Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:50, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать экономическое содержание и место государственного долга в экономической системе государства;
- охарактеризовать особенности государственного долга в зарубежных странах, проанализировать зарубежный опыт управления государственным долгом;
- рассмотреть причины, современное состояние, проблемы и пути оптимизации государственного долга в Республике Беларусь.
Введение 3
1 Сущность, виды, причины возникновения государственного долга 5
2 Анализ мирового опыта управления государственным долгом 11
3 Управление государственным долгом в Республике Беларусь 23
Заключение 45
Список использованных источников 47
Огромные долги, накопленные в рамках мировой финансовой системы, становятся все большим тормозом экономического развития многих стран, их погашение все чаще становится проблематичным и часто невозможным. Долгосрочные макроэкономические прогнозы свидетельствуют о том, что в обозримом будущем долговая проблема сохранится. Отчасти это связано с воспроизводством задолженности на собственной основе, а отчасти предопределено потребностями частного и государственного секторов экономики в новом финансировании.
В экономической литературе под государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. Можно уловить тесную взаимосвязь между понятиями государственный долг и дефицит бюджета. Как известно, под дефицитом бюджета понимают сумму, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны: во-первых, государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита. Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг, который необходимо выплачивать с процентами.
Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).
Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги.
Внутренний государственный долг характеризует долг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.
Государственный долг можно классифицировать как капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это касается как текущего, так и капитального долга.
В отношении текущего долга необходимо обеспечить реальные источники его погашения. Для капитального долга важно установить такие сроки его погашения, когда будут в наличии соответствующие для этого источники.
В управлении внутренним и внешним долгом существуют некоторые специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешнему долгу зависит, прежде всего, от валютных поступлений. Возможности погашения этого долга определяются в сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и дают возможность тем самым урегулировать платежный баланс.
Обслуживание долга – это комплекс мероприятий государства по погашению займов, выплате процентов по ним и изменению условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В отдельных случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, то есть погашению задолженности путем выпуска новых займов.
Выплата процентов, выигрышей средств на погашение займов составляет основную часть затрат на обслуживание государственного долга. К другим относятся затраты по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведение тиражей выигрыша, тиражей гашения и некоторых других затрат.
Методами управления государственным долгом является конверсия, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов[10,c.98].
Конверсия – это замена доходности займов. Государство, как правило, уменьшает размер процентов, которые должны быть выплачены по займу. Увеличение сроков действия выпущенных займов называется консолидацией. Консолидация и конверсия может проводится также одновременно. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. В некоторых случаях может осуществляться обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Этот метод экономических обоснований не имеет. Отсрочка погашения займа, как правило, проводится тогда, когда выпуск новых займов используется для обслуживания ранее выпущенных займов. Все указанные методы применяются по отношению к внутреннему долгу. Отсрочка погашения долговых обязательств, а также аннулирование долга может применяться как к внутреннему, так и внешнему долгу. Аннулирование долгов может быть обусловлено финансовой неспособностью государства, то есть банкротством, или политическими мотивами.
Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы, инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Кризисные явления в мировой экономике привели к росту государственных расходов на спасение банков и компаний, стимулирование программ поддержки экономики, что способствовало образованию дефицитов бюджетов, которые покрывались за счет притока внешних заимствований. Если ранее значительно росли долги банков и частных компаний, то в последние годы наблюдается рост государственных долгов, что дает основание говорить о кризисе суверенных долговых обязательств. Мировой финансовый кризис обострил проблему устойчивости государственного долга, так как превышение установленных индикаторов безопасности порождает негативные явления в экономике стран вплоть до дефолта страны, то есть невозможности государства оплачивать свои обязательства. Исследование макроэкономического регулирования накопленной задолженности государства является актуальным и приобретает особую значимость в современных условиях формирования посткризисной экономики. Это обусловлено ростом стоимости заимствований, ужесточением требований к заемщикам на внешних рынках, увеличением количества стран - потенциальных заемщиков, снижением доверия инвесторов и кредиторов, дефицитом ликвидности на мировом рынке ссудного капитала.
В мировой практике страны прибегают к заимствованиям при дефиците государственного бюджета, при пассивном платежном балансе, недостаточном количестве ресурсов для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований, реализации инвестиционных проектов и государственных программ.
- устранения последствий мирового финансового кризиса государства выделяют значительные средства на поддержку банковских систем, стимулирования производства и потребительского спроса, увеличивают социальные выплаты по безработице (таблица 2.1).
Государственные программы поддержки экономики значительно увеличивают государственные расходы, в результате дефицит бюджета значительного количества стран превышает установленные критерии экономической безопасности (3% ВВП) (рисунок 2.1).
Таблица 2.1 - Размер государственных программ поддержки экономики в отдельных странах
Страна |
Размер программ поддержки национальных банков |
Размер пакетов экономического стимулирования | |
млрд. долл. США |
млрд. долл. США |
% ВВП | |
Великобритания |
1 093,7 |
39,7 |
1,5 |
Германия |
775,9 |
94,9 |
2,64 |
Дания |
755,9 |
7,5 |
2,2 |
Франция |
490,1 |
27,9 |
1,0 |
Бельгия |
370,3 |
4,5 |
0,9 |
Нидерланды |
344,5 |
8,5 |
1,0 |
Австрия |
231,0 |
9,8 |
2,4 |
Швеция |
198,8 |
11,0 |
2,4 |
Испания |
182,0 |
72,0 |
4,6 |
Источник: Попкова, А. Управление государственным долгом в разных странах / А. Попова // Банкаўскі веснік. - 2010. - №22. – С.34
Рисунок 2.1 - Дефицит бюджета отдельных государств в 2009 г.
Источник: Попкова, А. Управление государственным долгом в разных странах / А. Попова // Банкаўскі веснік. - 2010. - №22. – С.34
По данным Европейской статистической организации, средний уровень бюджетного дефицита 27 стран Евросоюза в 2009 г. увеличился до 6,8% ВВП (в 2008 г. - 2,3% ВВП). Кроме того, 20 из 27 стран Евросоюза в 2009 г. имели дефицит госбюджета выше 3% ВВП. Средний размер внешнего государственного долга достиг 73,6% ВВП (в 2008 г. - 69,4% ВВП). В связи со сложившейся ситуацией для покрытия бюджетного дефицита правительства привлекают дополнительные средства с международных рынков капитала.
В частности, бюджет Германии на 2010 г. составлен с рекордно новой задолженностью, которая составляет 80,2 млрд. евро. Более 15% расходов бюджета этой страны в 2010 г. будет профинансировано за счет новых кредитов. Основное направление бюджетных расходов - социальная поддержка. На покрытие трат служб занятости и прочих социальных служб, обеспечивающих финансирование пособий по безработице, поддержку семей и пенсионеров, а также других социальных расходов предусмотрено 143,2 млрд. евро, или 45% от всех расходных статей бюджета. Расходы по финансированию пенсионного фонда составляют 80 млрд. евро из этой суммы. Второй статьей расхода с тратами в размере 38,9 млрд. евро является обслуживание уже существующего госдолга. Третья по значимости расходная статья - оборонный бюджет с расходами в 31,1 млрд. евро. Рекордное увеличение задолженности разрушает планы по снижению нагрузки по обслуживанию госдолга. Сегодня федеральный долг страны составляет более 1 трлн. евро. Таким образом, федеральный долг составляет 41,6% ВВП страны, а долг всех уровней власти - 70,8% ВВП. Увеличение внешнего государственного долга является вынужденной мерой. Начиная с 2011 г. по 2016 г. планируется постепенное сокращение дефицита бюджета на 10 млрд. евро в год.
По итогам 2009 г. дефицит государственного бюджета Франции достиг 7,5%. Многочисленные социальные выплаты позволили избежать резкого снижения потребления населения. Тем не менее, растет конкуренция со странами с низкими издержками, что способствует выносу за рубеж ряда производств. Согласно данным французского Национального института статистики государственный долг Франции за 2009 г. возрос до 1489 млрд. евро (77,6% ВВП). В 2008 г. этот показатель составлял 67,5% ВВП. Согласно прогнозам в 2010 г. дефицит государственного бюджета достигнет уровня 8,2% ВВП, и снизить его удастся лишь к 2013 г. Государственный долг Франции, в свою очередь, возрастет к 2012 г. до 87,1% ВВП.
Бюджетный дефицит США в 2009 г. превысил 1,5 трлн. долл. США[9,c.35]. За истекшие 12 месяцев правительство потратило на 80% больше, чем собрало в бюджет: 2 трлн. долл. США против 3,5 трлн. долл. США, заняв для этого внутри страны и за рубежом 44 доллара из каждых 100 потраченных. Ускоренное расходование средств по всем бюджетным статьям, включая оборону, происходит одновременно с сокращением налоговых поступлений из-за рецессии и высокой безработицы. Дефицит бюджета приблизился к 8,5% ВВП, а госдолг - к 90% ВВП.
Рисунок 2.2 - Величина платежного баланса отдельных государств
Источник: Попкова, А. Управление государственным долгом в разных странах / А. Попова // Банкаўскі веснік. - 2010. - №22. – С.35
Государства вынуждены привлекать новые заимствования и для погашения дефицита платежного баланса. Как видно на рисунке 2, профицит платежного баланса еврозоны сменился дефицитом в 2008 - 2009 гг. В рассматриваемый период США имели дефицит платежного баланса, который сократился в 2009 г. благодаря принятым стимулирующим мерам по поддержке экономики.
В период, предшествующий кризису, экономический рост многих стран был обеспечен за счет внешнего финансирования, прежде всего кредитования по низким ставкам. Такая модель эффективна в условиях доступных и недорогих кредитов, но как только источник финансирования заканчивается, возникают проблемы с возвратом задолженности. Так, правительство Дубая в последние годы привлекало значительные заемные ресурсы для грандиозных проектов. Мировой финансовый кризис привел к падению цен на дубайскую недвижимость, цены на которую упали более чем на 50%. В результате долг правительства Дубая и принадлежащих ему компаний составил 21 млрд. долл. США.
Многие годы значительный рост ВВП балтийских стран обеспечивался главным образом не наращиванием промышленного производства и экспорта, а подъемом строительной индустрии и значительным увеличением внутреннего спроса за счет доступности кредитов, в первую очередь ипотечных. Одной из макроэкономических проблем экономик этих стран является высокий дефицит счета текущих операций, который ранее пополнялся за счет внешнего финансирования. Когда сократился приток зарубежных инвестиций и кредитов, в экономике стран Балтии возникли многие дестабилизирующие явления, для предотвращения которых пришлось принимать ряд антикризисных мер.
Вышеуказанные проблемы привели к росту государственного долга развитых стран мира (рисунок 2.3). Согласно прогнозу МВФ рост долговых обязательств развитых стран продолжится и в последующие годы.
Рисунок 2.3 - Внешний государственный долг отдельных стран
Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления