом отношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Имея в качестве главной задачи консолидацию этой функции, поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства, а главный вопрос сводится к решению проблемы взаимодействия собственников и наемных управляющих.

Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся в фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений, и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

Общей особенностью всех фирм, представляющих собой сложные иерархические структуры, является наличие проблемы взаимодействия собственника и наемных управленцев. Проблема «работодателя — агента» возникает всякий раз, когда располагающие более полной информацией и обладающие специальными знаниями «агенты» могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника. Следствием ее может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их целей в долгосрочной перспективе, а условием ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих управленцев механизмов.


2.Типы фирм

 

Типология фирм может основываться на разных критериях — размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Исходя из целей нашего анализа, определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения.

Предпринимательская фирма представляет собою образование, которое принадлежит одному владельцу. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли. Чаще всего такие фирмы представлены небольшими по размерам и специализированными по характеру деятельности хозяйственными субъектами, рыночное поведение которых в наибольшей степени соответствует конкурентным признакам.

Капиталистическая фирма — это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру. Существующая в виде акционерного общества, она представляет собою крайнюю форму отделения собственности от управления. Целевые устремления таких фирм обычно трудно выразить в определениях максимизации, так как они имеют множественность целей. Для фирм капиталистического типа характерно стремление к закреплению и расширению своей доли рынка и поиск оптимального соотношения между уровнем капитализации прибыли и дохода на капитал. Поэтому именно в таких фирмах проблема «принципал — агент» проявляется наиболее остро. Рыночное поведение капиталистической фирмы будет зависеть как от внешних условий функционирования, так и способности обеспечить координацию долгосрочных целей ее участников.

Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников. Как само это явление, так и рыночное поведение самоуправляющихся фирм пока мало исследованы. Теоретически, принимая в качестве цели такой фирмы максимизацию трудового дохода, можно предположить, что кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон (рис. 1). Это обусловлено тем обстоятельством, что при росте предельного продукта труда повышение рыночной цены продукции будет поощрять фирму к использованию большего количества труда, так как это способствует максимизации трудового дохода. В итоге предложение фирмы будет увеличиваться по мере роста цены. Напротив, если предельный продукт труда снижается, стремясь достигнуть поставленной цели, фирма будет сокращать занятость, а значит и предложение. Учитывая, что рост предельного продукта чаще всего характерен для сравнительно малых значений переменного ресурса и имеет узкие рамки, уместно предположить, что кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон.

 

 

Между тем, как свидетельствует практика, самоуправляющиеся фирмы нацелены не на максимизацию дохода, а прежде всего на сохранение занятости, что собственно и обусловило их возникновение. Поэтому в действительности рыночное поведение самоуправляющейся фирмы является более сложным, чем можно предположить теоретически.

Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству. Более точно ее можно определить как фирму, в которой определяющие решения в отношении ее деятельности принимаются государством или его органами. Обычно государственные фирмы рассматривают в качестве некоммерческих, финансируемых за счет общества и действующих вне конкурентного поля общественных институтов, деятельность которых направлена на максимизацию общественных выгод. Данная трактовка вполне отвечает значительной части государственных фирм, целевые ориентиры которых устанавливаются государством, а их функционирование носит характер естественных монополий, когда объем предложения и цена регулируются государственными органами. Однако она отнюдь не правомерна к той части государственных фирм, которые действуют в качестве предпринимательских предприятий. Поведение таких фирм, при всех особенностях управления ими, вполне согласуется с рыночными требованиями. Особо следует отметить, что в последние годы все большая часть государственных фирм трансформируется в структуры предпринимательского типа при сохранении за ними статуса государственной собственности.

Директорская фирма представляет собою тип фирмы, ключевые решения в которой принимаются управляющими. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами. И хотя хозяйственное поведение таких фирм нацелено на увеличение объема продаж, они характеризуются низкой эффективностью из-за значительной доли административных издержек. Именно в силу чрезмерной размытости прав собственности, последовавшей в результате ваучерной приватизации, тип директорской фирмы получил широкое распространение в российской экономике, где хозяйственное поведение этих фирм обусловливается борьбой за выживание при устремлении директората к извлечению личной выгоды.

 


3. Цели фирмы

 

Поведение фирмы может быть обусловлено интересами руководства, рыночными условиями (конкурентные возможности и ограничения), целями фирмы. Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, представляющих собой иерархическую систему, которая эволюционирует как во времени, так и в зависимости от складывающихся рыночных условий. Поэтому дать однозначное определение цели фирмы не представляется возможным.

Целью фирмы может быть максимизация выручки, являющейся важным показателем результативности деятельности фирмы. Нацеленность руководства фирм на валовые показатели нередкое явление, поскольку часто именно с этим показателем связано вознаграждение руководства. Другой, часто проявляющей себя целью фирм является экономический рост. Являясь показателем делового успеха и для владельцев и для инвесторов, он не только способствует расширению возможностей фирмы для маневра и защиты от рыночной неопределенности (за счет расширения доли рынка), но и выступает в качестве средства для достижения более отдаленных целей. Фундаментальным мотивом деятельности фирмы может быть выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность. Наконец, в условиях сложных корпоративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики), целью может стать стремление к удовлетворенности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон. Стремление к удовлетворенности есть признак рациональности поведения, так как фирма практически всегда сталкивается с конфликтностью целей, и главный для нее вопрос — обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе.

В неоклассической теории в качестве цели фирм постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой — задачу конкурентного взаимодействия фирм. К тому же, оно очень удобно для моделирования поведения фирм. Между тем по ряду причин можно усомниться в однозначности такой трактовки цели фирм. Во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как инструмент принятия решений малопригодна. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих, сами фирмы могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, так как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могу превысить ожидаемые выгоды.

Сказанное не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира фирмы. Ведь прибыль является показателем эффективности функционирования фирмы, источником вознаграждения предпринимателя и ее развития. Уже в силу этого фирма вынуждена ориентироваться на получение прибыли, иначе будет вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная структура. Поэтому, даже при наличии четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли в долгосрочной перспективе присутствует всегда.

Т.о. Целевые устремления фирм многообразны и изменяются как во времени, так и в зависимости от рыночных условий, однако, получение прибыли является определяющим условием долгосрочного функционирования фирмы

 


 

Доход фирмы формируется в виде выручки, величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции. Так как рыночная цена блага является функцией спроса, то кривая спроса на продукцию фирмы одновременно является кривой ее дохода от единицы продукции, то есть кривой средней выручки (AR) фирмы AR=TR/ /Q=P(Q)Q. (Рис. 2.) Умножив количество проданной продукции на цену, мы получим величину совокупной выручки (TR) фирмы. TR(Q)= =P(Q)Q. Поскольку функция спроса является убывающей, каждая дополнительно проданная единица будет приносить фирме убывающее приращение дохода. Поэтому предельная выручка (MR), отражающая прирост совокупной выручки от дополнительно реализованной единицы продукции будет убывающей. MR =∆TR/∆Q = ∆(PQ)/∆Q. Учитывая обратный характер зависимости цены и спроса, следует сделать вывод о том, что кривая предельной выручки (MR) будет всегда находиться ниже кривой средней выручки (АК) , а увеличение совокупной выручки (TR) будет зависеть от изменения предельной выручки (MR). Динамика совокупной выручки зависит от эластичности спроса. При эластичном спросе предельная выручка положительна и совокупная выручка растет, а при неэластичном — отрицательна и совокупная выручка снижается. Предельную выручку легко найти как первую производную функции совокупной выручки. Для линейной кривой спроса функция достигает своего максимума в точке, где предельная выручка равна нулю:


dTR(Q)/dQ = MR = 0.

 

При этом кривая предельной выручки пересечет линию абсцисс в точке, делящей весь объем рыночного спроса пополам, а совокупная выручка достигнет своего максимума при эластичности — 1.

Прибыль фирмы образуется как разница между совокупной выручкой и совокупными издержками и описывается выражением π(Q) = TR(Q)-TC(Q). Следует иметь в виду, что в данном случае речь идет об экономической прибыли, которая представляет собой разницу между совокупной выручкой и вмененными совокупными издержками, включающими и нормальную прибыль.

 


4. Принцип максимизации прибыли

 

Хотя посылка о максимизации прибыли как цели фирмы имеет свои слабые стороны, она не лишена оснований.

Допущение о максимизации прибыли особенно рельефно проявляется тогда, когда на рынке имеет место интенсивная конкуренция, а речь идет не о конкретных результатах, а о тенденции. Это дает достаточные основания для того, чтобы использовать принцип максимизации прибыли в качестве инструмента микроэкономического анализа для прогнозирования поведения фирм. Существуют два принципа анализа максимизации прибыли.

Один из них основан на сопоставлении совокупной выручки и совокупных издержек (рис. 3). Так как величина прибыли функционально зависит от количества проданной продукции, то максимальная ее величина будет получена тогда, когда дополнительно реализованная единица продукции не даст приращения прибыли, т.е. π= max при (∆π/∆Q) = 0. Поскольку π = TR(Q) - TC(Q), то π/∆Q = = ∆TR/∆Q - ∆TC/∆Q. Учитывая, что TR/∆Q — угловой коэффициент кривой совокупной выручки TR(Q), a TC/∆Q — угловой коэффициент кривой совокупных издержек, то легко прийти к выводу, что максимальная прибыль будет получена при объеме выпуска, для которого наклон кривой совокупной выручки равен наклону кривой совокупных издержек.

Другой способ основан на предельном анализе и состоит в сопоставлении предельной выручки (MR) и предельных издержек (MQ (рис.4). В данном случае используются те же исходные условия, что и при первом способе анализа. Если прибыль максимизируется при π/∆Q = 0, а ∆π/∆Q = TR/∆Q - ∆TC/∆Q, то максимальная прибыль будет получена фирмой при ∆TR/∆Q - ∆TC/∆Q = 0 или при ∆TR/∆Q = ∆TC/∆Q. Так как ∆TR/∆Q = MR, aTC/∆Q = МС, то фирма максимизирует прибыль в случае равенства предельной выручки и предельных издержек.

п = max, при MR = МС

Действительно, при объеме предложения ql фирма получит прибыль π1 — окрашенный прямоугольник. Если она увеличит предложение до q2 то ее предельные издержки будут превышать уровень цены и совокупная прибыль уменьшиться до π2 — на величину заштрихованной фигуры. При любом объеме предложения ниже q1 даже в случае производства с минимальными средними издержками — q3 фирма будет недополучать часть дохода (заштрихованная фигура) и ее совокупная прибыль будет меньше — в данном случае π3.

 

 

Принцип максимизации прибыли говорит о том, что в целях достижения максимальной прибыли фирма выпуска, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны

 


5. Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки

 

5.1 Определение рыночной структуры

 

С точки зрения фирмы рынок представляет собою сферу конкурентного взаимодействия фирм. Но так как продукты фирм различаются, то такое взаимодействие будет иметь место только тогда, когда отличительные особенности товара каждого продавца не препятствуют взаимозаменяемости их товаров. Степень взаимозаменяемости благ определяется перекрестной ценовой эластичностью спроса на товары конкурирующих фирм Ехy = (∆Qx/Qx)/(∆Py/Py) — процентное изменение продаж товара x из-за однопроцентного изменения цены товара у. Положительное и относительно большое значение перекрестной эластичности указывает на то, что данные товары взаимозаменяемы, и повышение цены на товар х приведет к существенному сокращению спроса на него и росту спроса на товар у. Это означает, что данные товары, несмотря на существующие между ними различия, входят в единую товарную группу, а их продавцы — в одну отрасль.

Отрасль – это группа фирм, производящих блага, предназначенных для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемости между собой

Поскольку конституирующим признаком отраслевого рынка является взаимозаменяемость товаров, то фирма, производящая не входящие в одну товарную группу блага, будет одновременно функционировать на разных отраслевых рынках.

Как институциональное образование каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночной структуры или модели рынка. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов как со стороны производства, так и спроса. Однако можно выделить два важнейших фактора, которые в конечном счете и определяют тип отраслевого рынка. Это количество продавцов и степень схожести продукции.

Рыночная структура — это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли

Количество продавцов является производным от уровня концентрации производства в отрасли, который в свою очередь зависит от а) эффекта масштаба, б) вертикальной интеграции и г) политики государства. Если особенности отраслевой технологии таковы, что позволяют фирме извлечь значительную экономию от масштаба производства, то это неизбежно приведет к концентрации производства в отрасли и, как следствие, к сокращению числа действующих фирм, что в свою очередь модифицирует поведение продавцов. Другой причиной концентрации производства является вертикальная интеграция. Вызванная стремлением фирм к снижению трансакционных издержек, она будет тем выше, чем менее конкурентным является рынок, где фирма выступает в качестве покупателя, и чем более масштабным является собственное производство фирмы. Воздействие государства на характер организации рыночных структур связано с его способностью регулировать уровень концентрации производства посредством налоговой и тарифной политики, влияния на совокупный спрос и осуществления антимонопольных мер.

Так как степень концентрации производства является важнейшим фактором, определяющим тип рыночной структуры, то ее измерение должно быть начальным шагом в характеристике рынка. Простейшим показателем в этом отношении может служить индекс концентрации, показывающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или групп фирм. Если значение индекса CRi = Sqi (где q — объем выпуска в стоимостном выражении, а i— количество фирм) составит для четырех фирм до 35%, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70% — средней концентрации, свыше 70% — высококонцентрированным. Недостаток данного индекса состоит в том, что он не учитывает долей фирм и будет одинаковым для рынков, где четыре фирмы разделят рынок по 25%, где одна фирма будет иметь долю в 70%, а три другие по 10%.

Степень схожести продукции разных продавцов находит свое выражение в способности одного блага быть заменителем другого блага. Когда предпочтения потребителей не связаны с конкретным производителем блага, как, например, в отношении данного сорта пшеницы, марки стали или бензина, такие блага являются абсолютными заменителями, а определяющим конкурентным параметром между производящими их фирмами выступает цена блага. Если же предпочтения потребителей связаны с фирмой-производителем или наличием отличительных свойств блага, то такие блага являются дифференцированными, что находит выражение в торговой марке. Источники дифференциации могут быть самые разнообразные, от реальных — различия в технических характеристиках, дизайне, предоставляемых услугах, до надуманных — имидж посредством рекламы. Дифференциация продукта меняет характер взаимодействия между продавцами, что приводит к изменению типа отраслевого рынка. Чем более уникальным является продукт каждого отдельного производителя, тем слабее конкурентное взаимодействие между ними, а тенденция к обособлению рынков их продуктов сильнее.

 

5.2 Рыночная власть

 

Рыночная власть — это способность производителя или потребителя оказывать влияние на рыночную цену благ. Источниками рыночной власти могут служить:

  доля фирмы в отраслевом предложении;

  эластичность рыночного спроса;

  степень взаимозаменяемости продукта;

  характер взаимодействия фирм.

Чем более значительной долей отраслевого предложения располагает фирма, тем более чувствителен рынок к изменениям ею объема выпуска, а ее влияние на рыночную цену сильнее. Чем менее эластичным является спрос на продукцию фирмы, тем более свободна фирма в выборе цены, не боясь отрицательной реакции потребителей. Отсутствие товаров заменителей также способствует укреплению рыночной власти фирмы. Рыночная власть может стать и результатом взаимодействия фирм, когда им удается достичь соглашения в отношении отраслевых предложения и цены путем сговора.

Наличие у фирмы рыночной власти отнюдь не означает, что она может произвольно устанавливать цены. Рыночный спрос функционально не зависит от фирмы, а кривая спроса на ее продукцию подвержена действию закона спроса. Поэтому, даже обладая рыночной властью, она может лишь выбирать подходящий для каждого уровня цены объем выпуска Фирма может повысить цену на свою продукцию, сократив ее предложение, и наоборот, увеличивая предложение, она должна будет снижать цену

Рыночная власть производителя — это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения

В случае убывающей кривой спроса изменение совокупной выручки будет зависеть от изменения цены и количества.

Это позволяет прийти к выводу о том, что для убывающей кривой спроса предельная выручка фирмы а) меньше рыночной цены, так как эластичность спроса по цене на продукцию фирмы отрицательна; и б) находится в прямой зависимости от цены и обратной от эластичности спроса по цене. Максимизирующая прибыль фирма выберет такой объем выпуска, при котором предельная выручка от реализации и предельные издержки производства будут равны. В соответствии со спросом на свою продукцию она назначит цену, которая превышает предельные издержки производства для данного объема предложения. Возникающая разница между ценой реализации и предельными издержками производства свидетельствует о наличии у фирмы рыночной власти. Чем больше это превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы.

 

5.3 Степень рыночной власти

 

Степень рыночной власти фирмы определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене фирмы. и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкуренции до для монополии.

Можно заметить, что превышение цены над предельными издержками производства будет тем больше, чем менее эластичным является спрос (чем круче кривая спроса), и наоборот. Отсюда следует вывод, что при снижении эластичности спроса рыночная власть растет, а при увеличении эластичности спроса снижается, исчезая, то есть становясь равной нулю, при абсолютной эластичности.

Рыночная власть фирмы находится в обратной зависимости от эластичности спроса на ее продукцию, а обладающая рыночной властью фирма будет назначать цену, превышающую ее предельные издержки на величину, обратно пропорциональную этой эластичности.

Хотя наличие у фирмы рыночной власти создает предпосылки для получения ею сверхприбыли, прямой зависимости между ними нет, так как прибыль зависит от уровня средних издержек и объема реализации. Так фирма обладающая незначительной рыночной властью может получать большую экономическую прибыль нежели фирма обладающая значительно большей рыночной властью, но имеющая меньшую прибыль В этом смысле получаемая фирмой экономическая прибыль будет свидетельствовать о мере реализации рыночной власти, которой обладает фирма. В то же время из приведенного примера не следует, что имеющая более эластичный спрос фирма всегда получает большую прибыль. Напротив, будучи в большей степени подверженной влиянию конкуренции, обладающая незначительной рыночной властью фирма на практике может рассчитывать на меньшую фактическую прибыль, чем фирма, обладающая сильной рыночной властью.

 

5.4 Типы рыночных структур

фирма прибыль конкуренция

Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка. Это: 1) численность продавцов и их рыночные доли, 2) степень дифференциации продукта, 3) условия вступления в отрасль и выхода из нее, 4) степень контроля производителей над ценами, 5) характер поведения фирм. В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующихся разной степенью конкурентности.

Численность продавцов на каждом рынке важна в смысле определения их способности оказывать влияние на рыночное равновесие. При большом количестве продавцов на рынке, при прочих равных условиях, спрос на продукцию каждого из них будет столь эластичным, что изменение любым из производителей цены или объема выпуска не повлечет за собой изменений в рыночном равновесии. Напротив, при малом количестве продавцов влияние каждого из них будет достаточным, чтобы привести к возникновению рыночной власти. К тому же, нескольким фирмам легко вступить в сговор.

Рыночные доли фирм (размер фирм) обусловливают возможности фирм оказывать влияние на рыночную цену. Небольшая фирма неспособна изменить рыночные условия и вынуждена приспосабливаться к ним, а рыночная структура, характеризующаяся присутствием множества имеющих незначительные мощности фирм, будет более конкурентной. Рынки, где действуют фирмы крупного размера, будут менее конкурентными из-за значительного воздействия отдельных фирм на рыночное предложение.

Степень дифференциации продукта отражает наличие у предназначенных для удовлетворения одной потребности продуктов фирменных особенностей, от чего продукты разных фирм не являются совершенными заменителями. Независимо от того, на каких параметрах основана дифференциация продукта — технических данных, качестве, наборе услуг или каких-то иных, она имеет то существенное значение, что определяет уровень конкуренции на рынке. Чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным будет поведение продавцов, а их рыночная власть больше. Напротив, чем более стандартизированной является отраслевая продукция, тем выше эластичность спроса на продукт каждого отдельного производителя и тем более конкурентным является рынок. В данном случае можно сказать, что эластичность спроса — функция от числа конкурентов и степени дифференциации их продукции.

Условия вступления в отрасль и выхода из нее связаны с наличием или отсутствием отраслевых барьеров, к которым могут быть отнесены: значительный положительный эффект масштаба, патенты и лицензии, большая капиталоемкость производства, норма прибыли, согласованное поведение отраслевых фирм. Чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее посторонним фирмам проникать на отраслевой рынок и тем больше возможностей для действующих фирм реализовать рыночную власть. Если отрасль является капиталоемкой и выход из нее связан со значительными безвозвратными издержками, фирмы склонны к проведению согласованной ценовой политики. Как и то, так и другое препятствует развитию отраслевой конкуренции.

Степень контроля производителей над ценами является наиболее очевидным показателем степени конкурентности рынка. Чем больше контроль производителей над ценой, тем менее конкурентным является рынок. Степень контроля производителя над ценой не является статической величиной. С одной стороны, она детерминирована потребительскими предпочтениями и может изменяться независимо от производителя. С другой — устойчивость контроля над ценой зависит от характера порождающих его причин. Контроль над ценой может быть следствием рыночной доли фирмы или дифференциации продукта, которая обеспечивает большую его устойчивость.

Характер поведения фирм может быть не стратегическим, когда фирмы принимают решения не учитывая реакции конкурентов, и стратегическим, когда они принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперников, а их рыночное поведение координируется в соответствии с поведением других фирм отраслевого рынка. Стратегическое поведение обычно присуще рынкам с небольшим количеством фирм, каждая из которых обладает значительной долей рыночного предложения. Такие рынки характеризуются тесным взаимодействием фирм, усилением их рыночной власти и снижением конкурентного потенциала отрасли.

В конечном счете, все эти признаки найдут свое выражение в характерной для каждого типа рынка количестве и размере фирм, что дает возможность схематически представить распределение основных типов рыночных структур в следующем виде.

 

Много

Число фирм в отрасли

Мало

 

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

 

Малый

Размер фирм отрасли

Большой

 

Рынок совершенной конкуренции представляет собой рыночную структуру, характеризующую ценовой конкуренцией между не способными оказывать какого-либо влияния на рыночную цену фирмам.

Определяющими признаками рынка совершенной конкуренции являются:

   атомизация рынка, свидетельствующая о присутствии большого количества покупателей и продавцов, рыночные доли которых столь малы, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;

   стандартизация продукции, означающая такую однородностью продукции разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию одной фирмы другой;

   прозрачность рынка подразумевает то, что отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о цепах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией;

   свободный вход в отрасль и выход из нее указывает на то, что в отрасли отсутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действующий прекратить операции;

   автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что, принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов.

Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж

Основными признаками рынка монополистической конкуренции являются:

              дифференциация продукта, означающая, что, хотя товары разных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность, товару каждой фирмы присуши свои уникальные особенности, обусловливающие высокую, но не абсолютную степень замещения их товаров, приводя к возникновению ограниченной рыночной власти;

  большое число продавцов, достаточное для того, чтобы отрасль была конкурентной, однако, меньше, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обусловливает способность фирмы оказывать влияние наьрыночный спрос;

  отсутствие барьеров проникновения в отрасль хотя и сохраняет себя в качестве отсутствия легальных (технологических и законодательных) препятствий, но при более высоких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках проникновения в отрасль, обусловленных дифференциацией продукции (лояльность потребителя торговой марке);

  отсутствие стратегического поведения из-за большого количества продавцов.

Рынок абсолютной (чистой) монополии — тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции

Отличительными особенностями рынка абсолютной монополии являются:

  концентрация всего отраслевого предложения у единственного продавца, олицетворяющего собой отрасль;

  отсутствие товарных заменителей;

  блокирование входа в отрасль путем создания технологических (эффект масштаба) или законодательных барьеров (патенты, лицензии и т.п.);

  отсутствие стратегического поведения.

Рынок монопсонии — тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией рыночной власти у покупателя

Основными признаками рынка монопсонии являются:

   единственный покупатель, представляющий весь объем рыночного спроса;

   наличие большого числа продавцов, имеющих небольшие рыночные доли;

   стандартизированный товар;

   полная информированность покупателя о рыночных ценах и альтернативах;

   отсутствие взаимодействия продавцов.

Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характеризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм

Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом {дифференцированная олигополия). Важнейшими его признаками являются:

  ограниченное количество фирм, поделивших между собою отраслевой рынок;

  значительная концентрация производства у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного рыночного спроса;

  ограниченный доступ в отрасль, что может быть обусловлено как формальными (патенты и лицензии), так и экономическими (эффект масштаба, высокие издержки проникновения) барьерами;

  стратегическое поведение фирм, являющееся принципиальной характеристикой олигополистического рынка, означает, что осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом возможной реакции конкурентов на предпринимаемые действия.

Соревновательный рынок — тип рынка, на котором объектом конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам рынок

Соревновательный рынок имеет место в том случае, когда поведение продавца обусловлено не характером организации рынка, а наличием потенциальной угрозы конкуренции, то есть когда объектом конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам рынок. В этих условиях даже монополизировавшая рынок фирма вынуждена действовать в конкурентном режиме. Такая ситуация присуща рынкам, которые характеризуются:

  малым объемом рыночного спроса, так как в этом случае деятельность нескольких фирм на рынке будет заведомо нерентабельной;

  низкими безвозвратными издержками (невосполнимые потери, вызванные изменением вида или места деятельности), что обусловливает возможность проникновения на рынок потенциальных конкурентов.

 


Важнейшие признаки основных рыночных структур

Таблица 1

Признаки рыночной структуры

Тип рыночной структуры

Совершенная конкуренция

Монополия

Монопсония

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Количество продавцов

множество

один

много

много

мало

Рыночная доля фирмы

незначительная

большая

любая

небольшая

значительная

Степень замещения продукта

абсолютная (стандартизированный товар)

отсутствие заменителей (уникальный товар)

абсолютная (стандартизированный товар)

высокая, но не абсолютная (дифференцированный товар)

разная, (стандартизированный и дифференцированный товар)

Доступность рыночной информации

полная

полная

покупатель полностью информирован

может быть и полная и неполная

может быть и полная и неполная

Условия входа в отрасль и выхода из нее

свободный

вход полностью блокирован

возможны технологические и институциональные препятствия

отсутствие барьеров входа

наличие технологических и экономических препятствий

Степень рыночной власти у продавцов (коэффициент Лоренса)

0

1.0

1.0 у покупателя

0.35-0.5

0.6-0.8

Характер взаимодействия продавцов

отсутствие стратегического поведения

отсутствие стратегического поведения

отсутствие стратегического поведения

отсутствие стратегического поведения

наличие стратегического поведения

Эффективность

высокая

Неэффективность распределения и использования ресурсов

Зависит от степени конкуренции между продавцами и информированности покупателя об издержках

Потери эффективности из-за неполной загрузки производственных мощностей

Потери эффективности из-за неполной загрузки производственных мощностей

Тип конкуренции

совершенная

отсутствует

отсутствует

несовершенная, ценовая и неценовая за объем продаж

несовершенная, неценовая за объем продаж

Типичная отрасль

Сельское хозяйство

Энергетика, коммунальное хозяйство, трубопроводный транспорт

Производства оборонного назначения

Легкая промышленность, розничная торговля

автомобильная, электротехническая, сталелитейная

Способ регулирования рынка

совершенствование рыночной инфраструктуры

установление цен, ограничение уровня прибыли, определение набора услуг

законодательные меры

Налогообложение продукции и сверхприбыли

Налогообложение продукции и сверхприбыли, законодательные меры

 

Низкая интенсивность загрузки внутрирайонных пассажирских маршрутов изначально предполагает их монополизацию. Однако фирме-монополисту вряд ли удастся реализовать свое монопольное положение, так как отсутствие безвозвратных издержек не мешает другой транспортной фирме предложить более привлекательную цену за услуги и захватить рынок.

Влияние безвозвратных издержек на характер рыночного поведения фирм может проявляться и на рынках со значительным объемом спроса. Если в цене продукции существенную долю издержек составляют транспортные расходы, то часто именно это является фактором, препятствующим проникновению фирм на рынки других регионов. Между тем транспортные расходы не образуют безвозвратных издержек и могут быть фактором конкурентной угрозы. Если действующая в данном регионе фирма повысит цену до уровня обеспечивающего покрытие транспортных расходов по поставке продукции фирм из других регионов, то это приведет к проникновению на этот рынок посторонних фирм, что сделает рынок конкурентным. Поэтому, обладая внешними признаками даже монополии, региональные рынки чаще всего являются соревновательными.

 


6. Конкуренция и конкурентные стратегии фирм

 

6.1 Совершенная и несовершенная конкуренция

 

В сущности, конкуренция — процесс борьбы фирм за платежеспособный спрос, так как несмотря на многообразие форм проявления, суть отраслевого взаимодействия фирм сводится к одному — укреплению своего положения путем расширения контролируемой доли рынка. Однако содержание самого процесса конкуренции зависит от факторов, обусловливающих тип рыночной структуры и характер взаимодействия фирм отрасли. Главные критерии размежевания типов конкуренции связаны с объектностью конкурентных действий (продукт, цена, объем продаж) и принципами взаимодействия продавцов (учитывают или не учитывают поведение друг друга). Исходя из этого, различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – тип конкуренции, при котором фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене

Характерной особенностью совершенной конкуренции является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены, и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики. Совершенная конкуренция представляет собою скорее теоретическую модель, нежели тип реального соперничества фирм. Во-первых, сами условия совершенно конкурентного рынка на практике мало осуществимы, так как обычно рынки не являются атомизированными, а продукция фирм чаще всего дифференцирована. Фирмы используют разные технологии, а капиталоемкость современного производства такова, что сильно затрудняет межотраслевой перелив капитала. Во-вторых, посылка о пассивном приспособлении фирм к рыночным условиям и ценам не соответствует реальному характеру их деятельности, связанному с активным воздействием на окружающую рыночную среду. В-третьих, неполная доступность информации, а именно ее асимметрия является движущим мотивом конкуренции. Наконец, если мы где и встретим условия, соответствующие требованиям совершенной конкуренции, то они будут всего лишь отражать результат процесса конкуренции, ничего не говоря о самом способе конкуренции.

Несовершенная конкуренция — способ соперничества, при котором обладающие рыночной властью фирмы конкурируют за объем продаж

Несовершенная конкуренция представляет собой способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различные конкурентные стратегии. Экономическое содержание этого типа конкуренции состоит в том, что рыночное взаимодействие фирм представляет собою постоянно модифицирующийся процесс противодействия господству на рынке отдельных фирм. А его отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых факторов конкуренции. Наиболее распространенные формы несовершенной конкуренции — это:

а) монополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена уникальными особенностями их товара;

б) олигополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена их рыночной долей.

Конкуренция реализуется не только через цены, но и посредством типа продукта, способов производства и сбыта. Она направлена не только по отношению к потребителям, а затрагивает и других участников конкурентных сил — поставщиков ресурсов, посредников, производителей товаров-заменителей и т.д. Как функция рыночной структуры, конкуренция может быть более или менее ограниченной.

Главное, однако, состоит в том, чтобы определить, насколько соответствуют количество, качество и цены товаров запросам потребителей. В этом смысле конкуренция может быть эффективной и неэффективной.

 

6.2 Движущие силы конкуренции

 

Конкурентная среда любого отраслевого рынка формируется под влиянием пяти сил, определяющих интенсивность конкуренции:

1) отраслевых производителей;

2) покупателей;

3) поставщиков ресурсов;

4) наличия потенциальных конкурентов;

5) наличия товаров-заменителей.

Движущие силы конкуренции — совокупность факторов, определяющих условия получения фирмами прибыли и интенсивность их соперничества за рынок

Конкурентная сила отраслевых производителей зависит прежде всего от численности действующих в отрасли фирм и соотношения их производственных мощностей. В то же время интенсивность соперничества между фирмами будет зависеть от отраслевых особенностей производства (доля постоянных издержек, сезонность, возможности хранения продукции), динамики и особенностей спроса (соперничество усиливается при медленном росте спроса и когда издержки потребителей по замещению продукции низки), экономического состояния отрасли (рост, спад) и финансового положения фирм (уровень прибыльности), условий выхода из отрасли (большие безвозвратные издержки), типа конкурентных стратегий, применяемых фирмами, и национальной принадлежности последних.

Конкурентная сила покупателей связана с их способностью влиять на цены и другие условия сделки и зависит от рыночной доли отдельного покупателя и величины издержек по замещению, т.е. перехода к заменителям.

Конкурентная сила поставщиков состоит в их способности навязать условия сделки и зависит от степени дефицитности ресурса, степени концентрации ресурсов, наличия заменителей, значения ресурса для отрасли (доля ресурса в издержках отрасли), дифференциации поставок (одной отрасли или нескольким), возможности вертикальной интеграции. Если конкурентная сила поставщиков слаба, они стремятся оптимизировать свои отношения с покупателями ресурсов, связывая свое благополучие с благополучием отрасли, для которой осуществляются поставки. Если же поставщики обладают значительной конкурентной силой, то они стремятся перераспределить отраслевую прибыль в свою пользу, перекладывая издержки на плечи покупателей.

Конкурентная сила потенциальных конкурентов состоит в их способности оказывать влияние на ценовую политику фирм отрасли посредством угрозы проникновения в отрасль. Она зависит от высоты барьеров входа в отрасль, доступа к технологиям, отраслевой капиталоемкости, перспектив роста отрасли, наличия нормативных ограничений, вероятной реакции на их появление, действующих в отрасли фирм.

Конкурентная сила товаров-заменителей проявляется в их способности воздействовать на уровень цен отраслевой продукции и зависит от эксплуатационных особенностей продукта и величины издержек замещения для потребителей.

Сформированная под воздействием названных сил, конкурентная среда не является статичной, а постоянно изменяется, находясь под воздействием факторов, которые приводят к изменению конкурентных условий, выступая в качестве движущих сил конкуренции. Движущие силы конкуренции — это:

1) изменения в динамике роста отрасли, влияющие на отраслевое равновесие, отраслевые барьеры и приток инвестиций;

2) изменения потребительских предпочтений и способов использования продукта, приводящие к модификациям каналов сбыта и наборов услуг;

3) технические изменения, оказывающие влияние на изменение границ отрасли, уровень издержек и оптимального размера предприятия;

4) изменения продукции, определяющие степень дифференциации продукции, границы отрасли и рыночные доли фирм;

5) глобализация производства, влияющая на уровень издержек, размещение производства и характер управления;

6) изменения в образе жизни, обусловливающие трансформации в отраслевом спросе и отраслевой структуре экономики;

7) перемены в государственной политике, которые скажутся на структуре отрасли, уровне издержек, отраслевом спросе и стратегии поведения фирм.

 

6.3 Конкурентные стратегии фирмы

 

Завоевание и удержание конкурентного преимущества является едва ли не определяющей задачей фирмы, поскольку именно это обеспечит ей как надежный источник получения прибыли, так и хозяйственную устойчивость в долгосрочной перспективе. Фирма имеет конкурентное преимущество, когда она лучше своих конкурентов преодолевает силы конкуренции, а ее конкурентная стратегия является успешной, если фирма получает более высокую, нежели соперники, прибыль.

Конкурентная стратегия — деятельность фирмы, направленная на приобретение и удержание конкурентных преимуществ в отношении конкурирующих с ней фирм

Результативность той или иной конкурентной стратегии зависит от трех факторов: 1) правильного выбора типа конкурентной стратегии, основанного на учете отраслевых особенностей, и степени ее разработанности, 2) способности фирмы гибко реагировать на изменения условий, 3) стратегий, реализуемых конкурентами. Уже поэтому однозначно эффективных стратегий не существует, а сами они могут быть представлены в разнообразных комбинациях. Тем не менее, следует выделить три типа принципиального подхода к завоеванию конкурентного преимущества.

Стратегия лидерства по низким ценам нацелена на то, чтобы добиться осуществления производства с наиболее низкими отраслевыми издержками. Конкурентное преимущество здесь очевидно — низкие по сравнению с конкурентами издержки позволяют фирме диктовать нижний предел рыночной цены и, как следствие, увеличить свою долю рынка. Это обеспечивает фирме не только большую устойчивость по отношению к отраслевым конкурентам, но и большие возможности в противодействии проникновению на рынок посторонних фирм и товарам-заменителям. Применение этого типа стратегии эффективно тогда, когда отрасль характеризуется высокой степенью стандартизации продукции, а отраслевой спрос чувствителен к изменению цен.

Стать лидером по цене фирма сможет лишь в том случае, если она: а) обеспечит лучшее управление издержками (контроль над факторами производства) и б) окажется способной трансформировать цепи издержек в направлении их снижения. Первое может быть достигнуто путем интенсификации производства за счет отработки технологии, модернизация оборудования и распространения по подразделениям производственного опыта, а также наращивания экономии от масштаба производства посредством увеличения доли рынка и сокращения дифференциации продукции. Второе может быть реализовано за счет сокращения производственных издержек путем упрощения продукции, использования иной технологии, более дешевых материалов и автоматизации дорогостоящих процессов, а также за счет сокращения трансакционных издержек посредством использования новых методов продвижения товара, перемещения производства в экономически благоприятные регионы (близость источников сырья и покупателей, низкие налоги) и углубления вертикальной интеграции как в сторону поставщиков, так и каналов сбыта.

Вместе с тем, концентрация усилий фирмы на снижении издержек делает ее уязвимой со стороны изменений в спросе. В случае технологических прорывов (создание нового типа продукта) и изменения потребительских предпочтений, фирма может потерять весь спрос, несмотря на низкую цену. Кроме того, стратегия лидерства по низким ценам имеет тот недостаток, что может легко имитироваться конкурентами, сокращая возможности ее длительной эксплуатации, что ограничивает ценность этой стратегии для фирмы.

Стратегия дифференциации связана с приданием продукту специфических свойств, которые обеспечат фирме лояльность потребителей к ее продукции. Конкурентное преимущество фирмы состоит в том, что она добивается не только расширения спроса на свою продукцию, но и делает его неэластичным. Это позволяет фирме извлекать сверхприбыль за счет сокращения рыночной власти покупателей и установления повышенных цен, а также защищать себя от конкурентных стратегий соперников путем повышения отраслевых барьеров и противодействия товарам-заменителям. Применение стратегии дифференциации эффективно в том случае, когда имеет место высокая оценка потребителем отличительных свойств продукта и разнообразные способы его использования, а сама дифференциация продукта имеет множество аспектов. Она может быть достигнута на основе технического превосходства, качества, предоставления услуг, повышения ценности денег (продажа в кредит). Наиболее привлекательна такая дифференциация, которую трудно или дорого имитировать.

Главная задача разработки стратегии дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить снижение совокупных издержек потребителей по использованию продукта, что достигается в результате увеличения удобства и легкости пользования и расширения спектра удовлетворения нужд потребителя. Для этого фирма должна направить усилия на выявление источников ценности для потребителя, придание продукту свойств, повышающих удовлетворение потребителя, и обеспечение поддержки в процессе потребления продукта. Все это связано с проведением обширных НИОКР и активной маркетинговой деятельности. Так как успех стратегии дифференциации зависит от восприятия потребителем ценности продукта, то риски данной стратегии связаны с ошибками выбора базы дифференциации, изменениями потребительских предпочтений, превышением продажной цены над потребительской ценностью, игнорированием необходимости информирования потребителей.

Стратегия конкуренции на основе рыночной ниши представляет собою такой тип стратегии, при которой фирма концентрирует свои усилия на узкой части рынка. Порождаемое специализацией деятельности конкурентное преимущество фирмы может быть связано как с более низкими издержками, так и с уникальностью продукции. В первом случае источником конкурентного преимущества будет вы ступать различие в издержках обслуживания разных рыночных ниш, когда до определенного объема выпуска, малая фирма имеет более низкие издержки. Во втором случае источники конкурентного преимущества связаны с близостью к потребителям и лучшим знанием рынка. Стратегия, направленная на обслуживание рыночной ниши, эффективна при условии наличия разных сегментов спроса и достаточном для обеспечения прибыльности размере ниши, а также ограниченности ресурсов фирмы. Выгоды такой стратегии обусловлены лояльностью потребителей, компенсирующей воздействие эффекта масштаба. Фирма может реализовать такую стратегию, если она способна обеспечить эффективное обслуживание ниши, а размер самой ниши достаточно мал, чтобы не привлекать крупные фирмы. Что же касается рисков стратегии рыночной ниши, то к ним следует отнести угрозы, связанные с вероятностью исчезновения ниши из-за изменения потребительских предпочтений и переполнением ниши конкурентами из-за ее высокой прибыльности.

Конкуренция на мировых рынках может реализоваться в форме конкуренции на рынках многих стран, когда конкуренция на одном национальном рынке не зависит от конкуренции на другом национальном рынке, и в форме глобальной (международной) конкуренции, когда конкуренция на одном национальном рынке влияет и подвержена влиянию конкуренции на другом национальном рынке. В первом случае ее эффективность связана с институциональными (развитие рыночных институтов, антимонопольная и торговая политика), законодательными и экономическими (объем спроса, цены ресурсов, уровень конкуренции, налогов и инфляции) различиями между странами. При этом фирма выбирает конкурентную стратегию, исходя из особенностей того национального рынка, на котором она присутствует. Во втором — эффективность обусловлена глобализацией взаимодействия продавцов, которые конкурируют независимо от национальных условий. Такой тип конкуренции имеет место тогда, когда рассредоточение деятельности по национальным рынкам обусловливает снижение издержек из-за больших транспортных расходов или высоких торговых барьеров и необходимость более глубокой дифференциации продукта из-за национальных особенностей в спросе. При этом конкурентное преимущество фирмы будет связано не только с эффектом масштаба, что имеет место при конкуренции на нескольких национальных рынках, но и универсальностью (применение одних и тех же методов управления и маркетинга в разных странах, распространение опыта, полученного в одной стране, на другие), позволяющей координировать конкурентную стратегию в международном масштабе. В этом смысле рыночная сила глобально конкурирующей фирмы прямо пропорциональна количеству ее конкурентных преимуществ в каждой стране.

Что касается собственно конкурентных стратегий на мировых рынках, то они могут быть направлены на достижение преимуществ в издержках, дифференциации продукта и нишевой специализации.

 

6.4 Стратегии ценообразования

 

В конкурентном соперничестве фирм цена всегда играет важную роль. Не являясь целевым фактором, она в значительной степени обусловливает достижение преследуемых фирмой целей. Выступая в таком качестве, цена характеризуется определенной противоречивостью. С одной стороны, она должна способствовать расширению или по меньшей мере сохранению контролируемой фирмой доли рынка, а с другой — обеспечить должный уровень доходности. Разрешение этой проблемы находит свое проявление в стратегии ценообразования, которая будет отражать приоритетность целевых установок фирмы. Наиболее распространенными на практике являются такие стратегии ценообразования, как: 1) цена целевого дохода, 2) цена повышения доходности, 3) цена проникновения, 4) снятие «ценовых сливок», 5) цена ведомого.

Стратегия цены целевого дохода представляет собою стратегию, нацеленную на получение желаемого уровня прибыли, который устанавливается под влиянием множества факторов, отражающих особенности отраслевого рынка и типа фирмы. Данная стратегии может быть реализована при помощи метода ценообразования по принципу «издержки плюс», когда цена устанавливается путем добавления к средним издержкам приемлемого процента. Другой способ реализации этой стратегии связан с обеспечением определенного уровня доходности на инвестированный капитал. В этом случае фирма определяет приемлемую для себя величину ежегодной прибыли и нормальный (отвечающий практическим возможностям производственных мощностей) ежегодный объем выпуска. Надбавка к средним издержкам единицы продукции в этом случае составит величину, равную частному отделения плановой прибыли на объем выпуска продукции. Стратегия ценообразования целевого дохода наиболее широко практикуется фирмами, поскольку позволяет достичь приемлемого дохода без дорогостоящего анализа рыночных и производственных факторов.

Стратегия ценообразования в целях повышения доходности, называемая также принципом «потеря-лидер», используется в том случае, когда при много номенклатурном производстве или широком ассортименте продукции (торговые фирмы) в условиях жесткой конкуренции определяющим фактором доходности является увеличение совокупного объема продаж. Устанавливая низкие цены на некоторые товары, фирма добивается положительной по отношению к себе реакция потребителей и, соответственно, роста совокупного объема продаж, при котором прирост совокупной выручки от увеличения реализации одних товаров перекрывает ее потери от снижения цены на другие товары.

Стратегия цены проникновения состоит в установлении низкой цены (близкой к уровню средних издержек) и применяется при решении узко целевых задач — расширение доли рынка или проникновение на новый рынок, создание отраслевого барьера для потенциальных конкурентов, выведение на рынок нового продукта. Использование данной стратегии ценообразования эффективно тогда, когда спрос характеризуется высокой ценовой эластичностью, а производство большой положительной экономией от масштаба. Применение ее всегда имеет ограниченные временные рамки, так как она основана на отказе от краткосрочной прибыли в пользу долгосрочной.

Стратегия снятия «ценовых сливок» состоит в установлении высокой цены и является формой реализации рыночной власти, возникающей на базе инноваций (новый продукт), позволивших фирме значительно опередить конкурентов. Иногда она реализуется в форме ценовой дискриминации, когда существуют существенные различия в ценовой эластичности спроса для разных групп потребителей.

Стратегия цены ведомого представляет собою имитирование цен отраслевых лидеров, когда данная фирма не способна оказывать влияние на рынок, а рыночная цена позволяет ей извлекать приемлемую прибыль.

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

Заключение

 

Вопрос о взаимосвязи концентрации продавцов на рынке и уровня монопольной власти является одним из базовых в рамках теории организации рынка. Микроэкономическая теория рассматривает модели рыночных структур, в которых основами монопольной власти служат высокий уровень концентрации продавцов на рынке в сочетании с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).

Таким образом, существуют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по количеству предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; условием вступления в отрасль; возможностями контроля над ценами и другими факторами, определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее функционирования.

На совершенном рынке происходит взаимодействие множества покупателей и продавцов какого-то товара. Речь идет об абсолютно одинаковом товаре, который может различаться у разных продавцов только ценой. Поэтому конкуренция между продавцами носит ценовой характер. Совершенный рынок характеризуется также тем, что вход и выход на него свободен для всех. На таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его субъекты обладают всей информацией о состоянии данного рынка.

Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем, что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители. В результате у покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными удовлетворять ту же потребность.

Олигопольный рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара.

Объем производства фирма будет определять, сравнивая валовой доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).

В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. В долгосрочном периоде решение фирмы об объеме выпуска продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.

Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.

На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Так как кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

 

 

 

8. Список литературы

Основная литература:

1.      Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия. Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2008 – 280 с.

2.      Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия: учебное пособие. Практикум – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и стат-ка, 2008 – 336с.

3.      Жиделева В. В., Каптейн Ю. Н. Экономика предприятия. Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 133с.

4.      Н.Л. Зайцев. Экономика промышленного предприятия. Учебник. – М.: Инфра-М, 2009 – 624с.

5.      И.В. Сергеев. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009 – 304с.

6.      Экономика предприятия. Учебник./ Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юрист, 2009.

7.      Экономика предприятия. Учебник./ Под ред. проф. О.И. Волкова. М.: Инфра-М, 2009 – 416с.

8.      Экономика фирмы. Учебное пособие./ Под ред. проф. О.И. Волкова, доц. В.К. Скляренко – М.: Инфра-М, 2009 – 280с.

9.      Экономика предприятия./ В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко. Под ред. В.Я. Хрипача – Мн.: Экономпресс, 2009 – 464с.

10. Экономика предприятия. Электронное пособие. Авт. Баженов Г.Е., Гнездилова Л.Л., Стародубцева В.К., Яцко В.А.

11. Экономика предприятия. Учебник/ Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер - М.: Инфра-М, 2009 – 432с.

12. Экономика предприятия: Учеб. Пособие/ В.К. Стародубцева, Л. В. Решедько, О. А. Кислицына, Р. Г. Тишкова, Н. П. Бащук, В.А. Яцко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – 124с.

 

 

 

 

Информация о работе Фирма и ее место на рынке