Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать экономическое содержание и место государственного долга в экономической системе государства;
- охарактеризовать особенности государственного долга в зарубежных странах, проанализировать зарубежный опыт управления государственным долгом;
- рассмотреть причины, современное состояние, проблемы и пути оптимизации государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, виды, причины возникновения государственного долга 5
2 Анализ мирового опыта управления государственным долгом 11
3 Управление государственным долгом в Республике Беларусь 23
Заключение 45
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач4.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

В структуре валового внешнего долга в последние годы наблюдается устойчивая тенденция смещения сроков заимствования от краткосрочных к долгосрочным обязательствам. На 1 января 2012 г. в общем объеме валового внешнего долга основную часть занимали долгосрочные обязательства на срок свыше одного года - 19 578,6 млн. долларов (57,5 %), которые увеличились за 2011 год на 24,6 %. Краткосрочные обязательства сложились в размере 14 449,8 млн. долларов (42,5 %) и увеличились на 13,9 %.

Основным источником формирования долгосрочных внешних обязательств явился сектор органов государственного управления (63,1 % всего объема долгосрочного внешнего долга), поскольку основную часть долга этого сектора занимают привлеченные Правительством Республики Беларусь долгосрочные кредиты и займы. Основным источником краткосрочных заимствований явился сектор нефинансовых организаций и домашних хозяйств (77,5 % всего объема краткосрочных внешних обязательств страны), так как значительную часть привлекаемых ими внешних финансовых ресурсов составили торговые кредиты, краткосрочные по своей природе.

Краткосрочные внешние обязательства Республики Беларусь (по остаточному сроку погашения) на 1 января 2012 г. составили 18 096,8 млн. долларов (или 53,2 % общего объема валового внешнего долга) и увеличились за 2011 год на 3 605,5 млн. долларов, или 24,9 %.

В структуре предстоящих платежей по основному внешнему долгу обязательства, сроки возврата по которым не установлены13, занимали 15,3 % всего объема валового внешнего долга. Обязательства, сроки платежей по которым наступят в течение одного месяца, составили 10,5 %, в течение от одного месяца до одного года - 27,4 %, свыше одного года до двух лет - 10,1 %, от двух до пяти лет - 25,1 % и свыше пяти лет - 11,6 %[8].

В общей сумме внешнего долга Республики Беларусь основную часть (57,5 %) составили обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам и займам - 19 554,2 млн. долларов. Задолженность по коммерческим (торговым) кредитам сложилась в размере 8 050,9 млн. долларов (23,7 %), обязательства по долговым ценным бумагам – 2 109 млн. долларов (6,2%), обязательства по счетам и депозитам – 2 083,1 млн. долларов (6,1 %), прочие обязательства (включая просроченную задолженность за товары и услуги) - 1 230,6 млн. долларов (3,6 %). Обязательства по кредитам, предоставленным резидентам Республики Беларусь иностранными «материнскими» компаниями, составили 1 000,6 млн. долларов (2,9 %) (рис. 3.1).

Рисунок 3.1 – Структура внешнего долга Республики Беларусь по видам финансовых инструментов на 1 января 2012 г.

Источник: Комментарий к платежному балансу за 2011 г. // Национальный банк Республики Беларусь [электронный ресурс]: http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/Comment/2011.pdf

Региональная структура валового внешнего долга за 2011 год не претерпела существенных изменений. Основным кредитором для Республики Беларусь остается Российская Федерация, доля которой в общем объеме внешних долговых обязательств страны составила 30,9 %. На 1 января 2012 г. объем накопленного внешнего долга перед российскими инвесторами сложился в размере 10 524,3 млн. долларов. В том числе сектор нефинансовых организаций и домашних хозяйств привлек 4 137 млн. долларов российских инвестиций, сектор органов государственного управления - 3 322,3 млн. долларов. Кроме Российской Федерации, значительный объем инвестиций получен от международных финансовых организаций, доля которых составила 17,1 %, Китая - 8,3 % и Германии - 6,2 %.

Основные суммы финансовых средств от международных организаций привлечены Правительством Республики Беларусь. Основной объем китайских кредитных средств заимствован сектором органов государственного управления и сектором органов денежно-кредитного регулирования.

Основными валютами внешних заимствований являются доллар США, евро и российский рубль. Их доля в общем объеме валового внешнего доля составила 82,4 %. На 1 января 2012 г. 48,9 % всех внешних долговых обязательств была номинирована в долларах США, в евро - 24,3 %, в российских рублях - 9,2 %. Белорусский рубль в структуре валового внешнего долга занимал 4,1 %.

Основная часть внешних долговых обязательств органов денежно-кредитного регулирования (на 65,1 %) сформирована за счет белорусских рублей, за счет долларов США - на 17,8 %, за счет российских рублей - на 12,6 %, за счет евро - на 4,5 %.

В структуре внешнего долга сектора органов государственного управления 62,1 % всех внешних заимствований осуществлено в долларах США, СПЗ составили 32,8 %.

Внешний долг банков на 93 % сформирован валютами стран - основных торговых партнеров (доллар США, евро, российские рубли).

Внешние заимствования нефинансовых организаций на 45,4 % номинированы в долларах США, на 35,2 % - в евро и на 16,3 % - в российских рублях.

Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь традиционно используются в качестве индикаторов платежеспособности страны и безопасного уровня внешнего долга.

На 1 января 2012 г. отношение валового внешнего долга к ВВП составило 62,3 % (на 1 января 2011 г. - 51,6 %), в том числе внешний долг органов государственного управления составил 22,6 % ВВП (на 1 января 2011 г. - 18,3 % ВВП).

Отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 января 2012 г. сложилось на уровне 72,9 % против 95 % на 1 января 2011 г.

На 1 января 2012 г. валовой внешний долг в расчете на душу населения составил 3 595 доллара, увеличившись за 2011 год на 599,5 доллара.

Наблюдалось улучшение критерия устойчивости краткосрочного внешнего долга, в качестве которого служит его отношение к международным резервам. На 1 января 2012 г. международные резервные активы Республики Беларусь покрывали 54,8 % краткосрочного внешнего долга (на 1 января 2011 г. - 39,7 %)[8].

Покрытие международными резервами предстоящих в течение года выплат по внешнему долгу (правило Гвидотти) на 1 января 2012 г. составило 41,8 % против 32,5 % на 1 января 2011 г.

За 2011 год на обслуживание валового внешнего долга направлено 6 320,7 млн. долларов, в том числе на погашение основного долга - 5 405,2 млн. долларов, на платежи по процентам - 915,5 млн. долларов. Обслуживание валового внешнего долга за отчетный период составило 11,6 % ВВП и 13,5 % экспорта товаров и услуг. По итогам 2012 года ожидается, что расходы на обслуживание валового внешнего долга (включая платежи по погашению основного долга и процентов) составят порядка 18 917 млн. долларов или 34,6 % годового ВВП.

На обслуживание внешнего долга органов государственного управления за 2011 год потрачено 552,1 млн. долларов, из них 169 млн. долларов на погашение основного долга. В 2012 году на погашение государственного внешнего долга прогнозируется выплатить 1 784,6 млн. долларов.

Показатель долговой нагрузки на государственные финансы - отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга органов государственного управления к доходам республиканского бюджета - составил 3,3 %.

Чистый внешний долг Республики Беларусь, представляющий собой международную инвестиционную позицию по долговым инструментам с противоположным знаком, на 1 января 2012 г. сложился в размере 16 912,4 млн. долларов (30,9 % годового ВВП) и уменьшился за 2011 год на 0,1 %[8].

Таким образом, рост отрицательного внешнеторгового сальдо вызывает необходимость роста внешних заимствований, что ухудшает международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, оказывает давление на валютную и курсовую политику, не способствует увеличению притока в экономику страны прямых иностранных инвестиций и передовых зарубежных технологий. Использование международных кредитных ресурсов на поддержание курса белорусского рубля стимулирует внутреннее потребление и импорт потребительских товаров в страну, что ведет к оттоку валюты.

Внешний долг Беларуси находится на уровне, но вместе с тем, внешняя задолженность Беларуси значительно ниже средней по странам СНГ и ЦВЕ. Однако на ее устойчивость негативно влияет мировой финансовый кризис, усиливаемый краткосрочной природой внешнего долга Беларуси. В целом внешний долг Беларуси повержен следующим рискам:

- риск обменного курса. Увеличение дефицита текущего счета ввиду сокращения экспорта инвестиционных товаров в Россию и снижения цен на нефтепродукты приводит к давлению на курс рубля. Единственным источником его компенсации являются внешние государственные займы, так как в условиях кризиса иностранные инвестиции сильно ограничены. Девальвация же белорусского рубля также ведет к увеличению внешнего долга. Внешний долг Беларуси номинирован в основном в долларах США, а его удорожание относительно рубля ведет к пропорциональному увеличению долга (оцениваемого как % от ВВП, рассчитываемого в белорусский рублях);

- риск роста процентных ставок  в условиях усилившегося кризиса  превратился в проблему отсутствия  средств на рынках заемного  капитала. Текущие внешние займы в незначительной мере подвержены росту ставок, однако нехватка ликвидности на мировых рынках делает невозможным перекредитование. Выплата же текущих займов приведет к еще большему давлению на обменный курс;

- структура внешнего долга Беларуси, в которой преобладает краткосрочный долг, несет опасность его устойчивости. В основном краткосрочной долг сформирован торговыми кредитами предприятий, выплата которых может стать затруднительной в условиях кризиса. Предприятия, выполняющие план роста, вынуждены сохранять неизменным выпуск продукции при кардинальном снижении спроса на нее на внешних рынках. Это ведет к росту складских запасов готовой продукции и замораживанию оборотных средств предприятий, что затрудняет выплату торговых кредитов[4,c.8].

Возможными рекомендациями по проблеме внешнего долга в области экономической политики могут быть:

- сокращение доли краткосрочных  займов в совокупном объеме  внешнего долга за счет увеличения  долгосрочного внешнего кредитования. В первую очередь это относится  к «другим секторам» и банкам. Однако для привлечения долгосрочных займов предприятиям необходимо внедрить прозрачную систему финансовой отчетности, соответствующей мировым стандартам, а также обеспечить стабильность законодательства, регулирующего их деятельность. Долгосрочное заимствование банковским сектором также связано с прозрачностью их деятельности и ролью государства - наличие гарантий, ограниченное вмешательство в деятельность;

- диверсификация инструментов  внешнего заимствования в сторону  увеличения роли инструментов финансового рынка. Для этого, помимо внедрения международной отчетности, необходимо выполнение и расширение существующей программы по развитию фондового рынка в Беларуси;

- незначительная доля межфирменного  кредитования говорит о малом  количестве филиалов иностранных предприятий в Беларуси. Упрощение условий их деятельности и создание более благоприятного бизнес климата может привести к увеличению притока долгосрочного иностранного капитала в страну;

- следует продолжить работу  по выпуску Евробондов, т.е. выходу на международный рынок государственных долговых обязательств. Их выпуск (после завершения мирового финансового кризиса) позволит с одной стороны диверсифицировать источники внешнего заимствования, с другой - позволит отслеживать динамику процентных ставок для Беларуси, тем самым создаст инструмент оценки ее платежеспособности и устойчивости развития;

- более активное использование  в будущем другого источника внешнего финансирования - прямых иностранных инвестиций. Приватизация с участием иностранного капитала позволит привлечь необходимые ресурсы для выравнивания сальдо платежного баланса и обслуживания внешнего долга, накопленного, в том числе, в период мирового экономического кризиса[4,c.9].

Анализ динамики и структуры совокупного долга Республики Беларусь показал, что построение грамотной, научно обоснованной стратегии управления совокупной внешней задолженностью страны, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

Стратегия управления внешним долгом (далее - Стратегия) представляет собой систему выработки долгосрочных целей и задач управления внешним долгом, определения механизма и условий их реализации.

Основными целями Стратегии являются своевременное обслуживание внешнего долга с минимальными затратами, идентификация, хеджирование и предотвращение финансовых рисков на основе анализа и прогноза внутренних и внешних экономических факторов посредством оптимального выбора долговых методов и инструментов[7,c.11].

Реализация поставленных целей осуществима с помощью решения следующих задач:

- текущего обслуживания внешнего долга и работы по снижению долговой нагрузки на экономику путем совершенствования структуры долга и улучшения профиля долговых выплат. Формирование оптимальной долговой структуры - краеугольный камень Стратегии. Причем структура долга также должна быть совместимой с ограничениями, определяемыми макроэкономической ситуацией;

- повышения эффективности использования заемных средств, создания соответствующей системы учета и контроля;

- выработки обоснованной политики привлечения новых кредитных ресурсов;

- усиления инвестиционного характера займов;

- определения приоритетов кредитной политики государства, обеспечения своевременного возврата предоставленных кредитов;

- поиска дополнительных источников погашения долга.

Исходя из целей и задач Стратегии можно заметить, что первоначальным этапом ее построения является оценка текущей внешнедолговой ситуации, которую целесообразно проводить путем идентификации рисков долга. В рамках Стратегии риск представляет собой вероятность финансовых потерь в результате наступления определенных событий или совершения каких-либо действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы. В качестве количественной оценки риска используется расчет объема потерь (стоимость обслуживания и погашения обязательств) в случае наступления определенных событий.

Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления