Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 22:50, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать проблемы государственной задолженности, исследовав при этом опыт зарубежных стран и Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать экономическое содержание и место государственного долга в экономической системе государства;
- охарактеризовать особенности государственного долга в зарубежных странах, проанализировать зарубежный опыт управления государственным долгом;
- рассмотреть причины, современное состояние, проблемы и пути оптимизации государственного долга в Республике Беларусь.
Введение 3
1 Сущность, виды, причины возникновения государственного долга 5
2 Анализ мирового опыта управления государственным долгом 11
3 Управление государственным долгом в Республике Беларусь 23
Заключение 45
Список использованных источников 47
Таблица 3.1 - Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь, млн. долл. США
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Активы |
3289 |
3583 |
8592 |
7771 |
10 938 |
11 152 |
Пассивы |
7185 |
9201 |
16 501 |
21 161 |
29 836 |
37 572 |
Чистая инвестиционная позиция |
-3896 |
-5618 |
-7909 |
-13 390 |
-18 898 |
-26 420 |
Соотношение активов к пассивам |
1/2,2 |
1/2,6 |
1/1,9 |
1/2,7 |
1/2,7 |
1/3,7 |
Источник: Дайнеко, А. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси / А. Дайнеко // Банкаўскі веснік. - 2012. - №3. – С.7
Однако начавшийся в 2008 г. финансовый кризис в мире вновь вернул соотношение между активами и обязательствами к соотношению почти 1/3, что соответствовало положению, когда обязательства в три раза превышали имеющиеся иностранные активы, то есть как субъект мировой экономики страна жила в долг. В первую очередь это было связано со значительным падением экспорта белорусских товаров и сокращением валютных поступлений в страну.
В 2009 - 2010 гг. ситуация резко изменилась в сторону негативной тенденции. И хотя соотношение активов и пассивов в 2009 г. оставалось на уровне 2008 г., в 2010 г. данный показатель достиг значения 1/3,7. В абсолютном выражении (долларах США) чистая инвестиционная позиция в 2010 г. ухудшилась практически в 2 раза по сравнению с 2008 г.
Подобная ситуация может продолжаться достаточно долго, пока страна имеет возможность кредитоваться в других странах или международных финансовых организациях. Однако для того, чтобы по-настоящему стать экономически независимым государством, необходимо иметь достаточное количество собственных иностранных активов для покрытия всех своих международных обязательств.
Рассмотрим динамику внешней торговли нашей страны и факторы, определяющие дисбаланс между экспортом и импортом товаров. Как показывают данные таблицы 3.2, Беларусь имеет динамично растущее отрицательное внешнеторговое сальдо.
Таблица 3.2 - Динамика внешней торговли товарами Республики Беларусь, млн. долл. США
Показатель |
1995 |
2000 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Экспорт |
4803 |
7326 |
19 734 |
24 275 |
32 571 |
21 304 |
25 226 |
40 294 |
Импорт |
5564 |
8646 |
33 251 |
28 693 |
39 381 |
28 569 |
34 868 |
45 747 |
Сальдо |
-761 |
-1320 |
-2617 |
-4418 |
-6810 |
-7265 |
-9642 |
-5 453 |
в том числе с Россией |
-780 |
-1895 |
-6254 |
-8326 |
-12 955 |
-10 008 |
-8242 |
-11 238 |
со странами вне СНГ |
-111 |
351 |
3286 |
3377 |
4787 |
1643 |
-2631 |
3 131 |
Источник: Дайнеко, А. Внешнеэкономический дисбаланс и рост внешнего долга Беларуси / А. Дайнеко // Банкаўскі веснік. - 2011. - №3. – С.7
Величина отрицательного сальдо обусловливается необходимостью ежегодного импорта из России углеводородного сырья, в том числе около 21,5 млн. тонн нефти сырой, 20,5 млрд. кубометров природного газа и других товаров промежуточного импорта, которые активно участвуют в производстве национального валового внутреннего продукта. Импорт промежуточных товаров в общем объеме импорта занимает около 70%. Таким образом, он оказывает решающее влияние на формирование отрицательного внешнеторгового сальдо. Это свидетельствует о высокой степени импортоемкости национальной экономики, где доля импорта доходит до 60% в валовом внутреннем продукте. В результате повышение ежегодных темпов роста ВВП вызывает рост товаров промежуточного импорта для производства необходимого объема ВВП.
Вносят свой вклад в ежегодный рост отрицательного внешнеторгового сальдо и опережающие темпы роста импорта над экспортом. Если нашей стране удастся переломить эту негативную тенденцию, то в будущем можно надеяться на достижение сбалансированности внешней торговли. Кроме того, росту отрицательного сальдо внешнеторгового баланса способствуют ежегодно растущие мировые цены на товары, в том числе и на углеводородное сырье. Россия в последние годы заняла позицию приближения к мировому уровню экспортных цен на углеводороды для Беларуси. Это отразилось на резком приросте отрицательного сальдо в торговле с Россией, особенно в 2008 г.
Мировой финансовый кризис в 2009 г. оказал наибольшее негативное влияние на экономику Беларуси. Наблюдалось падение экспорта и импорта товаров, вместе с тем отрицательная величина внешнеторгового сальдо продолжала расти, что было обусловлено более быстрыми темпами падения нашего экспорта, чем импорта.
В 2010 г. Республике Беларусь не удалось восстановить докризисные объемы внешней торговли. Величина отрицательного внешнеторгового сальдо достигла приблизительно 9,6 млрд. долл. США, что составило 17,5% валового внутреннего продукта - это рекордное значение за всю историю. Выше отмечалось, что по рекомендациям МВФ этот показатель не должен превышать 5%. В противном случае создается угроза финансовой устойчивости и экономической безопасности страны. Положение здесь усугубилось и тем, что впервые за последние 15 лет сложилось отрицательное сальдо в торговле со странами вне СНГ. В предыдущие годы торговля с этой группой государств выступала одним из источников покрытия отрицательного сальдо, формирующегося в торговле с Россией[3,c.8].
Как результат, для покрытия отрицательного внешнеторгового сальдо Беларусь вынуждена осуществлять ежегодные международные заимствования. Это вылилось в рост совокупного валового внешнего долга нашей страны, который на 01.01.2011 составил около 28,5 млрд. долл. США, или 52,4% валового внутреннего продукта, произведенного в 2010 г. (таблица 3.3).
Таблица 3.3 - Динамика валового внешнего долга Республики Беларусь, млн долл. США
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Валовой внешний долг |
4 935,4 |
6844 |
12 496 |
15 154 |
22 060 |
28 512 |
34 028,4 |
в том числе: краткосрочный |
3 840,4 |
4778 |
7867 |
8276 |
9872 |
12 794 |
14 449,8 |
долгосрочный |
1 095,0 |
2066 |
4629 |
6878 |
12 188 |
15 718 |
19 578,6 |
органы государственного управления |
501,1 |
589 |
2036 |
3597 |
8363 |
10 058 |
12 351,0 |
органы денежно-кредитного управления |
67,8 |
0,7 |
596 |
430 |
424 |
1855 |
1 529,7 |
банки |
625,8 |
1487 |
2571 |
3081 |
3553 |
5752 |
6 077,4 |
другие секторы |
3 402,5 |
4368 |
6785 |
7327 |
8922 |
10 033 |
13 064,3 |
прямые инвестиции: межфирменное финансирование |
338,2 |
400 |
508 |
719 |
799 |
813 |
1 006,0 |
валовой внешний долг в % к ВВП |
14,2 |
17,1 |
27,6 |
25,1 |
45,0 |
52,4 |
62,3 |
Источник: Валовой внешний долг Республики
Беларусь в разрезе секторов экономики
и финансовых инструментов за 2005 – 2011
гг. // Национальный банк Республики Беларусь
[электронный ресурс]: http://www.nbrb.by/statistics/
По методологии МВФ, предельное значение данного показателя, которое является безболезненным для национальной экономики, равняется 60%. Очевидно, что Беларусь вплотную подошла к той черте, за которой создается угроза национальной безопасности государства.
По данным таблицы 3.3, с 2009 г. наблюдается резкий прирост валового внешнего долга. Сопоставляя данные таблицы 3 с данными таблицы 2, можно сделать вывод, что именно в этот период произошел значительный прирост отрицательного значения внешнеторгового сальдо, на покрытие которого и потребовались дополнительные валютные ресурсы. Причем, если в 2006—2008 гг. краткосрочный внешний долг превышал долгосрочный, то с 2009 г. наблюдается обратная картина.
В структуре валового внешнего долга с 2009 г. можно заметить рост задолженности органов государственного управления в 2,3 раза по сравнению с 2008 г. Органы денежно-кредитного управления активизировали привлечение внешних заемных ресурсов: только в 2010 г. наблюдался рост в 4,4 раза по сравнению с 2009 г. Банки в 2010 г. также привлекли на 62% больше внешних заимствований по сравнению с предыдущим годом. В целом наибольшие темпы прироста валового внешнего долга наблюдаются в 2009 и 2010 гг. - 45,5 и 29,2% соответственно к уровню прошлого года.
На обслуживание внешнего долга в 2010 г. было направлено 5166 млн. долл. США, что составило 9,5% ВВП. Из указанной суммы 4563 млн. долл. США составили выплаты по основному долгу, 602 млн. долл. США - платежи по процентам[16,c.49].
Обязательства Республики Беларусь перед нерезидентами, образующие ее внешний долг, на 1 января 2012 г. составили 34 028,4 млн. долларов (62,3 % годового ВВП), или 73,9 % общей суммы иностранных обязательств страны. За 2011 год валовой внешний долг Республики Беларусь увеличился на 5 627,3 млн. долларов, или на 19,8 %. При этом темпы роста валового внешнего долга опережали темпы роста годового ВВП (за 2011 год ВВП в эквиваленте долларов США снизился на 0,8 %). За счет операций, отражаемых в платежном балансе, внешние долговые обязательства выросли на 6 435,1 млн. долларов, за счет курсовой и стоимостной переоценок - уменьшились на 842,8 млн. долларов, за счет прочих изменений - увеличились на 35 млн. долларов[8].
Основной вклад в увеличение объема валового внешнего долга Республики Беларусь за 2011 год внесли внешнеэкономические операции сектора органов государственного управления, банков и других секторов.
В структуре валового внешнего долга страны наибольший удельный вес занимали внешние долговые обязательства сектора нефинансовых организаций и домашних хозяйств и сектора органов государственного управления. При этом следует отметить, что за последние пять лет, значительно увеличилась доля внешних обязательств Правительства Республики Беларусь при сокращении удельного веса внешнего долга других секторов.
Обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2012 г. составили 1 529,7 млн. долларов (4,5 % валового внешнего долга страны) и уменьшились за 2011 год на 325,6 млн. долларов, или на 17,5 %. При этом долгосрочные обязательства уменьшились на 254,1 млн. долларов (на 43,2 %), краткосрочные обязательства - на 71,5 млн. долларов (на 5,6 %). Основной объем внешнего долга пришелся на обязательства в форме задолженности по счетам и депозитам в размере 1 388 млн. долларов (90,7 % внешнего долга органов денежно-кредитного регулирования), в том числе краткосрочные - 1 195,6 млн. долларов и долгосрочные - 192,4 млн. долларов. Обязательства в форме кредитов составили 141,7 млн. долларов (9,3 %)[8].
На 1 января 2012 г. внешний долг органов государственного управления (без учета кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь) сложился в объеме 12 351 млн. долларов (36,3 % валового внешнего долга страны) и увеличился с начала года на 2 293,1 млн. долларов (на 22,8 %). Внешний долг этого сектора представлен долгосрочными обязательствами Правительства Республики Беларусь перед нерезидентами в форме кредитов и займов в размере 9 762,7 млн. долларов (включая кредит МВФ на сумму 3 484,3 млн. долларов). Обязательствами перед нерезидентами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов Республики Беларусь на сумму 2 022,3 млн. долларов, а также обязательствами, связанными с распределением специальных прав заимствования МВФ, в объеме 566 млн. долларов.
За 2011 год внешний долг белорусских банков увеличился на 5,7 % и на 1 января 2012 г. составил 6 077,4 млн. долларов (17,9 % валового внешнего долга страны).
Долгосрочный внешний долг банков сложился в размере 4 023,7 млн. долларов (66,2 % внешних обязательств банков) и увеличился за 2011 год на 30,8 %. Краткосрочные внешние обязательства банков составили 2 053,7 млн. долларов (33,8 %) и уменьшились за отчетный период на 23,3 %. Основная сумма внешнего долга банков (86,3 %) представлена обязательствами перед нерезидентами по привлеченным кредитам и займам в размере 5 246,6 млн. долларов, в том числе долгосрочными - в размере 3 474,2 млн. долларов и краткосрочными - в размере 1 772,4 млн. долларов[8].
На 1 января 2012 г. внешний долг других секторов (нефинансовых организаций и домашних хозяйств) увеличился на 31,1 % и составил 14 070,3 млн. долларов (41,3 % валового внешнего долга страны). Значительная часть внешнего долга нефинансовых организаций в размере 11 200,5 млн. долларов (79,6 %) представлена краткосрочными обязательствами на срок один год и менее. При этом основным инструментом привлечения внешнего финансирования для нефинансовых организаций явились торговые кредиты (включая просроченные обязательства) в размере 8 665,1 млн. долларов (61,6 %). Долг по привлеченным иностранным кредитам и займам, в том числе полученным от прямых иностранных инвесторов, составил 5 403,8 млн. долларов (38,4 %).
Информация о работе Государственный долг: причины возникновения и проблемы управления